МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
кафедра экономики, управления и финансового права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
по 2.1.1. Учебная практика по получению первичных профессиональных .
умений и навыков: организационно-управленческая .
(блок, название дисциплины)
Шифр, направление подготовки 38.04.03. Управление персоналом .
Направленность (специализация) Стратегическое управление человеческими ресурсами.
Квалификация (степень) выпускника магистр .
Форма обучения заочная .
(очная, заочная, очно-заочная)
Биробиджан
2017
1. Пояснительная записка
Цели освоения и учебные задачи практики.
Программа учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков: организационно-управленческой (далее – учебной практики) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего образования и проводится в соответствии в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.04.03 «Управление персоналом».
В системе профессиональной подготовки управленческих кадров ей принадлежит важная роль в приобретении необходимых профессиональных умений и навыков практической деятельности по избранному направлению подготовки, являясь продолжением теоретического обучения студентов.
Тип практики: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: организационно-управленческая.
Способ проведения практики: стационарная практика, выездная практика.
Форма проведения практики: дискретная форма.
Цели и задачи практики:
Целью учебной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков и опыта в выполнении профессиональных функций в области управления персоналом организации.
Задачи учебной практики:
– закрепление приобретенных теоретических знаний по управлению персоналом организации; – анализ системы управление персоналом организации;
– анализ организационной стратегии и кадровой политики;
– анализ кадрового потенциала организации;
– анализ системы мотивации персонала организации;
– анализ системы адаптации персонала;
– анализ системы оценки персонала;
– анализ системы обучения и развития персонала;
– анализ затрат на персонал;
– анализ эффективности деятельности кадровых служб;
– изучение корпоративной культуры;
– изучение нормативных законодательных актов федерального и регионального уровней, их применения в деятельности организации;
– формирование базы данных для аналитической части магистерской диссертации;
– сбор, анализ и систематизация информации по проблемам управления персоналом.
Место проведения практики: службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности; службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления; службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства; организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите; научно-исследовательские организации; профессиональные организации.
Место учебной практики в структуре образовательной программы:
Место дисциплины в структуре ОПОП:
- цикл (раздел) ОПОП. Блок 2. Практики. 2.1. Вариативная часть.
- взаимосвязь с другими частями ОПОП. Освоение учебной практики базируется на следующих дисциплинах: «Актуальные научные проблемы управления персоналом в организации», «Региональный рынок труда», «Теория и практика принятия управленческих решений», «Информационные технологии в управлении персоналом» и т.п.
1.2. Соответствие проектируемых результатов освоения программы практики (знаний, умений, навыков), формируемым компетенциям.
1.2.1. Освоение программы практики направлено на формирование следующих компетенций:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС ВО
|
Код компетенции
|
умение разрабатывать философию и концепцию управления персоналом, кадровую и социальную политику, стратегию управления персоналом организации в соответствии со стратегическими планами организации и владением навыками их внедрения и реализации
|
ПК-1
|
умение оценивать кадровый потенциал, интеллектуальный капитал персонала и организации в целом, определять направления и формулировать задачи по развитию системы и технологии управления персоналом в организации
|
ПК-2
|
умение разрабатывать и внедрять политику привлечения, подбора и отбора конкурентоспособного персонала
|
ПК-3
|
умение разрабатывать и внедрять политику адаптации персонала организации
|
ПК-4
|
умение разрабатывать и внедрять политику обучения и развития персонала организации
|
ПК-5
|
умение определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации
|
ПК-6
|
умение разрабатывать и внедрять политику мотивации и стимулирования персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды организации, ее стратегических целей и задач
|
ПК-7
|
способность обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде, поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру
|
ПК-8
|
способность разрабатывать программы первоочередных мер по созданию комфортных условий труда в организации, оптимальные режимы труда и отдыха, обеспечения безопасности для различных категорий персонала организации
|
ПК-9
|
умение разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом
|
ПК-10
|
1.2.2. В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести:
Знания, умения, навыки в соответствии с ФГОС ВО
|
Код
результата освоения
|
Знать:
|
|
современные концепции управления персоналом
|
З1
|
организационную стратегию управления персоналом и кадровую политику
|
З2
|
современные проблемы и тенденции управления персоналом в организации.
|
З3
|
закономерности развития и принципы функционирования организационной системы управления персоналом
|
З4
|
системы мотивации и стимулирования персонала
|
З5
|
современные технологии управления развитием персонала
|
З6
|
методы оценки результативности персонала
|
З7
|
Уметь:
|
|
разрабатывать организационную стратегию в части управления персоналом.
|
У1
|
формировать корпоративную кадровую политику.
|
У2
|
разрабатывать систему мотивации и стимулирования персонала.
|
У3
|
разрабатывать непрерывную систему обучения и развития персонала
|
У4
|
формировать сильную организационную культуру.
|
У5
|
Проводить анализ деятельности предприятия
|
У6
|
Владеть:
|
|
методами и технологиями разработки и реализации кадровой стратегии и кадровой политики
|
В1
|
владеть методами и специализированными средствами для аналитической работы
|
В2
|
1.2.3. Соответствие проектируемых результатов освоения практики (знаний, умений, навыков) формируемым компетенциям:
Коды результатов освоения
|
Код
компетенции
|
З1, З2,З3, У1, У2, В1, В2
|
ПК-1
|
З3, З4, У2, В1, В2
|
ПК-2
|
З3, З6, У1, У2, У4, В2
|
ПК-3
|
З1, З6, З7, У1, У2, У4, У5, В1, В2
|
ПК-4
|
З3, З6, У1, У2, У4, В2
|
ПК-5
|
З2, З3, З4, З7, У1, У6, В1, В2
|
ПК-6
|
З1, З2, З3, З5, У1, У5, В1, В2
|
ПК-7
|
З1, З2, З3, З4,У2, У5, В1, В5
|
ПК-8
|
З1, З2, З3, З4,У2, У5, В1, В5
|
ПК-9
|
З1, З2, З3, З6, У1, У2, У6, В1, В2
|
ПК-10
|
Структура и содержание учебной практики
Ход практики определяется программой и календарным планом. Содержание работы студентов в период прохождения практики находит своё отражение в отчёте по практике.
Общая характеристика базы практики должна включать в себя:
наименование, отраслевая принадлежность и ведомственная подчиненность объекта (организации, предприятия);
правовой статус, форму собственности (государственная, муниципальная, АО, ООО, ЧП и т.д.);
характер выпускаемой продукции (работ, услуг);
основные потребители продукции, работ, услуг (предприятия, учреждения, население), их территориальное расположение;
используемое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие детали и изделия; перечень ведущих поставщиков; используемый транспорт (собственный и со стороны);
2. Построить организационные структуры управления предприятия в целом и одного из структурных подразделений. Проанализировать их (указав достоинства и недостатки организационной структуры организации (подразделения)). Привести перечень должностей, соответствующих верхнему (институциональному), среднему и низшему уровням управления (иерархию).
3. Изучить должностные инструкции одного из структурных или функциональных подразделений (отделов, цехов и т.п.). Составить таблицу функционального разделения труда в подразделении. Провести ее анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций.
5. Изучить исходные данные и проанализировать численность персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени. Провести анализ: численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы. Для проведения данного анализа рекомендуется составить таблицу, характеризующую трудовой потенциал организации.
Индивидуальное задание может иметь следующий вид:
Задание 1. Организация работы менеджеров и подчиненных.
С помощью проведения фотографии рабочего дня, наблюдений, бесед определите эффективность использования рабочего времени руководителя или одного из его подчиненных. Проведите анализ полученных данных и приведите примеры, подтверждающие ваши выводы. Дайте рекомендации по оптимизации рабочего времени менеджеров (специалистов) организации.
Задание 2. Коммуникации в организации. С помощью анкетирования, наблюдения, бесед выявите коммуникативный стиль взаимодействия одного из менеджеров организации. Полученные результаты исследований проанализируйте. Приведите примеры, подтверждающие проявления выявленного стиля. Дайте рекомендации по повышению уровня коммуникабельности.
Задание 3. Определение потребности в персонале, набор и отбор персонала
Предполагает изучение:
используемых в организации методов планирования численности персонала;
практики подготовки описаний работы и требований к кандидатам;
системы набора персонала в организации (источники привлечения персонала, организация приема персонала, порядок найма и увольнения работников, регламентирующая документация по найму и приему персонала);
системы проведения отбора персонала в организации (применяемые методы и процедуры отбора, регламентирующие документы, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, функции работников, ответственных за набор и отбор персонала).
Задание 4. Организация адаптации новых работников
Предполагает изучение:
мероприятий по введению в должность;
регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.);
методов и форм организации адаптации, функций работников, ответственных за адаптацию.
Задание 5. Система подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации предполагает изучение:
организационно-методических документов (постановления, положения, приказы и т.п.);
порядка подготовки планов обучения и повышения квалификации;
содержания планов обучения и повышения квалификации;
форм и методов переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников;
бюджета обучения персонала.
Задание 6. Организация и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва
предполагает выполнение следующих работ:
изучение организационно-методических документов (положение о кадровом резерве, приказы и т.п.);
анализ деятельности подразделения и должностных лиц, выполняющих эти функции;
изучение процедур формирования резерва на руководящие должности разных уровней;
исследование методов оценки кандидатов в кадровый резерв;
анализ практики использование результатов оценки кандидатов;
анализ организации работы с кадровым резервом.
Задание 7. Система проведения периодической аттестации руководителей и специалистов организации. Практика оценки результатов работы персонала
предполагает выполнение следующих работ:
изучение нормативно-методических документов по аттестации руководителей и специалистов;
анализ планов-графиков и методов аттестации;
оценка состава аттестационной комиссии, организации ее работы;
изучение состава показателей и направлений аттестации работников;
изучение состава документов (аттестационный лист и др.);
анализ использования результатов аттестации при замещении вакантных должностей, формировании резерва кадров на выдвижение и т.п.;
изучение практики оценки результатов работы персонала.
Задание 8. Организация оплаты труда и поощрения. Содержание компенсационного пакета руководителей и специалистов
предполагает выполнение следующих работ:
изучение используемых в организации форм и систем оплаты труда рабочих, специалистов и руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады, комиссионные системы или системы стимулирования продаж);
анализ систем индивидуального стимулирования;
анализ систем вознаграждения по итогам работы подразделения, филиала, представительства, организации;
изучение системы льгот и привилегий;
изучение содержания компенсационного пакета руководителей и специалистов.
Задание 9. Анализ регулирования трудовых отношений в системе управления персоналом
предполагает изучение:
действующих общественных организаций, их целей и задач;
работы органов управления, ответственных за контакты с общественными организациями;
содержания коллективного трудового договора;
практики разрешения трудовых споров;
обеспечения охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих.
Задание 10. Изучение системы планирования и оценки результатов работы службы управления персоналом
предполагает изучение:
плана работы службы управления персоналом и порядка составления этого плана;
бюджета службы управления персоналом и порядка разработки этого бюджета;
планов работы специалистов службы управления персоналом;
системы показателей, используемых для оценки результатов работы службы управления персоналом.
Общая трудоемкость практики составляет 6 недель (324 часа / 9 зет).
№
п\п
|
Разделы (этапы) практики
|
Содержание (виды работы) на практике
|
Общая трудоёмкость
(в зач. ед.)
|
Форма текущего контроля
|
1
|
Подготовительный этап.
Составление общей организационной характеристики исследуемого предприятия (организации)
|
1. Ознакомление с деятельностью предприятия (организации) и её отдельных структурных подразделений.
