Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 12
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 12
2.2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 14
2.3. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 21
3.1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 21
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 23
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 24
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Модернизация образования предполагает, что целевые ориентиры послужат вектором для образования детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность должна быть направлена на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
В свете федерального государственного стандарта дошкольного образования является актуальным использование в работе с дошкольниками новых педагогических технологий.
ЛЕГО – технологии это:
-
использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально –коммуникативного развития», «Речевого развития», «Художественно - эстетического развития»;
основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре;
использование ЛЕГО - технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе;
ЛЕГО - технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески;
ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
За основу составления программы взяты авторские программы: О.В. Мельниковой «Лего - конструирование». 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентация в электронном приложении /- Волгоград: Учитель. – 51 с. И Фешиной Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2012. – 144 с.
Нормативная - правовая база
«Конвенция о правах ребенка» Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08. 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска.
Цель программы: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, через совершенствование его конструкторских способностей, конструкторских умений и навыков; развитие речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения, подготовить к школьному обучению.
Обучение по данной программой основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической, исследовательской, самостоятельной деятельности конструирования воспитанников.
Задачи:
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, использовать научные и практические достижения. Стимулировать детское научно-техническое творчество. Повышать качество работы с детьми. Вести проектную деятельность в процессе работы.
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развивать операции логического мышления.
Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Способствовать развитию приоритетных направлений в современной системе образования: техника – технологических, здоровьесберегающих технологий, гуманизации дополнительного образования, охраны окружающей среды. Стимулирование детей к экспериментальной деятельности, принятие участия в конкурсах, в соревнованиях.
Участники программы - дети 5 - 6 лет.
В кружок принимаются дети 5-6 лет по желанию (без специального отбора),комплектование группы происходит с учетом возраста.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие в группе. Возможные виды занятий: традиционное практическое, теоретическое, игра, комбинированное занятие, праздник, конкурс, фестиваль, и т.д.
Срок реализации программы- 1 года
Срок обучения – 7 месяцев с октября по апрель (54 занятий в год из расчёта 2 занятия в неделю, в связи с новогодними каникулами, в январе 3 недели). Программа рассчитана на 1 года обучения (возраст детей от 5 до 6 лет).
Режим проведения занятий – 2 раза в неделю по 25 минут для старшего дошкольного возраста.
Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные виды деятельности: игровая, конструирование, коммуникативная деятельности.
Основные приёмы работы: проблемная ситуация, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование (создание рисунка модели), беседы, ролевая игра, викторина, проект.
Основным направлением курса «ЛЕГО – конструирование» является проектная и практическая конструктивная деятельность дошкольников. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Направленность программы. Программа имеет техническое направление.
Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность с педагогом, а так же детей и родителей.
Условия реализации программы: главная задача педагога в работе с детьми создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, установление с ними доверительных отношений, подбор посильных и интересных заданий, которые способствуют личному развитию и творческому росту.
Педагог постоянно создает ситуацию успеха ребенка, которая помогает ему справляться с заданием.Выбор практических работ зависит от уровня знаний и умений ребенка.
К участникам образовательного процесса нужно отнести и родителей, т.к. оказывают помощь в приобретении необходимых материалов для работы, создают материальные условия для работы детей и помогают поддерживать психологический настрой на работу, принимают активное участие в выполнении совместных работ.
При обучении педагог уделяет большое внимание соблюдению санитарно-гигиенических требований:
проветривание помещения;
наличие рабочих мест, соответствующих возрасту обучающихся;
правильное освещение;
проведение перемен, физкультурных минуток,гимнастики для глаз и плечевого пояса, организация подвижных игр.
В основу системы занятий положены основные и специальные принципы (Ю.К. Бабанский, Т.Н.Доронова, Т.С. Комарова, Е.Г. Лопатиной):
Принцип научности: теоретический и практический материал подобран на основе изучения дошкольной педагогики и психологии.
Принцип последовательности: система занятий выстроена с учётом усложнения на основе полученных ранее знаний и конструктивных навыков.
Принцип систематичности.
Принцип триединства цели обучения на занятии: соединение обучающего компонента, с развивающим и воспитывающим.
Принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учёт индивидуальности ребёнка (темперамента интересов).
Принцип доступности: учёт возрастных особенностей детей.
Принцип повторяемости программного содержания: овладение ребёнком навыкамилего - конструирования путём многократного повторения действий на основе разнообразных тем.
Принцип наглядности – большинство заданий предполагает опору на зрительный ряд: схемы, фото построек.
Принцип блочно – модульного структурирования содержания.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате изучения, в течение года содержания программы, у детей должны быть развиты творческие способности, конструкторские умения и навыки, речь. Должны уметь ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения. Уметь работать по предложенным инструкциям, довести решения задачи до работающей модели, излагать мысли, находить ответы на вопросы, анализировать рабочий процесс. Работать над проектом в команде, разумно распределяя обязанности.
Формы подведения итогов реализации программы - проведение итогового показательного занятия;презентация проектов - построек и макетов для родителей;а в дальнейшем - участие в городских фестивалях по ЛЕГО.
Педагогическая диагностика
Диагностика проводится в октябре и апреле.
ФИ ребенка
|
1
Побуждение
|
2
Знание представления
|
3
Умение
|
|
интерес к данному виду деятельности
|
название цвета детали
|
название формы детали
|
умение группировать детали
|
умение скреплять детали разными способами
|
умение работать
|
умение анализировать постройку, выделяя части целого
|
умение планировать предстоящую постройку
|
умение строить элементарные постройки по творческому замыслу
|
умение работать в паре (ведущий-ведомый), в группе
|
умение составлять рассказ о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы)
|
умение обыгрывать постройку
|
по цвету
|
по форме
|
по объемному образцу
|
по образцу, изображенному на картинке
|
используя пошаговую схему (технологические карты)
|
по инструкции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки показателей:
Высокий уровень – выполняет самостоятельно;
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого;
Низкий уровень – не выполняет;
Инструментарий сбора информации.
критерии диагностики
|
диагностический инструментарий
|
1 Побуждение
|
интерес к данному видудеятельности
|
Наблюдение за деятельностью детей при построении Лего конструкций
|
2 Знание представления
|
название цвета детали
|
«Запомни и выложи ряд» - выставляется ряд деталей с соблюдением цветовой закономерности. Педагог подчеркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлена деталь в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и выстраивают его в той же последовательности, по памяти.
|
название формы детали
|
«Отгадай» - Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму детали.
|
3 Умение
|
умение группировать детали
|
по цвету
|
«Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 5 деталей каждого цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
|
по форме
|
«Кто быстрее» - детям предлагается корзина с большим набором деталей. Предлагается найти по 5 деталей каждой формы (кубик, кирпичик, клювик, кнопочка)
|
умение скреплять детали
разными способами
|
«Собери модель» - дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей, используя наречия «сверху», «посередине», «слева», «поперек».
|
умение работать
|
по объемному образцу
|
«Собери модель по памяти» - педагог показывает детям, в течение нескольких секунд, модель из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
|
по образцу, изображенному на картинке
|
«Собери модель по картинке» - педагог предлагает детям собрать постройку по картинке. Дети собирают модель по картинке, сравнивая ее с изображением.
|
используя пошаговую схему (технологические карты)
|
«Собери модель» - педагог предлагает пошаговую схему сбора модели ребенку. Оценивает самостоятельность деятельности ребенка.
|
по инструкции
|
«Собери модель по ориентирам» - педагог диктует детям, куда выставить деталь определенного цвета и формы. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина правой стороны», «середина левой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».
|
умение анализировать
постройку, выделяя
части целого
|
«Домик в деревне» - педагог предлагает детям проанализировать постройку. Выделить и обозначить части постройки (дом: стены, окна, крыша, дверь, труба; деревья, забор и т.д.)
|
умение планировать
предстоящую
постройку
|
Беседа – педагог предлагает ребенку рассказать, как он будет строить какую-либо модель (например: дом).
|
умение строить
элементарные постройки
по творческому замыслу
|
«Подарок маме» - педагог предлагает детям придумать и самостоятельно построить подарок для мамы.
|
умение работать в паре (ведущий-ведомый), в группе
|
«Полянка цветов» - педагог предлагает детям совместно построить цветы и выложить их в поляну.
|
умение составлять рассказ о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы)
|
«Прогулка» - педагог предлагает детям построить деревья и составить рассказ о поделке по мнемосхеме.
|
умение обыгрывать постройку
|
«ПДД» - педагог предлагает детям поиграть в регулировщика. Дети играют в построенную ими дорогу, соблюдая правила дорожного движения.
|
Из пособия «Приобщаем дошкольников к волшебному миру Лего» [7- С 246]
|