Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий


Скачать 305.2 Kb.
Название Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий
страница 1/2
Тип Инструкция
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Инструкция
  1   2
Приложение 1

Инструкция по проведению мониторинга

сформированности универсальных учебных действий

у учащихся 1-х классов
Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов (далее – мониторинг УУД) в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:

  • выявить уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на начальном этапе введения ФГОС;

  • скорректировать ход образовательного процесса по результатам мониторинга УУД.


Инструктивно-методические материалы для проведения мониторинга содержат:

  • инструкцию (Приложение 1);

  • стимульный материал (Приложение 2);

  • сводную таблицу №1 (Приложение 3);

  • Технологическую карту сформированности УУД (Приложение 4).


Предложенный инструментарий является универсальным. Учитель может самостоятельно, без участия педагога-психолога проводить диагностические процедуры в рамках мониторинга УУД.

Данные мониторинга УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки индивидуальных маршрутов по формирования УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Диагностический материал
Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Методика №1 Исследование словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест. Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест. Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция: Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

18 - 20 баллов – высокий уровень;

10 – 17 баллов – средний уровень;

0 –9 – низкий уровень.




1 субтест

2 субтест



1 субтест

2 субтест

1

подошва

фасоль

6

всегда

указка

2

верблюд

мост

7

день

Нестеров

3

12

песок

8

жидкая

лебедь

4

февраль

Москва

9

корень

число

5

страус

каштан

10

Москва

вкусный
Ключ к методике


Стимульный материал:

1-й субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

  1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

  3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).

  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).

  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).

  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

  10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

  2. Река, озеро, море, мост, болото.

  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

  5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Методика № 2 «Тест простых поручений».

Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.
Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».

2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».

3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.

4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.

8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».
Рисунок к методике «Тест простых поручений»

Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.

При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

7-8 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

0–3 балла – низкий уровень.
Методика № 3 "Рисование по точкам"

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Инструкция:

Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня. Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять. Если вы проведете линию неправильно, можете ее стереть – исправить ошибку. Экспериментатор по ходу выполнения задания следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Число правильно решенных задач может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

(5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

(3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

(2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.



Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

Методика №4 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция:

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Методика №5. Социометрическое измерение личности. (Дж. Морено)

Эта методика позволяет определить, положение испытуемо­го в системе межличностных отношений. Инструкция:

Ваш класс существует уже давно. За время совме­стной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли не­плохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Теперь представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса был бы с тобой в команде и кого бы ты не взял с собой. Запиши свои ответы.

Листы с ответами об­рабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометри­ческой матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социо­метрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, отмечаются выборы и отвержения, сделанные данным членом группы. Соответствующие знаки (+, -) проставляются в клетках пе­ресечения его строки со столбцом, где указана фамилия выби­раемого им человека.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные дан­ные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделан­ных каждым из членов группы. В заключение ус­танавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются к те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу .

Просматривая нижние строки заполненной социометричес­кой матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им бу­дет тот из ее членов, который получил наибольшее число выбо­ров. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю при­дется наибольшее число отклонений.

Социометрическая матрица




Кого

выбирают
Кто

выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Кол-во выбор.

Кол-во

отверж.





















































































1























































































2
























































































3
























































































4
























































































5
























































































6
























































































7
























































































8
























































































9
























































































10
























































































11
























































































12
























































































13
























































































14
























































































15
























































































Кол-во полученных выборов





















































































Кол-во полученных отвержений





















































































Статус (выборы - отвержения)





















































































Диагностика личностных универсальных учебных действий

Методика №6 «Лесенка»

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме.
  1   2

Похожие:

Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий
Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся вторых, третьих классов (далее – мониторинг...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных...
...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Инструкция по заполнению схем анализа результатов тестирования для...
В образовательном учреждении разработана программа по изучению, определению уровня сформированности универсальных учебных действий,...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Рекомендации к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей
Основной задачей диагностики является выявление сформированности универсальных учебных действий у ребенка (личностных и метапредметных),...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика...
Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ООО 9 2 Общие положения
Понятия, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий и их связь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon «Исследование как условие развития универсальных учебных действий учащихся»
Цель: представление опыта работы использования полнофункционального мобильного комплекса(далее пмлк) для развития универсальных учебных...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование...
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся ступени основного общего образования мбоу дмитро-Титовская...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon 1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Типовые задачи формирования универсальных учебных действий при работе с текстом
Ачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности ууд (личностных, регулятивных, познавательных...
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий
Общие положения
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Пояснительная записка 4-9
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий...
Пояснительная записка
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 8
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий 93
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 12
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий icon Основная образовательная программа начального общего образования
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 11

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск