ПРОЕКТ
версия от 20.04.2018 года
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ДОКЛАД
о состоянии конкуренции
в Российской Федерации
МОСКВА
2018
Оглавление
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
2. ТЕМА ГОДА: АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 133
3. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 170
4. ОБ ОЦЕНКЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ РАНЕЕ МЕР ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ 248
5. ЗАДАЧИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 298
ПРИЛОЖЕНИЯ 320
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы российская экономика столкнулась с глобальными экономическими вызовами.
Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее и существование влияют на все процессы, в том числе политические и социальные.
Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть охарактеризованы, как крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста.
Цифровые преобразования на современном этапе - один из главных факторов мирового экономического роста.
Развитие цифровых технологий и усиление роли инноваций приводят к изменению экономической картины мира, стирают географические границы товарных рынков, разрушают устоявшиеся экономические связи и создают совершенно новые рынки (информационно-технологические) и совершенно новые структурные связи, характеризующиеся глобальным многосторонним характером, оказывающие влияние на смежные отрасли и сферы хозяйствования.
Быстрые изменения, происходящие в сфере цифровых технологий, представляют собой вызов и угрозу для задействованных в процессе участников. На рынках появляются новые, ранее не существовавшие продукты, применение которых потребителями до этого не представлялось возможным и потому их обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства.
В этих условиях конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост.
Именно поэтому на современном этапе экономического развития вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение.
Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции.
При этом решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост: высокая доля государственного участия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, системные проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам.
В своем выступлении на заседании Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, состоявшегося 5 апреля 2018 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «фундаментальная значимость конкуренции определена Конституцией России. И это направление одно из магистральных для достижения целей, о которых было сказано в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни».
Направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Указом установлено, что активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
Для возможности противостоять глобальным экономическим вызовам необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.
В целях реализации государственной политики, направленной на развитие конкуренции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане должны быть обеспечены систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Официальным документом, отражающим такую информацию является Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (далее – Доклад).
Федеральная антимонопольная служба представляет Доклад, подготовленный в соответствии с пунктом 10 частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Доклад служит основой для реализации органами государственной власти и местного самоуправления приоритетных направлений деятельности по обеспечению и развитию конкуренции, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618.
Разработка настоящего Доклада была осуществлена Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Правилами, утвержденными Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым (поручение № ИШ-П13-3004 от 30.04.2013) с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив» и общественных объединений предпринимателей (в том числе Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей).
В Докладе приведены основные итоги проводимой в стране конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследований состояния конкуренции в некоторых секторах экономики, рассмотрены основные проблемы их функционирования.
Доклад включает раскрытие информации о состоянии конкуренции в отраслях экономики и на отдельных товарных рынках, развитие которых является наиболее значимым на современном этапе.
В Доклад включены данные ведомственной статистики, характеризующие правоприменительную практику антимонопольных органов, материалы, предоставленные Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти и рядом общественных организаций предпринимателей.
|