Образовательная программа магистратуры вм5543 «История»


Скачать 1.23 Mb.
Название Образовательная программа магистратуры вм5543 «История»
страница 1/11
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОСОБЫЙ СТАТУС ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Выпускная квалификационная работа
по направлению подготовки 46.04.01 «История»
образовательная программа магистратуры
ВМ5543 «История»

Профиль «Балтийский мир: история и культура»

Выполнил: обучающийся II курса
Протасова Татьяна Александровна

Научный руководитель
д.и.н., профессор
Барышников Владимир Николаевич

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

Введение 3

Глава I. Великое княжество Финляндское как особая часть государства в составе Российской империи 7

§ 1.1. Становление особого статуса Великого княжества Финляндского в первой пол. XIX века. 7

§ 1.2. Изменения в политической и правовой системе Великого Княжества Финляндского во второй половине XIX в 20

Глава II. Особенности экономического развития Великого княжества Финляндского в условиях автономии во второй половине XIX века 31

§ 2.1. Становление особой национальной экономической системы в Великом княжестве Финляндском и развитие промышленности в крае 31

§ 2.2. Внутренняя и внешняя торговля Финляндии и таможенная политика Российской империи 45

Глава III. Анализ экономических показателей Великого княжества Финляндского в условиях автономии во второй половины XIX века 61

§ 3.1. Промышленность и сельское хозяйство Великого княжества Финляндского 61

§ 3.2. Финансово-экономические и торговые итоги второй половины XIX в 67

Заключение 76

Список использованных источников и литературы 79

Приложения

Введение

Вопрос особого статуса Великого княжества Финляндского волнует вот уже не одно поколение исследователей данного направления в истории. Как мы знаем, Финляндия обрела некий «особый статус» лишь в 1809 г., когда была присоединена к Российской империи в качестве автономного княжества. Начиная с первой половины XIX в. в кругах юристов и правоведов активно обсуждается вопрос особого статуса Великого княжества Финляндского, т.е. насколько Финляндия обособлена от Российской империи, и насколько финны могут ощущать себя «особым государством» в ее составе. Во второй половине XIX в. мнения и споры вокруг «Финляндского вопроса» лишь усилятся, что приведет к целому направлению изучения в истории Финляндии. Экономическая обособленность Великого княжества Финляндского – это закономерный вопрос, который также волнует умы исследователей этого региона.

В данной работе будет рассмотрен вопрос особого статуса Великого княжества Финляндского и то, как этот особый статус повлиял на развитие экономики края. Отправной точкой для развития экономики края стало присоединение Финляндии к Российской империи. Получив широкую автономию, свой сейм, банки и т.д. Финляндия стала особенной частью – окраиной Империи, которая за короткий срок научилась жить самостоятельно и обособленно. Более того, стремительно расширяя свою автономию, княжество расширяло и свой экономический потенциал, который распространялся не только на империю, но и на многие Европейские государства.

В работе вопрос особого статуса мы попытаемся рассмотреть с точки зрения авторов XIX в. – современников и очевидцев развивающегося так называемого «Финляндского вопроса». Экономика края будут рассмотрена в контексте статистических данных приводимых статистическими комитетами за вторую половину XIX в. Хронологическими рамками работы стала вторая половина XIX в. – время интенсивного развития промышленности, торговых отношений и самостоятельности Великого княжества Финляндского. Конкретно наше исследование заканчивается временем правления генерал-губернатора Н.И. Бобрикова, который стал новым знаменателем для финляндцев. В 1899 г. благодаря Бобрикову был принят Февральский манифест, который имел две линии развития: пересмотр закона о воинской повинности 1878 г., а также кодификация законов, старт которых был дан еще в 1882 г. Таким образом в 1899 г. вопрос о юридической автономии Финляндии вновь стал серьезным предметом для обсуждения1. Для большего понимания вопроса автору в ряде случаев приходилось выходить за поставленные хронологические рамки.

