Скачать 305.2 Kb.
|
Приложение 1 Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов (далее – мониторинг УУД) в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Задачи:
Инструктивно-методические материалы для проведения мониторинга содержат:
Предложенный инструментарий является универсальным. Учитель может самостоятельно, без участия педагога-психолога проводить диагностические процедуры в рамках мониторинга УУД. Данные мониторинга УУД позволят скорректировать учебный процесс путем разработки индивидуальных маршрутов по формирования УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения. Диагностический материал Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика №1 Исследование словесно-логического мышления Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом. 1-й субтест. Осведомленность Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников. 2-й субтест. Классификация Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию. Инструкция: Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем, так и детьми про себя. Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста. Обработка результатов. При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом. 18 - 20 баллов – высокий уровень; 10 – 17 баллов – средний уровень; 0 –9 – низкий уровень.
Стимульный материал: 1-й субтест Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
2-й субтест Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Методика № 2 «Тест простых поручений». Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается Инструкция: Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания. Текст поручений: 1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок». 2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один». 3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные. 4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата. 5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат. 6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление). 7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике. 8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь». Рисунок к методике «Тест простых поручений» Обработка результатов: За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается. 7-8 баллов – высокий уровень; 4-6 баллов – средний уровень; 0–3 балла – низкий уровень. Методика № 3 "Рисование по точкам" Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Инструкция: Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня. Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять. Если вы проведете линию неправильно, можете ее стереть – исправить ошибку. Экспериментатор по ходу выполнения задания следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется. Оценка выполнения задания. Число правильно решенных задач может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач). Интерпретация результатов: (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий Методика №4 "Рукавички" (Г.А. Цукерман). Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Инструкция: Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей Обработка результатов: Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Методика №5. Социометрическое измерение личности. (Дж. Морено) Эта методика позволяет определить, положение испытуемого в системе межличностных отношений. Инструкция: Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. Теперь представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса был бы с тобой в команде и кого бы ты не взял с собой. Запиши свои ответы. Листы с ответами обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, отмечаются выборы и отвержения, сделанные данным членом группы. Соответствующие знаки (+, -) проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека. Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются к те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу . Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений. Социометрическая матрица
Диагностика личностных универсальных учебных действий Методика №6 «Лесенка» Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме. |
Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся вторых, третьих классов (далее – мониторинг... |
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных... ... |
||
Инструкция по заполнению схем анализа результатов тестирования для... В образовательном учреждении разработана программа по изучению, определению уровня сформированности универсальных учебных действий,... |
Рекомендации к организации и проведению психолого-педагогической диагностики детей Основной задачей диагностики является выявление сформированности универсальных учебных действий у ребенка (личностных и метапредметных),... |
||
Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика... Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В... |
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ООО 9 2 Общие положения Понятия, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий и их связь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной... |
||
«Исследование как условие развития универсальных учебных действий учащихся» Цель: представление опыта работы использования полнофункционального мобильного комплекса(далее пмлк) для развития универсальных учебных... |
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование... Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся ступени основного общего образования мбоу дмитро-Титовская... |
||
1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования ... |
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий при работе с текстом Ачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности ууд (личностных, регулятивных, познавательных... |
||
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий Общие положения |
Пояснительная записка 4-9 Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) |
||
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий... Пояснительная записка |
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 8 |
||
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий 93 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 12 |
Основная образовательная программа начального общего образования Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 11 |
Поиск |