Управление образования Администрации г. Вологды
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Лидер»
Принята на заседании
педагогического совета
от___ «________» 2017 г.
Протокол № 1
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МУ ДО «ДЮЦ «Лидер»
_______________ О. А. Вертугина
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической и социально-педагогической направленности
«LEGO-мир»
-
-
-
-
-
-
-
-
Возраст детей: 5 – 8 лет
Срок реализации: 1 год
|
-
-
-
-
-
-
-
-
Педагог-организатор
Артюгина Наталья Николаевна
|
Вологда 2017
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «LEGO-мир» является общеразвивающей программой технической и социально-педагогической направленности. Она предполагает использование образовательных конструкторов Lego как инструмента для обучения детей не только конструированию и моделированию, но и для отработки навыков безопасного поведения в жизненных ситуациях в форме познавательной игры.
Актуальность программы. В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «ЛЕГО» является полифункциональным материалом, который предоставляет возможности для интересной познавательной, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Конструктор «Lego» стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Универсальный конструктор LEGO побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «LEGO-мир» позволит стимулировать интерес и любознательность детей, развивать способности к решению проблемных ситуаций, в том числе – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать, реализовывать проекты. В этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Отличительной особенностью программы «LEGO-мир» является то, что она не только дает возможность реализовать познавательные интересы детей, увлекающихся конструированием, но и формирует навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. В содержание программы включено изучение таких тем, как безопасность во дворе и дома, безопасность на воде, правила дорожного движения.
Адресат программы – дети от 5 до 8 лет.
Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «LEGO-мир» рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: 72 академических часа в год, 2 академических часа в неделю. Программой предусмотрена возможность обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту (приложения 1, 2).
Особенности организации образовательного процесса. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное освоение теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков.
Структура занятий:
Занятия строятся в следующей последовательности:
-приветствие;
- игровые упражнения для формирования пространственного мышления и воображения, для отработки навыков безопасного поведения
-непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками);
- обсуждение, рефлексия.
Цель программы: развитие творческих конструкторских умений и навыков обучающихся; формирование культуры безопасного поведения детей в окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
формировать у обучающихся познавательный интерес к моделированию и конструированию,
формировать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях,
формировать пространственное мышление,
развивать воображение, фантазию и творческую инициативу обучающихся,
Развивающие:
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
развивать мелкую моторику,
Воспитательные:
формировать умение выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
Планируемые результаты и способы определения их результативности
К концу реализации программы обучающиеся покажут следующие результаты:
предметные:
научатся определять, различать и называть детали конструктора, способы крепления деталей,
будут конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему,
будут знать основные правила безопасного поведения в окружающей среде,
личностные
научатся самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы,
приобретут навыки оценивания жизненных ситуаций (поступков, событий) с точки зрения безопасности,
метапредметные
будут уметь работать по предложенным инструкциям,
научатся анализировать ситуацию и самостоятельно находить способы решения проблемных ситуаций,
получат навыки определения и формулирования цели деятельности на занятии с помощью педагога,
сформируют умения организовать работу в паре и в коллективе,
научатся проектировать работу над моделью и презентовать готовый результат совместной работы, оценивать свою деятельность,
научатся работать в команде, эффективно распределять обязанности.
Учебно-тематический план
72 академических часа в год
№
п/п
|
Название разделов, тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение в программу
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Введение в легоконструирование
|
6
|
3
|
3
|
2.1
|
Цвета LEGO-элементов.
|
2
|
1
|
1
|
2.2
|
Детали конструктора LEGO
|
2
|
1
|
1
|
2.3
|
Способы крепления деталей LEGO
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Конструирование к тематическим праздникам
|
14
|
7
|
7
|
3.1
|
Моделирование новогодней елки
|
2
|
1
|
1
|
3.2
|
Конструирование новогодней игрушки
|
2
|
1
|
1
|
3.3
|
Конструирование дома Деда Мороза
|
2
|
1
|
1
|
3.4
|
Подарок папе к празднику 23 февраля
|
2
|
1
|
1
|
3.5
|
Подарок маме к празднику 8 марта
|
2
|
1
|
1
|
3.6
|
Конструирование космических объектов
|
2
|
1
|
1
|
3.7
|
Конструирование военной техники, посвященное празднику День победы.
