АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее – ГБУ ДПО ЧИППКРО) в мае – ноябре 2015 года во всех муниципальных образованиях Челябинской области была развернута работа по изучению уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов образовательными услугами, предоставляемыми общеобразовательными организациями Челябинской области, а также образовательными организациями дошкольного и дополнительного образования (далее – исследование).
Актуальность проводимого исследования определялась нормативными требованиями к формированию на региональном уровне системы независимой оценки качества общего образования.
Методологическим основанием организации исследования послужила разработанная в рамках мероприятий ФЦПРО в 2014 году Концепция организации исследования дистанционного анкетирования по изучению удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг (далее – Концепция), в которой были научно обоснованы:
1) определение оптимального количества респондентов в выборочной совокупности;
2) представленность муниципалитетов в выборочной совокупности;
3) способы отбора образовательных организаций из числа муниципалитетов для формирования выборочных совокупностей;
4) способы отбора респондентов в выборочную совокупность из числа отобранных образовательных организаций.
В соответствии с Концепцией в исследовании в форме анкетирования приняли участие 18515 респондентов, в том числе:
по общеобразовательным организациям: 2640 родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области, 3446 обучающихся и 2500 педагогов;
по образовательным организациям дошкольного образования: 2500 родителей (законных представителей) обучающихся дошкольных организаций Челябинской области и 2050 педагогов;
по образовательным организациям дополнительного образования: 2254 родителей (законных представителей) обучающихся организаций дополнительного образования Челябинской области, 2580 обучающихся и 545 педагогов дополнительного образования.
Количество респондентов по каждой категории участников анкетирования, а также их представленность по территориям и образовательным организациям соответствовали расчетным, что обеспечило репрезентативность выборки.
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). Сформированный пакет включал 8 анкет с набором вопросов от 20 до 25. Анкеты были составлены для трех групп респондентов (учащихся, родителей и педагогов) в трех вариантах: для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и образовательных организаций дополнительного образования. В анкеты были включены дополнительные вопросы для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья.
Анкетирование всех групп респондентов было организовано в автоматизированном режиме на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО с использованием сервиса «google формы». Удобная и однозначная форма анкет с простыми комментариями и инструкциями, доступность входа в автоматизированную систему позволили снять затруднения у участников исследования.
Анкетирование проводилось в двух режимах: по специальному доступу в соответствии со сформированными выборками для каждой из групп респондентов, а также в свободном доступе – для всех желающих высказать свое мнение по вопросам качества общего и дополнительного образования.
Характер вопросов, включенных в анкеты, обеспечивал целенаправленность и адресность исследования, а также возможность использования его результатов в практике принятия управленческих решений на различных уровнях управления.
По содержанию вопросы анкеты соотносились с нормативными требованиями к общим критериям независимой системы оценки качества образования: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций1.
Поскольку разработка анкет осуществлялась до вступления в действие нормативных требований к показателям, характеризующим общие критерии независимой оценки качества2, то на этапе обработки данных была уточнена методика анализа и их интерпретации.
Во-первых, все вопросы анкет для проведения анализа были распределены на две группы. В первую группу вошли вопросы, напрямую относящиеся к показателям независимой оценки качества образования.
Во вторую группу для проведения анализа были отобраны вопросы, которые напрямую не связаны с конкретными показателями, но позволяют получить контекстную информацию по критериям независимой оценки качества об уровне удовлетворенности родителей, учащихся, педагогов качеством образовательной деятельности.
Открытые источники информации - информационные источники, распространяющие сведения, предназначенные для использования без каких-либо условий, запретов, исключений.3
Учитывая современные тенденции развития ИКТ и их проникновения во все сферы деятельности человека, в качестве основных источников рассмотрены элементы информационного интернет-пространства:
сайты образовательных организаций;
открытый форум «Дети 74.ru»;
группы в социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники», «Facebook»).
Выбором выше указанных источников послужили следующие основания:
сайты образовательных организаций в сети Интернет на современном этапе являются ведущим средством обеспечения информационной открытости образовательной системы. Сайт ОО – универсальное и эффективное средство, которое позволяет удовлетворить информационные потребности всех субъектов образовательных отношений, создает возможности для их общения, может помочь в принятии конкретных решений (выбор школы, участие в мероприятии и др.). Сайт - обязательный элемент образовательного пространства образовательной организации, наличие которого регламентировано законодательством РФ4;
открытый форум «Дети 74.ru» родителей учеников ОУ и воспитанников ДОУ – самая популярная платформа в Челябинской области для обсуждений, не требующая регистрации;
популярные социальные сети – платформы для неформального общения пользователей, в том числе – участников образовательных отношений. Предполагалось, что именно такое общение позволит получить фактическую картину состояния образовательной системы в регионе в целом и в отдельной образовательной организации в частности.
