Главное управление образования администрации города Красноярска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр № 1»
Организационно-ресурсный центр
Методические материалы
«Лето в кроссовках»
(тематическая папка, часть 2)
Красноярск
2017 год
Составители:
А.В. Потапова, руководитель организационно-ресурсного центра
Е.В. Бордюгова, методист организационно-ресурсного центра
А.М. Манастыршин, педагог - организатор организационно-ресурсного центра
И.В. Петрова, методист организационно-ресурсного центра
Рецензент:
Аверкин П.В., заместитель начальника отдела управления проектами
главного управления образования администрации города Красноярска
Методические материалы адресованы
руководителям, заместителям руководителей, педагогам, специалистам образовательных организаций.
Составлены с целью оказания методической поддержки
в разработке образовательных программ в летний каникулярный период.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
«Лето в кроссовках»……………………….………….……………………………5
Раздел 1. Мероприятия, направленные на популяризацию ВФСК ГТО………7
ВФСК ГТО. Тестирование и не только….…………………………………7
Готовимся к выполнению нормативов ВФСК ГТО в условиях летнего лагеря…………………………………………………………………………………9
Раздел 2. Мероприятия, направленные на популяризацию Зимней универсиады – 2019……………………………………………………………………………….15
2.1 «Урок Универсиады»………………………..…………………………………15
2.2 Интерактивная игра «11Дней зимы»…………………………………….….21
2.3 Концепция «Наследие»….…….………………………………………………28
Раздел 3. Мероприятия, посвященные году экологии в России .…………….33
3.1 История вопроса………….………………………….……………………….33
3.2 Квест – игра «Найди «волшебные буквы» в заповеднике «Столбы»..…..36
3.3 Квест – игра по экологии «День экологических знаний»……………………42
Раздел 4. Мероприятия, направленные на популяризацию дворовых игр..…53
4.1 «День вприпрыжку»………….………………………………………………53
4.2 «Фестиваль дворовых игр»……..………………………….………………..61
Введение
Летние каникулы – это волшебное время, недаром его ждут целый год. Это три чудеснейших месяца, которые можно провести, как захочешь. Замечательно, если хоть один сезон можно провести с друзьями в летнем лагере.
Детский летний лагерь – это пространство для творчества и невероятных открытий, атмосфера уюта и тепла. Это место, где всегда можно найти для себя что-то новое. Здесь хочется расти и развиваться, здесь можно отдохнуть и набраться сил, можно встретить настоящих друзей... Это часть жизни!
За это время можно переделать огромное количество важных дел. Научиться играть в старинные дворовые игры, узнать больше о спортивных объектах, которые появятся в нашем городе в преддверии Зимней универсиады – 2019, всего за 11 дней побывать на всех ключевых событиях Универсиады, попробовать свои силы и выполнить нормативы ВФСК ГТО…
В тематической папке «Лето в кроссовках» (часть 2) представлены материалы, которые помогут организовать и провести мероприятия, направленные на популяризацию занятий физической культурой и спортом, формирование моды на здоровый образ жизни и мотивации на успех через повышение физической активности.
Потапова Анастасия Владимировна – руководитель организационно-ресурсного центра.
«Лето в кроссовках»
Физическое воспитание детей в летнем лагере – сложный и многогранный процесс, специфические особенности которого обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.
Желательно, чтобы занятия физическими упражнениями были взаимосвязаны с общим режимом дня, с другими оздоровительными мероприятиями и занимали не менее 1,5-2 часов в день.
Но лучший стимул к систематическим занятиям спортом – хорошо спланированные и отлично организованные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. При организации которых необходимо использовать разнообразные средства и методы физической культуры, нетрадиционные способы оздоровления, обучение основам здорового образа жизни, позволяющим гибко регулировать направленность, объем и интенсивность физических нагрузок с учетом особенностей детей в течение дня, недели, смены.
Предлагаем при планировании физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий разбить традиционную 24-дневную лагерную смену на 4 цикла (недели):
Неделя «ГТО. Подтянись к движению» За это время дети могут познакомиться со спортивными площадками лагеря, узнают о нормативах, соответствующих их возрастной ступени, определиться с видами испытаний, подготовиться к выполнению нормативов, пройти регистрацию на сайте ГТО и выполнить нормативы ГТО на определенных площадках в установленное время. Можно организовать массовые акции, встречи с послами ГТО, которые своим личным примером покажут, как важно укреплять здоровье и всесторонне развиваться.
