Скачать 4.18 Mb.
|
В.В.Окрепилов УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Издание второе, дополненное и переработанное Рекомендовано Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника Для стуДентов высших учебных завеДений, обучающихся по специальности «Менеджмент» ^ Москва «Экономика» 1998УДК 658.56(078.5) ББК 30.607я73 051 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Е. Карлик, Заслуженный деятель науки и техники России доктор технических наук, профессор Е. Д. Колтик © Окрепилов В. В., 1996 © Издательство Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 1996 © Окрепилов В. В., 1998, с изменениями © Оформление ОАО "Издательство "Экономика", 1998, с изменениями © Оригинаи-макетТОО "Макет", 1998, ^^ВN 5—282 —01912—4 с изменениями ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................. 7 Часть 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ...................................13 Глава 7. Основные понятия и категории управления качеством .................13 1.1. Основные понятия и категории управления .......................... 13 1.2. Понятие качества ............................................... 16 Глв в а 2. Экономические проблемы качества ................................ .22 2.1. Влияние качества на прибыль .....................................22 2.2. Классификация затрат на качество .................................24 2.3. Экономическая эффективность улучшения качества ...................28 Глава 3. Конкурентоспособность и качество .................................31 Глава 4. Интеллектуальная собственность в управлении качеством ............. .41 4.1. Интеллектуальная собственность и ее виды ..........................41 4.2. Объекты промышленной собственности, их правовая охрана и патентоспособность .............................................43 4.3. Лицензирование промышленной собственности. Лицензионный договор: понятие, виды, применение ..................50 4.4. Патентная чистота как нормативное условие обеспечения конкурентоспособности продукции ................................54 4.5. Патентное ведомство — орган государственного регулирования патентной системы ..............................................56 4.6. Авторское право и смежные права, их роль в обеспечении конкурентоспособности продукции ................................57 Краткое содержание части 1 .......................................59 Ключевые термины ............................................. .63 Вопросы и учебные задания ...................................... .64 Ч а с т ь 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ...................................65 Глава 1. Отечественный опыт управления качеством продукции ................ .65 1.1. Зарождение элементов управления качеством в России ............... .65 1.2. Развитие контроля качества ......................................68 1.3. Разработка методов оценки качества продукции .................... .76 1.4. Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях ................................... 78 Глава 2. Зарубежный опыт управления качеством ............................87 2.1. Опыт управления качеством в США ...............................90 2.2. Опыт управления качеством в Японии ..............................92 . 2.3. Европейский опыт управления качеством ...........................96 2.4. Всеобщее управление качеством (ТОМ) .............................99 2.5. Общие подходы и методы работы по качеству ......................107 2.6. Статистические методы управления качеством ...................... 112 Глава 3. Проблемы всеобщего управления качеством .........................124 3.1. Разработка систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9(^00 ..................................... 124 3.2. Освоение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки фирм по критериям национальных премий по качеству .... 126 Краткое содержание части 2 ......................................152 КЛючевые термины .............................................155 Вопросы и учебные задания ......................................156 Часть 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ............ .157 Гл а в а 1. Организационно-правовые основы стандартизации. Закон Российской Федерации «О стандартизации» ............'....... 157 1.1. Понятие стандартизации. Цели стандартизации .................... .158 1.2. Законодательство Российской Федерации о стандартизации. Международные договоры ...................................... 158 1.3. Организация работ по стандартизации. Права и функции Госстандарта России ........................................... 160 1.4. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним ...... 162 1.5. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации .............................. 163 1.6. Информатизация о нормативнь^х документах ло стандартизации, их издание и реализация ........................................ 165 1.7. Государственный контроль и надзор ..............................165 1.8. Органы государственного контроля и надзора ......................166 1.9. Осуществление государственного контроля и надзора, государственные инспектора, их права и ответственность ........................... 167 1.10. Ответственцость за нарушение положений Закона .................. .168 1.11. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору. Стимулирование применения государственных стандартов .......................... 168 Глава 2. Международная стандартизация ................................. .169 2.1. Международная стандартизация и развитие международной торговли и сотрудничества ...................................... 169 2.2. Международные организации по стандартизации ....................170 2.3. Работа по стандартизации в рамках Содружества независимых государств ........................................ 179 Гл а в а 3. Стандартизация в управлений качеством. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества .................... 181 3.1. Управление качеством на основе политики в области качества ......... 181 3.2. Международные стандарты на системы качества (МС ИСО серии 9000) 182 3.3. Разработка документов системы качества .......................... 192 3.4. Новь^е версии стандартов ИСО серии 9000 .........................198 Глава 4. Эконом1^ческие проблемы стандартизаиии ..........................202 Краткое соаержание части 3 ......................................205 Ключевые термины .............................................215 Вопросы и учебные задания ......................................216 Часть 4. МЕТРОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕС^ТВОМ ................. .217 Глава 1. Организаиионно-правовые основы законодательной метрологии ........217 .1. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» ... 217 .2. Анализ законодательства в области метрологии .....................219 .3. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений .................................... 220 .4. Система испытаний и утверждения типа средств измерений ...........221 .5. Поверка средств измерений ......................................224 .6. Аттестация методик выполнения измерений ........................226 „ .7. Государственный метрологический надзор .........................228 .8. Калибровка средств измерений ...................................230 .9. Сертификация средств измерений .................................233 1.10. Международные организации по метрологии .......................235 Гл а в а 2. Основные положения системы обеспечения единства измерений ........ .238 2.1. Качество измерений ............................................238 2.2. Принципы выбора средств измерений ............................ .244 Глава 3. Экономические проблемы метрологии ..............................247 Краткое содержание части 4 ......................................251 Ключевые термины ..............................................253 Вопросы и учебные задания ......................................254 Ч асть 5. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА .........255 Глава I. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Нормативные документы по сертификации ......................... 256 Гл а в а 2. Элементы и участники сертификации ............................. .270 2.1. Порядок проведения, схемы сертификации, испытания и органы по сертификации продукции ..................................... 270 2.2. Порядок проведения, схемы сертификации, органы по сертификации услуг ......................................... 286 Глава 3. Сертификация систем качества и производств .......................297 Глава 4. Экономические оценки работы по сертификации продукции, услуг и систем качества ......................................... 307 Глава 5. Маркировка товаров ............................................311 Краткое содержание части 5 ......................................338 Ключевые термины .............................................341 Вопросы и учебные задания ......................................342 Ч а с т ь 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ . .343 Глава 1. Государственная защита прав потребителей .........................343 1.1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей .................................... 343 1.2. Полномочия федеральных органов, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг) ..................... 346 1.3. Экономические показатели и оценка эффективности работы территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) ........................... 379 Глава 2. Влияние общественности на решение проблемы качества ............. .390 Краткое содержание части 6 ......................................399 Ключевые термины ............................................ .401 Вопросы и учебные задания ..................................... .402 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................ .403 Термины, используемые в учебнике ..........................................405 Литература .............................................................407 ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................... .415 Приложение 1. Терминология по качеству и системам качества ............415 Приложение 2. Терминология по стандартизации и сертификации продукции ..........................................432 Приложение 3. Терминология по стандартизации, сертификации и управлению качеством услуг населению ............... .451 Приложение 4. Терминология по обеспечению единства измерений ....... .455 Приложение 5. Международный стандарт ИСО 9004 — 1:1994. Управление качеством и элементы системы качества ...... .497 Приложение 6. Закон Российской Федерации «О стандартизации» (постатейный комментарий) ........................... .533 Приложение 7. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (постатейный комментарий) ....................571 Приложение 8. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства ...... измерений» (извлечения) ............................... .596 Приложение 9. Опыт применения положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» ......................... .601 Приложение 10. Правовое регулирование купли-продажи товаров в США . .627 ВВЕДЕНИЕ Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня. Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве. Так, в Европе и США вопрос подготовки менеджеров по качеству развернут в основном по двум направлениям: а) подготовка профессионалов по управлению качеством за счет получения специального второго высшего образования (по управлению качеством); б) создание системы непрерывного обучения работников всех категории, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг. Что касается последнего, то это означает, что весь жизненный и трудовой путь человека начиная от школьной скамьи должен, в принципе, сопровождаться постоянным получением необходимого объема знаний как о качестве в целом, так и о конкретных путях его достижения по-своему для каждой профессии. Подготовка профессионалов по управлению качеством в Европе происходит в соответствии с меморандумом Генеральной Ассамблеи ЕОК — Европейской организации по качеству (1993 г. — Хельсинки) и включает три квалификационных уровня персонала по качеству: • профессионал по качеству; • менеджер по системам качества; • аудитор по качеству. 8______________________________введение^ В настоящий момент в России качество продукции и услуг, их безо-пасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризис-ного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических пара-метров уже выпускаемых изделий. В России подготовку аудиторов систем качества в основном организует Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), а также ряд негосударственных организаций совместно с зарубежными. Программы подготовки аудиторов схожи с программами ЕОК, и ставится вопрос о принятии для России соответ-ствующей схемы обучения. Что касается создания в России системы непрерывного обучения кадров в области управления качеством, то пока действуют только ее отдельные элементы. Задействована система дополнительного профес-сионального образования, в ряде вузов введены программы по специализациям: стандартизация, метрология, сертификация, управление качеством. Недостатком является то, что возникшие в России в последние годы в большом количестве различного рода центры подготовки менеджеров не имеют четкой ориентации на управление «через качество». Данный учебник подготовлен в соответствии с утвержденной учебной программой по курсу «Управление качеством продукции» для студентов вузов специальности 061100 «Менеджмент». Предполагается также доступность его широкому кругу читателей, интересующихся вопросами управления качеством, особенно тем, кто чувствует необходимость перехода в подготовке менеджеров по управлению производством «через качество» — с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО). Эти стандарты, принятые во всем мире в качестве рекомендательных документов по общему руководству качеством и обеспечению качества, официально введены в действие и в России. В учебнике — «Управление качеством» — подчеркнута необходимость одновременного улучшения качества и снижения цены потребления. Обратимся к содержанию и структуре учебника. Прежде всего отметим, что в курсе много терминов, сравнительно редко встречающихся в повседневной жизни большинства людей (стандартизация, метрология, сертификация и т. п.), или терминов хотя и употребляющихся многими и сравнительно часто, но понимаемых по-разному (управление, качество и др.). Эти термины необходимо разъяснить и установить единообразие в их понимании. Еще более необходимо для усвоения материала курса установить взаимосвязи этих терминов, а также их связи с основными понятиями экономики предпринимательства. Предлагаемая нами графологическая схема (рис. 1) является попыткой проиллюстрировать взаимосвязь ряда терминов, используемых в курсе. Определения терминов даются в соответствующих разделах. Обратим внимание, что кружками большего диаметра на схеме обозначены ключевые термины — качество продукции и прибыль, ука- ВВЕДЕНИЕ____________________________________________9 УПРАВЛЕНИЕ Целеполагание Деятельность по достижению цели Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» Законодательство по экономической реформе Правительство РФ 10_________ ____________________введение^ зывающие на то, что в содержании курса объясняется приоритетная роль качества в достижении главной це^и предпринимательской дея-тельности — получение прибыли. На схеме приняты следующие сокращения: ЗУ — Законы управления. КМ — Качество метрологии (измерений). КСП — Конкурентоспособность. КСт — Качество стандартизации (например, гармонизация национальной стандартизации с зарубежной). М — Метрология. МК — Метрология качества. МСт — Метрология (в) стандартизации (например, количественные оценки качества в НД). МУ — Методы управления. НД — Нормативные документы. ПУ — Принципы управления. СК — Системы качества. СпФ — Специальные функции управления. Ст — Стандартизация. СтК — Стандартизация качества. СтМ — Стандартизация метрологии (например, ГСИ — государственная система обеспечения единства измерений). СУ — Система управления. Сф —Сертификация. СфП — Сертификация продукции. СфСК — Сертификация СК. ФУ — Функция управления. ЦП — Цена потребления. Справа внизу на схеме кружками обозначены сертификация продукции и систем качества, то есть то, что требует признания и подтверждения со стороны общества — потребителей и предпринимателей. Потребители заинтересованы в определенности качества продукции, а предприниматели — в достижении ее конкурентоспособности, обеспечивающей исключение риска и получение стабильной прибыли. На схеме показано, что для обеспечения производства продукции конкурентоспособного качества следует спроектировать не просто систему качества, а систему, которая наряду с улучшением потребительских свойств способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции. ВВЕДЕНИЕ______________________________ _____ _____ П Обратим внимание, что термин качество применяется в курсе двояко — в отношении к продукции (качество продукции) и к системе управления (система качества). Предметом организации управления является управляющая подсистема (субъект управления), что отражено на верхней части схемы. Объект управления — исполняет задание субъекта, обеспечивая изготовление продукции запланированного и спроектированного качества в соответствии с нормативной документацией, например чертежами. Обеспечение стабильности производства и выполнения производственной программы — дело субъекта управления, он же отвечает за качество продукции в широком (административном) смысле, организуя определение необходимого качества продукции при маркетинге, оптимизацию качества на стадии НИОКР, гарантируя нужные поставки сырья и комплектующих, обеспечивая качество продукции при хранении и транспортировке и т.п. Эти элементы особой заботы субъекта управления о качестве получили в стандартах наименование элементов петли качества, составляющих целевые подсистемы системы качества. В названии данного учебника отражен интерес в основном к процессам управления качеством в субъекте управления. Верхняя часть схемы иллюстрирует главные вопросы учебника — влияние качества на прибыль. Нижняя часть схемы относится к элементам обеспечения качества — стандартизации, метрологии и сертификации, Законам и нормативным документам. Из схемы следует, что для успеха предпринимательства необходимы прежде всего профессионализм предпринимателей в принятии решений и управлении организациями, а также соответствующая государственная поддержка предпринимательства, например, изданием соответствующих законов. В результате усвоения материала учебника должно быть получено представление о проблемах и методах современного управления качеством, что позволит пользоваться специальной литературой для дальнейшего углубления знаний. Структура учебника делает возможным его использование не только при получении первого высшего образования, но и при последип-ломной подготовке, непосредственно в ходе практической деятельности по управлению качеством. В процессе написания книги мне помогали друзья и коллеги, ознакомившиеся с предварительными материалами и передавшие в виде ценных советов часть своего опыта. Должен поблагодарить ректора Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов профессора Леонида Степановича Тарасовича, проректоров Университета профессоров Алексея Ивановича Муравьева, Казбека Хамзатовича Нинциева за советы и пожелания по улучшению книги и оказание помощи в ее выпуске. Хочу поблагодарить рецензентов книги профессоров Александра Евсеевича Карлика и Евгения Дмитриевича Колтика за высказанные замечания и предложения. За участие в издании книги хочу поблагодарить своих коллег по работе в Петербургском центре испытаний и сертификации: Юрия Арсеньевича Антонова, Светлану Николаевну Богданову, Юрия Евгенье- зывающие на то, что в содержании курса объясняется приоритетная роль качества в достижении главной цели предпринимательской дея-тельности — получение прибыли. На схеме приняты следующие сокращения: ЗУ — Законы управления. КМ — Качество метрологии (измерений). КСП — Конкурентоспособность. КСт — Качество стандартизации (например, гармонизация национальной стандартизации с зарубежной). М — Метрология. МК — Метрология качества. МСт — Метрология (в) стандартизации (например, количественные оценки качества в НД). МУ — Методы управления. НД — Нормативные документы. ПУ — Принципы управления. СК — Системы качества. СпФ — Специальные функции управления. Ст — Стандартизация. СтК — Стандартизация качества. СтМ — Стандартизация метрологии (например, ГСИ — государственная система обеспечения единства измерений). СУ — Система управления. Сф — Сертификация. СфП — Сертификация продукции. СфСК — Сертификация СК. ФУ — Функция управления. ЦП — Цена потребления. Справа внизу на схеме кружками обозначены сертификация продукции и систем качества, то есть то, что требует признания и подтверждения со стороны общества— потребителей и предпринимателей. Потребители заинтересованы в определенности качества продукции, а предприниматели — в достижении ее конкурентоспособности, обеспечивающей исключение риска и получение стабильной прибыли. На схеме показано, что для обеспечения производства продукции конкурентоспособного качества следует спроектировать не просто систему качества, а систему, которая наряду с улучшением потребительских свойств способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции. ВВЕДЕНИЕ______________________________________________11 Обратим внимание, что термин качество применяется в курсе двояко — в отношении к продукции (качество продукции) и к системе управления (система качества). Предметом организации управления является управляющая подсистема (субъект управления), что отражено на верхней части схемы. Объект управления — исполняет задание субъекта, обеспечивая изготовление продукции запланированного и спроектированного качества в соответствии с нормативной документацией, например чертежами. Обеспечение стабильности производства и выполнения производственной программы — дело субъекта управления, он же отвечает за качество продукции в широком (административном) смысле, организуя определение необходимого качества продукции при маркетинге, оптимизацию качества на стадии НИОКР, гарантируя нужные поставки сырья и комплектующих, обеспечивая качество продукции при хранении и транспортировке и т.п. Эти элементы особой заботы субъекта управления о качестве получили в стандартах наименование элементов петли качества, составляющих целевые подсистемы системы качества. В названии данного учебника отражен интерес в основном к процессам управления качеством в субъекте управления. Верхняя часть схемы иллюстрирует главные вопросы учебника — влияние качества на прибыль. Нижняя часть схемы относится к элементам обеспечения качества — стандартизации, метрологии и сертификации, Законам и нормативным документам. Из схемы следует, что для успеха предпринимательства необходимы прежде всего профессионализм предпринимателей в принятии решений и управлении организациями, а также соответствующая государственная поддержка предпринимательства, например, изданием соответствующих законов. В результате усвоения материала учебника должно быть получено представление о проблемах и методах современного управления качеством, что позволит пользоваться специальной литературой для дальнейшего углубления знаний. Структура учебника делает возможным его использование не только при получении первого высшего образования, но и при последип-ломной подготовке, непосредственно в ходе практической деятельности по управлению качеством. В процессе написания книги мне помогали друзья и коллеги, ознакомившиеся с предварительными материалами и передавшие в виде ценных советов часть своего опыта. Должен поблагодарить ректора Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов профессора Леонида Степановича Тарасовича, проректоров Университета профессоров Алексея Ивановича Муравьева, Казбека Хамзатовича Нинциева за советы и пожелания по улучшению книги и оказание помощи в ее выпуске. Хочу поблагодарить рецензентов книги профессоров Александра Евсеевича Карлика и Евгения Дмитриевича Колтика за высказанные замечания и предложения. За участие в издании книги хочу поблагодарить своих коллег по работе в Петербургском центре испытаний и сертификации: Юрия Арсеньевича Антонова, Светлану Николаевну Богданову, Юрия Евгенье- ввецение вича Гулынина, Галину Николаевну Иванову, Игоря Ивановича Исаева, Тамару Максимовну Козлякову, Светлану Ивановну Соловьеву, Наталью Михайловну Хрипченко. В этой книге нашли отражение материалы ряда совместных работ с профессором Виктором Николаевичем Войтоловским, которого, к сожалению, уже нет с нами. Вечная ему память, признательность и благодарность. Автор |
Учебные пособия. Периодическая литература (статьи из журналов и газет) Технология и организация строительства, управление качеством должны обеспечивать целенаправленность всех организационных, технических... |
Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» Фонд оценочных... Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики.... |
||
Индивидуальный тест для областного этапа олимпиады по направлению... |
Управление качеством Рецензенты: д э н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента Казанского филиала Российского государственного торгово-экономического... |
||
Государственный стандарт российской федерации системы качества управление качеством пищевых Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (вниис) |
Управление качеством продукции Качество продукции: основные понятия, показатели Причины, обусловившие изменение отношения к качеству |
||
Семь простых (старых) инструментов контроля и управления качеством Концепция Всеобщего Управления Качеством (tqm). Процессный подход |
Введение 2 Объективная необходимость управления качеством продукции в современных условиях, системы управления качеством 5 |
||
Согласовано Управление качеством в современных условиях международной конкуренции является востребованным на всех уровнях управления, от государственного... |
Методические указания к выполнению практических работ для студентов... П. Г. Рудась, доктор технических наук, генеральный директор кондитерской фабрики «Россия» |
||
Программа дисциплины «Управление качеством логистического сервиса в цепях поставок» Рекомендована секцией умс одобрена на совместном заседании кафедр логистики и управления цепями поставок |
Курсовая работа должна иметь объем в пределах 40-50 страниц машинописного текста с приложениями «Стратегический менеджмент», «Учебная корпорация – основы процессного управления», «Управление качеством». Допускается выполнение... |
||
Курсовая работа должна иметь объем в пределах 40-50 страниц машинописного текста с приложениями «Стратегический менеджмент», «Учебная корпорация – основы процессного управления», «Управление качеством». Допускается выполнение... |
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением |
||
Исследование было организовано на основе специально разработанного... По результатам анкетирования по изучению удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Поиск |