СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 18 мая 2010 г. № 58
"Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1),ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607;2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1(ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст.5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418;2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223;2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от24.07.2000 №554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения огосударственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст.663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:
1.Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющиммедицинскую деятельность" (приложение).
2.Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы содня вступления в силу настоящего постановления.
3.С момента введения в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям, осуществляющим медицинскую деятельность" считать утратившимисилу СанПиН2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству,оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебныхстационаров", утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 06.06.2003 № 124 (зарегистрированы вМинюсте России 18.06.2003, регистрационный номер 4709); СанПиН 2.1.3.2195-07,изменение № 1 к СанПиН2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 25.04.2007 № 19 (зарегистрированы вМинюсте России 05.06.2007, регистрационный номер 9597); СП3.1.2485-09 "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах(отделениях) хирургического профиля лечебных организаций", дополнение № 1к СанПиН2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 13.02.2009 № 9 (зарегистрированы вМинюсте России 20.03.2009, регистрационный номер 13548); СанПиН2.1.3.2524-09"Санитарно-гигиенические требования к стоматологическиммедицинским организациям" изменение 2 к СанПиН2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 07.07.2009 № 48 (зарегистрированы вМинюсте России 20.08.2009, регистрационный номер 14581); СанПиН3.5.2528-09 "Организация дезинфекционных и стерилизационныхмероприятий в лечебно-профилактических организациях", дополнение № 2 к СанПиН2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 06.08.2009 № 51 (зарегистрированы вМинюсте России 26.08.2009, регистрационный номер 14624); СанПиН2.1.3.2576-10 изменение № 3 к СанПиН2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача Российской Федерации 04.03.2010 № 18 (зарегистрированы вМинюсте России 27.04.2010, регистрационный номер 17017).
Г.Г. Онищенко
Зарегистрировано в МинюстеРФ 9 августа 2010 г.
Регистрационный № 18094
Приложение
Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющиммедицинскую деятельность"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 8 мая 2010 г. № 58)
Содержание
I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
1. Общие положения и область применения
2. Требования к размещению и территории лечебно-профилактических организаций (ЛПО)
3. Требования к зданиям, сооружениям и помещениям
4. Требования к внутренней отделке помещений
5. Требования к водоснабжению и канализации
6. Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений
7. Требования к естественному и искусственному освещению
8. Требования к инвентарю и технологическому оборудованию
9. Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий
10. Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля
11. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
12. Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов
13. Требования к правилам личной гигиены пациентов
14. Требования к организации питания пациентов
15. Требования к условиям труда медицинского персонала
II. Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность
1. Общие положения
2. Требования к проведению дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения
3. Обеспечение проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
III. Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля
1. Организация мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций
2. Эпидемиологический надзор
3. Основные принципы профилактики внутрибольничных инфекций
4. Профилактика внутрибольничных инфекций в операционном блоке и перевязочных
5. Профилактика внутрибольничных инфекций в отделениях реанимации и интенсивной терапии
6. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия
IV. Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах (отделениях)
1. Организация мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах
2. Организация противоэпидемического режима
3. Правила содержания структурных подразделений акушерских стационаров и перинатальных центров
4. Организация и проведение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий
5. Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями
6. Проведение расследования и ликвидации групповых внутрибольничных заболеваний среди новорожденных детей и родильниц
V. Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям
1. Общие положения
2. Требования к размещению стоматологических медицинских организаций
3. Требования к внутренней отделке помещений
4. Требования к оборудованию
5. Требования к микроклимату, отоплению, вентиляции
6. Требования к естественному и искусственному освещению
7. Обеспечение радиационной безопасности при размещении и эксплуатации рентгеновских аппаратов и кабинетов
8. Санитарно-противоэпидемические мероприятия
VI. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий
1. Общие положения
2. Гигиенические требования к размещению и территории
3. Гигиенические требования к зданиям, сооружениям и помещениям
4. Требования к внутренней отделке помещений
5. Требования к водоснабжению и канализации
6. Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений
7. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению
8. Требования к инвентарю и технологическому оборудованию
9. Санитарно-противоэпидемические мероприятия
10. Гигиенические требования к условиям труда и личной гигиене медицинского и обслуживающего персонала
Приложение 1 Минимальные площади помещений №№ Наименование помещений Площадь (м2)
Приложение 2 Состав, набор и минимальные рекомендуемые площади помещений стоматологической медицинской организации** Наименование помещений Минимальная площадь, м2
Приложение 3 Класс чистоты, рекомендуемый воздухообмен, допустимая и расчетная температура
Приложение 4 Предельно-допустимые концентрации (ПДК) и классы опасности лекарственных средств в воздухе помещений лечебных организаций
Приложение 5 Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений медицинских организаций
Приложение 6 Перечень изделий медицинской техники и медицинского назначения используемых в медицинской и фармацевтической деятельности и подлежащих санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценке
Приложение 7 Допустимые уровни физических факторов, создаваемые изделиями медицинской техники
Приложение 8 Предельно допустимые уровни (ПДУ) электромагнитных излучений на рабочих местах медицинского персонала
Приложение 9 Допустимые уровни звука медицинской техники в помещениях лечебно-профилактических организаций
Приложение 10 Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности, дБА
Приложение 11 Предельно допустимые уровни воздушного ультразвука на рабочих местах
Приложение 12 Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции
Приложение 13 Перечень регистрируемых нозологических форм послеоперационных инфекций
Приложение 14 Порядок уборки помещений различных структурных отделений акушерского стационара
Приложение 15 Перечень регистрируемых нозологических форм инфекционных заболеваний в акушерских стационарах
|
I. Общие требования к организациям,осуществляющим медицинскую деятельность
1. Общие положения и область применения
1.1Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила)устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству,оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим ипротивоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организациипитания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскуюдеятельность (далее - ООМД).
1.2Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей июридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формысобственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны дляисполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство,реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектовздравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.
1.3Медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятиярешения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензиисанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правиламзданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества,которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществлениядеятельности.
1.4Надзор за выполнением настоящих правил проводится органами, уполномоченнымиосуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.5Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается наиндивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
1.6Медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделиямедицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а такжеиспользуемые медицинские технологии, должны быть разрешены к применению натерритории Российской Федерации в установленном порядке.
1.7Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль засоблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов спроведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений всоответствии с действующими нормативными документами.
2. Требования к размещению и территориилечебно-профилактических организаций (ЛПО)
2.1ЛПО располагают на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зонахна расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных идругих организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке изастройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов, а также всоответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам. Отводземельного участка подлежит согласованию с органами, осуществляющимигосударственный санитарно-эпидемиологический надзор, с оформлениемсанитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка санитарнымправилам и нормативам.
2.2Стационары психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного профиля,располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки.Стационары указанного профиля на 1000 и более коек желательно размещать впригородной или зеленой зонах.
2.3На участке ЛПО не должны располагаться здания организаций, функционально несвязанных с ней. На территории ЛПО или в непосредственной близости от неецелесообразно предусматривать гостиницы или пансионаты для проживанияпациентов, прибывших на амбулаторное обследование и/или сопровождающих лиц.
2.4На участке размещения ЛПО почва по санитарно-химическим, микробиологическим,паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствоватьгигиеническим нормативам, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе,уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должныпревышать гигиенические нормативы.
2.5Через территорию ЛПО не должны проходить транзитные инженерные и транспортныекоммуникации.
2.6В жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа, допускаетсяразмещать амбулаторно-поликлинические ЛПО мощностью не более 100 посещений всмену, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневнымистационарами.
2.7В жилых и общественных зданиях не допускается размещение ЛПО, оказывающихпомощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным), за исключениемамбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога.
2.8ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотическойзависимостью не допускается размещать в жилых зданиях.
2.9В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускаетсяразмещать микробиологические лаборатории (отделения), отделениямагнитно-резонансной томографии.
2.10Требования к размещению организаций, эксплуатирующих источники ионизирующихизлучений, определяются в соответствии с нормами радиационной безопасности исанитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
2.11Площади земельных участков стационаров и отдельно-стоящихамбулаторно-поликлинических организаций должны определяться в соответствии стребованиями градостроительных нормативных документов. Рекомендуемые площадиземельного участка стационара в зависимости от коечной емкости представлены втаблице (таблица 1).
Таблица 1
|