Скачать 5.35 Mb.
|
Раздел 4. Историографические, источниковедческие и историко-правовые исследования проблем аграрного сектора РоссииPART 4. HISTORIOGRAPHICAL, SOURCE STUDIED, HISTORICAL ANDLEGAL RESEARCHES OF THE AGRARIAN SECTOR PROBLEMS IN RUSSIA УДК 930.221:947(470.343) И.В. Алметева Источники по истории крестьянской грамотности и образования Козьмодемьянского уезда Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. Аннотация: В статье анализируются источники по истории крестьянской грамотности и образования во второй половине XIX – начале XX вв. Ключевые слова: грамотность, начальное школьное образование, источники. I.V. Almeteva The sources for the history of peasant literacy and education in Kozmodemyansk Area of the Kazan province in the second half of the XIX – beginning of XX centuries Summary: The author gives a review of the works on history of peasants‘ literacy and education in the second half of the XIX and early XX centuries. Key words: literacy, primary school education, sources. Система начального школьного образования в Марийском крае, в том числе в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, сложилась во второй половине XIX – начале XX вв. Она включала начальные школы светского (земские школы, воскресно-повторительные классы, училища Министерства народного просвещения, школы начального профессионального обучения) и духовного (церковно-приходские, миссионерские, «братские», монастырские школы, школы грамоты) ведомств. Исторические корни системы начального образования восходят к первой «новокрещенской» школе и первому уездному малому училищу. Источники по истории крестьянской грамотности и образования Козьмодемьянского уезда Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. можно разделить на следующие группы: актовые материалы, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодическая печать, источники личного происхождения. Актовые материалы, составляющие комплекс законодательных и нормативных документов центральных органов власти и управления, позволяют определить основные направления государственной образовательной политики. Эти документы опубликованы в Полном собрании законов Российской империи и в ряде сборников, среди которых особый интерес представляют «Положения» о начальных народных училищах 1864 и 1874 гг., «Правила» о мерах к образованию населяющих Россию «инородцев» 1870 г., о церковно-приходских школах 1884 г., о школах грамоты 1891 г. и другие законодательные акты начала XX в. [27;28; 29; 30]. Отложившиеся в различных учреждениях делопроизводственные документы, относящиеся к начальному образованию, дают представление о функционировании различных типов начальных школ, в них приводятся сведения об управлении, финансовом и хозяйственном обеспечении школ, о составе учителей и учащихся, об организации учебного процесса, что позволяет проследить основные этапы развития школы. Основная часть документов этой группы сохранилась в фондах Государственного архива Республики Марий Эл. Среди них особую ценность представляет фонд инспектора народных училищ Козьмодемьянского уезда (ф.57). Содержащиеся в нем ежегодные отчеты, протоколы испытательных комиссий, различные ведомости и другие материалы позволяют определить по каждой отдельно взятой школе дату открытия, месторасположение; состояние помещений с оценкой их стоимости; охарактеризовать финансовое и хозяйственно-материальное положение школы и учителей. В них также представлены сведения, касающиеся штатного состава училищ с конкретными персоналиями учителей, и другие данные. Немаловажное значение имеют сведения о составе учащихся с указанием их социальной принадлежности и национальности, о возрасте поступавших в училище, их местожительстве и расположении конкретных сельских школ, об организации учебного процесса с указанием перечня дисциплин, о наличии учебных и методических указаний, форм проведения обучения. В этих документах отразилась и внеклассная работа учителей различных типов школ с детьми и их родителями (народные чтения, вечерние занятия, народные библиотеки, распространение литературы и т.п.). Находящиеся в фонде Козьмодемьянского училищного совета (ф.96) материалы содержат сведения об открытии начальных школ и состоянии системы народного образования. В фонде Козьмодемьянской уездной земской управы (ф.49) отложились журналы и постановления уездных земских собраний, на которых решались основные проблемы народного образования, рассматривались различные ходатайства, прошения, жалобы, проекты по открытию училищ, циркуляры Министерства народного просвещения и директоров народных училищ Казанского учебного округа. Ежегодно уездная земская управа готовила для земских собраний отчеты о состоянии начальных народных школ. С 70-х гг. XIX в. эти отчеты стали публиковаться. Первоначально в них давалась краткая справка о состоянии грамотности и образования в уезде, с 80-х гг. Козьмодемьянская земская управа начала предоставлять отчеты, отличающиеся большой информативностью, к началу XX в. были выработаны определенные пункты отчетов. На начальном этапе в отчетах указывалось количество школ, с добавлением вновь открывшихся и закрывшихся учебных