Объектом исследования является: особый статус и экономика Великого княжества Финляндского.

Предметом исследования является: влияние особого статуса Великого княжества Финляндского на экономику края во второй половине XIX в.

В целом, целью исследования является изучение всего комплекса материалов, касающихся влияния особого статуса Великого княжества Финляндского на экономку края, а также посредством статистических данных сформулировать новые предположения касаемо экономики Финляндии во второй половине XIX в.

В работе были рассмотрены источники, которые можно классифицировать как: зарубежная, отечественная, дореволюционная и советская историография. Отдельно необходимо отметить неопубликованные и опубликованные источники. Из неопубликованных источников в работе использованы фонды Российского государственного исторического архива (далее – РГИА) и Российского государственного архива Военно-морского флота (далее – РГАВМФ). В указанных архивах были просмотрены и изучены следующие фонды: РГИА фонд №1276 – Фонд Совета министров (1905-1917), в РГАВМФ фонды №19 – Фонд Меншикова Александра Сергеевича, и Фонд № 410 – Канцелярии морского министерства г. Петрограда (1836-1918). Из опубликованных документов стоит отметить статистические сборники по Финляндии и сборник постановлений Финляндских.

Вопросы влияния особого статуса Великого княжества Финляндского на экономическое развитие края рассматривали многие исследователи. Из дореволюционной историографии в ходе изучения вопроса были рассмотрены работы историка М. М. Бородкина, который изучал вопросы правового статуса Финляндии, а также некоторые аспекты экономического положения княжества. Из досоветской публицистики отметим российского публициста П. И. Мессароша и его работу «Финляндия – Государство или Русская Окраина?»2, где автор подробно описывает влияние автономного статуса Финляндии на националистические движения в крае, а так же представляет свои рассуждения на тему легитимности широкой автономии Финляндии. Работа П.И. Мессароша довольна интересна с точки зрения взгляда публициста, который описывает отношение русских к особому статусу Финляндии, а также отношение финляндцев к русским, которые проживали на территории княжества.

Проблема экономического развития Великого княжества Финляндского в дореволюционной историографии была рассмотрена П. Морозовым «Финляндия в торгово-промышленном отношении»3. П. Морозов описывает промышленность Финляндии во второй половине XIX в. и представляет читателю собрание некоторых статистических сведений по финляндской экономике и торговле.

Из зарубежных исследователей отметим работу финского экономиста Э. Пихкалы «Торговля Финляндии с Россией 1860-1917»4, где автор подробно рассматривает русско-финляндские торговые отношения, особое внимание уделяя каждой торговой статье. Также отметим работы финских исследователей М. Аролы, Х. Мейнандера, М. Клинге5, которые также исследовали вопросы экономики и особого статуса Великого княжества Финляндского в Российской империи.

Из отечественных историков советского периода имеется множество работ, посвященных вопросам особого статуса Финляндии, а также экономическим и торговым аспектам княжества Финляндского, выделим некоторые из них. Это работы историков В.В. Похлебкина и А.П. Лайдинена, экономистов И.М. Бобович и Э.Д. Жибицкой6. Отдельно хотелось бы отметить работы историков Т.М. Китаниной по истории хлебной торговле Российской империи7, а также историка Л.В. Суни8.

Современная историография по вопросу особого статуса Великого княжества Финляндского, а также экономики, не остается в стороне. Здесь надо отметить работы историков Л.Е. Лямпияйнен9 и В.Н. Шкунова10

Представленные выше работы помогают в полной мере ознакомиться с политической и экономической жизнью Великого княжества Финляндского во второй половине XIX в., и более подробно изучить вопрос политики Российской империи в отношении финляндского края.

Актуальность исследования заключается в новом подходе к вопросу о влиянии финляндских привилегий на экономическое развитие края во второй половине XIX в. Анализирую статистические данные, которыми мы располагаем: внутренняя и внешняя торговля, промышленность, население – сводя эти показатели в единую картину, мы получим уникальные сведения по вопросу, который мы ставим перед собой. Одним из наиболее актуальных направлений на сегодня представляются политические и экономические отношения Российской Федерации со своими ближайшими Балтийскими соседями. Современная геополитика требует новых направлений и исследований в области экономики, политики, международного права. Без знания прошлого исследовать современность представляется нам практически невозможным. История российско-финляндских отношений на сегодняшний день как никогда актуальна, а вопросы экономических и политических связей этих двух соседствующих стран на сегодняшний день остаются наиболее значимыми. Сегодня Финляндия и России являются торговыми и стратегическими партнерами, которые несмотря на введение многочисленных санкций против России, развивают добрососедские отношения в двустороннем порядке.

Задачи исследования заключаются в следующем:

  1. Изучить уже имеющуюся литературу по данному вопросу

  2. Рассмотреть и проанализировать статистические данные по Великому княжеству Финляндскому за вторую половину XIX в.

  3. Проанализировать и сопоставить феномен автономии Великого княжества Финляндского с развитием экономики края.


Глава I.

Великое княжество Финляндское

как особая часть государства в составе Российской империи

§ 1.1. Становление особого статуса Великого княжества Финляндского в первой пол. XIX века.

25 июля 1807 г. в Тильзите состоялась встреча двух императоров России и Франции Александра I и Наполеона, где они пришли к взаимовыгодному соглашению о разделе Европы на две большие сферы влияния. Один из пунктов Тильзитского мирного договора был о взаимопомощи между Россией и Францией, которые обязались помогать друг другу во войнах, где только это потребуется обстоятельствами. В февраль 1808 г. началась Русско-шведская война, она стала последней в истории войн этих двух стран, и закончилась поражением шведской армии. Давление со стороны Франции и Тильзитский мир отразились в обретении России владений на северо-западе империи в виде Финляндского княжества, включая Аландские острова и восточную часть Лянсипохья, расположенную между реками Торниойоки и Кюмийоки11

После последней Русско-шведской войны 1808-1809 гг. и подписания Фридрихсгамского мира 17 сентября 1809 г. между Россией и Швецией, последняя была вынуждена передать Российской империи всю Финляндию. 29 марта 1809 г., еще во время войны, состоялся сейм в Борго (Порвоо), где Александр I был провозглашен правителем и великим князем Финляндии, с этого момента Финляндия начинает именоваться Великим Княжеством Финляндским. Надо отметить, что одна из причин, по которой депутаты-финляндцы приняли приглашение прибыть в Порвоо, был крах шведской державы и смещение шведского короля Густава IV Адольфа12. Более того, шведское руководство не собиралось эффективно оборонять Финляндию, что еще более усугубляло положение страдающего от бедствий войны населения. Плачевное положение финских крестьян давало почву для недовольства и осторожности по отношению к будущему русскому либеральному правителю, и совершенно иначе к Александру относилось финское привилегированное сословие.

Летом 1808 г. в Петербург была приглашена депутация всех сословий Финляндии – для выработки будущей системы управления Финляндией и соблюдения сословных привилегий. Именно в марте 1808 г., когда большая часть Финляндии была занята русскими войсками, император объявил европейским правительствам, что Финляндия навечно присоединена к Российской империи13.

27 марта 1809 г. Император прибыл в Порвоо (Борго), а уже 29 марта 1809 г. император Александр I был провозглашен Великим князем Финляндским, что вследствие делало Финляндию особой административной единицей в империи и во всех русских законодательных актах с наименованием «Великое Княжество Финляндское».

В свою очередь собрание сословий присягнуло императору на верность. Перед собранием сословий император объявил о том, что «конституция» будет сохранена. Как пишет финский историк Матти Клинге: «О том, как следовало трактовать слово «конституция», велись длительные споры, однако очевидно, что в политической обстановке того времени это понятие имело гораздо более широкое значение, чем позднее, - оно означало совокупность формы управления страной и общественного устройства страны»14. Для финляндской элиты было важно то, что сохранялись лютеранская конфессия, шведские законы и судебная система. Такой политический курс был выбран Александром I по необходимости уйти от антирусских настроений у финляндцев и обезопасить столицу от наполеоновского вторжения, переманив на свою сторону финское население.

Подтверждением тому стала секретная инструкция Александра I генерал-губернатору Финляндии Ф. Штейнгелю в 1811 г. Из инструкции понятно, что император был настроен предоставить финляндцем более выгодные права, чем у них были при шведском обладании: «…внутренним устройством Финляндии проедоставить народу сему несравненно более выгод в соединении его с Россиею, нежели сколько он имел, быв под обладанием Швеции, …Намерение Моё при устройстве Финляндии состояло в том, чтоб Дать народу сему бытие политическое, чтоб он считался не порабощенным России, но привязанным к ней собственными его очевидными пользами»15.

В результате начал формироваться особый государственно-правовой статус Великого Княжества Финляндского, что требует соответствующего его рассмотрения. Поскольку конец XIX – начало XX вв. стало временем споров вокруг именно правого статуса Княжества и его автономии. Ряд юристов и правоведов монархистов, таких как: А.В. Лохвицкий, И. Е. Андреевский, Н.М. Коркунов, Н.Д. Сергеевский, Э.Н. Берендтс, Н.О. Куплаваский, определяли правовой статус Княжества Финляндского как ряд дарованных привилегий, отрицая самостоятельное государственное существование Великого Княжества Финляндского. Более того, авторы, которые настаивали на самостоятельности Финляндии, не отрицали тот факт, что в международной политической сфере Финляндия никогда не была самостоятельной16.

В 1809 г. шведы передали России не целый регион, т.к. целостной Финляндии на тот момент не существовало, это мы видим из Акта, относящегося к политическому положению Финляндии, в котором говорится, что шведский король и его приемники отказываются «неотменяемо и навсегда» в пользу Его Величества Императора Всероссийского от своих прав на губернии Кюмменгородскую, Нюландскую и Тавастгускую, Абовскую и Биернеборгсую с островами Аландскими, Саволакскую и Карельскую, Вазовскую, Улеаборгскую и часть западной Ботнии до реки Торнео17.

Таким образом, становится понятно, что получила Российская империя в свои владения – шесть «разрозненных» губерний, так называемую «Новую» Финляндию, Аландские острова и часть губернии Лянсипохья. Также надо отметить и тот факт, что об автономии Финляндии в мирном договоре не прописывалось, для того, чтобы избежать международных обсуждений особого статуса Финляндии18.

Закрепление автономии Финляндии произошло указом о созыве от 20 января 1809 г. и обещанием императора Александра I на открытии сейма в марте 1809 г.: «…вновь утвердить и удостоверить религию, коренные законы, права и преимущества, коими каждое сословие сего княжества в особенности и все подданные оное населяющие по конституциям их доселе пользовались…»19. В свою очередь, представители финляндских сословий присягнули на верность государю Императору и Самодержцу Всероссийскому, Великому Князю Финляндскому Александру I, при этом, обязались «сохранять основные законы и конституцию края в том виде, как они в настоящее время существуют и действуют»20. Именно сейм в Борго породил в дальнейшем множественные споры вокруг правового статуса Финляндии в составе Российской империи, т.к. толковать грамоты Боргского сейма можно было по-разному.

В результате, территориальной целостности и образованию единой Финляндии, финны обязаны Александру I. Дело в том, что сразу после присоединения разрозненных финских территорий, император объединил «Старую» и «Новую» Финляндию, тем самым образовав новую территориальную единицу в составе Российской империи – Великое Княжество Финляндское21.

Какие положения определяли автономию Финляндии в составе Российской империи?

Во-первых, Финляндия сохраняла старую правовую систему, сложившуюся во время шведского господства. Во-вторых, для Княжества Финляндского в империи была создана особая система власти и управления. В-третьих, центральным правительством Империи был введен особый порядок законодательства и решения территориальных дел для Великого Княжества Финляндского. В-четвертых, был введен особый порядок взаимодействия центральных органов власти Российской Империи с местными органами Финляндии. И в-пятых, за исключением основных законов, на Финляндию не распространялось действие общероссийского законодательства.

Надо отметить и то, что Финляндия также была самостоятельна в вопросах торговли с иностранными государствами. Для этого была учреждена отдельная финляндская таможня, которая была еще одним определением в относительной самостоятельности Финляндии от остальной Империи. Как отмечает историк-экономист М. Арола: «Финляндии удалось расширить свою политическую и экономическую автономию в рамках империи; Финляндия стала автономной областью, принадлежавшей к числу регионов, которые в административном плане довольно сильно отличались от территории собственно империи. Ее автономное и обособленное положение зиждилось на нескольких началах, которые мало-помалу складывались в течение XIX в.: финской национальности, обособленной администрации, собственных парламенте, армии, валюте, тарифной и налоговой политике»22.

Статус самостоятельности Финляндии в XIX веке был и остается платформой для дискуссий. Как отмечает историк Л. Е. Лемпияйнен, некоторые иностранные юристы, например, такие как Р. Дельпеш и В. Фон Остен-Сакен, не признавали Великое Княжество суверенным от Империи, но не отрицали Финляндию как субъект международного права, который имеет особый круг деятельности в области иностранной политики23. Отметим и мнение российского историка М. М. Бородкина, в своей работе «Финляндская окраина в составе Русского Государства» Бородкин отмечает, что бессмысленно искать основы Финляндской государственности в делах Боргоского сейма24. Таким образом Боргоский сейм, по мнению М. М. Бородкина, не нес никакого значения в определении и зарождении государственности в Финляндии.

Подобного мнения придерживался и приват-доцент Абоского университета А. И. Арвидссон, который работал под псевдонимом «Пекка Куохаринен», но был вынужден в 1823 г. эмигрировать в Швецию. В своем учении о финляндском государстве он отрицал самостоятельность Финляндии и заявлял, что «Финляндия шаг за шагом была превращена в русскую провинцию и навсегда соединена с господствующим государством»25.

Однако, современные исследователи считают, что сейм в Борго послужил «гарантом будущей Финляндской автономии», так, например, считают правоведы А. В. Зиновьев и Н. И. Уткин, об этом они пишут в своей статье «Взаимоотношения Российской империи с Великим Княжеством Финляндским: историко-правовой анализ и современность»26.

В книге члена Верховного Суда К. В. Нюгольма «Положение Финляндии в Российской Державе» Нюгольм называет Великое княжество Финляндское одновременно суверенным и не суверенным государством: «….Финляндия, после Боргоских актов и основываясь на них, как на исходной точке, а также на основании подлежащих актов позднейших императоров, должна считаться действительным государством, а не привилегированною провинцией, как утверждают антифинские русские авторы, или неполным государством (Staatsfragment) каким считает ее австрийский профессор Еллинек в одной из свои позднейших статьей. Но с другой стороны, из приведенного в предыдущем обзоре действующего государственного права Финляндия не может называться суверенным государством, так как она в области иностранной политики и непосредственно связанных с нею дел подчиненна суверенности России. Это обстоятельство однако нисколько не мешает ей быть государством, ибо полный суверенитет, чего ведь не оспаривает современная наука государственного права, не есть обязательная принадлежность понятия о государстве, каковое понятие поэтому обнимает, как суверенное, так и не суверенное государство27.

Первая половина XIX вв. стала для Финляндии – становлением понятия её особого статуса. Несмотря на то, что Финляндия не обладала самостоятельностью после присоединения к Российской Империи, тем не менее её особый статус влиял на принятие решений между иностранными государствами. Влияние заключалось в принятии решений при заключении международных договоров, как правило не относящиеся к политике, о них пишет российский юрист Ф. Ф. Мартенс. Он называет подобные договора «социальными», которые заключались между двумя или несколькими государствами в области внутренней и хозяйственной политики. Это прежде всего договора, относящиеся к торговле, мореплаванию, выдаче преступников, натурализации, а также договора, относящиеся к защите интересов той или иной страны28. Такие договора учитывали особое положение Финляндии в составе Российской империи, например, то, что у Великого княжества был свой таможенный тариф начиная с 1812 г. невозможно было игнорировать, поэтому во многих соглашениях о судоходстве и торговле упоминается этот факт. Договоры не заключались лишь с рядом восточных стран? Турцией, Китаем, Японией.

Итак, для выполнения обещаний финляндцам, были учреждены органы местного самоуправления. Были создан высший административный орган – Правительствующий Сенат, также вводилась должность представителя Великого князя Финляндского - самодержавного русского царя, а именно должность генерал-губернатора Великого княжества Финляндского. На плечи генерал-губернатора ложилась ответственность за Правительствующий сенат, который подчинялся только Императору29. Николай I упразднил Комиссию финляндских дел в 1826 г. Вместо комиссии был назначен министр Империи статс-секретарь по делам Великого Княжества Финляндского, который докладывал императору о всех делах края30. В тоже время статс-секретарю подчинялась Финляндская канцелярия его императорского величества31.

Напомним, несмотря на то, что Финляндия в составе российской империи жила по шведским законам 1772 г. и акту соединения и безопасности 1789 г., однако нельзя не указать на появляющиеся юридические изменения в системе местного управления краем. В первой половине XIX в. в Финляндии появилось множество законов, которые в последствие преобразовывались в основные юридические акты. Издание текущего законодательства в Великом княжестве Финляндском осуществлялось в печатном виде с 1808 г. В начале XX в. Комиссия для систематизации финляндских законов отмечала, что «первое время узаконения печатались без всякой общей нумерации, в виде отдельных тетрадей в частных типографиях... Иногда узаконения печатались на русском, шведском или финском языке, иногда на всех этих языках. Официального названия эти тетради не имели: по истечении года издавались оглавления вышедших узаконений».32 Тетради получили название «Сборник постановлений, манифестов, указов и других распоряжений правительства, вышедших из печати в Финляндии после 1808 года» (Samlling af Placater, Forordningar, Manifester och Pabud samt andre AllmannaHandllingar hwilka i Stor-Furstendoment Finland sedan 1808 ars borjan ifran trycket utkommit) и печатались с 1826 по 1862 г.33.

С 1860 г. на основании объявления российского императора от 28 ноября 1859 г. был предписано последовавшие для Великого княжества Финляндского «постановления печатать, по распоряжению прокурора Сената, отдельными листами или тетрадями, с последовательными в каждом году особо номерами. Эти листы и тетради будут, под названием «Сборник постановлений Великого княжества Финляндского», заключать в себе одно или несколько означенных узаконений» на шведском, финском и русском языках. На шведском языке издание назвалось - «Storfurstendoment Finlands Forfattnings – Samling» и в год печаталось от 19 до 62 тетрадей. К этим по определению Финляндского Сената от 15 марта 1869 г. были изданы предметные указатели34. Изданные для княжества узаконения в Полное Собрание законов Российской империи не включались35.

В июне 1835 г. Николай I предписал указ, в котором предписал в работах ориентироваться на систему изданного Свода законов Российской империи, а 29 Мая 1836 г. последовало предписание систематизировать местные законы Финляндского княжества – «чтобы все законы и повеления, имеющие силу закона в Финляндии, были собраны и сведены в порядке свода, который должен был быть, по рассмотрении, представлен на высочайшее утверждение и получить силу закона»36.

Итогом должен был стать Свод законов, учреждений и уставов Великого княжества Финляндского в который входили две части, первая часть относилась к законам по гражданским, хозяйственно-экономическим, судопроизводственным и уголовным делам, вторая часть относилась к учреждениям и уставам37.

Надо отметить, что представления об изменении некоторых постановлений Финляндского уголовного законодательства часто мелькают в документах первой половины XIX века. Так, например, в документах, относящихся к Комиссии графа Д. Н. Блудова в Великом княжестве Финляндском есть документ от 12 ноября 1841 г. «О средствах исправления некоторых постановлений Финляндского уголовного законодательства»38, где граф говорит о сближении с Великим княжеством Финляндским посредством изменения несовершенной уголовной системы, предлагает свой проект нового уголовного уложения. Блудов предлагал отменить смертную казнь в некоторых случаях, главным образом ссылаясь на то, что наказания уже устарели и были необходимы новые: «Но при нынешнем беспрестанно возрастающем благосостоянии Великого Княжества Финляндского, денежные взыскания, особо в прежнем размере, потеряли всю свою силу для обуздания стремлений к нарушению законов и может быть, что в сем состоит главная причина необыкновенного в тамошнем крае умножения преступлений и тех именно, за которые поставлен сей род наказания»39.

Блудов также предлагает пересмотреть телесные наказания и в каком случае они могут быть применены или наоборот отменены в силу возраста и пола подсудимого. В заключении граф высказывает опасения на счет дворянства в Финляндии, будь то русский дворянин или финляндский подданный, получивший дворянский титул, смогут благодаря шведским старым законам самостоятельно назначать наказания, обходя Его Императорское Величество40.

Также необходимо отметить и культурную сторону развития Великого княжества Финляндского. Именно в первой половине XIX века финляндский народ начинает чувствовать единство нации, появляются патриотические чувства у населения. В 1835 г. финский фольклорист и лингвист Элиас Лённрот собирает и составляет карело-финский эпос «Калевала». «Калевала» первый собирательный эпос, объединивший все финно-угорские народы финляндских и карельских территорий. Финский поэт шведского происхождения Йохан Рунеберг сочиняет в это время свое самое известное стихотворение «Maamme» - «Наша земля», которое впоследствии станет гимном Финляндии. Также стоит упомянуть автора учения о финляндской государственности – Исраэля Вассера, который в 1830-х – начале 1840-х гг. изложил свою концепцию в памфлетах. Исраэль Вассер возглавлял с 1817 по 1829 г. Кафедру медицины в университете Або (Турку), он был сторонником договорной теории происхождения государства и всячески ее продвигал.

В 1838 г. в Стокгольме вышла брошюра Вассера «О союзном трактате Швеции с Россией», где впервые княжество было названо «особым государством с представительной формой правления»41. Главная составляющая его концепции в том, что он, основываясь на естественном праве, утверждал, что на Боргоском сейме финны эмансипировались (освободились) от Швеции, заключили сепаратный мир с российским императором и поэтому договору Финляндия превратилась из шведской провинции в конституционно управляемое государство. В общественных кругах Финляндии концепция не нашла одобрения, но некоторые представители интеллигенции нашли идею Вассера обоснованной. Концепцию Вассера оспаривал приват-доцент этого же университета в памфлетах А. И. Арвидссон, о котором мы говорили выше. Исследовательница Петрозаводского университета И.Р. Такала в своей работе описывала это так: «Памфлетная война» между Арвидссоном и Вассером являлась не более чем фикцией, хитроумным планом для популяризации теории особого финляндского государства. Арвидссон сам признал, что вся эта полемика означала лишь «хитрый боевой прием, имевший целью заронить и укрепить в сознании финских слоев мысль о самостоятельном финляндском государстве»42.