|
2
|
1
|
1
|
4.
|
Транспорт.
|
10
|
4
|
6
|
4.1
|
Виды транспортных средств.
|
2
|
1
|
1
|
4.2.
|
Наземный транспорт
|
4
|
1
|
3
|
4.3.
|
Машины специального назначения
|
2
|
1
|
1
|
4.4.
|
Водный транспорт
|
2
|
1
|
1
|
5.
|
Правила дорожного движения для детей. Моделирование дорожных ситуаций.
|
14
|
5
|
9
|
5.1
|
Светофор. Сигналы светофора
|
4
|
1
|
3
|
5.2
|
Что такое дорога?
|
2
|
1
|
1
|
5.3.
|
Пешеход
|
2
|
1
|
1
|
5.4.
|
Улица полна неожиданностей
|
4
|
1
|
3
|
5.5.
|
Пассажир
|
2
|
1
|
1
|
6.
|
Безопасность во дворе и дома
|
12
|
3
|
9
|
6.1.
|
Наш дом
|
4
|
1
|
3
|
6.2.
|
Один дома
|
4
|
1
|
3
|
6.3.
|
Мой двор
|
4
|
1
|
3
|
7.
|
Природа и безопасность
|
8
|
3
|
5
|
7.1.
|
Домашние и дикие животные
|
4
|
1
|
3
|
7.2.
|
Правила поведения в лесу
|
2
|
1
|
1
|
7.3.
|
Я и водоем
|
2
|
1
|
1
|
8.
|
Аттестация
|
6
|
2
|
4
|
|
Итого:
|
72
|
28
|
44
|
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу.
Теория. Знакомство с обучающимися.
Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила работы в объединении, техника безопасности.
Практика. Свободная конструктивно-игровая деятельность: конструирование по замыслу «Сделай LEGO-друга». Игра «Давай познакомимся». Графические задания.
Раздел 2. Введение в легоконструирование.
Тема 2.1.Цвета LEGO-элементов.
Теория. Знакомство детей с цветом LEGO-элементов.
Практика. Игра «Что спрятано?», Игра «Кто самый быстрый и внимательный?», Игра «Строим башни». Графические задания.
Свободная конструктивно-игровая деятельность: дети с помощью вертушки выбирают по 5 деталей разного цвета и делают подарок для своей мамы.
Тема 2.2. Детали конструктора LEGO.
Теория. Знакомство детей с формами деталей LEGO -конструктора, с их отличительными особенностями и названиями.
Практика. Закрепление новых знаний в игровой форме. Конструирование по образцу. Начало составления LEGO – словаря. Свободная конструктивно-игровая деятельность. Графические задания.
Тема 2.3. Способы крепления деталей LEGO.
Теория. Знакомство детей с различными способами крепления деталей LEGO.
Практика. Закрепление новых знаний в игровой форме. Составление LEGO – словаря. Игра «Скреплялки», Игра «Нескреплялки», Игра «Запомни и повтори». Конструирование по образцу. Графические задания.
Раздел 3. Конструирование к тематическим праздникам.
Тема 3.1. Моделирование новогодней елки.
Теория. Традиции празднования Нового года.
Практика. Конструирование новогодней ели.
Тема 3.2. Конструирование новогодней игрушки.
Теория. Что такое новогодняя игрушка? История возникновения украшения елки новогодними игрушками.
Практика. Конструирование новогодней игрушки по своему замыслу. Загадки, игры, ребусы на новогоднюю тематику. Графические задания.
Тема 3.3. Конструирование дома Деда Мороза.
Теория. Презентация «Вотчина Деда Мороза». Рассказ о главном волшебнике нашей страны. Дед Мороз – визитная карточка Вологодского края.
Практика. Конструирование по образцу: «Дом Деда Мороза». Загадки, игры. Графические задания.
Тема 3.4. Подарок папе к празднику 23 февраля.
Теория. История возникновения праздника.
Практика. Конструирование по образцу «Подарок папе»
Тема 3.5. Подарок маме к празднику 8 марта.
Теория. История и традиции Международного женского дня.
Практика. Конструирование по образцу и по замыслу (на выбор обучающегося)
Тема 3.6. Конструирование космических объектов.
Теория. Значение праздника День космонавтики. Что такое воздушный транспорт и его значение в жизни человека. Презентация «Освоение космоса».
Практика. Конструирование ракеты или космического корабля на выбор обучающегося.
Тема 3.7. Конструирование военной техники, посвященное празднику День победы.
Теория. Значение традиции праздника День победы. Значение военной техники и её виды. Презентация «Образцы военной техники»
Практика. Конструирование моделей военной техники.
Раздел 4. Транспорт.
Тема 4.1. Виды транспортных средств.
Теория. Виды транспортных средств: наземный, водный, воздушный, подземный.
Практика. Составление схемы в альбоме «Транспорт». Свободная конструктивно-игровая деятельность по теме «Транспорт». Пазлы «Виды транспорта», настольные игры и лото по теме «Транспорт». Конструирование по замыслу «Транспортное средство для ЛЕГО-друга»
Тема 4.2. Наземный транспорт.
Теория. Наземный транспорт. Виды наземного транспорта: легковой, грузовой. Их значение в жизни человека.
Практика. Конструирование наземного транспортного средства по образцу: легковой автомобиль, грузовой автомобиль. Графические задания. Просмотр мультфильма «Транспорт».
Тема 4.3. Машины специального назначения.
Теория. Машины специального назначения: скорая помощь, пожарная, полиция. Их значение и внешний вид.
Практика: Конструирование машины специального назначения по выбору обучающегося. Графические задания. Просмотр мультфильма «Машины специального назначения».
Тема 4.4. Водный транспорт.
Теория. Водный транспорт. Его виды: лодка, катер, корабль, лайнер. Значение водного транспорта в жизни человека.
Практика. Презентация «Водный транспорт». Конструирование катера по образцу. Графические задания
Раздел 5. Правила дорожного движения для детей. Моделирование дорожных ситуаций.
Тема 5.1. Светофор. Сигналы светофора.
Теория. Светофор. Его значение. Сигналы светофора. Виды светофоров.
Практика: Составление схемы в альбоме «Виды светофоров», «Сигналы светофора». Конструирование пешеходного и транспортного светофора по образцу. Просмотр мультфильма «Светофор». Создание и решение игровых проблемных ситуаций.
Тема 5.2. Что такое дорога?
Теория. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, дорожная разметка, пешеходный переход. Назначение каждого элемента. Знак «Пешеходный переход».
Практика. Составление схемы в альбоме: «Элементы дороги». Работа с магнитно-маркерной доской. Свободная конструктивно-игровая деятельность.
Тема 5.3. Пешеход.
Теория. Кто такой пешеход? Его права и обязанности.
Практика. Конструирование модели пешехода по образцу. Графические задания. Свободная конструктивно-игровая деятельность.
Тема 5.4. Улица полна неожиданностей.
Теория. Правила дорожного движения для пешеходов: переход проезжей части.
Практика. Моделирование дорожных ситуаций на макете «Схема дороги» с использованием транспортных средств, пешеходов, светофоров, изготовленных из лего-деталей. Решение игровых проблемных ситуаций.
Тема 5.5. Пассажир.
Теория. Кто такой пассажир? Что такое общественный транспорт? Знак «Остановка общественного транспорта». Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.
Практика. Конструирование модели автобуса по образцу. Игровая деятельность: театр – экспромт «Я пассажир». Графические задания.
Раздел 6. Безопасность во дворе и дома.
Тема 6.1. Наш дом.
Теория. Что такое дом? Зачем человеку нужен дом? Опасности, которые угрожают человеку в доме. Полезные и опасные предметы.
Практика. Конструирование одноэтажного и многоэтажного дома. Конструирование мебели, предметов домашнего быта, бытовой техники. Графические задания.
Тема 6.2. Один дома.
Теория. Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми. Огонь и человек. Причина возникновения пожара. Правила обращения с огнём. Дым и его опасность. Условия безопасного поведения при пожаре. Правила обращения с электричеством.
Практика. Решение проблемных игровых ситуаций: «Осторожно, чужой!». Работа с комплексом «Страна здоровья»: беседа–тест «Чему учат сказки». Свободная конструктивно-игровая деятельность. Просмотр учебных мультфильмов.
Тема 6.3. Мой двор.
Теория. Правила поведения во дворе дома. Опасные ситуации во дворе. Небезопасные зимние забавы.
Практика. Моделирование детской площадки. Конструирование качелей, горки или других сооружений. Составление схемы в альбоме «Небезопасные зимние забавы». Графические задания. Свободная конструктивно-игровая деятельность.
Раздел 7. Природа и безопасность.
Тема 7.1. Домашние и дикие животные.
Теория. Домашние животные. Дикие животные. Правила обращения с животными.
Практика. Конструирование животных. Графические задания. Свободная конструктивно-игровая деятельность.
Тема 7.2.Правила поведения в лесу.
Теория. Лес. Меры безопасности в лесу. Ядовитые грибы и ягоды.
Практика. Конструирование «Лесная полянка». Свободная конструктивно-игровая деятельность. Создание и решение игровых проблемных ситуаций.
Тема 7.3. Я и водоем.
Теория. Правила и меры безопасного поведения на водоемах.
Практика. Конструирование «Аквапарк». Просмотр учебных фильмов и мультфильмов.
Раздел 8. Аттестация.
Теория. Опрос
Практика. Изготовление модели по заданной схеме. Защита лего-проектов.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
столы, стулья (по росту и количеству детей);
демонстрационная магнитная доска;
технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);
презентации и учебные фильмы (по темам занятий)
Наборы LEGO
Игрушки для обыгрывания ситуации
Дидактический материал:
наглядно-демонстрационные материалы
технологические карты
Формы подведения итогов реализации программы
Педагогический мониторинг позволяет систематически отслеживать результативность реализации программы. Мониторинг включает в себя традиционные формы контроля: промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия.
Итоговый контроль проводится в конце года с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Аттестация обучающихся может проходить на итоговом занятии в форме игры.
Методические материалы
Конструирование – это вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Для того, чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали.
Виды конструирования:
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по модели;
3) конструирование по замыслу;
4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);
5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;
6) конструирование по теме;
Конструирование по образцу
заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.
Конструирование по модели
заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу
обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по условиям
заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам.
Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Список литературы
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
5. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Приложение 1.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование объединения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.___________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны, интересы ребёнка
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель сопровождения _______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Запрос родителей __________________________________________________
_______________________________________________________________________
Возможные риски__________________________________________________
_______________________________________________________________________
Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Наименование
мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Промежуточные результаты
|
Перспективные задачи развития/
рекомендации
|
Психолого-педагогическая диагностика
|
1 раз в год
|
Педагог - психолог
|
|
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование о результатах диагностических исследований
Совместные творческие работы родителей и ребенка
Открытое занятие для родителей
|
|
Педагог-
психолог
Педагог
|
|
|
Индивидуальная работа по ИОМ
|
1 раз в неделю
|
Педагог
|
|
|
Оформление выставки творческих работ
|
Раз в квартал
|
Педагог
|
|
|
Организация участия в конкурсах различного уровня
|
Раз в квартал
|
Педагог
|
|
|
Приложение 2
Маршрутный лист обучающегося
ФИО______________________________________________________________
Объединение_______________________________________________________
Руководитель_______________________________________________________
Ожидаемые результаты:______________________________________________
__________________________________________________________________
Критерии оценки ожидаемых результатов:______________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут:
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Сроки
|
Методы изучения темы
|
Результат
|
Подпись руководителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:
Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
Мне удалось __________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
Я научился ___________________________________________________
Самооценка результатов на основании критериев
№
|
Полученные образовательные продукты
|
Критерии оценки
|
1 критерий
|
2 критерий
|
3 критерий
|
|
|
Новизна и актуальность
|
Практическая значимость
|
Культура оформления материалов
|
|
|
|
|
|
В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|