Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
СОГЛАСОВАНО
Декан ФТК
__________________ Черноруцкий И.Г.
«_____» ___________ _____ г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФТК
__________________ Черноруцкий И.Г.
«_____» ___________ _____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Управление качеством
Кафедра-разработчик
Системный анализ и управление
Направление (специальность) подготовки
220100 Системный анализ и управление
Наименование ООП
Квалификация (степень) выпускника
Образовательный стандарт
Федеральный ГОС
Форма обучения
очная
СОГЛАСОВАНО
__________________
«_____» ___________ _____ г.
|
Соответствует ФГОС ВПО.
Утверждена кафедрой САиУ
(протокол № от 17.05.2011)
Зав. кафедрой САиУ
______________ В.Н. Козлов
|
Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:
1. Цели и результаты изучения дисциплины
1.1. Цели изучения дисциплины
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции является востребованным на всех уровнях управления, от государственного и до уровня руководства деятельностью конкретных коллективов исполнителей.
Цель изучения дисциплины – получение студентами знаний, умений и навыков по применению принципов и методологии всеобщего управления качеством для руководства проектами и процессами деятельности организаций, использованию методов мотивации персонала и моделей систем менеджмента качества (СМК) в совершенствовании деятельности организаций, проведению анализа и представлению интегрированной информацию по качеству деятельности для принятия управленческих решений.
1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины
Код
|
Результат обучения (компетенция) выпускника ООП
|
ОК-1
|
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
|
ОК-2
|
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
|
ОК-4
|
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом
|
ОК-7
|
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
|
ОК-8
|
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
|
ПК-1
|
способностью вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ
|
ПК-2
|
способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований
|
ПК-4
|
способностью оформить, представить и доложить результаты выполненной работы
|
ПК-5
|
способностью разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований
|
1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студент должен:
знать
историю развития методологии менеджмента качества;
концепции и принципы формирования моделей СМК;
процедуры аудита и сертификации СМК на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000;
процедуру самооценки по модели критериев Премии по качеству – «Business Excellence»;
методы организации процессов групповой выработки принятия управленческих решений;
методы мотивации персонала;
уметь
структурировать процессы деятельности организации;
проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности;
представлять интегрированную информацию по качеству для принятия управленческих решений;
организовать групповую работу по выявлению, структурированию и устранению проблем;
владеть
методологией Всеобщего управления качеством (TQM);
навыками по сбору, обработке и представлению информации для анализа;
пониманием процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества.
2. Место дисциплины в ООП
Дисциплина «Управление качеством» согласно ФГОС ВПО 220100 «Системный анализ и управление» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М2.В преподается в 9 семестре.
Изучение дисциплины «Управление качеством» базируется на результатах освоение следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Теория управления», «Системный анализ и управления», «Экономика», «Основы менеджмента», «Математическая статистика»
Результаты изучения дисциплины «Управление качеством» используется при изучении следующих дисциплин: «Управление инновациями», «Системный анализ инновационной деятельности», «Проектирование инновационно-управляющих систем».
3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы
3.1. Виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Трудоемкость
|
ач/нед
|
ач/сем
|
Лекции
|
1
|
18
|
Лабораторные занятия
|
–
|
–
|
Практические занятия, семинары
|
2
|
36
|
в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме
|
–
|
–
|
Самостоятельная работа
|
–
|
14
|
в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
|
–
|
8
|
Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)
|
–
|
40
|
Общая трудоемкость освоения дисциплины
|
в академических часах:
|
|
в зачетных единицах:
|
|
108
|
3.00
|
3.2. Формы контроля
Формы контроля
|
Количество
|
Текущий контроль
|
Контрольные работы (КРаб), шт.
|
–
|
Коллоквиумы (Кк), шт.
|
5
|
Расчетно графические работы (РГР), шт.
|
–
|
Рефераты (Реф), шт.
|
–
|
Курсовые проекты (КП), шт.
|
–
|
Курсовые работы (КР), шт.
|
–
|
Промежуточная аттестация
|
Зачёты (З), шт.
|
–
|
Экзамены (Э), шт.
|
1
|
4. Содержание и результаты обучения
4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
|
Темы
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Э
|
1
|
1. Термины и определения. Эволюция управления качеством
|
|
1.1. Термины управления качеством
|
1
|
2
|
7
|
0
|
2
|
2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством
|
|
2.1. Сущность качества и управления качеством.
|
1
|
2
|
7
|
0
|
3
|
3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии
|
|
3.1. Методы сбора и представления информации
|
2
|
4
|
5
|
0
|
4
|
4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством
|
|
4.1. Стандарты ИСО серии 9000
|
2
|
4
|
5
|
0
|
5
|
5. Документирование системы менеджмента качества
|
|
5.1. Состав и иерархия документов по СМК
|
2
|
4
|
5
|
0
|
6
|
6. Методы выработки управленческих решений
|
|
6.1. Методы выработки управленческих решений
|
2
|
4
|
1
|
0
|
7
|
7. Инвариантные модели систем менеджмента качества
|
|
7.1. Инвариантные модели СМК
|
2
|
4
|
5
|
0
|
8
|
8. Внутренние аудиты СМК
|
|
8.1. Внутренние аудиты
|
2
|
4
|
5
|
0
|
9
|
9. Обобщенный цикл управления качеством
|
|
9.1. Цикл управления качеством
|
2
|
4
|
7
|
0
|
10
|
10. Основы теории мотивации
|
|
10.1. Мотивация в управлении качеством
|
2
|
4
|
7
|
0
|
|
Итого по видам учебной работы:
|
18
|
36
|
54
|
0
|
|
Общая трудоемкость освоения: ач/зет
|
|
|
|
|
4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины
Темы, разделы
|
Результаты освоения дисциплины
|
1. Термины и определения. Эволюция управления качеством
|
|
1.1. Термины управления качеством
Основополагающие понятия, связанные с рыночной стратегией и направленностью всеобщего управления качеством на повышение прибыльности организации. Групповая работа по терминам «Заказчик», «Поставщик». Определение ресурсов организации. Роль и функции высшего руководства в деятельности организации и обеспечении качества. Универсальный процесс производства от «заказа» до «послепродажного обслуживания». Этапы процесса в плане их представленности в международных стандартах ИСО серии 9000. Участвующие и ответственные подразделения организации. Контрольные точки процесса. Процессный подход стандартов ИСО серии 9000. Экономия затрат по принципу «предотвратить, а не исправлять». Развитие методологии от цехового контроля до Всеобщего управления качеством. Этапы эволюции подходов, связь с сопутствующими науками, развитием экономики, техники и технологий. Различие управления и контроля. Определение качества с философских и «индустриальных» позиций.
|
Знание истории развития методологии управления качеством
|
2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством
|
|
2.1. Сущность качества и управления качеством.
Основные концепции, на основе которых разработаны современные методы и подходы Всеобщего управления качеством. Философия Фейгенбаума, Кросби, Деминга, Джурана, Исикавы, Тагути и др. Японская «революция» в области качества. Затраты на качество и экономика качества. Обоснованность разработки моделей систем качества. Роль мотивации и участия высшего руководства во внедрении управления качеством в любой организации. Стили и методы руководства – «заяц и черепаха». Методы определения качества деятельности организации. Системы качества, разработанные в СССР. Отличие западных подходов и внешней среды. Определяющая роль заказчика. 8 принципов TQM
|
Владение методологией Всеобщего управления качеством (TQM)
|
3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии
|
|
3.1. Методы сбора и представления информации
Информация как единственный источник для выработки и принятия управленческих решений. Известные способы сбора информации (контрольные листы, графики, проверочные листы выполнения заданий). Базы данных по качеству, их рубрикация. Методы предварительной обработки и представления информации. Построение гистограмм, метод «6 сигма», анализ контрольных графиков, приоритизация, построение диаграмм Парето, анализ причинности и повторяемости. Роль контроля как метода получения информации с управленческой (мотивационной) точек зрения. Квалиметрия как наука, ее методы. Место квалиметрии среди методов обработки и представления информации.
