СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
2, 3. Учебно-тематический план, содержание изучаемого курса………………….…6
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……...8
5. Список литературы……………………………………………………………………9
Пояснительная записка
Программа «Введение в православное благочестие» (далее ПДО «ВвПБ») составлена на основе программы «Основы православной веры» (авторы составители Н.Л. Кузьмина, зам. директора по УВР, Е.А. Кушлик, педагог-теолог (монахиня Еликонида), С.И. Гусев, педагог) и является ее модулем. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, согласно письма Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» .
Содержание ПДО «ВвПБ» соответствует социально-педагогической и духовно-нравственной направленностям дополнительных образовательных программ.
Реализация ПДО «ВвПБ» признана создать условия для формирования потребности в духовном изменении самого себя. Духовность в православии подразумевает уподобление Богу во всех Его свойствах, которые нам открыты. Прежде всего это стяжание богоподобной чистоты. Не в культуре поведения, не в знаниях, не в добрых делах формируется духовность. Любовь – вершина добродетелей, а основа любви – праведное отношение к человеку. Духовность – любовь и искоренение страстей.
Таким образом, цель программы – пробуждение духовности через раскрытие образа Божия в ребенке, взращивания жертвенной любви служения Богу и людям, воспитание ценностного отношения к православным традициям.
Задачи:
Воспитание благоговения к Богу; укрепление в вере.
Воспитание почитания родителей.
Возжигание любви к людям.
Формирование ответственного отношения к «дару свободы».
Раскрытие христианских добродетелей: смирение, послушание, терпение, воздержание, радость и упование, нестяжание, целомудрие.
Приобщение детей к чтению Священного Писания, творений Святых Отцов. Знание (умение объяснять, определять, пересказывать) Священного Предания и основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы Домостроительства спасения человеческого рода; понимание Боговоплощения, Крестной Жертвы и Воскресения Христова как основных этапов дела спасения.
Приобщение детей к Таинствам Церкви, жизни в церкви.
Формирование нравственной зоркости, умения извлекать нравственный и духовный смысл из получаемых знаний.
Формирование понимания, систематизация православных представлений о мире как творении Божием, о человеке, созданном по образу и подобию Божию.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность в ПДО «ВвПБ» реализуется через принцип единства Церкви, семьи и школы в деле воспитания учащихся, заложенный в воспитательной системе НОУ «Дивеевская монастырская православная СОШ».
Реализация данного принципа возможна при таких отличительных особенностях ПДО «ВвПБ», как:
Понимания воспитания как спасения, образования как восстановления образа Божия в человеке, его целостности, и необходимости развития всех его сил на основе соблюдения иерархического принципа в устроении человека;
Воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви;
Построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
Кроме того, программа основана на принципах:
Преемственности и перспективности и предполагает взаимосвязь преподавания с модулем ОПВ «Закон Божий» для 2-4 классов. В основе отбора содержания программы лежит принцип концентрического построения учебного материала. На каждой ступени обучения представлены такие разделы: Ветхий Завет, Новый Завет, Жития Святых, Литургика, История Церкви. Разделы постоянно расширяются, дополняются, конкретизируются, с учетом возрастных психолого-педагогических возможностей ребенка, а также особенностей его включенности в жизнь Церкви.
Данная программа предназначена для обучения учеников 1 класса начальной школы с нормальным развитием. При этом учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста. Которые подробно прописаны в разделе «Возрастно-нормативная модель обучающихся» программы ОПВ для обобщенной модели выпускника дошкольного образования и обобщенной модели выпускника начального общего образования.
Режим работы одно занятие в неделю по 30 минут. Срок реализации программы 1 год рассчитан на освоение программы в основном объеме. Периодичность занятий 1 час в неделю.
Формы организации деятельности младших школьников разнообразны. Поскольку курс имеет воспитательную направленность, реализация программы предполагает сочетание методов обучения и воспитания. Значительная роль отводится этическому диалогу, в рамках которого используются приемы эмоционального вслушивания; осознание себя, через сопоставление с героями прочитанных текстов; нравственное оценивание того или иного поступка, анализ привычных предметов и явлений с точки зрения православного мировосприятия; открытый финал, постановка проблем и размышление вне учебных занятий.
Применение наглядности обусловлено возрастными психолого-педагогическими особенностями младших школьников, а также спецификой содержания курса. Наглядные средства способствуют развитию эмоционально-образного восприятия окружающего мира и художественного восприятия рассказов Ветхого и Нового Заветов, позволяют придавать мыслям личный, эмоциональный характер. Транслирование Библейских сюжетов, икон, репродукций картин, образцов классической музыки, видеофрагментов осуществляется с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты первого года обучения
1.Личностные:
-- осознание себя чадом Русской Православной Церкви
-- сформированность благоговейного отношения к традициям Русской Православной Церкви
-- развитие нравственной зоркости (умение отличать добро от зла)
--готовность, решимость пробуждения любви, через социальное служение и стремление бороться с грехом
2. Метапредметные:
-- формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;
-- формирование умения извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
3. Предметные:
А. знание основ вероучения:
--о Боге – Творце и сотворенном Им, видимом и невидимом мире
-- о грехопадении первых людей
-- об истории Авраама и его потомков, о 10 заповедях Божиих
--о скинии ветхозаветной, православном храме и поведении в храме. О почитание икон и Животворящего Креста. Молитвы церковные и домашние
-- о Деве Марии, о благовещение Рождества Спасителя, молитву «Богородице Дево, радуйся»
-- о Рождестве Иисуса Христа и Его земной Жизни в кратком изложении; о страданиях, смерти и воскресении Христа
-- об основных церковных таинствах , праздниках и постах
-- о христианских святых
Б. овладение умениями и навыками:
-- творить православный крест, вести себя в храме
-- пересказывать Евангельские рассказы
-- отвечать на вопросы по Евангельским рассказам
-- по иконографии и по картинкам определять Евангельские события и рассказывать про них
-- на макете годового круга находить главные праздники
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Имеют такие формы оценки, как участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутри школьные олимпиады, научно-практические конференции, различные выступления, участие в школьных и районных мероприятиях, в ходе реализации воспитательной системы НОУ «Дивеевская монастырская православная СОШ».
К результатам индивидуальных достижений обучающихся при освоении программы, подлежащим анализу и качественной оценке (не выражающейся в отметке или письменной характеристике) относятся ценностные ориентации обучающихся, сформированность православных добродетелей.
Основным методом исследования динамики индивидуальных образовательных и воспитательных достижений, выражающихся в нравственном отношении к знанию, знание ради служения Богу и людям является наблюдение. Сопутствующий метод – анкетирование.
2, 3. Учебно-тематический план, содержание изучаемого курса
№
темы
|
Тема занятия программы
|
Содержание темы программы
|
Раздел Вступительный урок (1 час)
|
1
|
Церковь – семья Божия
|
Церковь – семья Божия. Я и моя семья
|
Раздел Сотворение мира (2 часа)
|
2
|
Пресвятая Троица. Творение мира
|
Сотворение невидимого ангельского мира.
|
3
|
Пресвятая Троица. Творение мира
|
Сотворение видимого мира и человека
|
Раздел Жизнь первых людей до потопа (2 часа)
|
4
|
Прародители Адам и Ева
|
Жизнь первых людей в земном раю. О непослушании. Дети Адама и Евы
|
5
|
Семья Ноя.
|
Всемирный потоп. О почитании родителей
|
Раздел Краткая Священная история. Ветхий Завет (5 часов)
|
6
|
Авраам и Моисей.
|
Авраам и его потомки.
|
7
|
Авраам и Моисей
|
Пророк Моисей и 10 заповедей Божиих
|
8
|
О вере. О храме
|
Скиния ветхозаветная
|
9
|
О вере. О храме
|
Православный храм и поведение в храме
|
10
|
О священных предметах и изображениях
|
Почитание икон и Животворящего Креста. Молитвы церковные и домашние
|
Раздел Краткая Священная история. Новый Завет (9 часов)
|
11
|
Благовещение Пресвятой Деве Марии
|
Благовещение. Молитва «Богородице Дево, радуйся».
|
12
|
Рождество Христово
|
Рождество Христа Спасителя и поклонение Ему Вифлеемских пастырей
|
13
|
Сретение Господне.
|
Святые Семион и Анна
|
14
|
Крещение Господне
|
Иоанн Креститель. Крещение людей
|
15
|
Учение и чудеса Иисуса Христа
|
Исцеление расслабленного. Воскрешение Христом дочери Иаира.
|
16
|
Учение и чудеса Иисуса Христа
|
Укрощение Христом бури на озере, хождение Его по водам. Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
|
17
|
Учение и чудеса Иисуса Христа
|
Исцеление десяти прокаженных. Заповедь о любви к Богу и ближнему. Христос и дети
|
18
|
Тайная Вечеря. Распятие и страдание Господа Иисуса Христа
|
Предательство Иуды. Тайная вечеря. Суд над Иисусом Христом у первосвященников и у Понтия Пилата. Крестные страдания и смерть Иисуса Христа
|
19
|
Воскресение Христово
|
Погребение Христа Спасителя. Сошествие Его во ад. Явления воскресшего Господа Иисуса Христа
|
Раздел О праздниках и постах (4 часа)
|
20
|
Таинства
|
Божественная Литургия. Символ веры.
|
21
|
Таинства
|
Исповедь. Причащение.
|
22
|
Посты православной Церкви
|
Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост
|
23
|
Важнейшие праздники
|
Двунадесятые праздники
|
Раздел Христианские святые (9 часов)
|
24
|
О Матери Божией и святых людях
|
О Матери Божией и святых людях
|
25
|
Иоанн Предтеча Креститель Господень
|
Иоанн Предтеча Креститель Господень
|
26
|
Равноапостольные Кирилл и Мефодий
|
Азбука св. Кирилла
|
27
|
Апостолы и евангелисты
|
Апостолы и евангелисты
|
28
|
Прп. Сергий Радонежский
|
Житие прп. Сергия Радонежского
|
29
|
Прп. Серафим Саровский. Дивеевские святые
|
Житие прп. Серафима Саровского. Дивеевские святые
|
30
|
Св. благоверный князь Александр Невский
|
Житие св. благоверного князя Александра Невского
|
31
|
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Царственные мученики
|
Житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Житие царственных мучеников
|
Раздел Обобщающий урок по пройденному материалу
|
32
|
Повторение пройденного
|
Ветхий Завет
|
33
|
Повторение пройденного
|
Новый Завет
|
|
|
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Основной формой организации учебного процесса по предстоящей программе являются учебные занятия, ведущая цель которых сообщение знаний и включение учеников в активный поиск знаний, развитие интереса к этим знаниям с использованием мотивации. Это составляет теоретическую часть. Практическая часть проводится непосредственно параллельно теоретической (правильное наложение крестного знамения, использование рисования во время прослушивания теоретической части и др.). рисунки ученики делают на тему проводимого занятия.
Знания преподаются в интересной форме с использованием наглядных пособий, видеофильмов, аудиозаписей. Помимо этого на занятиях используется форма уроков-бесед, где ученики являются не только слушателями, но и рассказчиками. Используя форму диалога, дети побуждаются к самостоятельным размышлениям. При этом формируется аналитическое мышление, развиваются навыки: самостоятельных выводов, публичных выступлений, преодолевается застенчивость и неуверенность в себе, расширяется объем знаний путем обмена информацией. На уроках играх используется форма деления на команды, где каждый несет ответственность за свою команду. Таким образом, развивается чувство коллективизма, сопереживания за своих товарищей, сочувствия в случае неудач и желание оказать помощь.
Использование наглядных пособий позволяет разнообразить и конкретизировать процесс обучения и освоения знаний. Не малое значение имеет и литература. В младших классах используется иллюстрированная литература, поэтому дети наглядно могут усвоить те события из земной жизни Иисуса Христа, которые им излагаются учителем в устной форме, а также увидят священные предметы и одежды.
Контрольно-измерительные материалы по ПДО «ВвПБ»
Степень освоения базового знаниевого ядра
Раздел «Краткая Священная история. Ветхий Завет»
-- разложи иллюстрации в хронологической последовательности (изображение дней творения, грехопадения, жизнь первых людей в раю, Каин и Авель, потоп и дети Ноя, история Моисея)
-- составь устный рассказ о событиях, изображенных на одной иллюстрации
-- вставь в текст молитв пропущенные слова
Раздел «Краткая Священная история. Новый Завет»
-- выдели иконы из ряда иллюстраций и разложи их в хронологической последовательности (Рождество Христово, поклонение волхвов, Сретение Господне, отрок Иисус в храме, искушение в пустыне, Крещение Господне, первое чудо Иисуса Христа, ночь в Гефсиманском саду, суд над Иисусом Христом, распятие и смерть, Воскресение Христово)
-- по описанию определи, о каком событии из Нового Завета идет речь.
Раздел «Христианские святые»
-- прочитай эпизод из жизни святого, определи о ком идет речь
-- разгадай крестословицу «Житие святых»
Динамика индивидуальных образовательных и воспитательных достижений
Анкета для родителей.
-- рассказывает ли ребенок дома о том, что изучено на уроке?
-- стремится ли ребенок самостоятельно читать Закон Божий?
-- как долго ребенок может сосредоточиться на молитве?
-- с радостью ли посещает храм?
-- изъявляет ли желание подготовиться к Исповеди и Причастию?
-- умеет ли правильно оценить свои поступки с точки зрения добра и зла?
-- часто ли проявляет решимость оказать посильную помощь близким?
Список литературы
Для педагога:
1.Атлас библейской истории с географическим указателем. Библейское российское общество. – М., 1999г.
2.Бакхаус Роберт. Библейский путеводитель по Иерусалиму. Российское Библейское общество. – М ., 1997г.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Библейское общество. – М ., 1994г.
4. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество,.Изд-во «Свет на Востоке» – М, 1996г.
