КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Методические рекомендации
Краснодар 2015
Авторы-составители:
Рыженко С. К.
|
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
|
Чернявская О.С.
|
старший преподаватель кафедры психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
|
Рецензенты:
Кузма Л.П.
Ефрюшкина О.В.
|
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
кандидат психологических наук, педагог-психолог государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края
|
|
|
В методических рекомендациях представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-психолога школы, рекомендуемая номенклатура дел. Формат рабочей тетради с предложенными образцами организационно-методической, рабочей и отчетной документации позволит педагогу-психологу оперативно справиться с оформлением документации. Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических факультетов, а также слушателям курсов повышения квалификации.
Утверждены на заседании Ученого совета протоколом №_ от _ 2015 г.
Шрифтом красного цвета обозначены дополнения специалистов МБУ ЦПДК г.Сочи.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно квалификационным характеристикам педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе.
Можно выделить две основные трудовые функции педагога-психолога:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
Оказание психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В соответствии с требованиями ФГОС общего образования психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ общего образования должны обеспечивать:
-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Пакет документации педагога-психолога включает в себя:
–нормативно-правовую документацию;
–учетно-отчётную документацию;
–организационно-методическую документацию.
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Номенклатура дел позволяет систематизировать тот перечень документов, который ведет педагог-психолог в образованном учреждении. Номенклатура дел составляется с учетом документооборота, отражающего основные направления деятельности и сферы профессиональных интересов педагога-психолога. Номенклатура дел является достаточно вариативной и зависит от стратегии построения своей профессиональной деятельности педагогом-психологом.
Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке любой папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел.
Сам лист «Номенклатура дел» подписывается директором школы. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года.
Папка «Входящая документация» содержит все нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу педагога-психолога:
постановления Правительства РФ, приказы, письма Минобрнауки России;
постановления, распоряжения главы администрации;
приказы, положения образовательной организации;
письма других организаций: отдела опеки и попечительства, медицинских учреждений, органов внутренних дел, прокуратуры, органов социальной защиты и т.д.
Папка «Исходящая документация» содержит документы педагога-психолога:
информацию по запросу вышестоящих организаций;
справки;
аналитические отчеты;
письма и т.д.
Учетно-отчетная документация педагога-психолога представляет собой содержательный анализ деятельности по всем направлениям психологического сопровождения. К отчетной документации относятся: заключения по результатам индивидуального или группового обследования участников образовательного процесса, листы коррекционно-развивающей работы.
Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года. Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.
Примерный лист номенклатуры дел педагога-психолога
образовательного учреждения
Номенклатура дел 201___ год
|
Индекс дела
|
Наименование дела
|
Кол-во папок
|
Срок заполнения
|
Срок хранения
|
Нормативно-правовая документация
|
01.01
|
Входящая документация
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
01.02
|
Исходящая документация
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
01.03
|
Номенклатура дел*
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
Учетно-отчетная документация
|
02.01
|
Перспективный план работы педагога-психолога на год
|
1
|
Июнь
|
Постоянно
|
02.02
|
План работы на месяц
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.03
|
Журнал индивидуальных консультаций
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.04
|
Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.05
|
Журнал диагностической работы
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.06
|
Журнал учета групповых форм работы
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.07
|
Документы о выполнении работы (справки, отзывы)
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.08
|
Протоколы и заключения диагностических обследований
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
02.09
|
Годовой аналитический отчет
|
1
|
Май
|
Постоянно
|
02.10
|
Индивидуальные психологические карты обучающихся**
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
|
|
|
|
|
03. Организационно-методическая документация
|
03.01
|
Тематические планы мероприятий
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.02
|
Журнал экспертизы и организационно-методической работы
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.03
|
Коррекционно-развивающие, профилактические программы
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.04
|
План самообразования
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.05
|
Методические разработки психологических игр, упражнений
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.06
|
Методические рекомендации, памятки
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.07
|
График работы
|
1
|
Сентябрь
|
Постоянно
|
03.08
|
Циклограмма работы на месяц
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
03.09
|
Диагностический инструментарий
|
1
|
В течение года
|
Постоянно
|
*Здесь могут храниться: лист номенклатуры дел; трудовой договор; должностная инструкция; инструкция по охране труда педагога-психолога, паспорт кабинета педагога-психолога, который содержит перечень имущества и оборудования.
**Ведутся на обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации и нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе.
Итоговая отчетность представлена годовым аналитическим отчетом, который состоит из статистического и развёрнутого аналитического отчета за год в соответствии с утвержденным перспективным планом. При написании годового отчета педагог-психолог помимо приведённой статистики и её анализа должен указать затруднения, возникшие проблемы, что должно быть учтено при составлении следующего перспективного плана.
Протоколы и заключения диагностических обследований, психологические карты обучающихся относятся к закрытой документации и должны храниться в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и могут предъявляться по запросу профильных специалистов системы образования муниципалитета и края, курирующих данное направление, методистов территориальной методической службы. Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
Психологическая карта обучающегося (карта психического развития)– совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. Психологическая карта должна содержать выписку из медицинской карты, отражающую основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. Индивидуальная психологическая карта оформляется на детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обучающихся на дому; детей, лишенных родительского попечения; детей из социально неблагополучных семей; детей «группы риска» (состоящих на внутришкольном учете или в КДН, обучающихся с отклоняющимся поведением, в том числе суицидальным), других детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении.
Психологические заключения содержат структурированные показатели психофизического развития ребенка, оценку нормативно-возрастных показателей развития универсальных учебных действий, основанные на психологической диагностике показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
Выписки из психологических заключений и карт развития оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных и других государственных организаций и ведомств. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
Протоколы обследования являются формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
Протоколы коррекционных занятий (листы коррекционных занятий), бесед оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.
Папка раздела «Организационно-методическая документация» содержит документы:
помогающие окружающим ориентироваться во времени работы педагога-психолога;
фиксирующие и регламентирующие работу педагога-психолога;
инструментарий специалиста.
Журнал организационно-методической работы отражает участие педагога-психолога в научно-практических конференциях, круглых столах, выступления на методическом объединении, педсоветах и т. д.
В папке «Диагностический инструментарий» хранятся используемые в работе надёжные и валидные психодиагностические методики. Примерный перечень психодиагностических методик представлен в Письме Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также педагог-психолог может использовать лицензированные компьютерные программы научно-производственных фирм «Алматея», «Адалин», «Иматон».
Для организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий педагог-психолог использует программы, рекомендованные Министерством образования и науки России, Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Краснодарского края.
Организационно-методическая документация оформляется педагогом-психологом самостоятельно и по мере необходимости может быть дополнена.
Каждая папка хранится в течение 5 лет. Затем сдается в архив.
Педагог-психолог представляет на утверждение руководителю образовательной организации перспективный план на предстоящий учебный год (Форма №1), график (Форма №2) и циклограмму рабочего времени (Форма №3). На согласование методисту территориальной методической службы (ТМС), руководителю методического объединения (РМО) или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете представляется перспективный план на предстоящий учебный год в срок не позднее 15 сентября текущего года.
По итогам учебного года педагог-психолог предоставляет годовой аналитический отчет о проведенной работе руководителю образовательной организации (Форма №14) до 25 мая и в срок не позднее 30 мая методисту ТМС, руководителю РМО или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете.
При увольнении педагог - психолог сдает всю документацию руководителю образовательной организации.
|