МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Раменская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом.
Протокол от 15.08.2015 г.
Председатель УС
_____________А.В.Горячева
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета №01
от «28 » августа 2015 г.
|
УТВЕРЖДЕНО.
Директор школы
____________В.И.Попова
«01» Сентября 2015 г.
|
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(2015 – 2019 г.г.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
|
Стр.
|
І.
|
Целевой раздел.
|
3
|
|
1.
|
Пояснительная записка
|
3
|
|
|
1).
|
Введение.
|
3
|
|
|
2)
|
Миссия, цели и задачи образовательного учреждения.
|
4
|
|
|
3)
|
Особенности организации образовательного процесса
|
5
|
|
2.
|
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.
|
8
|
|
3.
|
Система оценки достижения планируемых результатов.
|
17
|
ІІ.
|
Содержательный раздел.
|
18
|
|
1.
|
Рабочие программы по обязательным учебным предметам, элективным и курсам дополнительного образования детей.
|
18
|
|
2.
|
Воспитание и социализация обучающихся в школе.
|
19
|
ІІІ.
|
Организационный раздел.
|
23
|
|
1.
|
Учебный план.
|
23
|
|
2.
|
График учебного процесса.
|
24
|
|
3.
|
Контроль реализации образовательной программы.
|
24
|
І. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
1).Введение.
Образовательная программа основного общего образования является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Раменская средняя общеобразовательная школа», характеризует специфику содержания образования и особенности.
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции),
Приказ Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями,
Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») с изменениями,
Приказ министра образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в действующей редакции.
Нормативные документы Министерства образования Московской области
Устав школы и локальные акты.
Основная образовательная программа определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения школьников, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Выполнение Программы осуществляется педагогическим коллективом школы совместно с ученическим и родительским коллективами. Результаты выполнения Программы рассматриваются на заседаниях педагогического совета школы, Управляющего совета, представляются в Публичном докладе по итогам года.
2).Миссия, цели и задачи образовательного учреждения.
Миссия школы: подготовить выпускника основной школы свободно мыслящим, мотивированным на образование в течение всей жизни, способным самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы, принимать независимые решения, выносить обоснованные суждения, с уважением относиться к альтернативной точке зрения, человека с активной жизненной позицией.
Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:
создание комплекса условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории;
организация образовательной среды, способной обеспечить выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
Задачи образовательной деятельности:
формирование у обучающихся функциональной грамотности, навыков рефлексивной самоорганизации, самостоятельного мышления, активной жизненной позиции;
формирование физически здоровой личности: оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей; привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для ослабленных детей; предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе;
развитие творческих способностей учащихся: выявление уровня развития творческих способностей детей, создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, проведения предметных олимпиад, недель; привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы;
формирование творчески работающего коллектива учителей: совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей;
создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива; формирование органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы классных руководителей; усиление воспитательного потенциала уроков.
3). Особенности организации образовательного процесса
1). Проектная мощность здания -350 человек.
2). На ступени основного общего образования обучается 5 классов (с 5 по 9 класс).
3). Средняя наполняемость класса – 12 человек.
Оснащены три класса-комплекта (физика, русский язык, ОБЖ, информатики). Оборудованы видеопроекторами кабинеты английского языка, истории, химии, литературы, русского языка, математики. В кабинете музыки имеется компьютер и синтезатор.
Количественный и качественный состав учебно-методической литературы позволяет вести обучение в соответствии с существующими образовательными стандартами. Школа обеспечена современными программами, учебниками, учебно-методическими пособиями. Авторские линии учебников по предметам выдержаны, соответствуют Федеральному списку. (Приложение). В школьной библиотеке ежегодно происходит обновление фонда учебников.
Форма организации учебного процесса:
Классно-урочная система - позволяет осуществлять обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
Элективные курсы в 9 классе: предпрофильная подготовка.
Дополнительное образование: кружки и секции.
Консультации – позволяют осуществлять подготовку учащихся к итоговой аттестации.
Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе школы, ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, развитие личности, способной к учебной и научно-исследовательской деятельности, создают условия, обеспечивающие охрану здоровья учащихся. Внедряются активно современные инновационные технологии обучения и воспитания школьников.
В образовательном процессе применяются следующие педагогические технологии:
Групповые технологии обучения:
- Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе
- Развитие способности к управлению своей учебной деятельностью, поведением и умения участвовать в работе группы.
- Создание условий, позволяющих проявить организаторские навыки и умения работать в группе.
Игровые (дидактическая игра):
-Формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха для каждого.
-Создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его учебных индивидуальных способностей.
- Приобщение учащихся через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Технология проблемного обучения:
- Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задач.
- Создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации.
-Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успеха.
- Создание условий для самореализации. Формирование креативного мышления учащихся.
-Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных умений и навыков.
Технологии личностно-ориентированного обучения:
-Формирование личностных качеств обучающихся через развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе. Учащийся - творец и создатель себя и собственной деятельности;
-Формирование и развитие личности в соответствии с природными особенностями, повышение качества знаний на основе мотивациии ученической деятельности, развитие рефлексивных навыков учащихся.
Проектно-исследовательские технологии
-Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной заботы);
-Формирование навыков пользования различными источниками информации;
-Формирование способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу.
Информационные технологии:
-Преобразование структуры образовательного процесса, создание условий для его интенсификации.
- Обучение учащихся работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
-Создание условий для использования информационных технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности.
Технология проведения коллективных творческих дел (КТД):
-Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся.
-Вовлечение ребят в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций;
-Формирование организаторских способностей учащихся.
Технология критического мышления:
-Обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
-Выработка общеучебных умений: работа в группе, работа с текстовым материалом, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
-Формирование у учащихся таких черт, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии;
Дифференцированное обучение:
-Создание условий для качественного усвоения материала всеми учащимися: глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, умение спрограммировать обучение разных групп, осуществление оперативной обратной связи;
-Обеспечение школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне;
-Создание условий для познавательной активности учеников, создание ситуации успеха, создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности;
-Развитие творческих способностей учащихся.
Созданы условия для удовлетворения познавательных потребностей учащихся, используя культурный, технический и спортивный потенциал поселения и района.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи школы позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников основной средней школы в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения на старшей ступени и в средних специальных учреждениях.
Результатом освоения Образовательной программы является достижение обучающимися уровня общеобразовательной подготовки, соответствующего требованиям обязательного минимума содержания основного общего образования.
Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие:
обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, т.е. базовое образование на оптимальном уровне, позволяющем успешно пройти государственную итоговую аттестацию;
высокий уровень готовности продолжать образование;
допустимый уровень здоровья и здорового образа жизни;
допустимый уровень воспитанности, готовности к труду у выпускника основной общей школы, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
На основной ступени образования обучающиеся должны достичь уровня образованности, который характеризуется как общекультурная компетентность.
Общекультурная компетентность отличается следующими параметрами:
ориентация в ценностях культуры;
умение делать обоснованные оценочные суждения;
владение методами (способами) образовательной (познавательной) деятельности;
подготовленность к определению границ собственной компетентности в различных областях гуманитарного и естественно-научного знания.
Достигаемым уровнем образованности является уровень функциональной грамотности, характеризующийся практическим овладением познавательными средствами основных видов жизнедеятельности и выражающийся в знании сведений, правил, принципов понятий и умений, составляющих основу решения стандартных задач.
Обучающиеся должны уметь:
свободно читать сложные тексты (художественные, публицистические, научные, технические);
владеть умениями делового письма на русском языке;
уметь объясняться и читать тексты на английском языке,
уметь эксплуатировать персональный компьютер;
использовать современные прикладные компьютерные программы, пользоваться ресурсами телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять пересылку и получение информации при помощи электронной почты;
знать правила техники безопасности работы на персональном компьютере, уметь пользоваться другими техническими устройствами, необходимыми в познавательной деятельности и в быту;
ориентироваться в нравственно-этических, социально-экономических, политических и экологических проблемах;
обладать основами правовой культуры, знанием основ конституционного строя, прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации;
и ориентироваться в наиболее важных аспектах правового статуса несовершеннолетних;
ориентироваться в явлениях природы;
иметь представления о мире профессий и личностно предпочтительных сферах будущей профессиональной деятельности.
Уровню функциональной грамотности соответствуют:
Показатели филологической образованности обучающихся:
умение производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический.
умение находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными в 7-9 классах пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки;
умение находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
соблюдение норм литературного языка, предусмотренных учебными программами второй ступени обучения;
умение составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи, определять стиль и тип текста;
умение создавать тексты разных стилей и типов речи;
умение писать заявления, автобиографию;
умение готовить доклад на историко-литературную тему по одному или нескольким источникам, составлять тезисы или конспект литературно-критической статьи;
умение писать сочинения публицистического характера, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;
умение писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;
умение писать сочинения по элементарным литературным и историко-литературным темам;
умение стилизовать повествовательные жанры (письма, дневники, монологи и диалоги литературных героев), сохраняя лексические характеристики, интонацию, ритм оригинала;
умение устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя, литературным родом и жанром произведения;
умение определять традиционные темы, мотивы, образы в литературном произведении и интерпретировать их трансформацию в нем;
умение выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;
знание связей между проблематикой и художественным стилем отдельного произведения и стилем писателя в целом;
умение определять в общих чертах исторические тенденции развития русской прозы, поэзии, драматургии и уметь по фрагменту произведения отнести текст к определенной культурной эпохе.
Показатели владения английским языком:
умения начинать, вести или поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умения расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
умения рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе, своей стране и стране изучаемого языка;
умения делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
понимание основного содержания коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
понимание основного содержания несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ; уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использование переспроса, просьбы повторить;
умения ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
умение читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
умение читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
умение заполнять анкеты и формуляры;
умение писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
а) социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
б) создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
в) приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные), через участие в туристических поездках, молодежных форумах;
г) ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Показатели математической образованности обучающихся:
умение правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; переходить от одной формы записи чисел к другой;
умение сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
умение выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней и квадратных корней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
умение составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
умение округлять целые числа и десятичные дроби, понимать смысл записи а - 7,3 ± 0,1, производить прикидку и оценку результата вычислений, выполнять вычисления с числами, записанными в стандартном виде;
умение правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
умение составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
умение выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями, многочленами, алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
умение выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни;
понимать роль уравнения как математического аппарата решения разнообразных задач различных областей знаний, практики;
умение правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «система», «корень уравнения», «решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи: «решить уравнение, неравенство, систему»;
умение решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными (линейные и системы, в которых одно уравнение второй степени);
умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
умение решать текстовые задачи с помощью составления уравнений;
понимание функции как математической модели, позволяющей описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
умение правильно употреблять функциональную терминологию, понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
умение находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
умение находить по графику функции промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения;
умение строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции;
умение интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
умение понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
умение распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; четырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
умение владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
умение решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
умение решать задачи на доказательство;
владение алгоритмами решения основных задач на построение.
Умения, характеризующие уровень сформированности информационной культуры:
знание и понимание сущности информации и информационных процессов;
знание и умение применять системы кодирования различных видов информации;
знание технологий обработки и передачи информации в устройствах персонального компьютера и информационных сетях;
умение применять возможности среды операционной системы Microsoft Windows и приложений Microsoft Office для широкого круга пользовательских задач;
умение обрабатывать текстовую и графическую информацию, осуществлять обмен данными между различными программными продуктами;
умение проектировать электронные таблицы и базы данных и управлять их ресурсами;
умение осуществлять поиск информации в сети Интернет, пользоваться ее ресурсами и сервисами;
умение создавать web-страницы средствами специальных программ, публиковать ресурсы в сети Интернет, использовать электронную почту, ICQ, Skype, конференции и форумы для обсуждения проблемы в режиме удаленного доступа;
умение применять ресурсы социальных сетей для решения практических задач.
Показатели обществоведческой образованности обучающихся:
понимание периодизации всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной и отечественной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания), анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
умение различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
умение участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
умение представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Показатели естественно-научной образованности обучающихся:
умение пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
умение давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
умение работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
умение решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
умение работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
умение владеть языком предмета;
умение описывать и объяснять физические явления: движение, передачу давления жидкостями и газами, колебания и волны, тепловые, электромагнитные и световые явления;
умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
умение представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
умение выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
умение приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
умение решать задачи на применение изученных физических законов;
умение проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;
знание и умение называть изученные химические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
умение определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
знание и умение характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и неорганических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических соединений;
знание и умение объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химических реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
умение выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
умение проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Показатели художественно-эстетической образованности обучающихся:
знание основных фактов истории искусства;
знание признаков и характерных черт основных творческих направлений в развитии художественной культуры Европы и России;
знание и умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства);
знание основных законов композиции, умение анализировать композицию художественных произведений различных видов и жанров искусства;
знание и умение характеризовать художественные средства различных видов искусства;
знание и умение отличать произведения выдающихся деятелей художественной культуры Европы и России;
умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Показатели сформированности культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся:
знание содержания важнейших нормативных документов по вопросам ГО и ЧС;
знание структуры РСЧС (Российской системы чрезвычайных ситуаций) и объектового звена;
знание сил и средств РСЧС, назначение НАСФ (нештатных аварийно-спасательных формирований);
знание основных видов чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера мирного и военного времени;
знание поражающих факторов современного оружия массового поражения и средств спасения людей от воздействия этих факторов;
знание классификации коллективных и индивидуальных средств защиты при чрезвычайных ситуациях;
умение применять индивидуальные средства защиты и действовать по сигналам ГО и ЧС;
знание основ военной службы и нормативных актов о воинской обязанности и военной службе;
знание структуры вооруженных сил, назначение видов и родов войск;
знание начальных основ медицинской подготовки;
умение оказывать первую неотложную доврачебную медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях.
Показатели технологической образованности обучающихся:
знание основ научной организации труда;
умение организации и планирования собственной трудовой деятельности, контроля над ее ходом и результатами;
умение выполнять инструкции при решении учебных, исследовательских и практических задач;
умение получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
умение создавать прикладные информационные продукты в соответствии с техническим заданием;
знание и соблюдение последовательности технологических операций при создании информационного продукта;
умения и навыки моделирования различных процессов средствами информационных и коммуникационных технологий;
умение применять ИКТ для целей дизайна помещений, изделий и печатной продукции;
умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Показатели сформированности физической культуры обучающихся:
умение технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
умение проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей. Коррекции осанки и телосложения;
умение разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
умение контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
умение управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
знание и соблюдение правил безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
умение пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Уровню функциональной грамотности соответствует уровень сформированности метапредметных умений и навыков, установленный на основе применения диагностических материалов, предусмотренных методическими материалами к реализуемым учебным программам.
«Модель выпускника» основной школы
1. Сформированность у выпускника основ ключевых компетентностей:
коммуникативной компетентности, предполагающей готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге на основе уважительного отношения к другим людям;
социальной компетентности, предполагающей готовность к социальному взаимодействию и способность соотносить свои устремления с интересами других людей;
готовности к разрешению проблем, предполагающей умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, принимать ответственные решения в той или иной ситуации и обеспечение своими действиями его воплощения в жизнь;
технологической компетентности, предполагающей готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, освоению и грамотному применению технологий;
информационной компетентности, предполагающей способность анализировать информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, создавать и изменять информационные объекты, взаимодействовать с другими людьми с использованием информационных и коммуникационных технологий, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
2. На ступени основной школы социокультурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества, в котором актуальны:
жизненная концепция, базирующаяся на принципах индивидуальности и нестандартности;
умение действовать самостоятельно, а значит, осуществлять выбор;
быть толерантным, воспринимать и уважать другие культуры;
создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной ответственности;
умение организовать самообразование; умение пользоваться информацией и вовлеченность в современную информационную культуру;
понимание основ современной культуры; владение этнокультурной традицией и историческим кругозором.
3. Специфика социально-экономических отношений, в которых предстоит действовать выпускнику, предполагает наличие совокупности качеств, делающих выпускника конкурентным: экономическую и правовую готовность к действию; ориентацию на измеряемый и объективный результат; способность конкретизировать проблему, анализировать риски принимаемых решений; лидерство как комплекс качеств, направленных на действия в рыночных условиях.
|