Скачать 2.4 Mb.
|
РОСЖЕЛДОР Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) Н.Г. Мищенко, М.В. Бакалов Промышленный транспорт Учебное пособие Ростов-на-Дону 2010 УДК 656.22(07) + 06 Мищенко, Н.Г. Промышленный транспорт : учеб. пособие / Н.Г. Мищенко, М.В. Бакалов; под ред. Н.Г. Мищенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 228 с. : 25 ил.: Библиогр. : 25 назв. Описаны современные виды промышленного транспорта и их взаимодействие в Единой Транспортной Системе Страны. Изложены вопросы технологии работы видов транспорта. Даны основные технико-эксплуатационные параметры видов транспорта. Пособие окажет практическую помощь студентам специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)», а также аспирантам и практическим работникам транспорта при освоении учебных курсов дисциплины «Промышленный транспорт», теоретической подготовке и практической работе на промышленном транспорте. Рецензенты: зам. директора Дорожного транспортного института, канд. техн. наук, доц. Е.Г. Лазарев канд. техн. наук, доц. М.С. Василенко (РГУПС) © Ростовский государственный университет путей сообщения, 2010 содержание
введение Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров или людей. Он может доставить сырье к местам, где его легче переработать, или готовые продукты в пункты, где потребители могут их лучше использовать. В частности, он может доставить потребителя к месту, где тот может получить услуги (больного – в больницу, отдыхающих – к месту отдыха и т.п.). Многие районы мира даже в настоящее время недостаточно заселены и слабо используются. Телевизионный экран ежедневно переносит нас в недоступные районы, где люди все еще ведут простой образ жизни, игнорируя богатства, лежащие в окружающих их горах или замерзшей тундре. Транспорт может освободить эти ресурсы. Говорят, что «транспорт создает полезное пространство». Это сила, освобождающая естественные, искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающая их в места, где их польза может быть реализована полностью. Точно так же транспорт может обеспечить доступ к ресурсам и дать возможность получить эффект, который до этого не мог быть реализован. Построенные в Великобритании в XVIII в. каналы преобразили близлежащие территории. Местность была освоена, заселена людьми и стала развиваться. Болота превратились в поля. Стало возможным добывать руды, камень, уголь и другие естественные сырьевые ресурсы. Выросли населенные пункты и города. Этот процесс продолжается до сих пор. Не случайно, что африканские республики только в настоящее время стали играть роль в мировых делах, так как реактивная авиация дала возможность осваивать эти районы. За время жизни одного поколения Боинг-747 сменил верблюда. Пляжи Танзании, с коралловыми отмелями, ароматными пряностями и специями, всегда были прекрасны, но их польза была невелика, пока не появились дальние рейсы реактивных самолетов с европейскими туристами. Транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности. Он делает их непосредственно доступными. Поэтому транспорт можно определить как средство увеличения степени удовлетворения потребностей человечества посредством перемещения товаров и людей. В результате недоступные грузы могут быть доставлены в пункты, где их может использовать потребитель, или потребители могут быть доставлены в пункты, где недоступные им услуги могут быть получены. Мир в настоящее время характеризуют как «сжимающийся», в котором транспорт достиг такого уровня развития, что обеспечивает очень быстрое перемещение грузов и людей из одной части земного шара в другую. Товары, изготовленные в Финляндии или Швеции в понедельник, прибывают в Сан-Франциско на следующее утро в 8.00. Можно выехать из Сеула в Южной Корее в четверг, провести день на Аляске и (с некоторой помощью смены поясов времени) в пятницу быть в Лондоне. Расстояние, которое придется при этом преодолеть, остается неизменным, но время сокращается поразительно. Основными особенностями этого «сжимающегося» мира, обусловленными транспортом, являются: а) комплексный международный характер торговли; б) растущее население; в) увеличивающееся богатство народов; г) снижение зависимости от транспорта; д) непрекращающийся поиск путей достижения экономии на транспорте; е) непрерывно растущие экологические проблемы. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей, горных цепей, равнин, долин и береговой полосы. Эти особенности представляют основные трудности для всех видов транспорта. Очевидно, большие неудобства создают политические границы и стратегические ограничения доступности, особенно когда естественные или кратчайшие пути к пункту назначения пересекают территорию, которая закрыта для транспорта. Авиация является одним из видов транспорта, который в малой степени зависит от географических условий, но при наличии по маршруту закрытых территорий это его достоинство не может быть использовано. Естественно, транспортные средства и перевозки попали в сферу исследований, поскольку возросшие масштабы производства неизбежно повлекли за собой удлинение транспортных связей. Результатом стала концентрация внимания на процессе перевозок в целом и продолжение поисков экономии на транспортных операциях. Этот поиск системы, обеспечивающей «наименьшие транспортные затраты», революционизировал транспорт в 1960-х годах. Наиболее заметные изменения в обеспечении экономии на перевозках следующие: а) рост перевозок навалочных грузов, особенно морским транспортом, с развитием специализированных транспортных средств для перевозки руды, пшеницы, целлюлозы и других товаров; б) рост единичной грузоподъемности, главным образом на основе пакетирования, в том числе с помощью поддонов, систем горизонтальной погрузки-выгрузки и пакетирования лесоматериалов; в) увеличение воздушных перевозок не только легковесных грузов, но и таких, как «сегодня отправил, завтра получил», привлекательных для молодежи, а также для продуктов, стоимость доставки которых может быть минимизирована с помощью авиации, если это оказывает влияние на экономию в других направлениях, таких, как стоимость простоя предприятий, складирования и т.д.; г) ускорение документооборота с помощью системы «сопряженных документов», в которой множество документов изготовляют на основе одного основного документа; д) группировка – процесс, посредством которого специалисты фирм собирают грузы нескольких небольших отправителей в одну отправку, для которой они берут на себя ответственность по основным транзитным операциям, распределению грузов по различным пунктам назначения по прибытии в зарубежные порты. Мы определили транспорт как средство удовлетворения растущих потребностей людей посредством перевозок грузов и пассажиров. Проблемы перемещения грузов и пассажиров огромны, и в своих подходах к решению этих проблем инженеры-транспортники и другие продемонстрировали большую изобретательность. Беспредельное многообразие транспортных средств и тяговых единиц подразумевает, что исчерпывающее исследование в этой области не может быть кратким. У транспорта есть своя собственная история, а темпы развития таковы, что моральный износ обгоняет ожидаемый срок службы многих элементов транспорта. Несмотря на то, что в данной книге предпринята попытка нарисовать общемировую картину транспорта, она не охватывает полностью все отрасли транспорта и связанные с ним, которые зависят от него и влияют на него. В книге рассмотрены следующие основные вопросы: а) функции транспорта, в частности, его роль в заполнении пробелов между производством и потребителями; б) физические компоненты транспорта: пути, по которым перемещается подвижной состав, транспортные средства и тяговые единицы, терминалы, где происходят перевалки с одной транспортной системы на другую; в) особенности перевозок, как грузовых, так и пассажирских. Специальные характеристики отдельных видов транспорта и реакции инженеров и других для обеспечения перевозок и учета специфических особенностей каждого; г) виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный) и специфическая работа каждого из них; д) специальные виды транспорта; е) структура промышленности и формы собственности; ж) сопредельные области человеческой деятельности, опирающиеся на транспорт, особенно перевозки, финансы, экспорт и импорт, законодательство (особенно международное), промышленные взаимосвязи, социальная обусловленность транспорта и его влияние на окружающую среду и биосферу. С экономической точки зрения транспорт является существенным элементом производственного процесса. «Товар» в экономическом смысле не является полностью «готовым», пока он фактически не доставлен конечному потребителю, который должен его использовать. Поэтому работник транспорта, который обеспечивает перемещение товара из пункта производства в пункт потребления, выполняет полезную и производительную работу. Аналогично услуга, предоставляемая в любом заданном пункте, непроизводительна, пока отсутствует некто, кто ею может воспользоваться. Поэтому транспорт является элементом экономической системы, а потребности в транспорте вытекают из экономических потребностей людей. Транспорт является средством заполнения географических разрывов между производством и потребителями, но его назначение не будет надлежащим образом реализовано, если не обеспечить надежную доставку грузов и пассажиров в пункты назначения. Транспорту свойственна сильная зависимость от внешних воздействий, по своей природе он связан с преодолением препятствий и дальними маршрутами. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства. В современных условиях транспорт стремится связаться с отдельными предпринимателями, которые ищут прибыль для себя, но это дает прибыль и другим участникам данного процесса. В регулируемых экономических системах существует центральный национализированный орган, который обеспечивает транспорт. Государственные железные дороги очень широко распространены в мире, государственные воздушные линии имеются во многих странах, и даже автомобильный транспорт, чрезвычайно трудно поддающийся национализации, во многих странах эксплуатируется национализированными объединениями. Транспорт во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Уже отмечалось, что он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Например, сырая нефть, добытая на Среднем Востоке, в Индонезии, Нигерии и Южной Америке, доставляется на нефтеочистительные предприятия в высокоразвитых странах, а сложные нефтехимические соединения, полученные на этих предприятиях, дают широкий диапазон топлив, растворителей, пластических масс, лекарств и красок, необходимых потребителю во всем мире. Коммерческая активность деловых людей в огромной степени зависит от контактов, которые они могут поддерживать между собой. Несмотря на то, что эти контакты обеспечиваются непрерывно развивающейся сетью связи, деловые поездки все еще сохраняют свое значение. Многие проблемы удается легко решать при личных встречах, оценивая затруднения непосредственно. Специалистов отправляют воздушным транспортом к местам тушения пожаров на нефтепромыслах. Для транспортников рассматриваемое катализирующее воздействие транспорта на экономику является вызовом и возможностью. Перевозки зарождаются в густонаселенных городских районах: коммерческие грузовые, деловые пассажирские, местные, на отдых, на каникулы, в отпуск. С учетом того, что в некоторых из этих перевозок клиент обслуживает себя сам, пользуясь личным транспортом, на плечи транспортников ложится только часть общего объема перевозок. В определенных границах транспортник, предоставляя более эффективные и более качественные транспортные услуги, чем клиент со своим «собственным» подвижным составом, может сдерживать персональный транспорт, по крайней мере, в рамках, приемлемых для воздействия на окружающую среду. Каждый вид транспорта использует четыре основных компонента, или существенные составные части. Это пути, терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Путь представляет собой маршрут, по которому проходит движение. Естественные пути не требуют текущих эксплуатационных затрат, пока не нужно их искусственное усовершенствование. Естественными путями являются моря, воздушное пространство, реки, пешеходные и вьючные тропы. Будучи естественными, они подвержены прихоти природы и часто требуют улучшения, нуждаются в регулировании для предупреждения затоплений в сезоны дождей и нерасчетливого расходования воды в засушливые периоды. В них выполняют дноуглубительные работы и сооружают плотины для обеспечения судоходства в верхней части. Конные тропы переустраивают в автомобильные дороги. Автомобильные дороги, каналы, железные дороги, трамвайные пути, тоннели и монорельсовые дороги являются искусственными. Они не обладают такой «свободой», как моря или воздушное пространство, но по историческим причинам некоторые затраты должны быть осуществлены скорее обществом, а не частными лицами. Если затраты несут налогоплательщики, путь считается свободным, поскольку никакая плата за пользование им не взимается. Если путь сооружен на средства частного лица, владелец обычно пользуется им как своей собственностью, а с других лиц за пользование он взимает плату для возмещения своих капитальных вложений. Терминал представляет собой пункт, где кончается одна транспортная сеть и начинается другая. Почти каждый маршрут имеет узловые пункты, где происходит смена вида транспорта. Порт обычно рассматривается как терминал для судов, но по существу он является терминалом и для поездов, автомобильного, трубопроводного и воздушного транспорта. Планируя эффективные транспортные системы, коммерческие фирмы и транспортные администрации должны рассматривать смену устройств как часть целого. Заторы на терминалах в прошлом стали причиной потери работоспособности транспортных систем. Переполнение каналов влечет за собой развитие железных дорог. Подвижной состав представляет собой часть транспортной системы, которая перевозит пассажиров или грузы. Эффективность какого-либо вида транспорта до некоторой степени зависит от гибкости и приспособляемости используемого подвижного состава. Автомобили более легко приспособляемы, чем железнодорожный подвижной состав. Будучи в меньшей степени связаны с путем, они могут обгонять впереди идущие транспортные средства и отклоняться на другие направления легче, чем их железнодорожные аналоги. Самолеты и морские суда еще меньше связаны с «путями» своего движения. Тяговые средства приводят в движение используемый подвижной состав или суда. Каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов. В настоящее время паровая тяга, первый великий источник энергии, в большой степени заменена бензиновым двигателем внутреннего сгорания, реактивным, дизельным и электрическим двигателями. В каждом конкретном виде транспорта можно найти сочетание двух или трех из этих компонентов. Например, трубопровод одновременно является путем и транспортным средством, насосная станция – тяговым средством и в то же время – частью пути, поскольку перемещаемый груз проходит через насосную станцию. |
Страхование. Транспорт. (Корреспонденция и документация) учебное пособие по английскому языку Пособие содержит аутентичные документы и письма; материалы для развития навыков устного и письменного перевода; снабжено англо-русским... |
И жилищно- коммунального хозяйства российской федерации Изменение №2 сп 37. 13330. 2012 «Промышленный транспорт. Актуализированная редакция сниП 05. 07-91»* |
||
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
||
Учебное пособие Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с |
Учебное пособие тема: «профилактика пролежней» Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными |
||
Учебное пособие Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Учебное пособие Иркутск 2006 Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов» |
||
Учебное пособие Оренбург 2013 Учебное пособие предназначено для додипломного образования по специальностям 060101 Лечебное дело; 060103 Педиатрия |
Учебное пособие ... |
||
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
||
Учебное пособие Викторова Т. С., Парфенов С. Д. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме,... |
Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» |
||
Учебное пособие Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,... |
Е. Ф. Чубенко метрология, стандартизация и сертификация Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 190603. 65 Сервис и техническая эксплуатация транспортных средств, технологических... |
Поиск |