Неделя «Готовимся к Зимней универсиады - 2019» В этот период рекомендуем запланировать и организовать мероприятия, позволяющие расширить представления школьников о студенческом спорте, а также о зимних играх и видах спортивных соревнований Зимней универсиады - 2019. Познакомить ребят с действующими и будущими спортивными объектами города Красноярска, на которых пройдут соревнования Зимней универсиады - 2019. Рассказать о работе волонтёров, донести и привить обучающимся понимание ценностей предстоящей Зимней универсиады - 2019.
Неделя «Спорт и окружающая среда» 2017 год официально объявлен в России Годом экологии. Экологии придается большое значение при решении задач в сферах физической культуры, олимпийского и массового спорта. Поэтому, в течение тематической недели, можно провести разнообразные по форме и содержанию пропагандистские мероприятия, например: экологический конкурс рисунков, плакатов или поделок, мастер-класс, круглый стол, квест-игры, конкурс на лучшее эколого-пропагандистское мероприятие.
Неделя «Играем в дворовые игры» В целях популяризации коллективных дворовых игр предлагаем организовать и провести в лагере неделю игр на свежем воздухе. На протяжении недели (в зависимости от числа участвующих команд-отрядов) можно провести турниры по каждому виду игр, в основе которых выполнение разнообразных прыжков («Резиночка», «Классики», «Скакалка», «Чехарда»), а финалы назначать на определенный день. А Фестиваль дворовых игр может стать самым ярким событием этой недели.
Надеемся, что размещенные в тематической папке материалы помогут вам обеспечить правильный двигательный режим детей во время каникул. А мощное оздоровительное средство – «Лето в кроссовках» станет доступно каждому!
Раздел 1. Мероприятия, направленные на популяризацию ВФСК ГТО
1.1 ВФСК ГТО. Тестирование и не только
ФСК ГТО сегодня – это популярное движение, призванное сделать жителей нашей страны здоровыми, активными и сильными.
Стало уже доброй традицией проводить различные информационно-пропагандистские акции, спортивные конкурсы, эстафеты и другие мероприятия, призванные содействовать росту популярности и престижности занятий физической культурой и спортом, формировать моду на здоровый образ жизни и мотивацию на успех через повышение физической активности.
Для организации работы в данном направлении предлагаем воспользоваться методическими материалами «Мы выбираем ГТО», размещенными на сайте главного управления образования администрации города Красноярска krasobr.admkrsk.ru в разделе «Управление образования», подраздел «Направления» - «Физкультура и спорт».
В рамках летней оздоровительной кампании 2017 года основной акцент сделан на обеспечение «шаговой доступности» при проведении тестирования. А также на популяризацию комплекса ГТО среди обучающихся начальной школы. Для этого предполагается:
в качестве мест тестирования использовать площадки общеобразовательных организаций;
тестирование провести в рамках работы пришкольных лагерей (июнь) и загородного лагеря «Ласточка» (II сезон);
провести тестирование по I и II возрастным ступеням;
в каждом районе сформировать команды желающих выполнить нормативы ГТО (по 60 чел).
Что такое тестирование нормативов ГТО и где его можно пройти?
Тестирование – это выполнение нормативов ГТО согласно своей возрастной ступени. Тестирование проводится на основе принципа добровольности. Познакомиться с нормативами по каждой возрастной ступени можно на официальном сайте ГТО в разделе «Нормативы» http://www.gto.ru/norms. Тестирование можно пройти непосредственно в центре тестирования, а в июне-июле 2017 года – в местах тестирования на базе общеобразовательных организаций.
Район
|
Место тестирования
|
Дата тестирования
|
Железнодорожный
|
МБОУ СШ № 19, ул. Толстого, 43, к.т. 244-48-97
|
08.06.2017г.
|
Центральный
|
МБОУ СШ № 153,
ул. Линейная, 199 «Г», к.т.226-86-99
|
июнь 2017г.
|
Кировский
|
МАОУ «Гимназия № 6»
ул. Академика Вавилова, 92
к.т. 201-53-07
|
14 июня 2017г.
|
Ленинский
|
МАОУ «Лицей № 12»,
ул. Шевченко, 8 , к.т. 266-96-60
|
14 июня 2017г.
|
Октябрьский
|
МСС стадион «Динамо»,
ул. Ленинградская, 48,
к.т. 8 (913) 045-73-62
8 (923) 570-00-56
|
15 июня 2017 г.
|
Свердловский
|
МБОУ СШ № 23, ул. Парашютная, 8, к.т. 217-87-96
|
16 июня 2017г.
с 11.00
|
Советский
|
МБОУ СШ № 144, ул. 40 лет Победы, 24, к.т. 225-00-00
|
16 июня 2017г.
с 10.00
|
Все районы
|
ЗОЛ «Ласточка»
|
июль 2017г.
|
Как пройти тестирование нормативов ГТО?
5 шагов до знака:
Регистрация на Всероссийском сайте ВФСК ГТО http://www.gto.ru/.
Оформление заявки на выполнение (индивидуальная/коллективная).
Получение медицинского допуска (в справке обязательно прописано: «Допущен к сдаче норм комплекса ВФСК ГТО», круглая печать врача, штамп медицинского учреждения).
Выполнение испытаний.
Получение знака ГТО.
Координаты центра тестирования:
о. Татышев, пав. 1/2; тел. +7(391) 272 69 28, Сергеева Виктория Вячеславовна
1.2 Готовимся к выполнению нормативов ВФСК ГТО в условиях летнего лагеря
Школьники 6-10 лет быстро растут и развиваются. Регулярные и правильные занятия физическими упражнениями в этот период содействуют естественным процессам, происходящим в организме, обеспечивают гармоническое формирование его, укрепление здоровья.
Родители и педагоги могут руководить занятиями детей, помогать осваивать необходимые упражнения, заинтересовывать, поощрять за достигнутые успехи. Заниматься лучше ежедневно, по крайней мере через день.
Бег. Медленный продолжительный бег – хорошее средство для развития выносливости к длительной работе. Это качество является ведущим в физической подготовленности человека; оно определяет функциональные возможности всех систем и органов. Тренировка проводится так: на занятиях первой недели преодолевается дистанция 150 метров, второй недели – 200 м, третьей недели – 250 м.
Увеличение продолжительности бега в последующие недели показано в таблице.
Неделя
|
Длина дистанции (м)
|
4
|
300
|
5
|
400
|
6
|
500
|
7
|
600
|
8
|
700
|
9
|
800
|
10
|
900
|
11
|
1100
|
12
|
1300
|
13
|
1500
|
В дальнейшем продолжительность бега не изменяется. Для того чтобы данное упражнение выполнялось правильно, дети должны соблюдать следующие условия: бежать медленно, дышать через нос. Если темп увеличивается и ребенок не может дышать только через нос, замедлить бег. Можно разговаривать с ребенком во время бега. Если ему становится трудно говорить, снизить темп.
Медленный монотонный бег быстро надоедает детям 7-8 лет, поэтому целесообразно придать упражнению игровой характер: 40-50 м пробежать очень медленно, 40 м чуть быстрее, затем снова несколько замедлить или увеличить темп. Можно предложить ребенку соревнование: кто точнее выполнит задание, кто правильнее дышит и т. п.
Прыжки со скакалкой. Прыжки со скакалкой также вырабатывают выносливость организма, но, кроме того, развивают координацию движений, прыгучесть, укрепляют суставы, связки и мышцы рук и ног. Многие мальчики и девочки в 7 лет не умеют прыгать через скакалку. Освоение упражнения начинается с определения длины скакалки, наиболее удобной для прыжков. Для этого ребенок берется за ручки скакалки и, раздвинув ноги на ширину плеч, становится на ее середину. Локти прижимает к бокам и сгибает руки под прямым углом. В этом положении скакалка должна быть натянута. Упражнение разучивается в таком порядке:
кружение вперед сложенной вдвое скакалки правой, а затем левой рукой;
кружение скакалки назад каждой рукой;
развернуть скакалку, взять ее концы в каждую руку. Взмахнуть скакалкой через голову и перешагнуть через нее (повторять упражнение несколько раз подряд, постепенно убыстряя темп);
перепрыгивание через вращающуюся скакалку с одной ноги на другую вперед;
перепрыгивание через скакалку на двух ногах вперед.
За одно занятие нужно трижды повторить все упражнения, выполняя каждое по 45 раз.
Упражнения со скакалкой нравятся всем детям. Их можно еще более разнообразить, предлагая продвижение вперед или назад во время прыжков, прыжки, не выходя из очерченного круга, и любые другие усложнения, доступные мальчикам и девочкам 7-8 лет.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение развивает силу, укрепляет мышцы и костно-связочный аппарат рук и плечевого пояса. Мальчики проделывают сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Девочки выполняют это упражнение из положения лежа в упоре на скамейке или стуле. В процессе выполнения спина слегка прогнута, а ноги прямые. Руки сгибаются до легкого касания грудью пола (скамейки), а разгибаются до полного выпрямления. Многим детям, ввиду недостаточной подготовленности, трудно сразу выполнить норму. Для успешной тренировки нужно включить в занятия облегченные задания, которые осваиваются в такой последовательности:
сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены;
то же, но в упоре стоя у подоконника или стола;
сгибание и разгибание рук в упоре стоя на коленях;
поочередное поднимание рук вперед-вверх из упора лежа на скамейке или стуле;
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке или стуле;
поочередное поднимание рук вперед-вверх из упора лежа на полу (мальчики);
поочередно переставлять руки вперед, а затем назад из упора лежа на полу (мальчики);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (мальчики).
Перечисленные упражнения выполняются сериями. В одном занятии нужно делать 3-4 серии по 5-6 раз, повторяя каждое упражнение с небольшими паузами между сериями. Для поддержания интереса детей родители могут предложить им посоревноваться или придумать для каждого упражнения какое-либо образное название.
Например, третье можно назвать «лягушка», а шестое «бабочка машет крыльями». При переходе от одного задания к другому надо обращать внимание детей на его новизну.
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа. Как и предыдущее, это упражнение рассчитано на развитие силы мышц рук и укрепление плечевого пояса. Ребенок берется за перекладину хватом сверху и подтягивается так, чтобы подбородок был выше перекладины, а затем опускается до полного выпрямления рук. Ноги и туловище прямые. Обычно подтягивание удается детям не сразу. Поэтому вначале рекомендуется укрепить мышцы рук, для чего освоить сгибания и разгибания в упоре лежа и все подводящие к нему упражнения, а только после этого переходить к подтягиваниям.
Упражнение проделывается в 3-4 сериях и доводится до 5-7 раз в каждой. Интерес детей к подтягиваниям поддерживается путем подчеркивания новизны в упражнении, положительных сдвигов в тренировке (больше раз подтянулся, стал сильнее, руки стали крепче и т. п.).
Поднимание прямых ног из положения лежа на спине. В повседневной жизни для формирования и сохранения у детей хорошей осанки, легкости и плавности движений, выполнения различных бытовых, трудовых и спортивных действий наибольшая степень подвижности требуется в позвоночнике и тазобедренных суставах. Этому и способствует поднимание прямых ног из положения лежа на спине, руки вдоль тела.
Кроме того, данное упражнение укрепляет мышцы живота. Выполняется оно в медленном или среднем темпе. На счет «раз» поднять ноги, на счет «два» опустить. Амплитуду движения ног от занятия к занятию надо увеличивать, чтобы в результате ребенок мог коснуться носками пола за головой. В одном занятии можно делать 2-3 серии по 7-8 повторений в каждой.
Упражнение вполне доступно детям 7-8 лет и выполняется ими охотно. Упражнение можно назвать «пружинка», и в процессе выполнения его ребенком подчеркивать, как хорошо и правильно «пружинка» сгибается и разгибается. Оживляет упражнение и использование ориентиров.
Например, поднимите руку на определенную высоту и предложите ребенку достать ее носками ног. Передвигая руку, можно управлять выполнением упражнения. В руке можно держать флажок или другой яркий предмет.
Наклон вперед с прямыми ногами из основной стойки. Это упражнение также рассчитано на развитие гибкости в позвоночнике и тазобедренных суставах; оно укрепляет мышцы спины. Выполняется в медленном или среднем темпе.
На счет «раз» наклон вперед, руки вниз, на счет «два» вернуться в исходное положение – основная стойка. Амплитуду движения следует увеличивать от повторения к повторению. Например, в первом наклоне коснуться пальцами рук середины голени, во втором – голеностопного сустава, в третьем – носков ног, в четвертом – пола и все последующие наклоны в серии делать с максимальной амплитудой. Глубину наклона надо довести до касания ладонями пола. В одном занятии можно делать 2-3 серии по 7-10 наклонов в каждой.
Упражнение простое и легко выполняется детьми. Можно придать упражнению игровой характер. Положите на пол какую-нибудь игрушку и попросите ребенка при наклоне поднять ее, а при разгибании опустить на диван, сразу же взять там другую игрушку и положить ее на пол.
Можно придумать различные варианты упражнения с подниманием последовательно нескольких игрушек или опусканием их на пол.
Очень важно с 7-8 лет приучить детей к сознательному выполнению физических упражнений, прививать любовь к различным видам двигательной деятельности. Образующаяся с детских лет привычка к регулярным занятиям физической культурой превращается в дальнейшем в жизненную потребность. А это залог здоровья и гармоничного физического развития на долгие годы.
Более подробные методические рекомендации смотрите на сайте: https://goo.gl/yuuddL .
|