План
1. Пояснительная записка …………………………………………………….С.2-5
2. Тематический план 1 года обучения ………………………………………С. 5-6
3. Содержание тематического плана …………………………………………С. 6-8
4. Тематический план 2 года обучения ………………………………………С.8-9
5. Содержание тематического плана………………………………………… С. 9-11
6. Методическое обеспечение…………………………………………………С.12-14
7. Литература для педагога и обучающихся………………………………… С. 15
Пояснительная записка
Из всех существующих искусств – декоративно-прикладное искусство является на сегодняшний день наиболее доступным, наиболее демократичным и наиболее действенным инструментом влияния, позволяющим обучая, развивая и воспитывая, создавать условия для формирования человека гармонического, творческого.
Вещи, сделанные своими руками, во все времена вызывали восхищение. Они удивляли, радовали, несли свет и теплоту рук своего создателя. В последние годы наблюдается тенденция декорирования и украшательства, ценится ручная работа, креативность. Уметь творить – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. Важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слышать, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить. Именно это способствует формированию не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребёнка.
Занятия в условиях дополнительного образования позволяет детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определится в выборе профессии. Во время обучения дети могут научиться различным техникам и творческим навыкам, посмотреть и опробовать новые для них материалы, получить социальную опору в коллективе.
Деятельность учебного объединения «Страна мастеров» направлена на развитие творческих способностей детей 7-10 лет по средствам разных современных видов и техник ручной работы. Диапазон предложенных тем позволяет ознакомиться с разными техниками прикладного искусства, найти своё любимое направление.
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Страна мастеров» носит практико-ориентированный характер и имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что она состоит из нескольких определенных современных декоративных техник, освоив которые, дети 7-10- летнего возраста смогут осознанно их применять в своей жизни: в виде хобби, в виде изготовления сувениров и будут иметь долю предпрофильной подготовки к таким профессиям как дизайнер-декоратор, конструктор-модельер, оформитель и т.д.
Актуальность обучения в дополнительном образовании определяется неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства в творческом развитии ребёнка, поскольку учебно-творческое занятие входит в систему общей подготовки. Цель таких учебно-творческих занятий – закрепление и расширение полученных знаний и навыков; формирование умений их творческого применения. Этим обусловлена актуальность данного направления, так как творческий подход к созданию оригинального авторского образца, декоративных изображений основывается на знаниях, полученных при изучении предметов изобразительного искусства, а также на впечатлениях, полученных непосредственно от общения с окружающей средой.
Педагогическая целесообразность
Педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самосовершенствование ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли педагога. Под педагогическим процессом также понимается продвижение к образовательно – воспитательной цели. Обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных способностей и качеств).
Цель:
развитие художественных способностей обучающихся посредствам освоения современных декоративных техник.
Задачи:
Образовательные:
-
формировать практические навыки и умения по декупажу, бумажной пластике, скрапбукингу, плетению из газет;
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
давать теоретические знания по учебным темам программы;
формировать умения владеть и выбирать нужные инструменты, составы и материалы для выполнения изученных техник, знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
формировать знание терминологии в рамках программы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельную, гармонически развитую личность, способную к саморазвитию и самореализации в художественной области;
воспитывать личностные качества, такие как умение довести начатое до конца, самокритичность, уверенность в собственных силах, коммуни-кабельность, умение взаимодействовать с коллективом, терпеливость, аккуратность, доброжелательность.
Развивающие:
создавать условия для развития личности ребёнка в целом, по средствам предмета;
развивать творческое мышление и самостоятельность выбора средств достижения цели;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Отличительные особенности
Особенность этой программы от уже существующих в том, что для её освоения не требуется специальных первоначальных знаний и умений, все необходимые для результата действия получаются обучающимися в процессе обучения. Работа начинается от простых элементов к сложным по предложенному образцу, инструкции выполнения элемента, технологическим картам, до закрепления навыка. Полученные знания и навыки обучающиеся могут использовать в дальнейшем при выполнении более сложных и хорошо продуманных изделий и композиций.
Также особенностью является разнообразие видов и техник искусств, предлагаемых для освоения.
Срок реализации программы, возраст обучающихся.
Программа рассчитана на детей от 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.
1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа = 72 часа в год;
2 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа = 72 часа в год;
Принципы обучения
Основополагающими принципами программы являются:
Принципы индивидуализации - создаются условия для наиболее полного проявления и развития индивидуальности воспитанника и педагога.
Принцип поэтапности от простого к сложному - позволяет создавать педагогу спираль развития личности.
Принцип «каждый ученик талантлив» - педагог стремится вселить ученику уверенность в конечном успехе, в разнообразии его способностей. Занятия предполагают взаимопроникновение теоретических, практических элементов урока направленных на создание естественного творческого общения педагога и ученика.
Принцип гуманизации - обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
Принцип сознательности - предусматривает заинтересованное, а не механическое освоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
Принцип наглядности выражается в том, что у ребёнка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено.
Формы занятий:
Применяются коллективная, групповая, индивидуально-групповая, проектная работа, взаимообучение.
Типы занятий - комбинированные, практические.
Предполагаемый результат обучения:
К концу 1 года обучения обучающийся будет знать:
– общие сведения о видах рукоделия, историю возникновения вида декоративно- прикладного творчества, современное художественно-декоративное искусство;
– теоретические материалы;
– технику и технологию работы с бумагой (по темам 1-ого года обучения); последовательность изготовления простых сувениров из разной бумаги, картона, газет; а также теорию по бумажной пластике, декупажу, скрапбукингу, плетению из лозы и другим видам декорирования;
– последовательность изготовления простых сувениров из бумаги, картона, газетных трубочек.
уметь:
– на практике выполнять простые изделия;
– работать в освоенных техниках;
– применять полученные знания в самостоятельной работе;
– правильно обустроить своё рабочее место;
– соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
иметь навыки:
– работы с бумагой и картоном;
– правильного выбора материалов и инструментов, необходимых для работы.
К концу 2 года обучения обучающийся будет знать:
– общие сведения о видах рукоделия;
– историю возникновения вида прикладного творчества;
– теоретические материалы;
– технику и технологию (по темам 2-ого года обучения), а также теорию бумажной пластики, скрапбукингу, декупажу и другим видам декорирования.
уметь:
– на практике выполнять изученные приемы;
– работать в освоенных техниках;
– применять полученные знания в самостоятельной работе;
– подбирать нужные краски, кисти, лаки, материалы и инструменты, необходимые для работы;
– находить нужную информацию по средствам книг, журналов, интернета и т.д
иметь навыки:
– освоения новых техник, соблюдения технологии выполнения работ;
– выбора нужных материалов и инструментов для работы;
– применения полученных теоретических знаний на практике.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
|
Перечень разделов
и тем
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила ТБ
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Бумажная пластика
2.1.Торцевание
2.2. Мозаика
2.3. Объемная аппликация
2.4. Папье-маше
2.5. тест по теме:
«Бумажная пластика»
|
5
1
1
1
1
1
|
12
2
2
2
6
|
17
3
3
3
7
|
3
|
Скрапбукинг
3.1. Стили скрапбукинга 3.2. Декор предметов 3.3. Изготовление сувениров
3.4. Блиц-опрос по теме «Скрапбукинг»
|
6
1
3
1
1
|
16
2
11
3
|
22
3
14
4
|
4
4
|
Плетение из газет
4.1. Декор плоских поверхностей 4.2. Декор объемных форм
4.3. Изготовление оберегов
4.4. Плетение сувениров
|
5
2
1
1
1
|
12
6
1
3
2
|
17
8
2
4
3
|
5
|
Декупаж
5.1. Классический
5.2. Объемный
|
1
1
|
6
4
2
|
7
5
2
|
6
|
Творческий проект «Топиарий»
|
1
|
5
|
6
|
7
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
1
|
|
Итого
|
21ч.
|
51 ч.
|
72 ч.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила ТБ (2ч.)
- Знакомство с группой. Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
-Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами.
2. Бумажная пластика (19 ч.)
- Торцевание. Знакомство с развитием торцевания, видами и техниками торцевания. 1час
-Знакомство с техникой контурного торцевания. Изготовление открытки в этой технике. Нанесение силуэта на альбомный лист, подготовка торцовок и нанесение их по контуру. 1 час
-Изготовление цветка в технике многослойного торцевания. Подготовка и вклеивание торцовок друг в друга, нанесение на рисунок. 1час
-Мозаика. Знакомство с техникой мозаика, с приемами выполнения обрывной мозаики, с изготовлением элементов мозаики. 1 час
-Изготовление мини-панно в технике обрывная мозаика. Нанесение силуэта на основу, подбор бумаги и самостоятельное «нарывание» мозаики, приклеивание на основу-силуэт. 1 час
-Изготовление шкатулки в технике обрывная мозаика. Подбор заготовки для шкатулки, подготовка мозаик, нанесение на шкатулку. 1 час
- Объемная аппликация. Знакомство с приемами и методами выполения объемной мозаики. 1час
-Изготовление объемной аппликации «Водяные лилии». Обведение шаблона, вырезание, скручивание детали, до конусообразной формы, склеивание в «фунтик» - лепесток, декорирование. 1 час
-Изготовление панно «Краски осени». Изготовление фона и основных деталей, изготовление и приклеивание «гармошек» к заготовкам. 1 час
-Знакомство с техникой «папье-маше», инструментами, материалами, знакомство с изготовлением изделий, приготовлением массы, объемных форм и окрашиванием. 1 час
-Изготовление «грибочков» в технике «папье-маше». Лепка основных частей- шляпка, ножка, соединений деталей, отшлифовка, грунтовка. 1 час
-Изготовление грибочков в технике «папье-маше». Роспись изделия. 1 час
-Изготовление копилки «Золотая жабка». Лепка, обклеивание шарика несколькими слоями газеты, скручивание трубочки, форм лапок. 1 час
-Фиксирование и выравнивание заготовок, формирование мелких деталей, просушка. 1 час
-Сборка деталей, покрытие грунтом. 1 час
-Покраска жабика. 1 час
-Проведение теста по теме «Бумажная пластика». 1 час
3. Скрапбукинг (22 ч)
-Знакомство с техникой «Скрапбукинг. Стили: винтаж, шебби-шик, европейский, виды бумаги: дизайнерская, авторская. 1 час
-Изготовление листа бумаги для скрапбукинга из салфеток и пищевой пленки.
1 час
-Изготовление листа бумаги для скрапбукинга из салфеток.1 час
-Декорирование. Методы декорирования плоских поверхностей в стиле шебби-шик. 1 час
-Прием состаривания. Изготовление бумаги приемом состаривания. 2 часа
-Изготовление листа бумаги приемом тонирования. 2 часа
-Декорирование обложки блокнота путем состаривания или декорирования. 2 часа
-Знакомство с изготовлением вырубных элементов для декора фоторамки.1 час
-Изготовление фоторамки в стиле чисто и просто. 2 часа
-Знакомство со стилем шебби-шик при изготовлении открыток.1 час
-Мини-выставка детских работ.1 час
-Изготовление открытки с стиле шебби-шик. 2 часа
-Знакомство с методом изготовления магнитов в стиле фристайл, с использованием тесьмы, кружев, ленты. 1 час
-Изготовление магнита в стиле фристайл. 3 часа
-Блиц-опрос по теме «Скрапбукинг». 1 час
4. Плетение из газет (17 ч)
-Знакомство с историей появления и развития плетения из лозы. Демонстрация изделий из лозы, знакомство с материалами и инструментами для работы. 1 час
-Знакомство с технологией скручивания бумажной лозы. Заготовка бумажной лозы. 1 час
-Заготовка бумажной лозы. 1 час
-Знакомство со способами окрашивания бумажной лозы. 1 час
-Окраска готовых трубочек. 1 час
-Декорирование. Знакомство со способами декорирования бумажными трубочками плоских поверхностей. 1 час
-Декорирование фоторамки.2 часа
-Декорирование объемных форм бумажной лозой. Оформление стакана для карандашей. 1 час
-Оформление стакана для карандашей. 1 час
-Знакомство с историей и символикой оберегов. Значением элементов оформления оберегов; с приемами плетения оберегов из газетных трубочек. 1 час
-Изготовление оберега из газетных трубочек «Коса-домовушка». 2 часа
-Изготовление основы для весеннего панно. 1 час
-Знакомство с видами переплетения на основе изготовления веера. 1 час
-Плетение веера из газетных трубочек. 2 часа
5. Декупаж (7 ч)
-Знакомство с понятием, историей, техниками, материалами и инструментами. Подготовка разных видов поверхностей к декупажу. 1 час
-Изготовление карманного зеркала в технике декупаж. Грунтовка деревянной поверхности. Приемы наклеивания салфеток на плоскую деревянную поверхность, выбор салфетки. 1 час
-Наклеивание салфетки на деревянную поверхность методом файла. 1 час
-Изготовление открытки с объемным цветком. 2 час
- Изготовление с технике объемного декупажа баночки для сыпучих продуктов.
2 часа
6. Творческий проект «Топиарий (6 ч)
- Понятие о творческом проекте. 5 этапов работы над проектом. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Этап поиска информации. Продукт. 1час
-Выполнение эскиза топиария. Заготовка материала для изготовления основы. 1 час
-Выполнение топиария. Заготовка материала для декорирования. 1 час
-Декорирование емкости для топиария. 1 час
-Декорирование основы-шар – цветами. 1 час
-Презентация работы. 1 час
7. Выставка работ (1ч.)
-Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении. 1 час
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
|
Перечень разделов
и тем
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
1
|
Вводное занятие
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Панно из бумаги
2.1. Изготовление объемных элементов из бумаги
2.2. Изготовление рамки
|
2
1
1
|
10
5
5
|
12
6
6
|
3
|
Скрапбукинг
3.1. Изготовление подарочных коробочек
3.2. Изготовление объемных форм
3.3. Изготовление фотоальбомов
|
3
1
1
1
|
12
4
4
4
|
15
5
5
5
|
4
|
Плетение из газет 4.1. Плетение корзинок 4.2. Плетение вазочек 4.3. Плетение объемных фигур
|
5
1
2
2
|
13
5
4
4
|
18
6
6
6
|
5
|
Декупаж
5.1. Декупаж по стеклу
5.2. Обратный декупаж 5.3. Декупаж + роспись по стеклу
|
5
1
2
2
|
13
5
4
4
|
18
6
6
6
|
6
|
Творческий проект
«Настольный органайзер»
|
1
|
5
|
6
|
7
|
Итоговое занятие
|
1
|
1
|
2
|
|
Итого
|
18 ч.
|
54 ч.
|
72 ч.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила ТБ (1ч.)
-Цели и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий, выполненных в разных современных техниках. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Правила техники безопасности при работе с бумагой, красками, клеем, колющими и режущими предметами. 1 час
Панно из бумаги (12 ч.)
- Беседа «Краски лета». История панно. Виды панно. Материалы и инструменты для изготовления объемного панно. 2часа
-Приемы работы с бумагой. Биговка. 2 часа
-Фальцевание. 2 часа
-Гофрирование. 2 часа
-Сборка элементов панно «Краски лета» 2 часа
-Способы оформления рамы для панно. 2 часа
Скрапбукинг (16 ч.)
-Материалы и инструменты для изготовления коробочек. Из истории появления подарков. Наука выбирать подарок. Правила этикета: учимся дарить и получать подарки. Изготовление подарочного конверта, подарочного пакета. 4 часа
-Упаковка для подарка. Методы изготовления подарочной упаковки из картона разных размеров и форм. Применение кружева, тесьмы, бумажных ажурных салфеток для декора подарочной упаковки. Изготовление квадратной коробочки для подарка. 2 часа
- Виды фотоальбомов и их история. Искусство оформления фотоальбомов ручной работы. Приемы изготовления основы для мини-альбома.1 час
-Технология изготовления альбома-галереи. 2 часа
-Оформление альбома-галереи декоративными элементами. 2 часа
-История возникновения фотобоксов. Виды фотобоксов. Основные приемы оформления фотобокса в виде подарочной коробки. Изготовление фотобокса в европейском стиле. 3 часа
-Мини-выставка.2 часа
Плетение из газет (25 ч.)
- Из истории лозоплетения. Рассказ о мастерах лозоплетах. Плетение из ивового прута. 1 час
- Плетение корзинки с картонным дном. Виды корзин. Технология плетения корзинок. 3часа
- Плетение корзинки для цветов с длинной ручкой. 3 часа
- Плетение корзинки с крышкой. Технология плетения крышки для корзинки.
3 часа
- Виды и формы ваз. Приемы плетения цилиндра. 3часа
- Плетение вазы «Спиралька». Спиральное плетение. Сужение и расширение плетения. 3 часа
-Плетение круглой вазы. Технология плетения круглых ваз. Способы декорирования вазы. 3 часа
-Плетение пасхального зайчика. Пасхальные традиции. Беседа о писанках. Технология плетения пасхального зайчика. 2 часа
- Плетение пасхального блюда на 5 яиц. Техника плетения пасхального блюда на 5 яиц. 3 часа
-Блиц-опрос по теме «Плетение из газет» 1 час
Декупаж (11 ч.)
-Из истории декупажа. Приемы декупажа по стеклу. Подготовка стеклянной поверхности. Выбор мотива. Распечатки и декупажные карты. 1 час
- Метод вживления. Финишная обработка поверхности. 1 час
- Декупаж и роспись по стеклу. Ознакомление с разными техниками росписи по стеклу. 1 час
-Выполнение эскиза и перенос на изделие и учётом формы бутылки. 1 час
-Технология последовательности выполнения работы. 2 часа
- Разные техники росписи по стеклу. Техника витража. 2 часа
- Техника росписи по стеклу. 2 часа
- Тестирование по теме «Декупаж» 1 час
Творческий проект «Настольный органайзер» (5 ч.)
-Определение темы проекта. Этап постановки проблемы. Проектирование изделия. Выполнение эскиза настольного органайзера.Этап поиска информации. Выбор материалов и инструментов. Работа с литературой по теме. 1 час
-Продукт. Выполнение настольного органайзера. 2 часа
-Этап презентации.1 час
-Защита проекта.1 час
Итоговое занятие (2 ч.)
-Просмотр и подготовка изделий к итоговой выставке. Оформление выставки. Проведение конкурса в объединении «Лучшая работа года». Подведение итогов за год. Награждение грамотами и благодарностями за активную работу в объединении. 1 час
-Отчетная выставка работ. 1 час
Методическое обеспечение
Методы обучения:
В программе используются:
Словесные методы: рассказ, объяснение и беседа.
Наглядные методы:демонстрация наглядных пособий (результата урока),
инструментов, яркие предметы вида деятельности, педагогический показ, просмотр фотографий, схем, рисунков, презентаций, мастер-класс.
Практические методы: упражнения для закрепления, тренировки умений.
метод проектов.
Методы стимулирования и мотивации: проблемный метод.
Результативность освоения детьми данной программы определяется с помощью следующего способа проверки:
-текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового).
Для выявления промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам программы проводиться промежуточная и итоговая аттестация.
Формы проведения аттестации:
Промежуточная – мини-выставка;
Итоговая - отчетная выставка работ.
Критерии оценки результативности образовательного процесса.
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний (более 70%), предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся анализировать и оценивать свою работу. Этот вид деятельности предусматривает следующие этапы:
анализ педагога;
совместный анализ обучающегося и педагога;
самоанализ.
Критерии оценивания работ детей являются:
внешний вид изделия;
соблюдение технологии изготовления и декорирования;
самостоятельные творческие изыскания;
целесообразность работы;
самостоятельность в выполнении работы;
продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
качество выполненной работы;
культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении работ.
Материально-техническое оснащение
Оборудование:
Комфортный проветриваемый и хорошо освещенный кабинет;
Стеллажи для готовых изделии – 1 шт;
Полки для выставочных изделий – 2шт;
Шкафы для хранения рабочих материалов и инструментов – 2шт;
Столы и стулья ученические – 15шт;
Компьютер – 1шт;
Принтер – 1шт.
Материалы и инструменты:
Краски акриловые, гуашь, акварель;
Прозрачные акриловые лаки на водной основе;
Акриловый грунт;
Клей ПВА (клей для декупажа);
Инструменты – кисти, валики и губки, тампоны для окраски;
Салфетки, декупажные карты, распечатки;
Карандаши простые, контуры, маркеры;
Бумага наждачная;
Бумага разных цветов и фактур, картон;
Ножницы канцелярские и маникюрные;
Рамки деревянные, доски разделочные разного размера, шкатулки, корзинки, цветочные горшки, стеклянные вазы, бутылки, тарелки и пр. предметы для декора;
Клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.
Список литературы для педагога
Интернет ресурсы: http://dekupaj.ru - сайт по декупажу для всех;
http://pletenie-iz-gazet.net – сайт по плетению из газет;
http://stranamasterov.ru – сайт по творчеству;
http://www.liveinternet.ru – сайт обо всем;
http://www.livemaster.ru – мастер-классы по разным техникам
2. Лупато М.Страбелло В, «Все о декупаже»,М:. Издательство «Ниола-Пресс», 2007 г, 128 стр.
3.Плетенки из бумаги.
4. Синьорини Э. Декупаж на стекле. Декор ваз. М:. Издательство «Ниола-Пресс», 2011 г, 64 стр.
|