2. Ознакомление с основными видами деятельности предприятия (организации), факторами внутреннего и внешнего воздействия.
3.Сбор необходимого практического материала для проведения организационно-управленческого анализа деятельности предприятия (организации) и выполнения индивидуального задания. Выработка навыков в самостоятельной научно-исследовательской работы.
|
3
|
Раздел отчёта по прохождению практики.
|
2
|
Аналитический этап.
Проведение организационно-управленческого анализа и анализа факторов внешней среды и кадрового потенциала предприятия (организации)
|
1. Изучить общие сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности.
2. Провести комплексный анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия (организации).
3. Дать оценку кадровому потенциалу предприятия (организации).
4. Определить стратегию развития предприятия (организации).
|
3
|
Раздел отчёта по прохождению
практики.
|
3
|
Исследователь
ский этап.
Выполнение индивидуального задания исследуемого предприятия (организации)
|
1. Изучить состояние различных компонентов системы управления организацией – базы практики и ее отдельных подразделений, а также применяемых в управленческой деятельности менеджерами различных уровней функций, методов, форм и т.д.
2. Выполнить индивидуальное задание.
|
3
|
Раздел отчёта по прохождению практики.
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации.
При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
Общая трудоемкость контактной работы обучающихся с преподавателем составляет 4 академических часа.
№ п\п
|
Этапы контактной работы обучающихся с преподавателем
|
Содержание (виды работы) на практике
|
Общая трудоёмкость
(в ак.ч.)
|
Форма проведения
|
1
|
Установочная
конференция по практике
|
Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности с обучающимися
Выдача направлений
Ознакомление с программой практики
Согласование индивидуальных заданий на практику
|
1 ак. ч.
|
Групповая
консультация
|
2
|
Консультация с преподавателем
|
Предоставление промежуточного отчета по прохождению практики, в том числе с применением Интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивное взаимодействие (в том числе, в устной форме).
Индивидуальная контактная работа по возникающим вопросам, в том числе с применением Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивное взаимодействие
|
1 ак. ч.
|
Индивидуальная работа, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий
|
3
|
Итоговая конференция по практике
|
Публичная защита доклада и презентации по итогам прохождения практики
Собеседование (дополнительные вопросы) по результатам прохождения практики
|
2 ак. ч.
|
Аттестационные испытания промежуточной аттестации
(диф. зачет)
|
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
№ п\п
|
Разделы (этапы) практики
|
Контрольные задания
|
1.
|
Подготовительный этап
|
1. Составить общий план прохождения практики и выбрать из предложенного перечня индивидуальное задание на практику.
2. Изучить организационно-распорядительную документацию исследуемого предприятия (организации) и составить общую организационную характеристику.
3. Собрать и оформить необходимый материал для проведения организационно-управленческого анализа, анализа факторов внешней среды и анализа кадрового потенциала исследуемого предприятия (организации).
|
2.
|
Аналитический этап
|
1. Изучить общие сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности.
2. Исследовать перспективы развития организации с учетом возможностей рынка. Рассмотреть факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия на предприятие (организацию).
3. Изучить и построить организационные структуры управления предприятия в целом и одного из структурных подразделений.
4. Изучить должностные инструкции одного из структурных или функциональных подразделений (отделов, цехов и т.п.).
5. Изучить исходные данные и проанализировать численность персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени.
Для выполнения пунктов данного этапа следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет организации по труду; отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы, а также штатное расписание, положения о подразделениях, должностные инструкции и т.д.
|
3.
|
Исследовательский этап
|
Выполнить индивидуальное задание, а именно: изучить состояние различных компонентов системы управления организацией – базы практики и ее отдельных подразделений, а также применяемых в управленческой деятельности менеджерами различных уровней функций, методов, форм и т.д.
Для выполнения данного этапа следует использовать анкетирование, наблюдения, беседы.
|
|