Скачать 2.83 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН На правах рукописи Храмцова Юлия Сергеевна Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX–начало XX в.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений Специальность 07.00.02. Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Кузьминов П.А. Пятигорск 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Религиозная жизнь общества сегодня привлекает многих исследователей. Это правомерно, поскольку в 20–80-е годы XX в. она серьезно не изучалась. Забвение основополагающих элементов духовной жизни изменило нравственные начала общества, деформировало представления о добре и зле. Религия была, по мнению руководителей партии большевиков, «опиумом для народа». Трансформация социально-политических основ государственности в РФ в начале 90-х гг. XX в. вернула обществу не только свободу общения со «своими богами», но и позволила серьезно изучать религиозную жизнь прошлого, которая дает нам ценный опыт формирования мирного поликонфессионального пространства. Центральный Кавказ, с 1860 г. Терская область, издавна занимал особое положение в Кавказском крае. Здесь шел процесс формирования старейшего отряда казаков – терского казачества. Это был один из центров военного противостояния горских народов и Российской империи. В этом месте пересекался миграционный поток горцев, которые получили возможность переселиться на равнину, и русского населения, также осваивающего предгорные районы области. Смешиваясь, эти потоки людей создавали этнический конгломерат, и, независимо от их воли, формировалось многоконфессиональное единство общества. Со второй половины XVIII в. русское население в районе Центрального Кавказа, а затем Терской области, начинает быстро увеличиваться. Его роль в военной, политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни региона становится доминирующей. Для отправления религиозных обрядов строятся сотни храмов, церквей, монастырей, молельных домов, которые становятся крупными центрами культуры, просвещения, благотворительности. Без учета религиозных верований сотен тысяч людей, особенностей отправления культа, невозможно понять другие сферы социального бытия русского населения в области. В них, на наш взгляд, пересекаются наиболее важные императивы действий людей. Между тем, эта сторона жизни региона оказалась вне внимания научного сообщества. Духовной основой жизни русского населения Терской области было христианство, которое являлось сплачивающим и объединяющим фактором социума. Разнородное по своему национальному составу терское казачество (в его состав входили украинцы, белорусы, небольшие группы грузин, армян, осетин, кабардинцев, абазин, некоторых представителей адыгских общностей) было многолико и в религиозном плане, поскольку наряду с православными, были значительные по численности общины старообрядцев, а также быстро увеличивающиеся в размерах общины сектантов, протестантов, католиков. В пореформенный период в регионе ускоряется процесс формирования поликонфессионального конкурентного пространства, в рамках которого православное духовенство оказалось не готово решать усиливающиеся противоречия в среде верующих Терской области. Данная религиозная ситуация еще не стала предметом самостоятельного изучения, между тем именно тогда складывались факторы серьезного противостояния в духовной жизни русского населения, которые и сегодня раскалывают общество. Необходимость исторического анализа сложившихся обстоятельств поликонфессионального конкурентного пространства определяет научную актуальность представленного исследования. Не менее важно в условиях современного демократического светского государства, свободы совести и вероисповедования, учитывать проблемы, которые возникают при индифферентном отношении государства к конфессиональным аспектам социальной жизни общества. Степень разработанности проблемы. Широкий круг разнообразной литературы по проблеме церковной жизни России, Северного Кавказа и Терской области пореформенного периода дает нам возможность выделить три четко выраженных историографических периода изучения заявленной проблемы: дореволюционный, советский и современный. Первый этап охватывает комплекс дореволюционной литературы второй половины XIX – начала XX в. В 1860–1870-х гг. религиозная жизнь россиян стала объектом пристального внимания общественности и историков церкви. Историю Русской православной церкви исследовал Е.Е. Голубинский1, который осветил основные вехи развития конфессии. Уже в начале 60-х гг. XIX в. Н. Ивановский и Н.Ф. Осипов2 отметили, что духовенство быстро теряет влияние на прихожан. Развитие религиозно-общественных движений освещали известные ученые А.С. Пругавин3, С.П. Мельгунов4, В.В. Розанов5 и др. Работы этих авторов имеют несомненную ценность для изучения истории иноверий и ересей в рамках православия, старообрядчества и сектантства в России. Однако в них практически не затрагивались вопросы, касающиеся религиозной жизни русского населения Северного Кавказа. Исключение составляет работа С.Д. Бондаря6, в которой автор выявил некоторые особенности развития религиозных течений, получивших наибольшее распространение в пределах Северного Кавказа и, в частности, в Терской области. Народное движение в годы первой революции и открытое обсуждение вопроса о принятии законов о свободе совести и вероисповедания стали причиной появления работ Ф.В. Благовидова, С. Булгакова, Е.Е. Голубинского, Н.Д. Кузнецова, Г.С. Петрова, священника М. Сенатского, В. Свенцицкого7. Нельзя обойти вниманием программные работы таких государственных деятелей как К.П. Победоносцев и С.Ю. Витте8, которые предлагали пути выхода РПЦ из кризиса. А.И. Васильев9 одним из первых в историографии затрагивает вопрос о колонизации Северо-Кавказского края, как одной из причин, повлиявшей на особенности формирования религиозных воззрений русского населения края. Историю Кавказской епархии кратко освещает М. Цареградский10. Некоторые проблемы церковной жизни в Терской области в начале XIX – начале ХХ века затрагивают в свои статьях Р. Сибирцев11, Е. Молодченко12, М. Груздов13 и др. Интересный материал содержится в некоторых публикациях ряда анонимных авторов14. Быстрое и повсеместное распространение различных форм сектантства потребовало идеологического отпора еретикам. С острой критикой сектантства выступили миссионеры Д.И. Скворцов15, А.И. Айвазов16 и ряд других авторов. Несмотря на политическую ангажированность, работы некоторых миссионеров представляют несомненный интерес для нашего исследования. Это, прежде всего, публикации православных миссионеров, проводивших свою деятельность в среде населения Северного Кавказа и, в частности, Терской области, собравших материал для описания возникновения и развития религиозно-общественных движений в регионе. Так, М. Милованов17 предпринял попытку освещения истории появление старообрядцев на Северном Кавказе. История старообрядчества в Терской области описана в статьях К. Затонского18, а также в работах неизвестных авторов19. Целый ряд небольших очерков православных миссионеров посвящены теме развития сектантства в области20. Основным недостатком этих работ является часто необоснованная острая критика в адрес деятельности сектантов и старообрядцев, а также апологетическая оценка роли православного духовенства в жизни русского населения Терской области. В этом отношении, по нашему мнению, исключением являются работа И. Кормилина21. Следует выделить работы некоторых историков и этнографов-кавказоведов, которые, исследуя историю колонизации края, а также материальную и духовную культуру славянского населения региона, не могли обойти вниманием некоторые вопросы религиозной жизни. Это работы дореволюционных авторов: И.Д. Попко22, В.А. Потто23, статьи Ф. Томаревского и С. Головчанского24 и др. Беглый обзор дореволюционной историографии показывает, что, она в основном представлена публицистическими статьями и книгами, в которых авторы констатировали проблемы РПЦ, усиливающиеся с ростом сектантства в России и Терской области. Второй этап охватывает советскую историографию, характерной чертой которой была беспощадная борьба с религией. Главной задачей советских историков была атеистическая пропаганда, которая должна была укрепить авторитет новой власти в идеологической сфере и доказать всю несостоятельность любых религиозных вероучений. К таким работам можно отнести книги А. Людмилина, Д.Г. Венедиктова и ряд работ Б.П. Кандидова25. Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля и 10 ноября 1954 г. изменили отношение ученых к изучению вопросов истории РПЦ. Показательна в этом отношении модификация взглядов известного религиоведа Л.И. Емелях26, которая пришла к выводу о значении религиозных воззрений в судьбе русского крестьянства. Проблематика жизнедеятельности РПЦ во второй половине XIX – начале XX вв. стала объектом изучения известных советских ученых. Наиболее известными были работы Ф.И. Гарковенко27 А.В. Белова28 и Н.М. Никольского29, которым удалось ввести в научный оборот значительный комплекс архивных материалов. Особый интерес для нас представляют труды А.И. Клибанова30, в которых освещена история возникновения и деятельности сект в Российской империи. На Северном Кавказе религиозной историей почти не занимались, поэтому выход в свет монографии Л.Б. 3аседателевой31, был серьезным вкладом в изучение старообрядческих традиций терских казаков. В конце 70-х годов была опубликована статья Н.П. Гриценко32, в которой были использованы материалы центральных и местных архивов. Третий этап включает работы историков 90-х гг. XX в. – начала XXI в. Новым явлением историографии этого периода стало переиздание известных дореволюционных работ, в которых затрагивались проблемы религиозной жизни народов Терека. На Северном Кавказе были переизданы труды известных кавказоведов XIX – начала XX в. С. Броневского, В.А. Потто, И.Д. Попко, Н.Ф. Дубровина, М.И. Венюкова, Е.П. Ковалевского, П.П. Короленко, М.А. Караулова33 и др. Историки правомерно стали изучать церковь как составную часть государственного механизма, сосредоточив внимание на взаимоотношениях государства и РПЦ. В их число входят работы А.Ю. Полунова34, С.Л. Фирсова35, Ю.Е. Кондакова, М.В. Никулина, В.А. Федорова и А.Г. Фирсова36 и др. Нельзя обойти вниманием многотомный труд по истории русской церкви, созданный коллективом авторов. Особый интерес для нас представляет 8-й том этого издания, подготовленный И.К. Смоличем37, посвященный синодальному периоду истории официальной церкви. Затронув немалый комплекс проблем, связанный с расширением влияния церкви на присоединяемые к России территории, он посвятил отдельные главы старообрядчеству и сектантству, получившие распространение на Северном Кавказе. Значительный интерес представляют работы С.В. Римского38, посвященные церковным реформам в России и на Дону в 60–70-е годы XIX в. Эти сюжеты привлекли также внимание А.В. Прокофьева, Н.Г. Карнишиной и Ю. Освальт39. В конце ХХ века издаются работы, посвященные истории отдельных наиболее крупных религиозных объединений России40. В них освещена структура старообрядческой церкви, проникновение и распространение протестантизма, законодательство, регулирующее деятельность христианских конфессий. Особое значение для нашего исследования, да и всей постсоветской историографии, имеют труды митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона41, в миру А.Н. Докукина. Автор на основе многочисленных источников, исторических свидетельств и ряда архивных материалов повествует об истории христианства на Северном Кавказе, охватив в исследовании период с первых веков нашей эры до начала ХХ века. Вместе с тем, говоря о роли православной церкви в жизни русского населения Северного Кавказа во второй половине XIX в. и развитии здесь сектантства и старообрядчества, он ограничивается территорией Ставропольской губернии и Кубанской области, входивших в состав Ставропольской епархии. Ряд исследователей, изучая историю появления и развития русского и казачьего населения в Кабардино-Балкарии, затронули отдельные аспекты их духовных представлений42. Отдельный параграф религии и духовной общности терских казаков посвятил в своем исследовании Э.В. Бурда43, который указывает на значительный рост количества старообрядцев в начале XX в. Большое значение для нашего исследования имеют многочисленные работы Н.Н. Великой, посвященные этнографическому изучению казачества Восточного Предкавказья44, среди которых особое место занимают проблемы верований терских казаков. Близка по тематике работа В.Г. Коломиеца45, анализирующая совокупность материальных и духовных ценностей терских казаков. Особое значение для исследования проблем христианства на Северном Кавказе имеет публикация трудов в сборниках «Южнороссийского обозрения». Отличительной чертой научных статей является их высокий научный уровень, анализ документальных материалов, глубокие теоретические обобщения, взвешенные выводы46. Эволюцию правительственной политики в отношении старообрядцев Северного Кавказа рассматривают Т.Г. Письменная и М.В. Клычникова, в частности, они отмечают противоречия законодательства, регламентирующие их участие в общественной жизни региона47. Заслуженный интерес вызвали работы протоиерея И. Беляева, в которых освещаются основные мероприятия РПЦ в области распространения христианства среди населения Кавказа48. На страницах периодической печати публикуются многочисленные статьи, посвященные в основном современной религиозной ситуации в целом в России и в ее отдельных регионах. При этом тема особенностей религиозных воззрений русского населения Северного Кавказа на рубеже XIX–XX веков по-прежнему остается вне поля зрения исследователей и публицистов. Исключение составляет работа М.3. Саблирова, посвященная истории возникновения и развития общины толстовцев в пределах Нальчикского округа Терской области49. Ряд фактов о религиозной жизни терских казаков приводят Б.Б. Булатов и Н.И. Болохина, Н.Н. Гарунова и Н.Д. Чекулаев-Братчиков, М.С. Тепсуев50. Проблема строительства православных храмов в районе Центрального Кавказа стала объектом внимания А.С. Дзагалова, который опубликовал содержательную статью на эту тему51. Организационным центром изучения религиозных воззрений населения Терской области в последние годы стал г. Владикавказ. Известные ученые З.В. Канукова, И.А. Сланов, С.А. Хубулова ввели в научный оборот широкий круг документальных материалов, отражающих различные стороны религиозной жизни жителей столицы Терской области в дореволюционный период52. Интерес к истории религиозных организаций в указанный период вызвал появление диссертационных исследований, отличающихся широкой источниковой базой53, новизной постановки проблем, решением широкого круга научных задач. Плодотворно исследует деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века В.А. Тимченко, который исследует особенности деятельности всесословных церковных благотворительных организаций, а также изучает проблему функционирования церковных учреждений, построенных на началах сословной взаимопомощи54. Определенный вклад в изучение проблемы взаимоотношений органов государственной власти и религиозных конфессий на Северном Кавказе в дореволюционный период внес Ф.М. Кулиев, который на основе анализа документального материала представил процесс выработки властями конфессиональной политики, выявил тенденцию к расширению веротерпимости, служившей средством интеграции в состав империи новых наций и народностей55. Особую роль в исследовании исторических проблем играют публикации документальных материалов по различным сюжетам прошлого. В последние годы вышли в свет сборники документов по истории религии и государственно-конфессиональных отношений в Кабардино-Балкарии, а также извлечения из «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей»56. Краткий обзор опубликованной литературы и документальных источников свидетельствует, что, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных истории русской православной церкви и религиозных объединений в России, диссертационных исследований и статей, касающихся некоторых вопросов конфессиональной жизни населения Северного Кавказа, материальной и духовной культуре населения края, до сих пор нет отдельного исследования, анализирующего проблему религиозной жизни русского населения Терской области во второй половине XIX – начале ХХ веков. |
Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) Охватывают территорию тувинских хошунов, находившихся под властью амбын-нойона во второй половине XIX и начале XX веков и в период... |
Библиотечное обслуживание инонационального населения Оренбургской... Охватывают исторический период с 1860-х гг до 1917 г. Нижняя граница исследования связана с социально-экономическими реформами, территориальными... |
||
Правовое положение евреев в российской империи в конце XVIII начале XIX вв Правовое положение евреев накануне их вступления в российское подданство и условия их принятия в российское подданство |
Документальная история сибири XVII середина XIX вв. Владивосток I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.) |
||
Экрем торгово-экономические связи улуса джучи (золотой орды) со странами... Торгово-экономические связи улуса джучи (золотой орды) со странами востока (вторая половина xiii–xiv вв.) |
Методическая разработка для обучения работающего населения в области... Т е м а №1: «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... |
||
Деятельность городского общественного управления в забайкальской... Охватывают Забайкальскую область в административно-территориальных границах последней четверти XIX – начала XX вв., совпадающую с... |
1. сущность и задачи обучения населения российской федерации в области... «деятельность должностных лиц и специалистов го и рсчс по организации подготовки населения в области го и защиты от чс» |
||
Положение об отделе материально-технического обеспечения и контрактной... Волгоградской области (далее именуется комитет). Отдел подчиняется непосредственно заместителю председателя комитета, координирующему... |
Институт государственно-конфессиональных отношений и права М.: Региональный фонд поддержки мира и стабильности во всем мире; Институт государственно-конфессиональных |
||
Социально-экономическая трансформация пермского майората строгановых... Охватывают вторую половину XIX – начало XX в., время от кануна реформы 1861 г до революций 1917 г., период раннеиндустриальной модернизации,... |
О конкурсе журналистов "Жизнь есть, вич есть" в городе Екатеринбурге, 2014 год Конкурс журналистов " Жизнь есть, вич есть " (далее конкурс) проводится в целях привлечения средств массовой информации, осуществляющих... |
||
Литература Киевской Руси (серединаxi первая треть XII в в.) «Повесть временных лет» Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть xii– первая половина XIII в в.) |
Материал из Википедии свободной энциклопедии Религия в СССР — положение религии и конфессиональных групп в рсфср и СССР (1918—1991) |
||
Философия ... |
Положение о системе оповещения сотрудников и слушателей гбоу впо угма минздрава России Тема Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей... |
Поиск |