|
Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами
|
4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством
|
|
4.1. Стандарты ИСО серии 9000
История создания и развития стандартов ИСО серии 9000. Состав стандартов. Мето-дика работы со стандартами. Формальный и неформальный аспекты внедрения систем каче-ства в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Разъяснение разделов ИСО 9001. Сфе-ры приложения. Соответствие содержания стандартов универсальному процессу производ-ства продукции и/или услуг. Параллельность и взаимозависимость процессов. Процесс под-готовки к аудиту системы менеджмента качества. Органы по сертификации, их выбор. Про-цесс сертификации СМК третьей стороной. Действенность и подтверждение сертификата.
|
Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
|
5. Документирование системы менеджмента качества
|
|
5.1. Состав и иерархия документов по СМК
Иерархия и состав документации на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Обоснование необходимости документирования системы. Итерационный процесс разработки документации на систему менеджмента качества в любой организации. Типовой сетевой график (диаграмма Гантта) процесса внедрения и сертификации системы качества в организации. Роль и место документов нижнего уровня. Примеры «Политики в области качества». Состав и содержание «Руководства по качеству». Взаимосвязь документации на систему качества с базой данных по качеству. Роль автоматизированных систем в создании СМК. Обзор существующих программных продуктов, их возможности
|
Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
|
6. Методы выработки управленческих решений
|
|
6.1. Методы выработки управленческих решений
Групповая работа. «Кружки качества» - история возникновения и преимущества работы в группах. Привлечение к групповой работе представителей перекрестных подразделений. Мозговая атака как главный метод достижения консенсуса в группе. Причинно-следственная диаграмма. Матрицы приоритизации. Гистограмма. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма противостояния как результат SWOT-анализа. Роль высшего руководства в организации групповой работы.
|
Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия
|
7. Инвариантные модели систем менеджмента качества
|
|
7.1. Инвариантные модели СМК
Модель системы качества на базе критериев Премии по качеству. Отличие от модели ИСО 9000. Разница в подходах к оценке системы. Опыт применения критериев Премии по качеству в России и за рубежом. Инвариантность модели. Альтернативные модели систем качества, применяемые в специфических областях производства.
|
Понимание процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями между-народных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества
|
8. Внутренние аудиты СМК
|
|
8.1. Внутренние аудиты
Обоснование необходимости проведения внутренних аудитов для повышения конкурентоспособности. Принципы проведения аудита и требования стандарта ИСО 19011-2002. Статус внутренних аудиторов. Личные качества внутренних аудиторов. Методика аудита и отчетность. Обратная связь по результатам внутреннего аудита.
|
Умение проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности и представлять интегрированную информацию для принятия управленческих решений
|
9. Обобщенный цикл управления качеством
|
|
9.1. Цикл управления качеством
Методика решений проблем. Приоритизация проблем и роль мотивации. Генерация решений. Бенчмаркинг как инструмент поиска решений. Внедрение инноваций – метод совершенствования процессов деятельности. Создание временных коллективов и реализация проектов по улучшениям. Документирование результатов изменений. Анализ результатов. Спираль качества по Д. Джурану.
|
Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию
|
10. Основы теории мотивации
|
|
10.1. Мотивация в управлении качеством
Мотивы поведения человека в производственной среде. Индивидуальная мотивация. Мотивация групп и её взаимосвязь с индивидуальной. Контроль и интерпретация его в со-временном видении. Роли руководителей разного уровня. Влияние руководства на мотивацию персонала. Необходимость обучения всех уровней организации.
|
Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
|
5. Образовательные технологии
Практические занятия реализуются в форме семинаров на основе интерактивной работы со студентами и по тематике, которую они в ряде случаев сами выбирают для обсуждения.
Занятия, связанные с освоением разделов «Документирование системы качества», «Методы выработки управленческих решений», «Инвариантные модели систем качества» проводятся в компьютерном классе.
Занятия в активной и интерактивной формах
Занятия в интерактивной форме
|
Объём, ач
|
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум развернутым учебным планом не предусмотрен
7. Практические занятия
Занятие № 1.
Мозговая атака. Методика проведения. Роль и функции ведущего. Определение понятия «качество». Генерация и группирование предложений. Достижение консенсуса группы. Формирование общего понимания термина.
Занятие № 2.
Построение гистограммы по заданному массиву исходных данных. Правила группирования данных. Выбор верхних и нижних границ интервалов. Кластеризация данных. Формирование таблицы частот. Построение гистограммы. Анализ на основе полученного статистического распределения.
Занятие № 3.
Построение диаграммы Парето по заданным или выбираемым студентами проблемам. Проведение мозговой атаки по ранжированию причин возникновения проблемы. Формирование таблицы процентного соотношения значимости (весомости или стоимости) причин. Построение диаграммы. Анализ. Повторяемость и воспроизводимость. Требования к сборы первичных данных.
Занятие № 4.
Диаграмма Исикавы (причинно-следственные зависимости). Правила построения. Состав основных причинных категорий. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Поиск причин с последовательным углублением. Метод «5 почему». Отражение результатов анализа на диаграмме. Приоритизация причин. Нахождение корневых и основных причин возникновения проблемы. Выводы. Возможности воспроизведения.
Занятие № 5.
Диграф взаимозависимостей. Цели и правила построения. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Мозговая атака по определению основных причин возникновения проблемы. Формирование «костяка» диаграммы. Мозговая атака по нахождению сильных и слабых взаимозависимостей. Анализ результатов. Определение главного мотива и его следствия в возникновении проблемы.
8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Деминг У.Э. Выход из кризиса. – Тверь: Альба, 1994. – 498 с.
Зверев В.В,, Козлов В.Н., Магер В.Е. и др. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006, 114 с. (Управление качеством в современном вузе. Вып. 1).
Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В трех частях. Часть 3. Современная история качества / Под общей ред. Ю.В. Василькова и Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорватского Л.Н. Белинькой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 224 с.
Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер.
с англ. / Под. ред. А.В. Гличева. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.
Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы / Под ред. Дж. Джурана. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 208 с.
Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM – М.: Стандарты и качество, 2008. – 152 с.
Нив Г. Пространство доктора Деминга. В 2-х кн. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007. – 1 том – 505 с., 2 том — 654 с.
Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. — СПб.: ИВЭСЭП, 2005. – 317 с.
Управление качеством: учебник для вузов // Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.
Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. /Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. – М.: Экономика, 1996. – 98 с.
Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. – М.: Экономика, 2009. – 531 с.
Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232 с.
DETRIE Philippe. Conduire Une Demarche Qualite. – Editions d'Organisation, 2001. – 416 p.
FREYSSINET Muriel, PEREZ Juan-Jose. Etapes Pour Reussir Votre Certification. AFNOR, 2001. – 172 p.
J.M. Juran. F.M.Gruna. «Juran’s Quality Control Handbook». Forth Edition. McGraw-Hill Inc., 1993.
MITONNEAU Henri. ISO 9000 Version 2000. Qualite references. – DUNOD, 2001. –
198 p.
CATTAN Michel, IDRISSI Nathalie, KNOCKA-ERRT Patrick. Maitriser Les Processus De l'Entreprise, GUIDE OPERATIONNEL. – Editions d'Organisation, 2001. – 285 p.
MASSOT Pierre, LAGARDE Didier, NASIADKA Philippe, BELLAICHE Michel. Mode d'Emploi Pour Les PME ISO 9001. – AFNOR, 2001. – 282 p.
Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Адрес сайта курса
http://saiu.ftk.spbstu.ru
9.2. Рекомендуемая литература
Основная литература
№
|
Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания
|
Год изд.
|
К-во экз.
|
Место хранения
|
1
|
Управление качеством / В. Е. Магер — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010
|
2010
|
7
|
Библиотека
|
или
|
|
|
|
Управление качеством / Козловский В. А. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007
|
2007
|
55
|
Библиотека
|
Дополнительная литература
Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем / Васильков Ю.В., Иняц Н — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ / ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/local/646.pdf
9.3. Технические средства обеспечения дисциплины
Технические средства освоения дисциплины включают:
компьютерную презентацию материала;
тесты.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает специализированный класс для проведения практических занятий, имеющий следующее оборудование:
мультимедиа-проектор;
проекционный экран;
лазерная указка;
портативный компьютер (notebook)
11. Критерии оценивания и оценочные средства
11.1. Критерии оценивания
Итоговый контроль по окончании курса в форме экзамена по билетам
11.2. Оценочные средства
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
1) Термины управления качеством. «Заказчик», «Поставщик». Виды поставщиков.
2) «Руководство». Функции руководства.
3) «Ресурсы». Состав ресурсов.
4) Универсальный процесс производства продукции и/или услуги. Последовательность действий. Составляющие процессы деятельности.
5)Ответственные подразделения организации.
6) Контрольные точки процесса. Виды контроля.
7) Обратные связи. Обоснование главной концепции управления качеством.
8) Предприятие и его окружение. Двусторонние взаимодействия. Выводы.
9) История управления качеством. Определения понятия «качество» как философской категории.
10) Определения понятия «качество» в индустриальном аспекте.
11) Исторические этапы эволюции: от цехового контроля к управлению качеством процессов. Место квалиметрии.
12) Виды контроля в индустриальном представлении. Их различия.
13) Роль и место стандартов ИСО серии 9000. История создания стандартов.
14) Сравнение концепций ИСО 9000, западных подходов и систем, разработанных
в СССР.
15) Философия управления качеством. Эдвардс Деминг – 3 аксиомы, 14 постулатов.
16). Филипп Кросби – концепция «Zero Defects».
17). Филипп Кросби – решетка зрелости, 14 шагов к совершенству.
18) Джозеф Джуран – непрерывное улучшение.
19). Каору Исикава – 4 положения японской философии управления качеством.
20) Генити Тагути – 7 положений концепции «инжиниринг качества».
21) Причины успеха Японии в вопросах мировой конкуренции. Различия в подходах
к управлению качеством в США, странах Западной Европы и Японии.
22) 8 принципов Всеобщего управления качеством.
23) Методы генерации идей, сбора и представления данных. Мозговая атака.
24) Контрольные карты Шухарта.
25). Контрольные листы.
26) Гистограмма.
27) Диаграмма Парето.
28) Причинно-следственная диаграмма.
29) Диграф взаимозависимостей.
30) Управление качеством. Определение и основные положения системы менеджмента качества (СМК).
31) Состав документации на СМК.
32) Внедрение СМК – формальный и неформальный аспекты.
33) Методика поиска и решения проблем (обобщенный цикл управления качеством).
34) Сертификация систем менеджмента качества. Понятие сертификации. Различия в сертификации продукции и СМК. Сферы приложения.
35) Органы сертификации и вопросы признания сертификатов.
36) Процедура сертификации. Ответственность сторон.
37) Модель премии Правительства РФ в области качества. Отличие процесса оценки СМК от аудита по ИСО 9001.
38) Мотивация. Основные положения индивидуальной мотивации.
39) Способы мотивации.
40) Контроль. Положения, порождающие отрицательное отношение к контролю.
12. Методические рекомендации по организации изучения дисцииплины
Преподавание дисциплины «Управление качеством» как в форме лекций, так и в форме практических занятий насыщено конкретными примерами из отечественного и зарубежного опыта.
|