«Финляндскую идею» пропагандировали и распространяли финские писатели и художники, которых поддерживало денежными дотациями и титулами государство. Благодаря этому связь между княжеством Финляндским и Российской Империей становилась прочней. Но надо отметить, что как раз в этот период начала дестабилизироваться ситуация в Европе. После польского восстания 1848 года в российском государстве была поставлена цель сделать государство единым и неделимым. Именно с этого начал свою внутреннюю политику Александр II, который стремился унифицировать управление западными окраинами империи43.

Таким образом понятно, что работа по составлению и упорядочиванию законов Великого Княжества Финляндского велась для необходимости обозначить влияние Петербурга на княжество. Первую половину XIX века смело можно назвать отправной точкой в вопросе особого статуса Финляндии, не смотря на усилия Империи, сблизить Россию и Финляндию. Надо заметить то, что все-таки Российское правительство довольно поздно начало русификаторскую политику в Финляндском крае, если в Прибалтийских губерниях русификаторская политика Александра III еще как-то работала, то в Великом княжестве Финляндском она не работала вовсе.

Как отмечает член Верховного Суда К. В. Нюгольм, речь императора Александра II на сейме 1863 года была воспринята финляндцами с неподдельным восторгом44. Император предложил сейму новые налоги, которые предназначались для умножения благосостояния края и процветанию народного образования. Далее, Император, «Оставляя неприкосновенным принцип конституционной монархии, вошедший в нравы финского народа» пожелал расширить право сейма, разрешив ему самому определять количество налогов, а также предлагать проекты законов, но при этом Император оставлял за собой инициативу во всех трех вопросах45.

Подобная либеральная политика укрепляла особый статус Финляндии, развивала экономику, промышленность и гражданское общество. Вторая половина XIX века изменилось влияние правительства на особый статус княжества в условиях активно развивающегося финского самосознания, катализатором которого послужили события первой половины XIX века.

Подводя итоги, надо сказать, что к началу второй половины XIX века Финляндия в полной мере обрела все инструменты для дальнейшего пути к независимости. 29 марта 1809 г. император Александр I в Борго принял присягу от сословий, торжественно пообещав сохранить их основные законы и права, которыми они пользовались при шведском господстве. Финны обрели свой законодательный орган – сейм, который в будущем станет оплотом борьбы финляндцев за свободу. Как отмечает исследователь Д.В. Анисимова: «Необходимо подчеркнуть, что с правовой точки зрения автономия Финляндии вплоть до 1869 г. была сильно ограничена, так как княжество не могло самостоятельно изменять свое законодательство»46. Однако, это не помешало дальнейшему развитию финляндских свобод и привилегий. Например, в 1843 г. выдающийся финский писатель и поэт шведского происхождения Захариас Топелиус (1818-1898 гг.) высказывался на тему «Есть ли у финского народа история?», он писал, что истории, государственности и национальности у финского народа не было до 1809 года. Позже он вернулся к этому вопросу и все же заметил, что у финляндцев была культура47. Наличие множественных привилегий и свобод у финляндского народа, которые были дарованы им российскими императорами успешно продолжились и во второй половине XIX.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный университет»...
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа магистратуры 38. 04. 02 «Менеджмент»
Основная образовательная программа магистратуры 38. 04. 02 «Менеджмент» профиль «Инновационные системы развития бизнеса» 3
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Программа дисциплины "Структура научного текста"
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов, а также студентов направления подготовки 030600. 68 «История», обучающихся...
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа магистратуры 080100. 68 «Экономика»
Основная образовательная программа магистратуры 080100. 68 «Экономика» профиль «Европейская экономика и предпринимательство» 3
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа высшего образования
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа)
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения программы
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры 080500. 68 Бизнес-информатика
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая бфу им. И. Канта, по направлению подготовки 100100. 68 Сервис...
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа магистратуры «биология»
Экспрессия простагландина е2 и сосудистых факторов в иммунокомпетентных органах человека в раннем постнатальном онтогенезе
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Образовательная программа магистратуры «Музейное кураторство»
Роль музеев в формировании американской национальной идентичнности в конце XIX – начале XX века
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом...

Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск