Скачать 354.46 Kb.
|
На правах рукописи Дамдынчап Вера Монгушевна Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX – первая половина ХХ в.) Специальность 07.00.02 – Отечественная история Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Абакан – 2006 Работа выполнена на кафедре истории России ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.Н. Тугужекова Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор В.Г. Дацышен кандидат исторических наук, доцент Н.А. Данькина Ведущая организация Тувинский институт гуманитарных исследований Защита состоится 1 декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 097. 01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Красноярском государственном педагогическом университете имени В.П. Астафьева по адресу: 660077, Красноярск, ул. Взлетная, 20, исторический факультет, ауд. 2-13. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Автореферат разослан «_____»__________________2006 г. Ученый секретарь кандидат исторических наук, диссертационного совета доцент Л.Э. Мезит I. Общая характеристика работы Актуальность темы. В настоящее время наша страна находится в поисках оптимального пути дальнейшего развития, основанного на признании многообразия правовых систем, поликультурности, толерантности. Для создания демократического государства все чаще обращаются к богатому опыту правовой культуры народов России, обеспечивавшей на протяжении столетий стабильное функционирование ее социальных групп и этносов. В правовой культуре россиян доминирует обычно-правовая ментальность, что проявляется в низком статусе государственного закона как носителя идеи справедливости. В связи с этим особую актуальность и научно-практическую значимость приобретают исследования исторических аспектов правовой культуры народов. Актуальным является изучение опыта адаптации обычного права народов в условиях модернизации традиционных обществ, когда оно приспособилось к новым реалиям, составляя важнейшую часть правосознания. С этой точки зрения особую научную ценность представляет изучение обычного права тувинцев как феномена социокультурной практики. Особенно важным является то, что хозяйственно-культурный уклад жизни и традиционное мировоззрение тувинцев в неизменном виде просуществовали до середины ХХ в., пока Тувинская Народная Республика не вошла в состав СССР. Подобное объективное знание особенно необходимо сейчас, когда перед российским обществом вплотную встали задачи полноценного воспроизводства народов и их культур, сочетания законодательно-правовых норм с обычно-правовой практикой регулирования хозяйственной деятельности людей. Изучение обычного права актуально и в связи с осложнением криминальной обстановки в Туве. Только за 2005 г. в республике органами внутренних дел было зарегистрировано преступлений, на 23,4% больше, чем в 2004 г. Количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков увеличилось на 11% по сравнению с 2004 г. Такое положение объясняется тем, что в процессе трансформации традиционной культуры разрушению подверглись соционормативные стереотипы поведения. Это привело к деградации и маргинализации населения. Изучение соционормативной практики позволяет глубже понять и осмыслить современные процессы в тувинском обществе. Степень изученности темы. В историографии исследуемой темы выделяются следующие периоды: дореволюционный – вторая половина XIX в. – 1917 гг.; советский –1917-1991 гг.; современный – с начала 1990-х гг. по настоящее время. Одним из ведущих направлений в сибирской дореволюционной историографии было областничество, представителями которого являлись А.В. Адрианов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и др. Они рассматривали Сибирь как колонию европейской России. Концепция областников основывалась на идее самобытности, «особого пути» экономического развития сибирского региона, противопоставляли интересы колонии и метрополии. В своих трудах они описали обычаи и традиции тувинцев, охарактеризовали традиционное общество как патриархально-родовое. В начале ХХ в. интерес к Туве значительно возрос. Первая попытка систематизации обычного права тувинцев предпринята Е.К. Яковлевым в книге «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея» (1900 г.). Обычно-правовые нормы, регулировавшие семейные, имущественные отношения содержатся в работах Н.Ф. Катанова, П.Е. Островских, М.И. Райкова и др. Из всех дореволюционных исследований наибольшую ценность представляет работа Ф.Я. Кона, в которой он подробно описал систему судопроизводства, семейно-брачные традиции, охарактеризовал процесс межэтнического взаимодействия тувинцев и русских. В 1914 г. вышла в свет работа английского путешественника Д. Каррутерса «Неведомая Монголия». По мнению автора, стоявшего на позициях эволюционизма, в культуре тувинского народа в начале ХХ в. было смешано несколько общечеловеческих стадий развития, включая первобытную. Особенности развития культуры центрально-азиатских народов он объяснял влиянием специфических географических условий. В соционормативной практике тувинцев большинство обычаев сохраняли свою родовую сущность. В частности, сохранение коллективного землепользования, обычаев взаимопомощи. Итак, в этот период исследованиям обычного права придавалось огромное научное значение. Логическим результатом столь активного исследования обычного права тувинцев явилось введение в научный оборот большого фактического материала, на основании которого был сформулирован ряд фундаментальных выводов, например, Работы, опубликованные в начале советского этапа, 1920-1930-е гг., носили историографический и источниковедческий характер. Одной из таких работ стала монография Г.Е. Грумм-Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край» (1930 г.), в которой автор дал характеристику традиционного общества и систематизацию обычно-правовых норм. Важным является вывод автора о сосуществовании обычно-правовых и государственных норм в тувинском обществе. В исследовании С.А. Нацова (Шойжелова) «Тувинская Народная Республика. Материалы и документы по истории национально-революционного движения тувинских скотоводов» (1930 г.) сделана попытка анализа политического развития республики и ее международного статуса. Он отмечал прогрессивное влияние советского государства на процессы трансформации традиционного общества. Первым обобщающим исследованием по истории дореволюционной Тувы стала монография Р.М. Кабо «Очерки истории и экономики Тувы» (1934 г.). В ней автор в отличие от предыдущих исследователей утверждал о господстве феодальных отношений в тувинском обществе, которые смягчались родовыми обычаями и традициями. После вхождения Тувы в состав СССР начался качественно новый период в изучении ее истории. Основной тенденцией в исследованиях традиционного общества стало стремление авторов к унификации оценок. Обычаи и традиции трактовались как отмирающий институт в процессе строительства социализма. Данное положение было вызвано чрезмерной идеологизацией всех общественных наук. При этом необходимо отметить, что научные исследования отличались обширной источниковедческой базой, насыщенностью фактическими данными. В 1953 г. Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ) начал издание «Ученых записок», в которых анализировались социально-экономические и политические преобразования традиционного общества. В частности, следует выделить статьи В.В. Осиповой «Колхозное строительство в Туве», «Сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г. как важнейший источник характеристики экономического строя сельского хозяйства Тувы (1921-1930 гг.)», в которых выделены важные этапы колхозного строительства. Автор отмечала сохранение единоличных хозяйств в период ТНР, составлявших основу экономического развития. Значимое место в историографии Тувы в целом, и для данного исследования в частности, занимает монография В.И. Дулова «Социально-экономическая история Тувы. XIX – начало XX вв.» (1956 г.) В ней дана характеристика традиционного общества тувинцев и социальной структуры. Заслугой автора является детальное освещение родовых обычаев в тувинском обществе, выявление их сущности и значения, а также анализ социальных групп. Первым комплексным исследованием стала двухтомная «История Тувы» (1964 г.), подготовленная коллективом авторов под руководством Л.П. Потапова. В VIII главе первого тома «Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.)» общественный строй охарактеризован как полупатриархальный и полуфеодальный, обычаи взаимопомощи рассматривались как форма эксплуатации зависимых аратов родоплеменной знатью. В семейно-брачных отношениях господствовали патриархальные устои, при этом женщина обладала авторитетом и принимала активное участие в решении экономических и бытовых дел. Сведения о правовых нормах тувинцев-тоджинцев и их анализ содержатся в работе С.И. Вайнштейна «Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки» (1961 г.). В обычном праве тувинцев-тоджинцев значительное место занимают обычаи взаимопомощи – ужа и үлүг, которые обеспечивают стабильность и воспроизводство общества. Заслугой автора является и то, что он опровергает сложившееся в литературе мнение об исключительно эксплуататорском характере обычая отдачи скота на выпас. Данный обычай являлся неотъемлемой частью системы жизнеобеспечения социума и диктовался нормами взаимопомощи, а не экономической выгодой . Первой крупной работой советского времени, посвященной культуре тувинцев, стали «Очерки народного быта тувинцев» (1969 г.) Л.П. Потапова. В ней описаны некоторые нормы этикета, обычаи, связанные с взаимодействием членов аальной общины, брачно-семейные и наследственные нормы, а также институт земельной собственности. Автором впервые был проделан анализ аальной общины, выделены ее типы и формы существования, а также раскрыта сущность брачно-семейной обрядности тувинцев. Л.П. Потапов считал, что в тувинском обществе существовала частная феодальная собственность на земельные ресурсы. Некоторые аспекты нашей темы затронуты в связи с изучением этногенеза тувинцев в работе Н.А. Сердобова «История формирования тувинской нации» (1971 г.). На основе марксистской методологии автор доказывает существование частной собственности на землю. Проблемно-хронологическое освещение позволило ему показать особенности патриархально-феодальных отношений и прийти к выводу о дуализме представлений народа о принадлежности земли. Одной из фундаментальных работ является монография Ю.Л. Аранчына «Исторический путь тувинского народа к социализму» (1982 г.). Традиционное общество автором охарактеризовано как патриархально-феодальное, а народное собрание – чыыш – превратилось в орудие выражения воли родоплеменной знати – нойонов. Система судопроизводства и наказания осуществлялась на основе маньчжурского кодекса – Уложения китайской Палаты внешних сношений. Важным является вывод автора о том, что на рубеже XIX-ХХ вв. в социально-экономической жизни тувинцев проявились и новые черты: появление наемного труда, расширение местного рынка, разрушение натурального хозяйства, усиление классовой дифференциации, развитие предпринимательства среди тувинского населения. Значительным вкладом в изучение тувинского общества стало диссертационное исследование С.М. Биче-оол «Традиционные брачно-семейные отношения тувинцев и их изменения в связи с социалистическим преобразованием в Туве» (1974 г.), посвященное генезису брачно-семейных норм тувинцев. Автор приходит к выводу о том, что институт калыма носил формальный характер покупки, т.к. приданое невесты превышало расходы жениха и обеспечивало ее относительное равноправие в семье. Семейные отношения строились на основе социально-возрастной иерархии. Она отмечает, что трансформация брачно-семейных отношений в период ТНР была прогрессивной для тувинского общества. Характеристика положения женщины в традиционном обществе содержится в исследовании Г.А. Забелиной «Раскрепощение женщины-тувинки и её участие в некапиталистическом развитии Тувы» (1976 г.). Она отмечает самостоятельность женщины в хозяйственных делах и опровергает утвердившееся в научной литературе мнение о бесправности и униженности тувинки в традиционном обществе. В правовом положении женщины особое место отводилось приданому, составлявшему ее собственность. Также она считает, что термин – херээжок – «ненужная», употреблялся не в качестве унижающего достоинство, а лишь определял статус женщины, переходившей в другой род. Советский этап характеризовался строгим научным подходом, тщательностью полевых исследований, критическим отношением к источникам. В то же время, нужно отметить перенос внимания исследователей из сферы изучения ценностей и норм, в сферу детального изучения материальной культуры и экономики. В научных работах советского периода господствовали односторонние представления о сути исторических процессов, основанные на принципе партийности, классовом подходе. Применяемые научные подходы страдали невниманием к особенностям традиционного общества. Зачастую игнорировались достижения тувинцев в культуре дореволюционного периода. Результаты предыдущего этапа занижались ради подчеркивания успехов периода ТНР. В 1990-е гг. в тувинской исторической науке появились новые исследования, посвященные преимущественно проблемам социально-экономического и политического развития Тувы в ХХ в. предметом активного изучения стали некоторые аспекты соционормативной культуры, такие как шаманизм, буддизм, сакральные обряды. Следует отметить работы М.Б-Х. Кенин-Лопсана «Магия тувинских шаманов» (1993 г.), «Традиционная этика тувинцев» (1994 г.), «Тувинские традиции» (1999 г.) в которых отражены мифологические представления об окружающем мире, принципы социально-возрастной иерархии. Несомненно, ценным в его работах является выявление онтологической связи человека с природой. Проблемы политического развития ТНР освещены в работе С.Ч. Сат «Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.)» (2000 г.), которая пришла к выводу о том, что система ТНР сочетала в себе атрибуты новой государственности с родоплеменными структурами. Эти элементы стали важными социально-психологическими факторами развития страны. Новое объективное рассмотрение политогенеза, свободное от идеологических оценок составляет ценность данной работы. Результатом многолетних исследований стала монография Г.Н. Курбатского «Тувинцы в своем фольклоре» (2001 г.). Опираясь на фольклорные источники, автор выявил свойственные тувинцам конкретные правовые нормы, рассмотрел их отражение в фольклоре. В статье М.Х. Маңнай-оола «Обычаи тувинского народа», опубликованной в XIX выпуске «Ученых записок» ТИГИ (2002 г.), раскрывается сущность обычаев, определявших социальный порядок и стабильность. Кочевая община, как считает автор, основана на системе коллективной поддержки и строгом соблюдении социально-возрастной иерархии. Проблемы трансформации культуры тувинцев в ТНР проанализированы в статье А.К. Кужугет «Культура и искусство ТНР», изданной в XX выпуске «Ученых записок» ТИГИ (2003 г.). Впервые автором рассмотрена политика насильственной унификации культурных традиций. В статье С.М. Биче-оол «К вопросу о правовом положении женщины в Туве (с начала ХХ в. до 1940-х гг.)» (2003 г.) рассмотрена эволюция правового статуса женщины от бесправного положения до признания равноправия в период ТНР. Одной из интересных работ новейшего времени является монография Н.П. Москаленко «Этнополитическая история Тувы в ХХ в.» (2004 г.). В ней большое внимание уделено роли конкретных личностей в истории Тувы, таких как А.А. Турчанинов, И.Г. Сафьянов, М. Буян-Бадыргы. Впервые в монографии освещается роль духовенства в становлении национального государства. Одной из последних работ, раскрывающих мировоззренческие ценности традиционного общества, стала совместная монография В.Я. Бутанаева и Ч.В. Монгуш «Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков» (2005 г.). Авторы пришли к выводу, что обычай «уча» определял систему взаимопомощи, совершенствовал брачные связи восточных тувинцев. В последние 15 лет исследователи активно занимались изучением обычного права народов Сибири на региональном уровне: якутов – М.М. Федоров, А.А. Борисов, бурятов – А.Т. Тумурова, Е.С. Гылыкова, хакасов – В.Я. Бутанаев, Т.Н. Медведева, алтайцев – Н.И. Шатинова, С.П. Тюхтенева, Н.А. Тадина. Данные работы носят, в основном, эмпирический характер и важны для сравнительного анализа обычно-правовых систем. Таким образом, для исторических исследований 1990-х гг. и настоящего времени характерны такие черты, как отказ от научной монополии формационного подхода, поиск новых плюралистических методов и признание исторического и правового многообразия. Несмотря на наличие фундаментальных работ, рассматривающих проблемы социально-экономического, политического и культурного развития, этногенеза тувинцев, такое важное и в то же время сложное и многофункциональное явление, как обычное право, до сих пор не являлось предметом специального исследования. Это определило выбор темы нашей работы. |
Литература Киевской Руси (серединаxi первая треть XII в в.) «Повесть временных лет» Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть xii– первая половина XIII в в.) |
Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина... Конфессиональная политика в Российской империи во второй половине хiх–начале ХХ в |
||
Экрем торгово-экономические связи улуса джучи (золотой орды) со странами... Торгово-экономические связи улуса джучи (золотой орды) со странами востока (вторая половина xiii–xiv вв.) |
Библиотечное обслуживание инонационального населения Оренбургской... Охватывают исторический период с 1860-х гг до 1917 г. Нижняя граница исследования связана с социально-экономическими реформами, территориальными... |
||
Культура византии IV- первая половина VII в В фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) издания-оригинала |
Отчет учебно воспитательной работы мкоу «сош а. Бесленей» Школьные занятия начинаются в 8 часов 30 минут. Длительность уроков – 45 минут (2-11 класс) и 35 минут в 0-1 классах. Режим занятий... |
||
24 апреля 2001 года Старость – это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы |
Справка о гражданской принадлежности 7 Общие вопросы приобретения гражданства 7 Примерно половина всех обращений к юристам «Ночлежки» затрагивает вопрос оформления паспорта РФ. Наши сотрудники сталкиваются с ситуациями... |
||
Задача данного исследования в первую очередь рассмотреть понятие... Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права. Часть первая |
Историческое развитие национальных видов спорта тувинского народа Зарождение и развитие тувинского мужского троеборья как средства формирования всесторонне и гармонически развитой личности |
||
Новости группа компаний Собственный и зафрахтованный флот для транспортировки углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 150 судов... |
Задачами уголовного права Тенденции развития отрасли уголовного права. Преемственность в развитии уголовного права. Уголовное право и другие отрасли права.... |
||
Благотворительность в зеркале сми Твиттере. В ней приняло участие около 35 тыс человек из примерно 100 стран, причём половина делегатов были иностранными. На многих... |
Общие принципы построения систем цифрового телевидения в Российской Федерации К началу строительства цифровой сети в России около 3 млн россиян могли смотреть только один телеканал. Почти половина жителей страны... |
||
Комплекс городского хозяйства москвы гку «Центр реформы в жкх» И это только половина от запланированного объема до 2015 года обновят еще 12 тысяч подъемников. Об этом Сергей Собянин рассказал... |
Поэтика балетного спектакля конца XIX в. (Первая петербургская постановка «Лебединого озера») |
Поиск |