Скачать 2.7 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() «Омский промышленно-экономический колледж» СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Учебная дисциплина Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ для студентов очной формы обучения 2016
Организация разработчик: БПОУ ОО ОПЭК Разработчики:
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной образовательной программы среднего профессионального образования бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения. Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО (ФГОС СОО), обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе. В электронном виде методические указания размещены на сайте колледжа по адресу: http://www.ompec.ru/ в разделе СТУДЕНТУ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОДЕРЖАНИЕ
Введение Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении дисциплины «Информатика». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
знать:
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ! Методические указания по учебной дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для выполнения практических работ адресованы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления проектов документов. Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО/ СОО), кратким теоретическим и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике. Отчет о практической работе Вы выполняете по приведенному алгоритму, опираясь на образец. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по учебной дисциплине Информатика и ИКТ и допуска к экзамену. Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно Вам не удается, обратитесь к преподавателю для получения разъяснений или указаний. Желаем Вам успехов! Правила выполнения практических занятий Для качественного выполнения практической работы Вы должны выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих практических работ. После завершения работы студент должен представить выполненную работу для получения оценки. Требования к выполнению практической работы и критерии оценки за работу представлены в методических рекомендациях к практической работе. Описание установки или рабочего места студента для выполнения практических заданий Оснащение рабочего места:
Инструкции по технике безопасности Требования безопасности перед началом работы
Требования безопасности во время работы
Запрещается
РАЗДЕЛ 1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Тема 1.1. «Информационные и телекоммуникационные технологии и информационные системы» Название практической работы № 1: «Классификация информационных систем. Организация автоматизированного рабочего места специалиста» Цель работы: Освоить понятие информационных технологий (ИТ), автоматизированных информационных систем, автоматизированного рабочего места, возможности применения ИТ в профессиональной деятельности. Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение): персональный компьютер, методические рекомендации к выполнению работы, задание и образец для проведения практической работы. Порядок выполнения работы Задание
Критерии оценки
Контрольные вопросы для подготовки к защите работы
Тема 1.2. «Технические и программные средства информационных технологий» Название практической работы № 2: «Состав и структура персонального компьютера (ПК). Виды памяти компьютера. Подключение к ПК периферийных устройств. Работа с накопителями информации: форматирование, запись информации» Цель работы: изучить состав устройств системного блока ПК. Сформировать умение по подключению к ПК периферийных устройств. Обеспеченность занятия: ПК, презентация. Краткая теоретическая часть для проведения практических работ Персональный компьютер как основа АРМ - его основные подсистемы. Современный персональный компьютер состоит из нескольких основных блоков или узлов:
Персональный компьютер или основной аппаратный компонент компьютера состоит из процессора, памяти и устройств ввода-вывода; при этом каждый компонент представлен одним или несколькими модулями. Чтобы компьютер мог выполнять свое основное предназначение, состоящее в выполнении программ, различные компоненты должны иметь возможность взаимодействовать между собой. Процессор. Осуществляет контроль за действиями компьютера, а также выполняет функцию обработки данных. Если в системе есть только один процессор, он часто называется центральным процессором (central processing unit — CPU). Основная память. Здесь хранятся данные и программы. Как правило, эта память является временной. Часто ее называют реальной, оперативной или первичной памятью. Устройства ввода-вывода. Служат для передачи данных между компьютером и внешним окружением, состоящим из различных периферийных устройств, в число которых входят вторичная память, коммуникационное оборудование и терминалы. Системная шина. Определенные структуры и механизмы, обеспечивающие взаимодействие между процессором, основной памятью и устройствами ввода-вывода. ![]() Порядок выполнения работы Задание
Критерии оценки
Контрольные вопросы для подготовки к защите работы
Тема 1.2. «Технические и программные средства информационных технологий» Название практической работы № 3: «Программное обеспечение информационных технологий. Настройка интерфейса ОС WINDOWS» Цель работы: изучить классификацию программного обеспечения компьютера, сформировать умение по настройке интерфейса WINDOWS. Обеспеченность занятия: ПК, презентация, электронное пособие, методические рекомендации по выполнению практической работы. Краткая теоретическая часть для проведения практических работ. Интерфейс Windows — это графическая «оболочка», с помощью которой пользователь общается с операционной системой. Интерфейс ОС Windows состоит из рабочего стола, панели задач, системы значков или ярлыков и меню пользователя. Рабочим столом называется изображение на экране монитора, появляющееся после загрузки ПК, на котором расположены основные управляющие элементы. Основные из них – значки. С помощью значков отображаются различные объекты: запускающие программы, документы, диски, папки, графические и видеофайлы и др. Причем объекты могут быть представлены как в виде самих объектов, так и в виде ссылок на объекты. Во втором случае значки называются ярлыками, и имеют указатель в виде маленькой стрелочки в левом нижнем углу. Количество и расположение значков на рабочем столе индивидуально для каждого пользователя. Работа со значками управляется мышкой. Панель задач находится внизу рабочего стола и состоит из «области уведомлений» в правой части, «панели задач» в левой части и кнопке «Пуск» слева крайняя. В «области уведомлений» размещается различная информация, необходимая для текущей работы на компьютере. В «панели задач» отражаются работающие приложения. Кнопка «Пуск» содержит меню пользователя. ![]() Самое большое преимущество интерфейса Windows заключается в громадном количестве инструментов для его изменения и настройки. Меню состоит из двух столбцов. В левом расположены значки наиболее часто используемых программ. Стрелки справа от программ показывает список последних открытых в этой программе файлов. Надпись «Все программы» - перечень всех программ, установленных на компьютере. В самом низу строчка поиска, который по ключевому слову легко найдет любой файл или папку на компьютере. В правом столбце даны ссылки на управляющие модули ОС Windows:
Настройка интерфейса WINDOWS. Настройка интерфейса проще всего осуществляется с помощью вызова контекстного меню щелчком правой клавиши мыши на свободном участке рабочего стола. По команде «персонализация» открывается окно с различными элементами настройки интерфейса Windows. ![]() Оформление Windows включает в себя следующие элементы: фон рабочего стола, курсор, цветовая схема, системные звуки и т.д. Любой из этих элементов можно изменить отдельно, но проще всего выбирать комплекс настроек в виде темы. Microsoft предлагает достаточно широкий выбор тем, включая высококонтрастные схемы для людей с ослабленным зрением. Одним из главных параметров изображения на экране монитора является разрешение экрана. Оно устанавливается в виде указания количества точек по горизонтали и вертикали в настройках пункта меню «Экран». По умолчанию при установке системы Windows на компьютер устанавливается наиболее рациональная схема изображения на экране. Порядок выполнения работы Задание
Оформленный рабочий стол и выполненное в рабочей тетради задание являются отчетом по вашей работе. Критерии оценки
Контрольные вопросы для подготовки к защите работы
Тема 1.3. «Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности» Название практической работы № 4: «Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Архивирование информации как средство защиты. Архивирование информации с помощью различных архиваторов» Цель работы: ознакомиться с проблемами защиты информации в информационном обществе, сформировать умение по архивированию и разархивированию информации. Обеспеченность занятия: ПК, программы архиваторы, электронное пособие, методические рекомендации по выполнению практической работы. Краткая теоретическая часть для проведения практических работ Архивирование информации как средство защиты Создавая архивы, дублируя и резервируя таким образом важную для нас информацию, мы тем самым, хотя и косвенно, защищаем эту информацию. Возможен и другой подход к архивации файлов и папок, при котором архивирование информации производится с защитой шифрованием с использованием пароля. Программы - архиваторы В основе работы этих программ -архиваторов лежит принцип сжатия данных за счет удаления из архивируемых файлов избыточной и дублирующейся информации. Кроме того, нередко архиваторы используются для того, чтобы уменьшить объем пересылаемых через Интернет или по локальной сети файлов. Сжатые архиватором файлы принято называть архивами. В настоящее время наиболее распространенными архиваторами являются программы WinZip, ARJ и WinRAR. Архивация — это процесс создания архива, содержащего сжатые файлы. Сжатие файлов осуществляется с помощью специальных программ-архиваторов. В случае архивирования исполняемых файлов их величина может быть сокращена на 30-50%, текстовых – на 40-70% от первоначального объема. Имена архивных файлов имеют следующие расширения: .rar — для архивных файлов программ WinRAR; .zip — для архивных файлов программ WinZip, Zip Magic; .arj — для программ ARJ, WinARJ. Очень часто, особенно когда речь идет о создании резервных копий больших по объему файлов с целью копирования архива на дискеты, создается многотомный архив. Многотомный архив подразумевает создание нескольких архивных файлов со связанным содержимым. Такие файлы, хранящие отдельные части архива, принято называть томами. Среди программ-архиваторов, работающих в среде Windows широкое распространение получила программа-архиватор WinRAR. Основные возможности программы:
При создании нового архива нужно задать параметры архивирования. Прежде всего, необходимо задать имя архивного файла и место его сохранения на диске. Далее, нужно выбрать формат архивации RAR или ZIP (формат ZIP более широко распространен, а метод RAR обеспечивает больше возможностей и более сильное сжатие). В обоих форматах поддерживаются шесть методов архивации: Без сжатия, Скоростной, Быстрый, Обычный, Хороший и Максимальный. Максимальный метод обеспечивает наиболее высокую степень сжатия, но с наименьшей скоростью. Напротив, Скоростной сжимает плохо, но очень быстро. Метод Без сжатия просто помещает файлы в архив без их упаковки. Если вы создаете архив для передачи по компьютерным сетям или для долговременного хранения, имеет смысл выбрать метод Максимальный для получения наилучшего сжатия. Если же вы создаете ежедневную резервную копию данных, то, как правило, лучше использовать Обычный метод. Следующий параметр архивации — размер словаря. Он может принимать значения 64, 128, 256, 512 и 1024 Кб. Чем больше размер словаря, тем лучше, но медленнее сжатие. WinRAR позволяет создавать многотомные архивы, то есть архивы, состоящие из нескольких частей. Обычно тома используются для сохранения большого архива на нескольких дискетах или других сменных носителях. Первый том архива имеет обычное расширение гаг, а расширения последующих томов нумеруются как r00, r01, r02 и так далее. Архив может быть непрерывным (позволяет добиться максимальной степени сжатия) и самораспаковывающимся (SFX, от англ. Self-eXtracting). Для разархивации такого архива не нужна специальная программа, достаточно запустить файл архива на выполнение, так как он является исполняемым файлом и имеет расширение .exe. Для архивации звуковых и графических файлов может использоваться дополнительный специальный метод мультимедиа сжатие, при котором может быть достигнута на 30% более высокая степень сжатия, чем при обычном сжатии. ![]() Порядок выполнения работы Задание
Таблица 1
![]()
Критерии оценки
Контрольные вопросы для подготовки к защите работы
Тема 1.3. «Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности» Название практической работы № 5: «Антивирусная защита информации. Применение антивирусных программ для проверки информации на компьютере» Цель работы: формирование знаний об основных алгоритмов защиты информации, методике защиты информации при передаче ее по открытому каналу, реализовать представленные методы. Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение): персональный компьютер, методические рекомендации к выполнению работы, задание и образец для проведения практической работы. Краткая теоретическая часть для проведения практических работ Защита информации – это применение различных средств и методов, использование мер и осуществление мероприятий для того, чтобы обеспечить систему надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Защита информации включает в себя: • обеспечение физической целостности информации, исключение искажений или уничтожения элементов информации; • недопущение подмены элементов информации при сохранении ее целостности; • отказ в несанкционированном доступе к информации лицам или процессам, которые не имеют на это соответствующих полномочий; • приобретение уверенности в том, что передаваемые владельцем информационные ресурсы будут применяться только в соответствии с обговоренными сторонами условиями. Способы защиты информации Для предотвращения вышеперечисленных угроз существуют различные способы защиты информации. Помимо естественных способов выявления и своевременного устранения причин, используют следующие специальные способы защиты информации от нарушений работоспособности компьютерных систем:
Выявление и устранение ошибок при разработке программно-аппаратных средств достигается путем качественного выполнения базовых стадий разработки на основе системного анализа концепции проектирования и реализации проекта. Однако, основным видом угроз целостности и конфиденциальности информации является преднамеренные угрозы. Их можно разделить на 2 группы:
Задачи по защите от угроз каждого вида одинаковы:
|
![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 38. 02. 08 Банковское дело в соответствии с требованиями... | ![]() | Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы огбоу... |
![]() | Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 23. 00. 00 Техника и технологии наземного транспорта в соответствии с... | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 09 Переработка нефти и газа в соответствии с требованиями... |
![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 18. 02. 01 Аналитический контроль качества химических... | ![]() | Номинация: «методические рекомендации по освоению учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля» |
![]() | Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (по отраслям) | ![]() | ... |
![]() | Уп 05 Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности | ![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 09. 02. 03. Программирование в компьютерных системах в... |
![]() | Омской области «Омский промышленно-экономический колледж» по специальности 22. 02. 06 Сварочное производство в соответствии с требованиями... | ![]() | Составитель: Норматова Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального... |
![]() | Составитель: Панкова Анастасия Алексеевна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж» | ![]() | Составитель: Панкова Анастасия Алексеевна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж» |
![]() | Составитель: Панкова Анастасия Алексеевна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж» | ![]() | Составитель: Панкова Анастасия Алексеевна, преподаватель гбпоу «Поволжский государственный колледж» |
Поиск |