Скачать 1.26 Mb.
|
ББК 88.8 С40 Рецензент Хризман Т.П., доктор биологических наук, профессор. Клейберг Ю.А., доктор педагогических наук и доктор психологических наук, профессор. ы: ISBN 5-89144-303-1 Сиротюк А.Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с. ISBN 5-89144-303-1 В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Для педагогов, психологов, родителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений. ББК 88.8 Научное издание Сиротюк Алла Леонидовна НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Редакторы В. В. Дрвмова, В. В. Амельченко. Художник Е. В. Кустарова. Корректоры Э. С. Корчагина, Л. Н. Васильева. Компьютерная верстка Д. В. Петров Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД N° 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат М 77.99.10.953Д.006214.10.01 от 26.10.2001 Подписано к печати 01.11.02. Формат 84 х 108'/зг- Бумага типографская. Уч.-изд. л. 9,00. Тираж 7000 экз. Заказ № 2519. Издательство «ТЦ Сфера* 129164, Москва, Мало московская ул., 21. Тел.: (095) 216-3772, 107-5915. Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05. © ООО «ТЦ Сфера», 2003 © А. Л. Сиротюк, 2003 ВВЕДЕНИЕ В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка. Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость. В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде — у 60%, в Твери — у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте. Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка. Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии. Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и ней-ропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников. Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными ней- ропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление — нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нсйропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования. Публикуемая монография представляет собой обобщение опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к обучению детей в школе. В ней использованы научные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, Е.Ю. Балашовой, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, В.Д. Еремеевой, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатикова, ЮА Клейберга, Н.К. Корсаковой, А.Р. Лурия, Ю.В. Микадзе, Н.М. Пылаевой, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкой, О.Н. Усановой, К. Ханна-форд, Е Д Хомской, Т.П. Хризман, Л.С. Цветковой, Ю.С. Шевченко и других. Часть первая НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Глава 1 Индивидуальные особенности нейропсихологического развития 1.1. Закономерности развития психики и мозга Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития человека от зачатия до конца жизни), поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения. Большие полушария головного мозга, и прежде всего его кора, представляют собой сложнейшие дифференцированные образования. Дисфункция, или незрелость, у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций (ВПФ). Они не даны ребенку изначально в готовом виде и проходят длительный гетерохронный и асинхронный путь развития, начиная с внутриутробного периода, когда закладываются их предпосылки. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и поведенческие показатели. Основными компонентами головного мозга, которые участвуют в формировании ВПФ, являются лимбическая система и большие полушария. Лимбическая система является связующим звеном между корой больших полушарий и телом. Единство с телом вызы- вает физические признаки эмоций (краска стыда, улыбка радости). Лимбическая система производит эмоции, которые, в свою очередь, либо усиливают, либо ослабляют иммунную систему. Они же непосредственно влияют на качество обучения, поэтому крайне важно познавательные процессы детей подкреплять положительными эмоциями. Лимбическая система состоит из пяти основных структур: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппо-кампа и базального ганглия. Таламус работает как «распределительная станция» для всех поступающих в мозг ощущений, кроме обонятельных. Он также передает двигательные импульсы из коры головного мозга по спинному мозгу на мускулатуру. Кроме того, таламус распознает ощущения боли, температуры, легкого прикосновения и давления, а также участвует в эмоциональных процессах и работе памяти. Гипоталамус контролирует работу гипофиза, нормальную температуру тела, потребление пищи, состояние сна и бодрствования. Он также является центром, ответственным за поведение в экстремальных ситуациях, проявления ярости, агрессии, боли и удовольствия. Миндалевидное тело связано с зонами мозга, ответственными за обработку познавательной и чувственной информации, а также с зонами, имеющими отношение к комбинациям эмоций. Миндалевидное тело координирует реакции страха или беспокойства, вызванные внутренними сигналами. Гиппокамп использует сенсорную информацию, поступающую из таламуса, и эмоциональную из гипоталамуса для формирования кратковременной памяти. Кратковременная память, активизируя нервные сети гиппокампа, может далее перейти в «долговременное хранилище» и стать долговременной памятью для всего мозга. Базальный ганглий управляет нервными импульсами между мозжечком и передней долей мозга и тем самым помогает контролировать движения тела. Он способствует контролю за тонкой моторикой лицевых мышц и глаз, отражающих эмоциональные состояния. Базальный ганглий связан с передней долей мозга через черную субстанцию. Он координирует мыслительные процессы, участвующие в планировании порядка и слаженности предстоящих действий во времени. Обработка всей эмоциональной и познавательной информации в лимбической системе имеет биохимическую природу: происходит выброс определенных нейротрансмит-теров (от лат. transmitto — передаю; биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов). Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейро-трансмитгеры, как гамма-аминомасляная кислота, ацетил-холин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию. Развитие лимбической системы позволяет ребенку устанавливать социальные связи. В возрасте от 15 месяцев до 4 лет в гипоталамусе и миндалевидном теле генерируются примитивные эмоции: ярость, страх, агрессия. По мере развития нервных сетей образуются связи с кортикальными (корковыми) отделами височных долей, ответственными за мышление, появляются более сложные эмоции с социальным компонентом: злость, печаль, радость, огорчение. При дальнейшем развитии нервных сетей формируются связи с передними отделами мозга и развиваются такие тонкие чувства, как любовь, альтруизм, сопереживание, счастье. По мере дальнейшего развития лимбической системы нервные сети соединяют сенсорные (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические) и моторные схемы с эмоциями и образуют память. Она конструируется из нервных путей, которые связываются в нервные схемы. Эти схемы постоянно модифицируются и дополняются в бесконечном числе комбинаций. Они могут быть модифицированы, реорганизованы или сокращены для большей эффективности. Схемы связаны с мозговыми центрами, где происходит обработка специализированной сенсорной информации. Например, затылочная область мозга отвечает за зрительную информацию, височная — за слуховую. Необходимо помнить, что 90% основных схем формируются за первые пять лет жизни ребенка, как и основной шаблон нервных сетей, который затем может достраиваться. Именно этот шаблон является материальной основой индивидуальности мышления, памяти, способностей, поведения. Схемы каждого человека специф1тчны, уникальны и не повторяют одна другую. Следовательно, можно говорить, что для каждого ребенка необходимо разрабатывать свою индивидуальную программу обучения и развития. По мере формирования лимбической системы создаются предпосылки для развития воображения. Альберт Эйнштейн считал, что «воображение важнее, чем знание, так как знание говорит обо всем, что есть, а воображение — обо всем, что будет». Воображение развивается на базе синтеза мотор-но-сенсорных схем, эмоций и памяти (К. Ханнафорд). Большие полушария являются основной структурной единицей головного мозга человека. Сверху полушария покрывает кора, или неокортекс. Кора состоит из нейронов (клетки, образующие нервную систему; формируются в дородовой период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека), расположенных тонким слоем (от 2 до 5 мм), покрывающим поверхность мозговых извилин. Она содержит более 10—20 миллиардов нервных клеток, в основном относящихся к большой промежуточной сети ассоциированных нейронов. Глиальные клетки (изоляторы нейронов, повышающие эффективность передачи нервных импульсов) образуют поддерживающую сеть, выстилая структуры головного и спинного мозга. Некоторые из глиальных клеток соединяют нервную ткань с поддерживающими структурами, а нейроны — с кровеносными сосудами. Если расправить складки неокортекса, он займет площадь в 2500 см2. Каждые 60 сек он использует более 0,5 л крови и ежедневно сжигает 400 ккал. Неокортекс составляет только 25% общего объема головного мозга, однако содержит примерно 85% всех нейронов. Неокортекс состоит из серого вещества, немиелинизи-рованных клеточных тел нейронов (миелинизация — процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе). Тела нейронов обладают неограниченными возможностями формирования новых дендритов (ветвящийся отросток, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей; проводит нервные импульсы к телу нейрона) и реорганизации дендритных сетей под воздействием нового опыта, приобре- таемого в течение жизни. Установлено, что нервные сети в неокортексе взрослого человека содержат более квадриллиона (миллиона миллиардов) связей и могут обрабатывать до 1000 битов новой информации в секунду. Это значит, что число сигналов, которое может одновременно передаваться через синапсы (соединения) мозга, превышает число атомов в известной области Вселенной. Нейрохирург Уиддер Пенфилд в 1930-х годах в процессе операций на мозге определил функции различных его зон и составил их подробную карту. Он обнаружил, что в самом мозге нет болевых рецепторов. Это дало ему возможность проводить операции на мозге под местным наркозом. Пенфилд использовал слабую электростимуляцию и обсуждал с пациентом, находящимся в сознании, то, что происходит. В настоящее время для исследования зон и функций мозга используется лазерное сканирование, метод магнитного резонанса, позитронно-эмиссионная томография. Пальцы. альцы ыиой алец Запястье па Глаз ьцы Нос Ли Ресницы Пал . и глазные К Лицо яблоки* I* Голосовые Ъвяшки 'Губы J Челюсть ^^уМоторный кортекс Гяотка, С \ Сенсорный кортекс) ^{отпорный кортекс Теменная Сенсорный кортекс Передние доли Тело Рис 1.1. Карта сенсорных и моторных областей коры головного мозга (по Пенфнлду и Джасперу) 10 Каждое полушарие мозга состоит из затылочной, височной, теменной и лобной долей. Затылочная доля получает сенсорные импульсы от глаз, опознает форму, цвет и движение. Кроме того, она ассоциативно соотносит прежний зрительный опыт с настоящим, узнает и оценивает увиденную информацию. Височная доля распознает основные характеристики звука, его высоту и ритм. Область слуховых ассоциаций («центр Вернике» — височные доли) понимает речь. Вестибулярная область в височной доле воспринимает сигналы от полукружных каналов уха и интерпретирует чувства гравитации, баланса и вибрации. Обонятельный центр отвечает за ощущения, вызываемые запахом. Все эти области непосредственно связаны с центрами памяти в лимбической системе. Теменная доля распознает прикосновение, давление, боль, тепло, холод без зрительных ощущений. В ней же находится вкусовой центр, ответственный за ощущение сладкого, кислого, горького и соленого. Лобная доля контролирует мышцы по всему телу. Область моторных ассоциаций лобной доли отвечает за приобретенную двигательную активность. Передний центр зрительного поля контролирует произвольное сканирование глаз. Центр Брока переводит мысли к внешней, а затем и внутренней речи, которая развилась в процессе эволюции в той же зоне мозга, что и тонкая моторика рук. Связь этих зон мозга используется в коррекционной работе. Кроме того, лобная доля контролирует социальное поведение, осуществляет синтез мыслей и эмоций через таламоцингулятор-ный (базальный) ганглий лимбической системы и приводит к возникновению таких чувств, как сопереживание, любовь, благоговение перед жизнью. Связь лобной доли с лимбической системой и социальным поведением влияет на развитие альтруизма и эмпатии. Нормально развитая лобная доля собирает информацию со всего остального мозга и синтезирует ее в мышление. |
Сиротюк Алла Леонидовна Сергеева Марина Георгиевна Инновационный... Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета в г. Твери |
Автономная Некоммерческая Организация г. Москва >12. 02. 2015 г Мне, сотруднику ано «Судебно- экспертный центр «Триумф» Алфеевой Т. А., в связи с поручением произвести психофизиологическое исследование,... |
||
Российской федерации Инновационные методы и средства оценивания результатов обучения» Рабочая программа для аспирантов направления 44. 06. 01 Образование... |
Методическая разработка открытого урока производственного обучения... Технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность студентов в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной... |
||
Образовательная программа «Теория и методика обучения иностранным... I. Теоретические вопросы обучения студентов восточников англоязычному деловому дискурсу |
Методические рекомендации приемы психологической саморегуляции Часть... Представлены способы саморегуляции эмоциональных состояний; упражнения, направленные на концентрацию внимания, работу с тонусом мышц... |
||
Методические рекомендации по проведению обучения Программа предназначена обучения и повышения квалификации оперативного персонала по обслуживанию подстанций и сетей |
Предпрофильной подготовки и осознанного выбора профиля обучения Реализация личностно ориентированного подхода и концепции целостного видения мира (интеграция) в процессе обучения |
||
При условии полной обеспеченности местами в общежитии перечисленных... Иногородних студентов, аспирантов, обучающихся по договорам на оказание образовательных услуг с оплатой стоимости обучения, на период... |
Рабочая программа по английскому языку 5 9 класс Реализация рабочей программы допускает сочетание различных форм обучения. Возможна организация обучения по индивидуальным учебным... |
||
Самостоятельная работа студентов с учебно-методической Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,... |
Курса обучения гомеопатии Давайте попробуем понять, чего можно предполагать добиться за период обучения и чего ждать не следует |
||
Календарно тематический план 1 года обучения календарно тематический... Развитие ученического самоуправления невозможно без ярких самостоятельных личностей школьников осуществляющих это самоуправление.... |
Доклад г. Махачкала24 2015 Министерство образования и науки рд гкоу... Iv. Методика обучения книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики |
||
Задачами обучения являются Главная задача обучения военной подготовке воспитанников спб гу срцн впц «Дзержинец» состоит в формировании и развитии личности,... |
Учебный план полного курса обучения учебно-тематический план первого года обучения Перечень оборудования, инструментов и материалов необходимых для реализации программы |
Поиск |