заведений. Например, в 1880−81 учебном году Козьмодемьянская уездная управа в своем отчете привела следующие данные: «В отчетном году на счет земства содержались училища: в городе 2 женских, в уезде 27» [23, с. 30]. Более подробные сведения содержатся в отчете за 1901−02 учебный год: «К 1-му июля 1902 г. в Козьмодемьянском уезде состоит 50 начальных училищ, находящихся в ведении Министерства народного просвещения. Из них одно двухклассное министерское, одно городское мужское приходское с ремесленным при нем классом и 48 земских, считая в их числе и Козьмодемьянское женское, содержимое главным образом на средства земства. Если к указанному числу присоединить еще 69 школ, находящихся в ведении епархиального училищного совета (48 церковно-приходских, 20 школ грамоты и одну школу Братства святителя Гурия), то общее число начальных училищ было 119. Впрочем, в отчетном году число училищ значительно увеличилось, ибо в этом году вновь было открыто пять земских училищ: Актаюжское, Акчеринское, Больше-Руткинское, Адабай-Касинское и Ювановское женское» [9, д. 1060, л. 78]. В некоторых отчетах, например за 1907−08 учебный год, присутствуют сведения «о национальной принадлежности» учебных заведений. Из 68 училищ Козьмодемьянского уезда русских училищ всего 10... Остальные 58 училищ инородческие, из них 51 училище чисто инородческое (22 марийские и 29 чувашские) и 7 училищ смешанные: 5 марийско-русские … и 1 марийско-чувашское» [26, с.50−51]. Приводилась информация о том, в каких помещениях располагались школы – в собственных зданиях или наемных помещениях; какую сумму тратит земство «на наем зданий». Школы распределялись в соответствии с состоянием помещений. Из 123 начальных училищ Козьмодемьянского уезда в собственных зданиях в 1916-17 учебном году помещались 43 училища (34,9%) и в наемных − 80 (или 65,1%). Собственные школьные здания подразделялись на «наилучшие в гигиеническом отношении, лучшие, удовлетворительные, вовсе неудовлетворительные, а наемные – на довольно хорошие, удовлетворительные и мало удовлетворительные» [9, д.1667, л. 12−12 об.]. Предоставлялись подробнейшие сведения о преподавателях: о количестве учителей, учительниц и законоучителей; о том, какое образование они получили, размер их жалованья. В начале XX в. в некоторых отчетах указывался национальный состав преподавателей: «Из 33 учителей: 14 русских (12 человек состоят учителями в инородческих школах – 7 человек в черемисском, 5 человек в чувашском, 2 человека в русских школах). Остальные 19 человек инородцы: 15 из чуваш… 4 человека из черемис… Из общего числа учительниц русских 46 человек и 16 человек из инородцев (8 черемис и 8 чувашек). По национальностям: учителя и учительницы из русских составляют 63,1%, из инородцев − 36,9%» [26, с. 55−56]. Значительная часть отчета содержала сведения об учащихся: указывалось, какое количество детей учится, сколько из них мальчиков и девочек, их вероисповедание, национальность, иногда возраст учеников, число окончивших курс обучения, число выбывших из школ. Например, в 1885−86 учебном году Козьмодемьянская уездная управа предоставила следующие данные: «… в Козьмодемьянском уезде в 32 земских училищах обучалось 1488 человека (1082 м. и 406 д.), во Второ-Пихтулинской школе Братства святителя Гурия – 32 человека (26 м. и 6 д.), в 20 церковно-приходских школах – 677 человек (586 м. и 91 д.), в пяти воскресно-повторительных – 87 человек (83 м. и 4 д.). Всего 2284 человека (1777 м. и 507 д.). Из них 394 русские, 995 марийцы, 808 чуваши» [24, с. 29, 65−69]. Сведения о сословной принадлежности детей стали появляться в конце XIX в. В 1895−96 учебном году в земских училищах Козьмодемьянского уезда «учились 1861 человек (1385 м. и 476 д.). Из них детей дворян – 7 человек, духовного звания – 29 человек, городских сословий – 158 человек, крестьян – 1667 человек, дети крестьян – 89%» [25, с. 78]. В отчетах земских управ подробно описывался учебный процесс: предметы и методы их преподавания, учебники и пособия, успехи учащихся. Немаловажную часть в отчетах составляли финансовые данные. Указывалось, откуда поступали деньги в течение учебного года и на что они были израсходованы. В начале XX в. в отчетах обязательно присутствовала «врачебно-санитарная часть», где давались сведения о санитарном состоянии школьных помещений, о физическом состоянии учащихся и их здоровье, предлагались меры по улучшению физической подготовки учащихся. Таким образом, отчеты уездных земских управ содержат подробную информацию и являются важным источником для анализа состояния школьного образования уезда в тот или иной учебный год. Делопроизводственные документы школ духовного ведомства представлены в фонде Козьмодемьянского отделения Казанского епархиального училищного совета (ф.93), фонде Козьмодемьянского духовного правления Казанской епархии (ф.172). В них содержатся циркуляры, распоряжения, предписания губернатора, училищного совета при Синоде, епархиальных училищных советов, уездных наблюдателей церковно-приходских школ. Представлены протоколы заседаний епархиальных училищных советов, журналы экзаменационных комиссий и списки воспитанников, «подвергнутых испытаниям при окончании курса обучения» в церковно-приходских школах. Годовые отчеты, школьные листки о состоянии церковно-приходских школ по уезду освещают некоторые стороны деятельности церковных начальных школ. Однако эти данные уступают земским материалам как по количественным, так и качественным характеристикам. Архивные документы в известной мере дополняются опубликованными материалами, содержащими сведения по истории конкретных школ и о состоянии народного образования в рассматриваемый период в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии [14]. Опубликованные статистические материалы позволяют определить по уездам «количественный и качественный состав различных типов начальных школ», учителей, учеников, финансовое и материальное обеспечение школ [15; 16; 17]. К ним же примыкает статистический материал «о расселении марийского населения в Казанской губернии» [7; 13]. Развитие начальной школы и ее повседневная жизнь нашли отражение в периодической печати. На страницах таких общероссийских и региональных изданий, как «Журнал Министерства народного просвещения», «Волжско-Камское слово», «Народное образование», «Православный благовестник», «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Известия по Казанской епархии» публиковались различные официальные постановления о начальной школе, обзорные статьи о школах светского и духовного ведомств, заметки об отдельных школах, учителях и т.д. [4; 5, с. 209; 6, с. 402−421; 8; 11, с. 136−141; 19, с. 561; 20, с. 201−226, 273−286]. Среди документов личного происхождения следует отметить переписку Н.И.Ильминского и Г.Я.Яковлева, представленную в личном фонде Н.И.Ильминского (ф.968) из Национального архива Республики Татарстан [18]. Перечисленные группы источников в известной мере дополняются документальными материалами, опубликованными в последние годы в различных периодических изданиях и сборниках документов по истории Марийского края дореволюционного периода [1, с. 128−133; 2, с. 184−200; 3, с. 128−138; 10, с. 161−178; 12 ]. Привлеченный нами комплекс опубликованных и неопубликованных источников позволяет рассмотреть процесс школьного строительства и распространения грамотности среди населения Козьмодемьянского уезда Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. Примечания
УДК 94(47+57):334.73 |
Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) Охватывают территорию тувинских хошунов, находившихся под властью амбын-нойона во второй половине XIX и начале XX веков и в период... |
Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными... Охватывают период с середины XVIII до середины XIX столетия. Нижняя граница определяется временем |
||
Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина... Конфессиональная политика в Российской империи во второй половине хiх–начале ХХ в |
Социально-экономическая трансформация пермского майората строгановых... Охватывают вторую половину XIX – начало XX в., время от кануна реформы 1861 г до революций 1917 г., период раннеиндустриальной модернизации,... |
||
Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и... Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление... |
1. Введение. Основные этапы развития рекламного бизнеса бизнеса во... Грицук А. П. История современного рекламного бизнеса: учебно-методическое пособие для заочного отделения. М.: Издательство Международного... |
||
Н. В. Поташева россия в первой половине XIX века Россия в первой половине XIX в. Эпоха Николая I: Лекция. Ч. – Ростов н/Д: Рост гос ун-т путей сообщения, 2002. – 28 с |
Становление и функционирование русской диаспоры в Калифорнии во второй... |
||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... На тему «Сравнительная характеристика стратегий интернационализации «Виерлпул Корпорэйшн» (сша) и «Хайэр Груп» (Китай) во второй... |
Бакалаврская работа Реформы образования в Российской империи в первой половине XIX в Особенности первой половины XIX в как очередного исторического периода в жизни Российского государства |
||
Политическая полиция Тобольской губернии и революционное движение... Политическая полиция Тобольской губернии и революционное движение в начале XX в. (на примере г. Тюмени) |
Макеев Село Иваньково Алатырского уезда (материалы к истории села... Иваньково Алатырского уезда раскрываются вопросы истории села с древнейших времён до начала ХХ века. Написана она на основе архивных... |
||
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» Особый статус великого княжества финляндского в составе российской империи и его влияние на экономическое развитие края во второй... |
Библиотечное обслуживание инонационального населения Оренбургской... Охватывают исторический период с 1860-х гг до 1917 г. Нижняя граница исследования связана с социально-экономическими реформами, территориальными... |
||
Л. А. Нифонтова (Подпись) (Ф. И. О.) Прогулку организуют два раза в день: в первой половине дня – до обеда, во второй половине дня – после дневного сна или перед уходом... |
Высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»... Подготовка кадров лесного ведомства в системе профессионального образования Российской империи в первой половине XIX в |
Поиск |