Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет).


Скачать 142.46 Kb.
Название Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет).
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Исследование
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее – ГБУ ДПО ЧИППКРО) в мае – ноябре 2015 года во всех муниципальных образованиях Челябинской области была развернута работа по изучению уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов образовательными услугами, предоставляемыми общеобразовательными организациями Челябинской области, а также образовательными организациями дошкольного и дополнительного образования (далее – исследование).

Актуальность проводимого исследования определялась нормативными требованиями к формированию на региональном уровне системы независимой оценки качества общего образования.

Методологическим основанием организации исследования послужила разработанная в рамках мероприятий ФЦПРО в 2014 году Концепция организации исследования дистанционного анкетирования по изучению удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг (далее – Концепция), в которой были научно обоснованы:

1) определение оптимального количества респондентов в выборочной совокупности;

2) представленность муниципалитетов в выборочной совокупности;

3) способы отбора образовательных организаций из числа муниципалитетов для формирования выборочных совокупностей;

4) способы отбора респондентов в выборочную совокупность из числа отобранных образовательных организаций.

В соответствии с Концепцией в исследовании в форме анкетирования приняли участие 18515 респондентов, в том числе:

  • по общеобразовательным организациям: 2640 родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций Челябинской области, 3446 обучающихся и 2500 педагогов;

  • по образовательным организациям дошкольного образования: 2500 родителей (законных представителей) обучающихся дошкольных организаций Челябинской области и 2050 педагогов;

  • по образовательным организациям дополнительного образования: 2254 родителей (законных представителей) обучающихся организаций дополнительного образования Челябинской области, 2580 обучающихся и 545 педагогов дополнительного образования.

Количество респондентов по каждой категории участников анкетирования, а также их представленность по территориям и образовательным организациям соответствовали расчетным, что обеспечило репрезентативность выборки.

Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). Сформированный пакет включал 8 анкет с набором вопросов от 20 до 25. Анкеты были составлены для трех групп респондентов (учащихся, родителей и педагогов) в трех вариантах: для дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и образовательных организаций дополнительного образования. В анкеты были включены дополнительные вопросы для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья.

Анкетирование всех групп респондентов было организовано в автоматизированном режиме на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО с использованием сервиса «google формы». Удобная и однозначная форма анкет с простыми комментариями и инструкциями, доступность входа в автоматизированную систему позволили снять затруднения у участников исследования.

Анкетирование проводилось в двух режимах: по специальному доступу в соответствии со сформированными выборками для каждой из групп респондентов, а также в свободном доступе – для всех желающих высказать свое мнение по вопросам качества общего и дополнительного образования.

Характер вопросов, включенных в анкеты, обеспечивал целенаправленность и адресность исследования, а также возможность использования его результатов в практике принятия управленческих решений на различных уровнях управления.

По содержанию вопросы анкеты соотносились с нормативными требованиями к общим критериям независимой системы оценки качества образования: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций1.

Поскольку разработка анкет осуществлялась до вступления в действие нормативных требований к показателям, характеризующим общие критерии независимой оценки качества2, то на этапе обработки данных была уточнена методика анализа и их интерпретации.

Во-первых, все вопросы анкет для проведения анализа были распределены на две группы. В первую группу вошли вопросы, напрямую относящиеся к показателям независимой оценки качества образования.

Во вторую группу для проведения анализа были отобраны вопросы, которые напрямую не связаны с конкретными показателями, но позволяют получить контекстную информацию по критериям независимой оценки качества об уровне удовлетворенности родителей, учащихся, педагогов качеством образовательной деятельности.
Открытые источники информации - информационные источники, распространяющие сведения, предназначенные для использования без каких-либо условий, запретов, исключений.3

Учитывая современные тенденции развития ИКТ и их проникновения во все сферы деятельности человека, в качестве основных источников рассмотрены элементы информационного интернет-пространства:

  • сайты образовательных организаций;

  • открытый форум «Дети 74.ru»;

  • группы в социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники», «Facebook»).

Выбором выше указанных источников послужили следующие основания:

  • сайты образовательных организаций в сети Интернет на современном этапе являются ведущим средством обеспечения информационной открытости образовательной системы. Сайт ОО – универсальное и эффективное средство, которое позволяет удовлетворить информационные потребности всех субъектов образовательных отношений, создает возможности для их общения, может помочь в принятии конкретных решений (выбор школы, участие в мероприятии и др.). Сайт - обязательный элемент образовательного пространства образовательной организации, наличие которого регламентировано законодательством РФ4;

  • открытый форум «Дети 74.ru» родителей учеников ОУ и воспитанников ДОУ – самая популярная платформа в Челябинской области для обсуждений, не требующая регистрации;

  • популярные социальные сети – платформы для неформального общения пользователей, в том числе – участников образовательных отношений. Предполагалось, что именно такое общение позволит получить фактическую картину состояния образовательной системы в регионе в целом и в отдельной образовательной организации в частности.

Объектами анализа послужили:

  • 43 сайта общеобразовательных организаций Челябинской области (по одному из каждого муниципалитета). Выбор внутри муниципалитета осуществлялся методом случайной выборки;

  • открытый форум «Дети 74.ru» родителей учеников ОУ и воспитанников ДОУ;

  • социальные сети «Одноклассники», «Facebook», «ВКонтакте»;

  • вопросы анкет исследования уровня удовлетворенности педагогов, родителей и обучающихся образовательными услугами общего и дополнительного образования (см. таблицу 1).

Анализ данных по показателям, характеризующим общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность показал следующее:

На ресурсе www.bus.gov.ru зарегистрированы все общеобразовательные организации (100%).

Выводы о полноте и актуальности информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства РФ5 об информационной открытости деятельности образовательных организаций.

Требованиям, указанных документов, соответствуют 76,74% сайтов:

  • Подраздел «Основные сведения» содержат 83,72% сайтов;

  • Подраздел «Документы» – 83,72%;

  • Подраздел «Образование» – 72,09%;

  • Подраздел «Образовательные стандарты» – 81,40%;

  • Подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» – 79,07%;

  • Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» - 79,07%;

  • Подраздел «Платные образовательные услуги» – 76,74%;

  • Подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность» – 69,77%.

При этом наличие указанных разделов не являлось гарантом фактического размещения информации.

86,05% сайтов содержат сведения о педагогических работниках организации. Такой же процент составляют сайты, содержащие информацию, позволяющую сделать вывод о доступности взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации.

Только 6,98 % сайтов содержат информацию, позволяющую сделать вывод о доступности сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).

По результатам анкетирования 93% педагогов общеобразовательных организаций считают, что их учреждение открыто для взаимодействия с родителями и социальными партнерами. 73,4% опрошенных родителей считают, что школа открыта для взаимодействия с родителями.

83,3% учащихся считают, что школа оперативно информирует о своей жизнедеятельности, внеурочных мероприятиях, т.к. в школе развита информационная сеть, в том числе есть сайт.

При этом в качестве источников информации только 17% родителей и такой же процент учащихся указали новостную ленту на официальном сайте школы; по 7% родителей и учащихся – официальную группу школы (класса) в социальных сетях.

В образовательных организациях дополнительного образования детей 88,3% педагогов имеют свободный доступ к документам, регламентирующим организацию образовательного процесса.

В качестве основных источников получения информации о мероприятиях в образовательных организациях дополнительного образования официальный сайт указали 31,2% учащихся и 42,5% родителей; социальные сети в Интернете – 27% учащихся.

Среди родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в качестве основного источника получения информации новостную ленту на официальном сайте детского сада отметили 19,6% родителей.
Анализ данных по показателям, характеризующим общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность показал следующее: 62,79% сайтов содержат информацию о материально-техническом и информационном обеспечении организации.

По результатам анкетирования довольны условиями труда, в т.ч. наличием кабинета, оборудованием, пользованием информационными ресурсами 85,7% педагогов общеобразовательных организаций, 91% педагогов системы дополнительного образования (45% указанной категории педагогов отмечают, что учреждение активно использует потенциал дистанционных образовательных технологий), а также 95,8% педагогов дошкольных образовательных организаций.

По результатам анализа выявлено, что только 25,58% сайтов содержат информацию о наличии необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

Анкетирование показало, что 70,5% родителей дошкольников удовлетворены системой закаливания в детском саду;65,0% - питанием.

Только 11,63% сайтов содержат информацию об условиях для индивидуальной работы с обучающимися, и лишь 27,91% сайтов содержат информацию о наличии дополнительных образовательных программ.

По результатам анкетирования 4,9% родителей учащихся школ получают удовлетворение от посещения ребенком элективных курсов, кружков, спортивных секций.

В то же время 63,8% родителей дошкольников удовлетворены качеством оказываемых в дошкольной образовательной организации дополнительных образовательных услуг (кружки, секции, студии).

Всего на 53,49% сайтов размещена информация о наличии возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях

По результатам анкетирования лишь каждый двадцатый из опрошенных родителей (4,9%) учащихся общеобразовательных организаций получают удовлетворение от посещения ребенком элективных курсов, кружков, спортивных секций.

Крайне малая доля исследованных сайтов (2,33%) содержат информацию о наличии возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

Вместе с тем 71,5% родителей учащихся школ при ответах на вопрос анкеты, отмечают, что школа осуществляет консультативную помощь по вопросам обучения ребенка.

86,8% родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций отмечают, что учреждение оказывает консультационные услуги, в том числе через сайт, блоги специалистов, воспитателей.

При этом ни на одном из изученных сайтов дошкольных образовательных организаций не обнаружено информации о наличии условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

76,5% родителей воспитанников образовательных организаций дополнительного образования отметили, что учреждением удовлетворяются образовательные потребности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в то время как только 39,2% педагогов их них заявили о своей готовности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При анализе открытого форума «Дети 74.ru» родителей обучающихся общеобразовательных организаций была выявлена краткая характеристика/тематика часто задаваемых или/и длительно обсуждаемых вопросов. При этом из контекстной информации, полученной при анализе форума, косвенное подтверждение получили ответы на вопросы анкеты родителей об удовлетворенности профессиональными качествами учителей, о необходимости введения школьной формы, о качестве преподавания учебных предметов в школе.

Таким образом, информация, отражающая суть вопросов анкет, может быть получена относительно весьма ограниченного количества вопросов, представленных для анкетирования. Тематика обсуждаемых вопросов не включает вопросы, отраженные в показателях, характеризующих общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Относительно возможности использования для независимой оценки качества социальных сетей можно сделать следующие выводы:

  • «Одноклассники» - закрытая социальная сеть, с закрытыми группами, вступление в группу требует подтверждения;

  • «Facebook” включает как открытые, так и закрытые группы учащихся, родителей. Единого сообщества школ, например, Челябинска не обнаружено;

  • «ВКонтакте» - имеются открытые и закрытые группы учащихся, родителей. Единого сообщества школ Челябинска не обнаружено. В рамках проведения исследования «Изучение уровня удовлетворенности педагогической и родительской общественности, обучающихся образовательными услугами общего и дополнительного образования» сотрудниками организационно-координационного и методического центра ГБОУ ДПО ЧИППКРО в социальной сети «Вконтакте» были просмотрены сообщества 336 образовательных организаций, из них 77 (22,9%) оказались закрытыми для свободного доступа.

Только в 22 сообществах (8,5%) из числа просмотренных организована работа форума. Однако, вопросы, связанные с качеством образования, не являются актуальными для обсуждения в данном формате.

В целом, исследуемые социальные сети не могут сегодня служить открытыми источниками для получения достаточной информации по показателям критериев независимой оценки качества образования.

В то же время, полученные данные позволили выявить отдельные проблем, которые необходимо решать в рамках организации региональной системы независимой оценки качества.

Самыми проблемными, с точки зрения возможности проведения независимой оценки качества общего и дополнительного образования по открытым источникам, по критерию 1, является отсутствие информации о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).

