Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов


Скачать 420.01 Kb.
Название Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4
Департамент образования и науки Курганской области
Государственное бюджетное учреждение

«Центр помощи детям»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Социально-педагогической направленности
по психологической подготовке обучающихся

к экзаменам«Все в твоих руках!»


для обучающихся 9, 11 классов

срок реализации – 1месяц
Составитель программы:

Кузнецова Ю.Н., педагог-психолог


Курган

2017


Рецензент:

Картаполова Ольга Викторовна,

педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа дополнительного образования по психологической подготовке обучающихся к экзаменам «Всё в твоих руках!»

Составитель программы

Кузнецова Юлия Николаевна

Тип программы

общеразвивающая

Направленность программы

социально-педагогическая

Срок обучения

1 месяц

Категория участников

9, 11класс

Цель программы

Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА

Задачи программы

- Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоциональногоифизического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

- Обучение способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

- Развитие уверенности в себе;

- Снижение тревожности;

- Развитие навыков самоконтроля;

- Обучение приемам активного запоминания;

- Отработка навыков поведения на экзамене.

Методы освоения содержания программы

Диагностические методики, дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, ролевые игры, релаксационные методы.

Форма организации деятельности

Индивидуально-групповая

С какого года планируется реализация программы

С 2017 года


Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к выпускным экзаменам трудно переоценить. Известно, что жизнь большинства современных детей и подростков, и в частности, обучающихся 9, 11-х классов, протекает в сложных и экономически, и физически, и морально, и эмоционально непростых условиях; по разным причинам дети испытывают разного рода напряжение, часто оказываются в кризисных ситуациях. И потому любой экзамен (и дажедиагностическая работа) для них является стрессовой ситуацией, тем более в форме основного государственного экзамена или единого государственного экзамена (далее –ОГЭ, ЕГЭ). Понятно, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Ввиду этого есть необходимость составления программы занятий, позволяющей помочь ученикам более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Под психологической готовностью к сдаче ГИА подразумевается сформированность у школьников психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной, технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзамена. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ГИА позволяет работать сразу над тремя задачами, традиционно стоящими перед педагогами-психологами:

• просвещение;

• мониторинг изменений;

• занятия с элементами тренинга.

Их решение обеспечит комплексное психологическое сопровождение обучающихся, сдающих ОГЭ, ЕГЭ. При этом нужно учитывать, что проводить длительные занятия со старшеклассникаминевозможно по ряду причин: школьники посещают курсы, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы), находятся на подвозе и т. д..

Представленный формат работы является ускоренной комплексной программой занятий по подготовке обучающихся 9-х, 11-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.

Данная программа является модифицированной, т.к. при ее разработке использовались материалы программы занятий по подготовке обучающихсяк выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программы «Путь к успеху»Стебеневой Н., Королевой Н.

Разработанная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ЕГЭ, кроме того, с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.

Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Программа предназначена для обучающихся 9-х, 11-хклассов.
Цель занятий:Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА.

Задачи:

1.Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоциональногои физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

2.Обучение способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

3.Развитие уверенности в себе;

4. Снижение тревожности;

5. Развитие самоконтроля;

6.Обучение приемам активного запоминания;

7.Отработка навыков поведения на экзамене.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, ролевые игры, релаксационные методы.
Необходимые материалы для проведения занятий: класс или другое просторное помещение; стулья; школьная доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записей информации, полученной в ходе мини-лекций; памятки по мини-лекциям для обучающихся, свеча и спички (на заключительное упражнение).
Участники: все обучающиеся одного класса.
Тематическое планирование:




Тема занятия

Количество часов

Формы работы, используемые методики

1

Психологическая готовность к ГИА

1

Индивидуальная, групповая.

- Упражнение «Ассоциации»,

- Анкета «Готовность к ГИА» (модифицированный вариант анкеты М.Ю.Чибисовой «Готовность к ЕГЭ»);

-Дискуссия на тему

«Возможности, которые

предлагает нам жизнь»;

- Упражнение«Молодец!»;

-Упражнение «Релаксация».

2

Как лучше подготовиться к занятиям

1

Индивидуальная,

групповая.

-Упражнение «По радио

сказали»;

-Упражнение «Преодоление;

- Мини-лекция «Как

готовиться к экзаменам»;

-Упражнение «Релаксация».

3

Поведение на экзамене

1

Индивидуальная,

групповая.

- Разминка «Считалки».

-Мини-лекция «Как вести

себя во время экзаменов»,

- Дискуссия в малых группах.

-Упражнение – «Релаксация»

4

Память и приемы запоминания.

Методы

запоминания текстов.


1

-Упражнение «Пустой стул»;

Мини-лекция: Память.

- Приемы организации

запоминаемого материала;

- Упражнение «20 слов»;

-Упражнение «Лица с именами и фамилиями»;

-Упражнение «Логически связанный текст»;

- Упражнение «Релаксация».

5

Приемы волевой мобилизации

1,5

- Упражнение «Часы»;

- Упражнение «Ассоциации»;

- Упражнение «Эксперимент»;

- Мини-лекция «Экспресс-приемы снятия напряжения»;

-Упражнение «Волевое дыхание»;

- Упражнение «Приятно вспомнить»;

-Упражнение «Релаксация»;

-Упражнение «До встречи на экзамене!»;

- Анкета «Готовность к ГИА» (модифицированный вариант анкеты М.Ю.Чибисовой «Готовность к ЕГЭ»).




ИТОГО:

5,5 часов





Планируемые результаты реализации программы:

- снижение уровня личностной и школьной тревожности;

- стабилизация психоэмоционального состояния обучающихся;

- повышение уровня развития опосредованного и словесно-логического запоминания;

- использование обучающимися полученных и усвоенных на тренинге знаний и умений, при подготовке к экзаменам.
Содержание:
Занятие 1

Цель:определение психологической готовности выпускников к ГИА, формирование положительного настроя на работу группы.

1. Приветствие. Притча «Все в твоих руках!» (показ мультфильма)

Психолог представляется и кратко рассказывает о занятии, его целях и задачах.

«ОГЭ или ЕГЭ – это такой же экзамен, проводимый в другой форме. Так как такая форма экзамена является относительно новой, требуется дополнительная подготовка всех его участников. В ход занятий мы с вами попытаемся приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзамена.

Ситуация сдачи экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как Вы выучили материал, с тем, насколько Вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько Вы уверены в своих силах. Иногда бывает так –Вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, Вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену Вам необходимо запомнить много материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из Вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.

Наши с Вами занятия будут посвящены психологической подготовке к экзаменам. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятий, помогут Вам более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах. Конечно, не всеми предложенными приемами будет пользоваться каждый из Вас, но Вы сможете их попробовать и выбрать те, которые подходят Вам более всего».

Затем обучающиеся знакомятся с правилами группы.
2. Правила работы группы.

Групповые правила:

- Постоянство.

Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает.

- Конфиденциальность.

Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

- Активность.

Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

- Искренность в общении и право сказать «нет».

Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства. Если сообщаются сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.

- Обращение по имени.

В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.

- Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности.

Говорить от себя лично: «Я считаю, что…»,вместо «Некоторые думают…»

- Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего следует оценивать не самих участников, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Не «Ты мне не нравишься…», а «Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…».

Каждое занятие мы с Вами будем заканчивать упражнением, выполнение которого не только на занятии, но и в повседневной жизни помогут справиться с негативными переживаниями, гармонизировать свое эмоциональное состояние.
3.Упражнениние «Ассоциации».

Обучающиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово «ОГЭ, ЕГЭ». Полученные результаты записываются психологом на доске, затем обсуждаются совместно с обучающимися. Ассоциации в идеале должны показать, что у ОГЭ, ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: «На результаты экзамена не влияет субъективное мнение учителя», «ОГЭ, ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал» и т.д.

Цели данного упражнения:

• актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ОГЭ, ЕГЭ;

• выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ОГЭ, ЕГЭ;

• преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные.

.

4. Методика позволяющую оценить степень готовности выпускников

После этого упражнения психолог может перейти к диагностике обучающихся, чтобы оценить степень готовности выпускников (приложение 1). Но прежде чем к ней приступить, уместно дать некоторое научное обоснование чувству повышенной тревожности. Например, педагог может сказать следующее: «Наверное, каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность и является негативным эмоциональным состоянием, именно тревога иногда мобилизует человека. Недаром, в русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм человека реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают: мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети». Обучающимся стоит пояснить, что каждый испытывает определенное волнение перед сдачей экзаменов. При этом такая реакция на стресс, как тревожность, связана со многими показателями: темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием и т. д.

Методика позволяющую оценить степень готовности выпускников к экзамену– анкета «Готовность к ГИА». Она позволяет определить степень субъективной готовности школьников к экзамену. Данная методика затрагивает следующие аспекты учебного процесса: уровень осведомлённости о процедуре проведения, степень тревожности обучающегося, способность к самоорганизации в условиях проверки знаний.

Проводить анкетирование желательно с помощью распечатанных бланков.
Испытуемым предлагается ответить на 13 вопросов. Для того чтобы ответить на них, необходимо определить степень личного согласия или несогласия с указанными утверждениями.

После диагностики психолог может дать классу общие рекомендации, как стать оптимистом, для чего ученикам раздаются соответствующие памятки. Эту часть урока лучше предварить следующими двумя высказываниями:

• «Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника.

При этом успех и удача, конечно, способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивая» удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей» (А.М. Прихожан);

• «Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности» (У. Черчилль).
  1   2   3   4

Похожие:

Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «На шаг впереди»
Дополнительная общеразвивающая программа «На шаг впереди» имеет социально-педагогическую направленность, является экспериментальной,...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Решение Экспертного совета, протокол №1 от «27» августа 2015 г. Дополнительная...
Дополнительная общеразвивающая программа «Теория и практика современной торговли»
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Протокол Методического Совета №2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Название раздела программы
Дополнительная общеразвивающая программа "Почемучки" является программой социально-педагогической направленности и рассчитана на...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Нижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей дошкольного возраста
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство»
Кгбоу «Красноярская общеобразовательная школа №5». Программа относится к педагогической, социально-трудовой и художественно-эстетической...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Темы (без указания слова «тема»)
Цель: Знакомство обучающихся с психологическими приёмами, используемыми при подготовке к экзаменам
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными...
...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Диагностика психологической готовности обучающихся выпускных классов к гиа и егэ
Психологическая готовность к гиа и егэ – это не наличие или отсутствие знаний по школьному предмету, а совокупность психологических...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Английский для детей» разработана на основе
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Результаты мониторинга по целевому и эффективному использованию учебно-лабораторного...
Наименование приобретенного учебно-лабораторного оборудования для обучающихся 2–х классов
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Проводимых мероприятий
В городской социально – психологической акции «Путь к успеху» (формирование потенциальных возможностей для развития лидерских качеств...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Программа по подготовке обучающихся 11 класса к егэ
В связи с тем, что обучающимся 11 класса в 2016-2017 учебном году предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
В основу программы положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащегося с овз, и предполагает создание комфортных...
Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по психологической подготовке обучающихся к экзаменам«Все в твоих руках!» для обучающихся 9, 11 классов icon Пояснительная записка дополнительная общеобразовательная общеразвивающая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» является авторской, адресована учащимся начальных и...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск