Конспект урока по русскому языку
Учитель: Минаева Л.Н.
Класс: 6
Тема урока: «Безличные глаголы»
Цели урока:
Предметные: научиться находить в предложениях безличные глаголы. Определять их грамматические признаки, разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении; учиться использовать безличные глаголы в речи.
Метапредметные:
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;
Познавательные: Умеют заменять термины определениями. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;
Коммуникативные: демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: частично-поисковый, творческий, ИКТ.
Используемые технологии: метод проблемного обучения, метод исследования, обучения в сотрудничестве
Предполагаемый результат
Знать
1. Особенности безличных глаголов.
2. Лексическое значение безличных глаголов.
3. Формы безличных глаголов.
Уметь
1. Уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме.
2. Уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
3. Уметь находить безличные глаголы в тексте.
Ход урока.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Формируемые УУД
|
1 этап: организационный
|
Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
|
Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много знаем о глаголе: морфологические признаки, синтаксическую роль. Но! «Богатство русского языка неизмеримо», - сказал К.Г. Паустовский.
- Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.
1 слайд
|
Проявление интереса к материалу изучения. Вступают в диалог.
|
Регулятивные: осуществляют самоконтроль, настраиваются на работу
|
2 этап: актуализация
|
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока.
|
Стадия вызова.
Задание №1.
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? … (глагол)
2. Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) - ся (- сь), называются…возвратными.
3. Как называется начальная форма глагола? ... (инфинитив).
4. Какого вида бывают глаголы? … (несовершенного и совершенного)
5. Инфинитив имеет суффиксы…-ти, -ть.
6. Какие три наклонения есть в русском языке? … (условное, повелительное, изъявительное).
7. Суффикс -л- - показатель …прошедшего времени.
8. Глаголы изменяются по …лицам и числам.
9. Изменение глаголов по лицам и числам называется …спряжением
(слайд 2)
На доске записаны слова: время, род, падеж, число, вид, возвратность, наклонение, склонение, спряжение, разряд по значению.
Задание: Выберите глагольные категории, укажите, какие из них постоянные, какие непостоянные.
Самопроверка (слайд 3)
ΙΙΙ. Орфографическая минутка. (слайд 4)
Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, гласных перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени. Один учащийся работает у доски (пишет маркером), остальные - в тетрадях.
Стро…ли, рассвета…т, пиш..т, темне…т, смерка…тся.
|
Отвечают на вопросы, повторяют изученные ранее знания о глаголе. Закрепляют орфографические правила «Правописание гласные в безударных личных окончаниях глаголов»
|
Познавательные: умение анализировать языковой материал;
Коммуникативные: умение формулировать свое мнение и слушать собеседника
Регулятивные: умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях.
|
3 этап: постановка цели и задач урока
|
Создание условий для самостоятельного целеполагания учащихся
|
Стадия осмысления. (слайд 5)
Выразительно прочитайте стихотворение:
Смеркается. В бору темнеет.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой
Без звука тонет под ногой.
(Иван Никитин)
-Какова тема текста?
Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.
Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?
Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются.
Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?
Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).
Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?
Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.
Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?
Учащиеся: Действующее лицо или предмет.
Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?
Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.
Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?
Учащиеся: Не могут.
(слайд 6)
Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные - ).
Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)
Назовите тему урока.
-Какие цели вы поставите перед собой?
(Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.) слайд 7.
|
Предлагают версии выхода из затруднения, взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме, предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, ставят цели, планируют работу.
|
Познавательные: выдвигают гипотезу и обосновывают ее, строят речевое высказывание.
Коммуникативные: слушают собеседника, строят высказывания
|
4 этап: первичное закрепление
|
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
|
Обучающимся предлагаются предложения:
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет.
Ребѐнок не спит. Ему не спится.
Немой опрос. (Личный - встать, безличный - сесть)
1. Приближался рассвет. 2. Вечерело. 3. Весь день идёт дождь. 4. Как быстро рассвело! 5. Сегодня все хорошо работали! 6. Мне долго не спалось.
Заполнение таблицы
Задания: сравните предложения (найдите главные члены предложения); определите форму данных глаголов;
Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. (слайд 9)
Анализируется текст .
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу. (А.Фет)
Задания: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения; найдите главные члены предложения; какие глаголы использует А.Фет?
(А.Фет использует безличные глаголы).
Почему?
Сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).
Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.
Задания:определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
попробуйте подобрать другие формы.
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.
Задание: Внимательно рассмотрите таблицу, в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.
Безличные глаголы
|
время
|
|
настоящее
|
прошедшее
|
будущее
|
Совершенный вид
|
-
|
смерклось
потемнело
|
Потемнеет
смеркнется
|
Несовершенный вид
|
смеркается
|
темнело
смеркалось
|
будет темнеть
|
|
темнеет
|
|
будет смеркаться
|
|
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.
|
Познавательные: осознанно строят речевое высказывание, обосновывают свое мнение
Коммуникативные: слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную задачу, дополняют, уточняют высказанные ответы по существу полученного задания.
|
5 этап: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Учитель предлагает материалы для наблюдения и инструкцию для выполнения работы.
|
Индивидуальное исследование. (работа в парах)
Задание 1 группе: самостоятельно поработать с текстом
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось...
(С. Есенин)
Инструкция для выполнения работы.
Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?
Подчеркните главные члены предложения.
Найдите личные глаголы.
Найдите безличные глаголы.
Укажите форму употребления глагола.
Задание 2 группе: найдите предложения с безличными глаголами. Какими членами предложения являются эти глаголы, подчеркните
(Во дворе метёт. Во дворе метёт метель. Все тропинки занесло. Все тропинки занёс ветер. Ранним утром свежеет. Ранним утром воздух становится свеж. Не спится. Ночные звуки не дают мне спать.
Задание 3 группе: составьте 3-4 предложения с безличными глаголами.
Слайд 8 (правильные ответы)
|
В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.
Работая в группах, согласуют между собой действия, делают обобщающий вывод, представитель каждой группы озвучивает ответы, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом, осознают качество и уровень освоения нового материала.
|
Познавательные: анализируют и делают выводы, выполняют типовые задания, осознанно строят речевое высказывание.
Коммуникативные: слушают собеседника, строят высказывание
Регулятивные: осуществляют самоконтроль, обнаруживают отклонения и отличия от эталона и образца.
|
6 этап: рефлексия учебной деятельности на уроке
|
|
Организует рефлексию, задает вопросы:
- Чего достигли на уроке?
- Что еще нужно узнать?
- Мы на все вопросы ответили?
- Ребята, все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?
|
Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Строят монологическую речь.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
|
Познавательные: анализируют свои действия; делают выводы; подводят итог; выявляют, чего не достигли
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
7 этап: домашнее задание
|
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания
|
|
|
|