5. Василий (Преображенский), святитель, епископ Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. – М., изд-во «Отчий дом», 2004г.
6. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении Тихона Задонского. – М., «Пересвет», 2004г.
7. Дерево доброе.// Учебное пособие для начальных классов. 3-е издание книги Ольги Янушкявичене, дополненное и переработанное диаконом Игорем Киреевым Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. – М., 1997г.
8. Добролюбова Т.С., Карпилова Г.В. Общая православная программа для средней школы. Нижегородская епархия. Детский православный центр «благовест». – Нижний Новгород, 1994г.
9. Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. Программа курса «Основы Православной культуры» для православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. – М., «Про-Пресс», 2006г.
10. Екименкова В.М. вера исцеляет сердца. // Из опыта преподавания православной этике. Православие в школе. – М., «Ковчег», 2001г.
11. Духовные истоки воспитания. // Учебно-методическая серия. Программы. Методики преподавания уроков. Сборники текстов. Редактор и составитель серии Ю.С. Исатов. НБФ «Славянский дом у истоков великих рек Волга – Днепр – Западная Двина».– М., 2002г.
12. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., «Паломник», 2002.
13. Методические материалы к семинару-практикуму. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования. Составитель Н.И. Архипова, методист ИДЦ, – г. Дзержинск, 2005.
14. Навстречу детским сердцам. Первые беседы для малышей. Автор-составитель Борис Ганаго. – г. Минск, изд-во Беларусского экзархата, 2003.
15. Наши загадки. // Христианский собеседник. Свет Православия. – Иваново, издание Макариев-Решемской обители, б/д.
16. . // Апологетическая газета. Спецвыпуск, ноябрь, 2004.
17. Православие для детей. Автор- составитель Наталия Будур. – М., Олма-Пресс, 2002.
18. Православное воспитание детей. // Из книги Н.Пестова «Путь к совершенной радости». Серия «Православное просвещение». – М., Даниловский благовестник, 1997.
19. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. // Книга для верующих и неверующих родителей. СПб., «Знаки», 2001.
20. Святое Евангелие с толкованием текста блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. – М., «Новая книга», «Ковчег», 2000.
21. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. // Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., издательский дом «Покров», 2004.
22. Слободской Серафим, протоиерей. Закон Божий. Любое издание.
23. Сосунцов Е., священник. Первая книга преподавателя священной истории. СПб., Сатис, 1994.
24. Сосунцов Е., священник. Уроки Закона Божия для детей. Исправлено и дополнено. – М., изд-во Московское подворье Свято-Троицкий Сергиевой Лавры, 2002.
25. Тарас Констанция, профессор Свято-Владимирской семинарии. Наша жизнь с Богом. Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Часть 1,2. Уроки 1-36. отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Отдел образования Православной Автокефальной Церкви Америки. Санкт-Петербургское христианское просветительное общество «Кредо», 2000.
26. Тарас Констанция, профессор Свято-Владимирской семинарии. С нами Бог. Руководство для преподавателей к пособию по катехизации для детей младшего школьного возраста 7-10 лет. Часть 1,2. Уроки 1-36. отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Отдел образования Православной Автокефальной Церкви Америки. Санкт-Петербургское христианское просветительное общество «Кредо», 2000.
27. Толкование Библии или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. С иллюстрациями в 3-ех томах. Издание преемников А.П.Лопухина. – СПб., 1904-1913.
28. Чупахина Н.Л. Духовно-нравственный мир Библии. // Методические рекомендации. Управление образования администрации г. Орла. Лаборатория по проблемам духовно-нравственного образования. Отдел по религиозному образованию и катехизации Орловско-Ливонской епархии. Орел, социально-образовательный центр, 1997.
29. Фаддей (Успенский), священномученик, архиепископ Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике. // Духовное наследие мучеников и исповедников русской Православной Церкви. – Тверь, изд-во «Булат», 2003.
30. Федеральный закон РФ от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании». Вестник образования №7, 1996.
31. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. // Духовное наследие. – М., изд-во «Даръ», 2005.
32. Шурупова Т.А., Янушкявечене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». – М., изд-во «ПРО-ПРЕСС», 2003.
Для учащихся:
1. Детям о православной вере. Книга для школы и семьи. –
Саратов, Москва, Благовестник, Паломник, 2000.
2. Закон Божий для самых маленьких. – Паломник, 1997.
3. Здравствуй мир. // Рабочая тетрадь-раскраска для 1-го класса общеобразовательных школы, лицея, гимназии. Библиотека центра педагогических исследований «Покров». // Основы Православия. – М., издательский дом «Покров», 2002.
4. Иоанн, послушник. Детям о Христе. Изд-во «Благо», 2002.(2 класс)
5. Православный мир. Круг чтения. – М., «Круг чтения», 2000.
|