Наиболее проблемной с точки зрения доступности является информация из подразделов:

  • «Документы» (план финансово-хозяйственной деятельности (60,47%), правила внутреннего трудового распорядка и коллективного договора (55,81%), предписания органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний, документ о порядке оказания платных образовательных услуг (51,16%);

  • «Образование» (информация о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса (34,88%), информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам (39,539%); информацию о языках, на которых осуществляется образование (39,53%), информация о сроке действия государственной аккредитации образовательных программ (39,53%);

  • «Материально-техническое обеспечение» (информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям (41,86%), информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся (46,51%), информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий (53,49%), информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся (58,14%).

Таким образом, для большинства участников образовательных отношений официальный сайт образовательной организации в настоящее время не может являться основным источником получения информации об образовательной деятельности (в соответствии с нормативными требованиями).

Полученные данные позволяют опосредованно оценить показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

По второму критерию проблемным, с точки зрения возможности проведения независимой оценки качества по открытым источникам (сайтам), является отсутствие (или недостаточность) следующей информации:

  • о наличии условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (0%);

  • о наличии возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся (2,33%);

  • о наличии дополнительных образовательных программ (27,91%);

  • об условиях для индивидуальной работы с обучающимися (11,63%);

  • о наличии необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся (25,58%).

Таким образом, объем и содержание информации, размещенной на сайтах образовательных организаций, в части её открытости, в основном соответствует требованиям действующего законодательства. В то же время содержание размещенной информации не позволяет сделать выводы о качестве образования по критериям и показателям независимой оценки качества образования.


1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации", ст.95.2.

2 Приказ Минобрнауки России № 1547 от 5 декабря 2014 г. «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

3(Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 200; http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5492)

4 Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28, ч.3, п.21; ст.29);



5 Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28, ч.3, п.21; ст.29); Постановление Правительства от 10.07.2013 г. №582;

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 г. №785



Похожие:

Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Порядок проведения социологического исследования, направленного на...
В целях определения уровня удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых образовательными организациями, подведомственными...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Инструкция для проведения интернет-опроса в рамках мониторинга удовлетворенности...
Инструкция предназначена для проведения анкетирования, направленного на оценку удовлетворенности качеством деятельности образовательных...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Администрации муниципального образования город новороссийск прика з
В целях определения уровня удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых образовательными учреждениями, п р и к а з ы...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon «Исследование общей удовлетворенности граждан качеством деятельности...

Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Самообследование бпоу во «Тотемский политехнический колледж» за 2015 год Тотьма 2015 c одержание
Анализ удовлетворенности студентов, родителей, работодателей качеством услуг профессионального образования
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Инструкция по проведению анкетирования прилагается. Опросы проводятся
Вас осуществить работу по организации опроса обучающихся и родителей в соответствии с прилагаемой анкетой и направить заполненные...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Инструкция по установке и Эксплуатации Данное руководство с инструкциями...
Данное руководство с инструкциями было подготовлено специально для вас. Ваш новый подъёмник является изделием, созданным на основе...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Инструкция по промывке автоматической коробки передач (акпп) промывочным...
По промывке автоматической коробки передач (акпп) промывочным маслом тотек, специально разработанного для применения в акпп
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon По обучению детей татарскому языку специально для обучения детей...
Специально для обучения детей государственным языкам было разработано: мультфильмы на татарском языке, анимационные сюжеты, познавательные...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Протокол №13 от 25. 02. 2014 г
Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Проведение опроса граждан, являющихся пользователями библиотечных...
Оценка качества работы библиотеки исходит из того, насколько успешно она выполняет задачи по отношению к сообществу пользователей,...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Диссертация на тему: «Построение индексов студенческой удовлетворенности...
Разработка модели оценки удовлетворенности образовательными услугами
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Содержание
Регистрация в смэв электронного сервиса регионального уровня, разработанного в интересах фоив
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Анализ результатов работы лаборатории «Управление образовательными...
Целью данного проекта является обеспечение адекватной совокупности образовательных программ воспитательной работы (на основе стандартизации...
Исследование было организовано на основе специально разработанного диагностического инструментария для изучения уровня удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг (совокупности анкет). icon Руководство по эксплуатации тестера диагностического аскан-10 и его...
Настоящее Руководство по эксплуатации (далее Руководство) предназначено для изучения принципа работы, устройства, правил эксплуатации...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск