Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение»

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение»


НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Методические рекомендации

по дисциплине

«Организационное поведение»

Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией ИЭП
для студентов и слушателей ННГУ, обучающихся по направлению
подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиля «Менеджмент организации»

Нижний Новгород

2016

УДК 331.103

ББК У65.291.21

Щ-40
Щ-40 Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение». Автор: Щекотуров А.В. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2016. – 38 с.


Рецензент: Трофимов О.В., д.э.н., профессор
В настоящем пособии представлены методические рекомендации для проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Организационное поведение», включающие в себя рекомендации по содержанию лекций, форме проведения семинарских занятий, а также темы рефератов, докладов и список литературы для самостоятельного дополнительного изучения предмета. Также в пособии представлены варианты заданий для формирования необходимых умений и навыков обучающихся. Все это отвечает современным требованиям, предъявляемым к обучению студентов в рамках компетентностного подхода.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и слушателей ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Менеджмент организации».

УДК 331.103

ББК У65.291.21
© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………….…………………………………………………..4


  1. Сущность теории организационного поведения…………………...............7

  2. Взаимодействие личности и организации……………………….…….…...8

  3. Мотивация трудового поведения персонала ……..……...……………..…12

  4. Групповая динамика и командообразование в организации…………......16

  5. Конфликты и стрессы в организационном поведении ……………….…..18

  6. Коммуникации в организации………………………………………….…...25

  7. Власть и влияние в организации……………………………………………27

  8. Изменения и нововведения в организации…………………………...……32

  9. Корпоративная культура. Модели национальных деловых культур…….34


Заключение …………………………………………………………………………37

Введение

Изменения, происходящие во внутренней и внешней средах организации, появление новых видов организаций, получение новых знаний о поведении человека обусловливают необходимость разработки и применения новых моделей организационного поведения, отвечающих требованиям времени. В этих моделях находят воплощение идеи партнерства, командной работы, вовлечения в процесс принятия решений, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка.

Целью изучения дисциплины «Организационное поведение» является формирование целостной системы знаний и навыков в области взаимодействия личности и организации, мотивации трудового поведения персонала, командообразования, а также предотвращения и устранение конфликтов и стрессов в организации.

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование таких компетенций как способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6), а также владение навыками использования основных теорий мотиваций, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1). Владение данными компетенциями позволит эффективно управлять коллективом на предприятии.

Изучение дисциплины «Организационное поведение» основывается на знаниях, полученных в ходе изучения дисциплин «Деловая этика», «Теория организации», «Управленческая психология», «Менеджмент».

Задачами изучения дисциплины «Организационное поведение» являются:

1. Теоретическое исследование сути организационного поведения, а также основных подходов к его изучению и описанию.

2. Рассмотрение многообразия аспектов во взаимодействии личности и организации.

3. Оценка сильных и слабых сторон традиционных и современных теорий мотивации персонала.

4. Изучение факторов групповой динамики и принципов командообразования в организации.

5. Определение специфики конфликтов и стрессов в организационном поведении, их оценки и способов восстановления социально-психологического баланса в коллективе.

6. Оценка существующих коммуникаций в организации, коммуникационных барьеров и помех, а также способов их преодоления.

7. Рассмотрения всех форм властных отношений в организации, анализ типов лидерства и стилей руководства.

8. Раскрытие способов изменений и внедрения нововведений в организации, а также приемов преодоления сопротивления этим изменениям со стороны персонала.

9. Изучение корпоративной культуры и социальной ответственности организации на организационном, национальном и международном уровнях.
Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине


Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

ОК-6

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знать

• Этнические, национальные, расовые и конфессиональные особенности народов мира.

Уметь

• Адекватно воспринимать и анализировать культурные традиции и обычаи стран и народов;

• Кооперироваться с коллегами для достижения стратегических и тактических целей;

• Предупреждать и регулировать конфликтные ситуации в межкультурном взаимодействии.

Владеть

• Навыками сотрудничества представителей разных культур;

• Навыками бесконфликтной работы и толерантного поведения.

ПК-1

Владение навыками использования основных теорий мотиваций, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

Знать

• Теории мотивации, лидерства и власти;

• Основные подходы и теории лидерства и власти;

• Элементы и классификацию организационной культуры.

Уметь

• Проводить анализ человеческих ресурсов и определять содержание организационной культуры;

• Использовать различные формы власти, развивать навыки лидерства для организации командной работы;

• Разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию организационной культуры организации, а также развитию персонала по итогам аудита человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.

Владеть

• Инструментами аудита человеческих ресурсов

• Навыками формирования программ мотивации и их реализации

• Навыками организации групповой работы при решении стратегических и оперативных управленческих задач.

Таблица 2.

Структура и содержание дисциплины (для очного отделения)


Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины

Всего

(часы)

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

из них

Самостоятельная работа обучающегося, часы


Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Всего

Тема 1. Сущность теории организационного поведения

12

2

2

4

8

Тема 2. Взаимодействие личности и организации

12

2

2

4

8

Тема 3. Мотивация трудового поведения персонала

12

2

2

4

8

Тема 4. Групповая динамика и командообразование в организации

12

2

2

4

8

Тема 5. Конфликты и стрессы в организационном поведении

12

2

2

4

8

Тема 6. Коммуникации в организации

12

2

2

4

8

Тема 7. Власть и влияние в организации

12

2

2

4

8

Тема 8. Изменения и нововведения в организации

12

2

2

4

8

Тема 9. Корпоративная культура

12

2

2

4

8

Итого

108

18

18

36

72


Образовательные технологии
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при проведении занятий по дисциплине «Организационное поведение» используются активные и интерактивные формы обучения, в числе которых активные лекции, обсуждение докладов, эссе, разбор конкретных ситуаций с последующим принятием решений.

В качестве технологий, способствующих иллюстрации изучаемой темы, желательно использовать компьютерные презентации, а также различные обучающие тематические каналы на сайте YouTube. Использование сети Интернет способствует не только привлекательности материала, но и моделированию современных ситуаций, связанных с управлением интеллектуальной собственностью.


  1. Сущность теории организационного поведения


Организационное поведение как наука о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы. Индивидуальный, групповой и системный уровни организационного поведения. Задачи организационного поведения. Модели организационного поведения: авторитарная, модель опеки, поддерживающая модель, коллегиальная модель. Становление организационного поведения в теориях детерминизма, бихевиоризма, фрейдизма, социального научения, организационного гуманизма и пр. Человеческие ресурсы как основы организационного развития.
Рекомендуемые темы эссе:

  1. Поведение – это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой образ (И. Гете);

  2. Вы можете забрать мои фабрики, сжечь мои здания, но оставьте мне моих людей, и я все восстановлю (Г. Форд);

  3. Главное воздействие на производительность труда оказывают не условия труда сами по себе, а внимание к персоналу (Т. Питерс);

  4. Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросе делания денег (М. Маркс, компания Marx&Spencer);

  5. Люди, продукция, деньги – ключевые элементы бизнеса. Но люди – самое важное. Самая главная проблема руководителя – проблема отношений с людьми (из инструкции для менеджеров фирмы ToyotaMotorsCorporation).

  6. «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения» (Г. Форд)

  7. Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем построить самый хороший самолет (С. Ильюшин)

  8. Искусство управления людьми – самое трудное и высочайшее из всех искусств (Перикл)


Рекомендованные темы рефератов и докладов:

  1. Методы изучения организационного поведения.

  2. Факторы организационного поведения: люди, организационная структура, технология, внешняя среда.

  3. Научающиеся организации: определение, сущность, типы. Специфика организационного поведения в научающихся организациях.

  4. Модели организационного поведения.

  5. Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения.


Обязательная литература:

Хохлова Т.П. Организационное поведение. - М.: Магистр, 2009. - 509 с.

Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 329 с.

Мкртычан Г.А., Петрова О.В. Организационное поведение. - Н. Новгород: ННГУ, 2014. - 201 с.
Дополнительная литература:

Погудина, Е.Ю. Микроподход к организационному поведению // Вестник Томского государственного университета. – 2013.– № 373.–С. 171-173.

Аветисян, А.В. Управление организационным поведением в современной организации // Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России. – 2014.– С. 211.

Соттаева Д.Х. Специфика управлением организационным поведением // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015. – № 5-2. – С.98-101.

Robbins S., Judge T. Organizational Behavior.– Pearson Education, 2013. – 676 p.


  1. Взаимодействие личности и организации


Личность как носитель устойчивой совокупности социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена общества. Личность как объект (продукт) организационных отношений. Личность как субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Биологическая, психологическая и социальная стороны личности. Социально-психологическая структура и свойства личности. Типы личности и их профессиональная направленность. Модели поведения человека в организации: перфекционисткая, утилитаристско-гедонистическая, прагматическая. Типология людей в организации: решетка Майерс-Бриггс. Стадии организационной социализации. Проблемы управления личностью в организационной среде. Модели девиантного поведения в организации.
Задания для анализа

Задача 1.

Цель: раскрыть влияние организационного и внеорганизационного окружения на поведение сотрудников, выявить особенности управления в данных организациях.
   Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто посещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение».
   – Анна! – воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. – Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе.
   – Я проходила вводное обучение в страховой компании, где работаю последние 18 месяцев, – ответила Анна. – А как у тебя дела?
   – Я работаю в рекламном агентстве «Альбатрос». Я там уже почти год, – сказала Лида.
   – Интересно, что это за организация? – спросила Анна. – Я слышала, что это достаточно жесткая контора.
   – Я не знаю, откуда у тебя такая информация, – ответила Лида, – но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продвижение. Не получившие продвижение в компании долго не задерживаются. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду.
   Анна сочувственно взглянула на подругу.
   – У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это выглядит несколько иначе. У меня относительно низкая заработная плата, но мне кажется, что меня скоро повысят. Как бы этого хотелось! Когда я начала работать, мне сказали, что повысят через 9 месяцев ученичества, но они превратились сначала в 12, затем в 15… В итоге прошло уже 18 месяцев, но никого из моей группы еще не повысили. Двое, занимавшие должности выше меня, уже уволились. Поэтому нас, двоих оставшихся, скоро повысят. Я надеюсь, что это коснется и меня. Политика компании заключается в продвижении людей, но в медленном продвижении. Можно было бы, конечно, обратиться к официальным кадровым документам. Я уже подобрала много таких материалов, но как-то сомневаюсь, стоит ли мне на них ссылаться. У меня прекрасная начальница. Когда я разуверилась во всем, она отвела меня в сторону и сказала, что у меня все идет хорошо. Она показала планы компании по продвижению сотрудников и сказала, что она будет настойчиво рекомендовать меня на открывающиеся вакансии. Мне кажется, я просто нетерпеливая.
   Лида отставила свой кофе.
   – Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все результаты. Я большему научилась от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие люди, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала.
   – Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросила Анна.
   – Да, это очень интересная работа, – ответила Лида. – Она сложнее того, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как увидеть в своем начальнике что-то хорошее. Ты видишь, мне это крайне необходимо.
   Обе некоторое время сидели тихо. Наконец Анна сказала:
   – В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной?
   – Я бы пошла, Анна, – сказала Лида, – но я взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно?
   – Да, конечно, – ответила Анна, – после того, как нас обеих повысят.
   Они обе засмеялись, и Анна потянулась за своим пальто.
Задача 2.

Цель: раскрыть особенности восприятия работы менеджеров в организации с точки зрения их взаимодействия с коллективом.
Топ менеджеры часто принимают ошибочные решения в виду того, что плохо представляют многие детали в работе своих подчиненных. В связи с этим на некоторых предприятиях стала использоваться практика «смотрящего менеджмента»: менеджеры составляют свое расписание так, чтобы регулярно находить время на «прогулку» вокруг работающего персонала. Они общаются с рядовыми сотрудниками и заводят новые контакты в компании.

Данная практика была использована Биллом Ньюлетт и Дейвом Пакард, которые стремились узнать больше о сложностях и возможностях, с которыми сталкивались их работники. Следом за ними многие другие компании перешли на такой стиль управления и увидели в нем много преимуществ по сравнению с традиционным офисным подходом.

Популярная телепередача «Тайный Босс» пошла дальше и провела ряд социальных экспериментов. Ряд топ менеджеров крупнейших компании инкогнито были внедрены в работу рядового персонала других компаний. По завершении эксперимента внедренные менеджеры признались, что эксперимент показал им, насколько сложную и разностороннюю работу выполняет персонал, и как много навыков требуется, чтобы выполнить ее качественно. Они также сказали, что полученный опыт научил их много новому в ведении бизнеса и в совершенствовании ряда бизнес процессов.

Несмотря на определенные преимущества, практика «смотрящего менеджмента» имеет ряд недостатков. Во-первых, время, которое менеджеры проводят, прогуливаясь среди работников, - это время, которые они могли бы посвятить на выполнение своих непосредственных обязанностей: анализ, координация, стратегическое планирование. Во-вторых, менеджмент, основанный на субъективных впечатлениях, полученных от общения с персоналом и осмотра рабочих мест, противоречит научному менеджменту, который исходит из результатов исследований при принятии управленческих решений. В-третьих, менеджеры могут восприниматься служащими как бездельники и надсмотрщики, что подрывает уважение и доверие к руководству. Внедрение подобного подхода требует серьёзной подготовки и готовности минимизировать негативные последствия.

Вопросы:

  1. Что нового могут менеджеры усвоить, прогуливаясь по компании и общаясь с её сотрудниками, в сравнении с отчетами о деятельности организации?

  2. Будучи работником такого предприятия, как бы вы отнеслись к такой практике? Знание о том, что топ менеджеры время от времени взаимодействуют со служащими непосредственно на их рабочем месте, повлияло бы на Ваше восприятие ценностей организации?

  3. Как еще руководство компании может получать информацию о ежедневных бизнес операциях, происходящих в организации?

Что следует предпринять менеджерам, чтобы минимизировать негативные последствия подобного подхода?
Рекомендуемые темы для рефератов и докладов:

  • Развитие компетенций персонала в организации и управление этими компетенциями.

  • Диагностика профессиональной пригодности персонала.

  • Личности и достижения выдающихся российских управленцев.

  • Личности и достижения выдающихся зарубежных управленцев.

  • Роль и значение личности менеджера в системе организационного поведения.

  • Достоинства и недостатки тестирования как метода диагностики свойств личности.


Обязательная литература:

Хохлова Т.П. Организационное поведение. - М.: Магистр, 2009. - 509 с.

Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 329 с.

Мкртычан Г.А., Петрова О.В. Организационное поведение. - Н. Новгород: ННГУ, 2014. - 201 с.
Дополнительная литература:

Озерова, М.М. Корпоративная личность в управлении организацией // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 1. – С. 154-158.

Дорофеева, Л.И. Изменение взаимодействия «Организация-личность» в новой модели организационного поведения // Известия Саратовского университета. – 2013. – Том 13.– № 4-1. – С. 543-549.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2013. –352 с.

RobbinsS., JudgeT. OrganizationalBehavior. – PearsonEducation, 2013. –676 p.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconОрганизационное поведение и национальный менталитет Вопросы для подготовки...
Варианты контрольных работ по дисциплине «Теория менеджмента: организационное поведение»

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации для самоподготовки к экзамену по дисциплине «Английский язык»
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование очной формы...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков...
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансов и учета

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации и контрольные задания по дисциплине «Клиническая фармакология»
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы Методические...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык», по направлению подготовки 40....

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации для студентовпо выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся независимо от их профиля

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconУчебное пособие для вузов Главный редактор В. Усманов
...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Данные Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине огсэ. 03 Иностранный язык (английский) предназначены...

Методические рекомендации по дисциплине «Организационное поведение» iconМетодические рекомендации для выполнения контрольных заданий по самостоятельной...
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине огсэ 04. Английский язык для студентов-заочников, обучающихся...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск