РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОНАТ
«АБИЛИМПИКС»
Компетенция
«Медицинский и социальный уход»
Кемерово - 2017
Описание компетенции
«Медицинский и социальный уход»
Медицинский и социальный уход – это комплексная система поддержки пациентов, их семей, групп населения и общества в целом, включающая в себя медицинский, психологический и социальный компоненты.
Цель медицинского и социального ухода – достижение наивысшего уровня адаптации пациента при нарушениях в здоровье.
Любой пациент – источник потенциального заражения. На рабочем месте специалист обязан соблюдать технику безопасности в целях профилактики заражения инфекционными заболеваниями. При возникновении аварийных ситуаций необходимо действовать незамедлительно, правильно и четко.
Задание 1.
Планированиесобственнойдеятельности.
Тактика действий при аварийнойситуации.
Время на выполнение: 20 минут.
Задание: Продемонстрируйте правила пользования Аварийной аптечкой при попадании крови или биологических жидкостей на слизистые оболочки глаз, при разрушении емкости с кровью (разбита или опрокинута пробирка). С данным заданием может справиться участник с инвалидностью по слуху, поражением опорно-двигательного аппарата.
Порядок выполнения задания:
Изучение конкурсного задания.
Выделение ключевых моментов в конкурсном задании.
Проведение общего анализа ситуационнойзадачи.
Выполнение практической частизадания.
Подготовкаконкретныхответов на поставленные вопросы.
Подкрепление ответааргументацией.
Представление результатов работы передэкспертами.
Выполнение задания:
Медицинскимработникамприаварийных ситуациях следует действовать в соответствии со следующималгоритмом:
I. В случае попадании крови или биологических жидкостей на слизистые оболочки глаз:
1. Промыть обильно под проточной водой (не тереть!).
II.При разрушении емкости с кровью (разбита или опрокинута пробирка):
1. Надеть перчатки (если они не были одеты);
2. Ограничить место аварии с помощью ветоши;
3. Залить дезинфицирующим раствором (концентрация по режиму предусмотренному для инактивации вирусов гемоконтактных гепатитов) на время экспозиции;
4. После экспозиции собрать разбитую емкость с помощью совка и щетки и поместить в отходы класса Б;
5. Снять перчатки, утилизировать в соответствии с требованиями безопасности.
Лист критериев оценки
Критерии
|
Начисляемые баллы
|
Оценка ситуации и планирование собственных действий
|
3
|
Коммуникативные навыки, этика и правовые вопросы
|
5
|
Знание алгоритмов установленного образца
|
10
|
Безопасность и эргономика
|
2
|
Всего
|
20
|
Задание 2.
Определение нарушенных потребностей пациента и осуществление доказательного ухода.
Время на выполнение: 25 минут.
Задание: Обучите родственников тяжелобольного пациента осуществлять смену постельного белья (пациенту можно поворачиваться на бок). С данным заданием может справиться участник с инвалидностью по слуху, зрению, поражением опорно-двигательного аппарата.
Порядок выполнения задания
1. Изучение конкурсного задания.
2. Выделение ключевых моментов в конкурсном задании.
3. Проведение общего анализа ситуационнойзадачи.
4. Выполнение практической частизадания.
5. Подготовка конкретныхответовна поставленные опросы. Подкрепление ответааргументацией.
6.Представление результатов работы передэкспертами.
Выполнение задания:
1. Оценить положение и состояние пациента.
2. Осторожно вынуть подушку из-под головы пациента и сменить наволочку. Грязную наволочку поместить в мешок для белья.
3. Снять пододеяльник, убрать одеяло и накрыть пациента пододеяльником на время смены белья.
4. Повернуть пациента на бок по направлению к себе.
5. Скатать валиком грязную простыню, подложить этот валик под спину пациенту. Если белье сильно загрязнено, положить на валик пеленку.
6. Положить сложенную вдвое чистую простыню на свободную сторону постели, заправить ее под матрас с противоположной от больного стороны.
7. Помочь пациенту перекатиться через валик на чистую сторону.
8. Скатать грязную простыню и положить ее в мешок для белья.
9. Расправить чистую простыню и заправить ее под матрас с другой стороны постели.
10. Надеть чистый пододеяльник на одеяло. Накрыть пациента одеялом, извлекая грязный пододеяльник, которым он был укрыт.
11. Поместить грязный пододеяльник в мешок для белья.
Лист критериев оценки
Критерии
|
Начисляемые баллы
|
Оценка ситуации и планирование собственных действий
|
3
|
Коммуникативные навыки, этика, правовые вопросы
|
5
|
Уход и назначения
|
17
|
Эргономика и безопасность
|
5
|
Всего
|
30
|
Задание 3.
Оценка состояния пациента и коммуникативные навыки.
Время на выполнение: 25 минут.
Задание: У пациента впервые установлен диагноз: Гипертония. Научите его измерять артериальное давление механическим тонометром. С данным заданием может справиться участник с инвалидностью по слуху, зрению, поражением опорно-двигательного аппарата.
Порядок выполнения задания:
1. Изучение конкурсного задания.
2. Выделение ключевых моментов в конкурсном задании.
3. Проведение общего анализа ситуационнойзадачи.
4. Выполнение практической частизадания.
5. Подготовка конкретныхответовна поставленныевопросы. Подкрепление ответааргументацией.
6. Представление результатов работы передэкспертами.
Выполнение задания:
Конкурсант демонстрирует правила измерения артериального давления:
Сказать пациенту, что вы обучите его измерять артериальное давление.
Определить мотивацию и способность пациента к обучению.
Уточнить у пациента, согласен ли он обучаться измерению артериального давления.
Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа.
Предупредить его, что измерять артериальное давление можно не ранее, чем через 15 мин после физической нагрузки.
Демонстрация техники наложения манжеты. Наложить манжету на свое левое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 1—2 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув трубочкой по диаметру руки: одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить один палец.
Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.
Продемонстрировать технику пальпации пульса плечевой артерии в области локтевого сгиба.
Вставить фонендоскоп в уши и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, чтобы головка фонендоскопа оказалась под манжетой.
Продемонстрировать технику пользования грушей:
взять в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую — «грушу» так, чтобы 1 и 2-м пальцами можно было открывать и закрывать вентиль;
закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, нагнетать воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 30 мм рт. ст.
медленно открыть вентиль, повернув его влево, выпустить воздух со скоростью 2—3 мм рт. ст. в 1 с. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями по шкале манометра. Акцентировать внимание пациента на том, что: появление первых звуков соответствует величине систолического давления;
переход громких звуков в глухие или их полное исчезновение соответствует величине диастолического давления.
Записать результат в виде дроби.
Убедиться в том, что пациент обучился технике измерения артериального давления, попросив продемонстрировать процедуру. При необходимости дать письменную инструкцию.
Обучить ведению дневника наблюдения.
Предупредить пациента, что он должен измерить АД 2—3 раза с интервалом 2—3 мин.
После обучения протереть мембрану и ушные концы фонендоскопа шариком со спиртом.
Вымыть руки.
Лист критериев оценки
Критерии
|
Начисляемые баллы
|
Оценка состояния пациента
|
3
|
Планирование собственных действий
|
3
|
Коммуникативные навыки, этика, правовые вопросы
|
10
|
Знание алгоритмов
|
9
|
Всего
|
25
|
Задание 4.
Оказание неотложной медицинской помощи.
Время на выполнение: 20 минут.
Задание: У пациента с Ds: Крупозная пневмония, в течении недели температура тела 40,0С. На седьмой день болезни температура снизилась до нормы в течении часа, пациент бледен, покрыт холодным, липким потом, наблюдаются цианоз губ, резкая слабость, АД 80/50, пульс нитевидный. Определите состояние развившееся у пациента, окажите помощь. С данным заданием может справиться участник с инвалидностью по слуху, зрению, поражением опорно-двигательногоаппарата.
Порядок выполнения задания:
1. Изучение конкурсногозадания.
2. Выделение ключевых моментов в конкурсном задании.
3. Проведение общего анализа ситуационнойзадачи.
4. Выполнение практической частизадания.
5.Подготовкаконкретныхответовнапоставленныевопросы.Подкрепление ответа аргументацией.
6. Представление результатов работы передэкспертами.
Выполнение задания:
Вызвать врача.
Приподнять ножной конец кровати и убрать подушку из-под головы.
Контролировать АД, пульс.
Дать крепкий сладкий чай.
Укрыть пациента одеялами, к рукам и ногам пациента приложить грелки.
Выполнить назначения врача.
Лист критериев оценки
Критерии
|
Начисляемые баллы
|
Оценка состояния пациента
|
3
|
Планирование собственных действий
|
3
|
Коммуникативные навыки, этика, правовые вопросы
|
2
|
Техника выполнения манипуляции
|
10
|
Эргономика и безопасность
|
7
|
Всего
|
25
|
Cложность заданий остается неизменной для людей с инвалидностью. Адаптация заданий заключается в увеличении времени выполнения заданий.
Инфраструктурный лист
Оборудование, предоставляемое организаторомна 1-ну площадку:
1.Столик - 1.
2. Раковина (илиимитация) - 1.
3. Жидкое мыло в диспенсере(имитация).
4. Одноразовые полотенца в диспенсере - 1.
5. Перчатки медицинские нестерильные.
6. Бутылка 1л. с водой для промывания глаз - 1.
7. Коробканебольших размеров(скрышкой) соследующим содержимым:
- спирт этиловый 70%(имитация) - 1;
- 5% настойкайода - 1;
- стерильный бинт – 1шт.;
- бактерицидный пластырь – 1шт.;
- ножницы - 1;
- на крышке коробки наклеен лист с перечнемсодержимого.
8. Журнал для регистрации аварийных ситуаций - 1.
9. Контейнер для отходов класса А, контейнер для отходов класса Б – по 1.
10. Тонометр механический – 1
11. Стул для медицинской сестры - 1.
12. Стол манипуляционный - 1.
13. Укладка со стерильными марлевыми салфетками – 6 шт.
14. Кровать функциональная - 1.
15. Прикроватная тумба - 1.
16. Постельное белье - 2 комплект.
17. Термометр – 1
18. Матрац, подушка, одеяло – по 1.
19. Тележка для сбора грязного белья - 1.
20. Антисептик для рук - 1.
21. Грелка резиновая- 1.
22. Чашка для чая или поильник - 1.
23. Бумага для записи.
24. Шариковая ручка - 6.
25. Коврик для пострадавшего - 1.
Toolbox:
Участник для выполнения конкурсного задания должен иметь с собой халат медицинский или хирургический костюм, сменную обувь, медицинскую шапочку.
Правила выполнения работы и организации труда
1. Общие требования инструкции по охраны труда на конкурсной площадке
1.1. К самостоятельной работе на конкурсной площадке допускаются участники после прохождения ими инструктажа на рабочем месте, обучения безопасным методам работ и проверки знаний по охране труда, получившие необходимое обучение по охране труда и прошедшие инструктаж по эксплуатации различных приспособлений и инструментов, использующихся при оснащении конкурснойплощадки.
Опасными факторами при работе на конкурсной площадкеявляются:
физические (высокое напряжение в электрической сети; система вентиляции);
химические (различные лекарственные препараты ивещества);
биологические (препараты, предназначенные для иммунизации; носители различных инфекционныхзаболеваний);
психофизиологические (состояние близкое к стрессовому, обусловленное страхом общения с носителями опасных заболеваний; чрезмерные эмоциональныенагрузки).
1.3. Во время работы на конкурсной площадке необходимо использовать следующую спецодежду и индивидуальные средства защиты: халат белый, головной убор (косынка или колпак), ватно-марлевая повязка, перчатки резиновыеиндивидуальные.
1.4. Обо всех неполадках в работе электропроводки и сантехники участник обязан незамедлительно сообщитьэксперту.
1.5. Участник обязан выполнять требования пожарнойбезопасности.
1.6. Для обеспечения пожарной безопасности в легкодоступном месте должен присутствовать огнетушитель в рабочемсостоянии.
1.7. В тех случаях, когда для выполнения работы требуется соблюдение стерильности, необходимо использовать стерильные одноразовыеизделия
1.8. Оборудование и приборы, которые могут оказаться под напряжением из- за нарушения изоляции, должны быть подвержены защитному заземлению вне зависимости от места их установки и проведенияпроцедуры.
1.9. Не допускается хранение любого оборудования, аппаратуры и приборов нашкафах.
1.10. Конкурсная площадка должна быть оснащена всем необходимым оборудованием согласно инфраструктурномулисту.
2. Требования охраны труда перед началомработы
2.1. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все посторонние предметы, которые могут отвлекать внимание и затруднять работу.
2.2. Проверить правильность использования оборудования на конкурсной площадке (установка стола, стула) и, при необходимости, провести необходимые изменения для предотвращения неправильных поз и длительных напряжений мышцтела.
2.3. Проверить освещенность конкурснойплощадки.
2.4. Надеть чистую санитарно-гигиеническую одежду, обувь, а при необходимости надеть спецодежду испецобувь.
2.5. Убедиться в исправности всех аппаратов и оборудования, ограждений, блокировок, заземляющих устройств, и в случае обнаружения неисправностей немедленно проинформировать об этомэксперта.
2.6. Все контрольно-измерительные приборы оборудования и аппаратов необходимо подвергнуть проверке в соответствии с установленным порядком.
2.7. На конкурсной площадке запрещается проводить медицинские процедуры с использованием неисправных и (или) самодельных инструментов.
2.8. Запрещается приступать к работе при обнаружении любых несоответствий рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работедействия.
3. Требования охраны труда во времяработы
3.1. Участник на конкурсной площадкеобязан:
неукоснительно соблюдать даннуюинструкцию;
строго выполнять все правила по эксплуатации и инструкции по охране труда используемых инструментов и различныхприспособлений;
ежедневно содержать в порядке и чистоте свое место на конкурсной площадке;
соблюдать все общие требования гигиенытруда;
получать информацию у статиста, исполняющего роль пациента, об имеющихся противопоказаниях к применению лекарственных препаратов, о наличии у него аллергических реакций и перенесенных в последнее время заболеваниях, а также о его контактах с носителями инфекционных заболеваний.
3.2. Во время работы на конкурсной площадкезапрещается:
нарушать правила по использованию инструментов иприспособлений;
нарушать правила по эксплуатацииинструментов.
3.3. Во время перерывов между конкурсными заданиями, с целью уменьшения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного аппарата, уменьшения гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития чрезмерного утомления необходимо выполнять соответствующие комплексы физическихупражнений.
4. Требования охраны труда при аварийныхситуациях
4.1. Обо всех неисправностях в работе оборудования и аварийных ситуациях сообщать непосредственноэксперту.
При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования и тестовых сигналов, немедленно прекратить работу и отключитьпитание.
4.2. При поражении пользователя электрическим током принять меры по его освобождению от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскуюпомощь.
4.3. В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить эксперту, позвонить в пожарную охрану, после чего приступить к тушению пожара имеющимисясредствами.
5. Требования охраны труда по завершении работы на конкурсной площадке
5.1. По окончании работы участник соревнованияобязан:
5.2. Убрать со стола рабочие материалы и привести в порядок рабочее место.
5.3. Обо всех замеченных неполадках сообщитьэксперту.
5.4. В любом случае следовать указаниямэкспертов.
|