Объектами анализа послужили:
43 сайта общеобразовательных организаций Челябинской области (по одному из каждого муниципалитета). Выбор внутри муниципалитета осуществлялся методом случайной выборки;
открытый форум «Дети 74.ru» родителей учеников ОУ и воспитанников ДОУ;
социальные сети «Одноклассники», «Facebook», «ВКонтакте»;
вопросы анкет исследования уровня удовлетворенности педагогов, родителей и обучающихся образовательными услугами общего и дополнительного образования (см. таблицу 1).
Анализ данных по показателям, характеризующим общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность показал следующее:
На ресурсе www.bus.gov.ru зарегистрированы все общеобразовательные организации (100%).
Выводы о полноте и актуальности информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства РФ5 об информационной открытости деятельности образовательных организаций.
Требованиям, указанных документов, соответствуют 76,74% сайтов:
Подраздел «Основные сведения» содержат 83,72% сайтов;
Подраздел «Документы» – 83,72%;
Подраздел «Образование» – 72,09%;
Подраздел «Образовательные стандарты» – 81,40%;
Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» – 79,07%;
Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» - 79,07%;
Подраздел «Платные образовательные услуги» – 76,74%;
Подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность» – 69,77%.
При этом наличие указанных разделов не являлось гарантом фактического размещения информации.
86,05% сайтов содержат сведения о педагогических работниках организации. Такой же процент составляют сайты, содержащие информацию, позволяющую сделать вывод о доступности взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.
Только 6,98 % сайтов содержат информацию, позволяющую сделать вывод о доступности сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).
По результатам анкетирования 93% педагогов общеобразовательных организаций считают, что их учреждение открыто для взаимодействия с родителями и социальными партнерами. 73,4% опрошенных родителей считают, что школа открыта для взаимодействия с родителями.
83,3% учащихся считают, что школа оперативно информирует о своей жизнедеятельности, внеурочных мероприятиях, т.к. в школе развита информационная сеть, в том числе есть сайт.
При этом в качестве источников информации только 17% родителей и такой же процент учащихся указали новостную ленту на официальном сайте школы; по 7% родителей и учащихся – официальную группу школы (класса) в социальных сетях.
В образовательных организациях дополнительного образования детей 88,3% педагогов имеют свободный доступ к документам, регламентирующим организацию образовательного процесса.
В качестве основных источников получения информации о мероприятиях в образовательных организациях дополнительного образования официальный сайт указали 31,2% учащихся и 42,5% родителей; социальные сети в Интернете – 27% учащихся.
Среди родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в качестве основного источника получения информации новостную ленту на официальном сайте детского сада отметили 19,6% родителей.
Анализ данных по показателям, характеризующим общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность показал следующее: 62,79% сайтов содержат информацию о материально-техническом и информационном обеспечении организации.
По результатам анкетирования довольны условиями труда, в т.ч. наличием кабинета, оборудованием, пользованием информационными ресурсами 85,7% педагогов общеобразовательных организаций, 91% педагогов системы дополнительного образования (45% указанной категории педагогов отмечают, что учреждение активно использует потенциал дистанционных образовательных технологий), а также 95,8% педагогов дошкольных образовательных организаций.
По результатам анализа выявлено, что только 25,58% сайтов содержат информацию о наличии необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Анкетирование показало, что 70,5% родителей дошкольников удовлетворены системой закаливания в детском саду;65,0% - питанием.
Только 11,63% сайтов содержат информацию об условиях для индивидуальной работы с обучающимися, и лишь 27,91% сайтов содержат информацию о наличии дополнительных образовательных программ.
По результатам анкетирования 4,9% родителей учащихся школ получают удовлетворение от посещения ребенком элективных курсов, кружков, спортивных секций.
В то же время 63,8% родителей дошкольников удовлетворены качеством оказываемых в дошкольной образовательной организации дополнительных образовательных услуг (кружки, секции, студии).
Всего на 53,49% сайтов размещена информация о наличии возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях
По результатам анкетирования лишь каждый двадцатый из опрошенных родителей (4,9%) учащихся общеобразовательных организаций получают удовлетворение от посещения ребенком элективных курсов, кружков, спортивных секций.
Крайне малая доля исследованных сайтов (2,33%) содержат информацию о наличии возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
Вместе с тем 71,5% родителей учащихся школ при ответах на вопрос анкеты, отмечают, что школа осуществляет консультативную помощь по вопросам обучения ребенка.
86,8% родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций отмечают, что учреждение оказывает консультационные услуги, в том числе через сайт, блоги специалистов, воспитателей.
При этом ни на одном из изученных сайтов дошкольных образовательных организаций не обнаружено информации о наличии условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
76,5% родителей воспитанников образовательных организаций дополнительного образования отметили, что учреждением удовлетворяются образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в то время как только 39,2% педагогов их них заявили о своей готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При анализе открытого форума «Дети 74.ru» родителей обучающихся общеобразовательных организаций была выявлена краткая характеристика/тематика часто задаваемых или/и длительно обсуждаемых вопросов. При этом из контекстной информации, полученной при анализе форума, косвенное подтверждение получили ответы на вопросы анкеты родителей об удовлетворенности профессиональными качествами учителей, о необходимости введения школьной формы, о качестве преподавания учебных предметов в школе.
Таким образом, информация, отражающая суть вопросов анкет, может быть получена относительно весьма ограниченного количества вопросов, представленных для анкетирования. Тематика обсуждаемых вопросов не включает вопросы, отраженные в показателях, характеризующих общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Относительно возможности использования для независимой оценки качества социальных сетей можно сделать следующие выводы:
«Одноклассники» - закрытая социальная сеть, с закрытыми группами, вступление в группу требует подтверждения;
«Facebook” включает как открытые, так и закрытые группы учащихся, родителей. Единого сообщества школ, например, Челябинска не обнаружено;
«ВКонтакте» - имеются открытые и закрытые группы учащихся, родителей. Единого сообщества школ Челябинска не обнаружено. В рамках проведения исследования «Изучение уровня удовлетворенности педагогической и родительской общественности, обучающихся образовательными услугами общего и дополнительного образования» сотрудниками организационно-координационного и методического центра ГБОУ ДПО ЧИППКРО в социальной сети «Вконтакте» были просмотрены сообщества 336 образовательных организаций, из них 77 (22,9%) оказались закрытыми для свободного доступа.
Только в 22 сообществах (8,5%) из числа просмотренных организована работа форума. Однако, вопросы, связанные с качеством образования, не являются актуальными для обсуждения в данном формате.
В целом, исследуемые социальные сети не могут сегодня служить открытыми источниками для получения достаточной информации по показателям критериев независимой оценки качества образования.
В то же время, полученные данные позволили выявить отдельные проблем, которые необходимо решать в рамках организации региональной системы независимой оценки качества.
Самыми проблемными, с точки зрения возможности проведения независимой оценки качества общего и дополнительного образования по открытым источникам, по критерию 1, является отсутствие информации о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).
Наиболее проблемной с точки зрения доступности является информация из подразделов:
«Документы» (план финансово-хозяйственной деятельности (60,47%), правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора (55,81%), предписания органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний, документ о порядке оказания платных образовательных услуг (51,16%);
«Образование» (информация о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса (34,88%), информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам (39,539%); информацию о языках, на которых осуществляется образование (39,53%), информация о сроке действия государственной аккредитации образовательных программ (39,53%);
«Материально-техническое обеспечение» (информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям (41,86%), информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся (46,51%), информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий (53,49%), информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся (58,14%).
Таким образом, для большинства участников образовательных отношений официальный сайт образовательной организации в настоящее время не может являться основным источником получения информации об образовательной деятельности (в соответствии с нормативными требованиями).
Полученные данные позволяют опосредованно оценить показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
По второму критерию проблемным, с точки зрения возможности проведения независимой оценки качества по открытым источникам (сайтам), является отсутствие (или недостаточность) следующей информации:
о наличии условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (0%);
о наличии возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся (2,33%);
о наличии дополнительных образовательных программ (27,91%);
об условиях для индивидуальной работы с обучающимися (11,63%);
о наличии необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся (25,58%).
Таким образом, объем и содержание информации, размещенной на сайтах образовательных организаций, в части её открытости, в основном соответствует требованиям действующего законодательства. В то же время содержание размещенной информации не позволяет сделать выводы о качестве образования по критериям и показателям независимой оценки качества образования.
|