Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения


Скачать 0.49 Mb.
Название Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения
страница 1/5
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Учебный центр подготовки руководителей Высшей школы экономики
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Система оценки уровня сформированности компетенций

и результатов обучения

Москва – Саратов – Санкт-Петербург – Пушкин
8 – 18 июня 2014 г.


Методические рекомендации разработаны группой преподавателей Саратовского государственного университета
Редколлегия: Игошин Владимир Иванович

Филипченко Светлана Николаевна

Тернова Лариса Николаевна

Крылатова Яна Георгиевна


В работе над проектом также участвовали:
Васильева Дина Николаевна

Каткова Маргарита Владимировна

Колесниченко Юлия Юрьевна

Кольцова Ольга Вячеславовна

Павленкович Светлана Сергеевна

Парфенов Александр Игоревич

Соловьева Валентина Александровна

Сухорукова Елена Владимировна

Терентьева Ольга Викторовна

Шиндина Ольга Викторовна

Шрамкова Оксана Владимировна

Щербакова Елена Анатольевна

СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

С о д е р ж а н и е
Введение


  1. Теоретические аспекты системы оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения




  1. Основные понятия (понятийный аппарат)




  1. Компетенция

  2. Планируемые результаты освоения образовательной

программы

  1. Виды аттестаций

  2. Фонд оценочных средств

  3. Международный проект «Тюнинг» (“Tuning”)




  1. Взаимосвязь между результатами обучения и сформированностью компетенции




  1. Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения.




  1. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения

  2. Конкретизация схемы оценивания уровней сформированности компетенций и результатов обучения

  3. Характеристика оценочных средств

результатов обучения
Список использованных источников
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Переход на ФГОС ВПО поставил перед российскими вузами сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата - формирования всех видов компетенций. Первой частью этой задачи является создание современных образовательных технологий для формирования у обучающихся требуемых компетенций. Второй частью – создание фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

Понимание компетенций в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС, делает попытку выстраивания диалога между работодателем (как заказчиком образовательного результата) и вузом (как поставщиком образовательного результата) более продуктивной. При этом образовательные технологии рассматриваются как способ формирования компетенций (через использование активных и интерактивных методов обучения), а оценочные средства (посредствам привлечения к их разработке работодателей, экспертов из профессиональной среды) – как инструмент доказательства сформированности компетенций.

Оценка уровня сформированности компетенций – новая для вузовской системы задача, которую невозможно решить лишь с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. Кроме того, общепринятых методических установок по формированию и применению фондов оценочных средств для оценки компетенций на данный момент не сформировано. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.

Оценка компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата – уровня сформированности компетенций в процессе освоения ООП.

В данном методическом пособии рассматривается проблема создания системы оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: 

- оценка уровня освоения дисциплин;

 - оценка компетенций обучающихся. 
В настоящей работе используются следующие сокращения:

ВО – высшее образование;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

ППК – профессионально-прикладные компетенции;

ФГОС ВО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (проект).

ООП – основная образовательная программа


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ


1.1. Основные понятия


  1. Компетенции

В ФГОС ВО сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ. Выпускник вуза должен обладать как профессиональными, так и общекультурными компетенциями, поскольку современные условия на рынке труда требуют от вузов подготовки специалиста с глубокими профессиональными знаниями, обладающего психологической устойчивостью, готовностью к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умением из них выходить, способностью работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативностью, способностью к инновациям, умением делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы, сопоставлять политические декларации с политической практикой, способностью вести переговоры и т.п [1].

В психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» получили широкое распространение с середины 60-х гг. прошлого века, став основой становления компетентностного подхода в образовании (Н.Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Ж. Делор, В. Хутмахер, Т. Хоффманн).

В России данной проблематикой по отношению к различным видам деятельности занимаются В.И. Байденко [7], И.А. Зимняя [8], А. Каспржак [9], В. Ландшеер [10], А.К.Маркова [11], Н.С. Сахарова [12], Ю.Г. Татур [13], А.В. Хуторской [14] и др.

Отталкиваясь от этимологии и семантики понятия «компетенция» и обобщая подходы к его пониманию в естествознании, Н.С. Сахарова выделяет его общую междисциплинарную категориальную суть, которая заключается в (1) способности живого организма (2) осуществлять совместную деятельность, (3) откликаясь на внешнее раздражение (4) соответствующей реакцией. Результатом этой реакции (рефлексии) является компетенция, которая выступает не только как натуралистическая характеристика биологической сущности человека, но и экстраполируется на социальные и социально обусловленные сферы человеческой деятельности.

Компетенция представляет собой «комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных с аккумуляцией знаний, определяющих профессиональное ядро специалиста; аккумуляцией знаний, определяющих дополнительную альтернативную область; ориентацией на витальные и социальные ценности; развитием коммуникативно-прагматических качеств личности; совершенствованием селективности мотивационного срока при выборе вида деятельности».

Актуализация компетенции происходит в результате накопления опыта деятельности, который обучающийся приобретает, «находя и апробируя различные модели поведения в данной предметной области, выбирая из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям».

Таким образом, компетенция есть личностное свойство человека, потенциальная способность и готовность индивида справляться с различными задачами, формирующиеся в деятельности и интегрирующие ценностно-смысловое отношение к ней.

В структуре компетенции выделяют следующие компоненты:

  • «знаниевый компонент» (знание академической области, способность знать и понимать);

  • «ценностный компонент» (ценностные ориентации личности и мотивация к решению профессиональных задач);

  • «деятельностный компонент» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации).

Компетенция - категория, понятная прежде всего работодателю и характеризующая профессиональную деятельность выпускника, которая реализуется уже после окончания вуза на рабочем месте.

Формирование той или иной компетенции далеко не всегда может быть прямо соотнесено с освоением одной определенной дисциплины или группы дисциплин. Компетенции вырабатываются параллельно и совокупно в ходе всех форм учебной работы студента – освоения отдельных дисциплин и групп дисциплин, прохождения практик, выполнения НИР и самостоятельной работы.

Компетентностная модель выпускника представляет собой соглашение между потребителями (работодатели, студенты) и университетом (разработчик ООП) относительно целей и ожидаемых результатов освоения ООП.

В соответствии с ФГОС компетенции делятся на: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК), профессионально-прикладные (ППК).

Общекультурная компетенция (ОК) – это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Сложность оценки общекультурных компетенций заключается в том, что степень их сформированности является результатом освоения целостной образовательной программы. В качестве примера общекультурных компетенций можно привести: способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6), способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7), способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные личностные различия (ОК-5).

Общепрофессиональная компетенция (ОПК)

В качестве примера можно привести: готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3), готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4), владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).

Профессиональная компетенция (ПК) - это способность успешно действовать при выполнении задания, решении задачи в конкретной профессиональной деятельности [4]. В качестве примера профессиональных компетенций можно привести: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3), способность проектировать образовательные программы (ПК-8), способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Профессионально-прикладные компетенции (ППК)

В качестве примера можно привести: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ППК-1), способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2), готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5).

Уровни освоения компетенций по каждому реализуемому профилю подготовки определяются видами профессиональной деятельности (основной, неосновной) и видом компетенций. Для каждого вида профессиональной деятельности установлены уровни освоения компетенций. Компетенции могут быть сформированы на различных уровнях: пороговый, базовый и повышенный.

Для описания компетенции используется паспорт (карта) компетенции. Паспорт компетенции - это обоснованная совокупность нормативов государственного стандарта и вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения образовательной программы. Он включает в себя:

  • конкретизацию федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики;

  • уточнение формулировки компетенций в соответствии с реализуемым профилем или программой подготовки;

  • разъяснение или упрощение формулировки компетенций;

  • структурирование компетенции на уровни, показатели и дескрипторы.




  1. Планируемые результаты освоения образовательной программы


Планируемые результаты освоения образовательной программы компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций).

Планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые «составляющие» компетенций: знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения того или иного модуля.

Под этапом обучения будем понимать определенную часть процесса обучения, т.е. процесс обучения разбивается на этапы. В конце каждого этапа обучаемый достигает некоторых результатов обучения, которые определяют уровень сформированности компетенции. Соответствие результатов обучения с уровнем сформированности компетенции устанавливается с помощью предлагаемой системы.



  1. Виды аттестаций


Оценка качества освоения программ бакалавриата обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

Промежуточная аттестация – оценивание учебных достижений студента по дисциплине или содержательному модулю. Проводится в конце календарного модуля или в конце изучения данной дисциплины в форме экзамена или зачета;

Текущая аттестация – оценка учебных достижений студента по различным видам учебной деятельности в процессе изучения дисциплины;

Итоговая аттестация – комплексная проверка учебных достижений студента за весь период обучения; проводится в форме комплексного экзамена и защиты ВКР (дипломной работы, дипломного проекта, итогового экзамена).

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по каждой дисциплине (модулю) и практике устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.


  1. Фонды оценочных средств


Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов образовательная организация создает фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить достижение запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

В целях приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов к задачам их будущей профессиональной деятельности образовательная организация должна разработать порядок и создать условия для привлечения к процедурам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также экспертизе оценочных средств.

Оценочные средства по дисциплине и по ООП в целом отражают результаты обучения и уровень сформированных общих и профессиональных компетенций в соответствии со спецификой и видом профессиональной деятельности, отраженной в матрице компетенций.

Фонд оценочных средств формируется на основе ключевых принципов оценивания:

  • валидность (объекты оценки должны соответствовать поставленной цели обучения);

  • надѐжность (использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений);

  • объективность (получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями).

Основными требованиями, которые предъявляются к ФОС, являются:

  • интегративность;

  • проблемно-деятельностный характер;

  • актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

  • связь критериев с планируемыми результатами;

  • экспертиза в профессиональном сообществе.

Фонд оценочных средств по отдельной дисциплине состоит из комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине.

Структурными элементами комплекта КОС по учебной дисциплине являются:

  • общие положения;

  • результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;

  • оценка освоения умений и знаний (типовые задания);

  • контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации.

Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине включают в себя контрольно-оценочные материалы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Каждый оценочный материал должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и их составляющих.

О фонде оценочных средств см. в Приложении № 3 Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» п. 21, п. 22.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Идея не раскрыта, ошибки в произношении
Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Российской федерации
Инновационные методы и средства оценивания результатов обучения» Рабочая программа для аспирантов направления 44. 06. 01 Образование...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Пояснительная записка. Цель аттестационных педагогических измерительных материалов
Огсэ. 02 История. Содержание апим: соответствует требованиям к результатам освоения учебной дисциплин огсэ. 02 История и направлено...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Методические рекомендации Представлены статистические данные о результатах...
Ооп ноо учащимися 1-4-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области в 2015 году, приведен анализ типичных ошибок учащихся...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Лист-отчёт баранова ольга игоревна к п. н., доцент факультет ппк...
«Современные средства оценивания результатов обучения» (ндо, но офо и зфо) – 3 программы
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Инструкция по заполнению схем анализа результатов тестирования для...
В образовательном учреждении разработана программа по изучению, определению уровня сформированности универсальных учебных действий,...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий
Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся первых классов (далее – мониторинг ууд) в соответствии...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Инструкция по проведению мониторинга сформированности универсальных учебных действий
Цель: определение уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся вторых, третьих классов (далее – мониторинг...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных...
Приложение Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon В период обучения грамоте
Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Федеральное агентство железнодорожного транспорта
...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Методические рекомендации по организации и проведению комплексной работы по чтению во 2 классе
Комплексная работа проводится с целью выявить и оценить уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, а также...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon 1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Оценочные и методические материалы. Нормы оценивания предметных результатов
...
Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Карта наблюдения для изучения уровня сформированности ууд при работе с текстом

Методические рекомендации по разработке системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения icon Английский язык
Цель: контроль уровня сформированности грамматических и лексических навыков пройденных тем за год

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск