Содержание
№
|
Название раздела программы
|
Стр.
|
1
|
Пояснительная записка
|
3
|
2
|
Характеристика образовательного процесса
|
5
|
3
|
Учебный план
|
7
|
4
|
Содержание программы
|
12
|
5
|
Ожидаемые результаты и оценка их эффективности в реализации программы
|
37
|
6
|
Ресурсное обеспечение программы
|
39
|
7
|
Факторы риска освоения программы
|
41
|
8
|
Список используемой литературы
|
42
|
9
|
Приложение
|
48
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа "Почемучки" является программой социально-педагогической направленности и рассчитана на детей 5-7 лет.
Программа ориентирована на формирование интеллектуальной, психологической и социальной готовности ребенка к обучению в школе. Содержание программы обеспечивает сохранение самоценности дошкольного периода развития, отказ от дублирования обучения в первом классе школы, способствует развитию любознательности и формированию предпосылок учебной деятельности.
Данная общеразвивающая программа разработана на основе программ комплексного обучения и развития детей «Предшкольная пора» (создана авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н.Ф. Виноградовой) и программы «Детский сад 2100» (создана авторским коллективом под руководством Бунеева Р.Н., доктора педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО). Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. При выборе основополагающих программ мы изучили программы, реализуемые в детских садах г. Тюмени. Было выявлено, что программы «Детский сад 2100» и «Предшкольная пора» используются менее чем 20 % в дошкольных учреждениях. Таким образом, содержание данной программы не позволит дублировать образовательный процесс ДОУ.
Общеразвивающая программа "Почемучки" реализуется в учреждении дополнительного образования детей и предназначена в равной степени для детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение и для детей, по различным причинам не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Специфика системы дополнительного образования детей отражена в данной программе через построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, формирование развивающей среды, сотрудничество с семьей, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
Актуальность данной программы состоит в возможности выбора семьей и ребенком формы, содержания, объема и сроков получения дошкольного образования, с одной стороны, с другой стороны подготовке детей к школе и их успешная адаптация. Это обеспечивает принцип поддержки и разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155). В связи с этим и обозначена проблема формирования предпосылок к учебно-познавательной деятельности. Следует отметить, что учеными и педагогами-практиками выделяются следующие предпосылки учебной деятельности:
- психологические - достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.;
- коммуникативные или психосоциальные - умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки.
В соответствии с вышеизложенным программой предусмотрено формирование предпосылок у детей дошкольного возраста, а именно умений по основным направлениям развития личности.
Цель: формирование предпосылок для успешной адаптации к школьной программе и готовности детей к систематическому обучению.
Для достижения цели, предполагается решение следующих задач:
Образовательные:
речевое развитие (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи);
ознакомление с основами грамоты;
развитие познавательной активности;
формирование элементарных математических представлений
Развивающие:
формирование культуры общения и культуры поведения, положительного отношения к себе и окружающему миру;
формирование учебной мотивации
Воспитательные:
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество и общение;
формирование устойчивого интереса к занятиям, умения оценивать результаты своей работы;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия
Ожидаемый результат: сформированность у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Характеристика образовательного процесса
Прием в группы предшкольной подготовки объединения «Почемучки» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), при наличии медицинской справки о здоровье ребенка в августе – первой половине сентября.
Учебный план рассчитан на 8 месяцев (с 1 недели сентября по 4 неделю мая). Январь месяц является каникулярным. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество занятий в неделю – 6.
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" наполняемость группы составляет не более 15человек. Группы формируются по возрастному принципу. Обучение ведется на основе индивидуальных особенностей детей. По каждой теме создаётся множество заданий, которые затем распределяются. При этом индивидуализация может быть как полной (каждому типу особенностей - свой тип заданий), так и частичной (ориентация заданий на ведущий в группе тип, с организацией индивидуального подхода к тем детям, которые отличаются от большинства).Продолжительность занятий для детей 5 лет – не более 25 минут, для детей 6 лет – 30 минут. В середине занятия проводится физминутка. Перерыв между занятиями 10 минут.
Образовательный процесс направлен на сохранение самооценки дошкольного детства, выявление, развитие и учет индивидуальных особенностей детей. Учитывая психолого-физиологические особенности детей, виды деятельности на занятиях часто сменяют друг друга, одно упражнение или игра длятся 2-4 минуты, поэтому занятия состоят из 9 – 10 упражнений. На занятиях используются здоровьесберегающие технологии, организовывается продуктивно - игровая деятельность. Перерыв между занятиями длится 10 минут в специально оборудованном кабинете. Во время перерыва с детьми проводятся подвижные игры, которые носят релаксационный и оздоровительный характер, направленный на преодоление переутомления. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения. При разработке и проведении подвижных перемен соблюдается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игры за 3 минуты до начала занятия. Для настроя детей на занятие, привлечение их внимания, проводится гимнастика для глаз, для улучшения осанки, артикуляционная гимнастика.
Ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обогащению словарного запаса и развитию речи, развитие мелкой моторики, формированию приемов умственной деятельности, анализу и синтезу, сравнению и классификации, аналогии и обобщению.
Данная программа привлекательна для детей и родителей тем, что ребенок адаптируется к требованиям, предъявляемым в школе, к общению, раскрепощению, умению давать устные ответы на вопросы. Такая подготовка создает благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка, в том числе и нравственного.
С первых занятий педагог выделяет три основные задачи, на решение которых направлено содержание деятельности.
Формирование мотивов, побуждающих к учению (воспитанию глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний).
Общее развитие (развитие памяти, внимания, интеллекта, речи, мелкой моторики).
Умение произвольно управлять собой (у ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще не умеет).
Важную роль имеет подбор содержательного и яркого материала для занятий, а также создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Режим занятий
Год обучения
|
Количество часов в год
|
Количество посещений в неделю
|
Количество занятий в день
|
Продолжительность занятий
|
Первый
|
199
|
2
|
3
|
25 мин
|
Второй
|
199
|
2
|
3
|
25мин
|
В рамках реализации программы используются следующие формы занятий:
• занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.;
• занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина);
• театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);
• занятия-взаимообучения (ребенок - «консультант» обучает других детей);
• занятия-сомнения (поиска истины.) Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.);
• занятия-путешествия.
Учебный план
№
|
Наименование раздела и темы программы
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
Формы аттестации/ контроля
|
Раздел 1. Развитие речи
|
Первый год обучения
|
64
|
22
|
42
|
|
1
|
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
|
4
|
1
|
3
|
Устный опрос.
|
2
|
Составление описательного рассказа по наглядному плану.
|
23
|
8
|
15
|
Описательный рассказ с опорой на наглядность.
|
3
|
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
|
5
|
2
|
3
|
Описательный рассказ с опорой на наглядность.
|
4
|
Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине.
|
11
|
4
|
7
|
Сюжетный рассказ с опорой на наглядность.
|
5
|
Составление рассказов по последовательной серии сюжетных картин.
|
10
|
4
|
6
|
Составление рассказа по серии картин.
|
6
|
Составление описательного рассказа по пейзажной картине.
|
4
|
1
|
3
|
Описательный рассказ с опорой на наглядность.
|
7
|
Составление рассказа на заданную тему.
|
2
|
1
|
1
|
Составление рассказа.
|
8
|
Обучение пересказу
|
3
|
1
|
2
|
Пересказ текста.
|
9
|
Заучивание наизусть.
|
1
|
|
1
|
Пересказ текста наизусть.
|
10
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
Занятие – игра.
|
Второй год обучения
|
32
|
12
|
21
|
|
1
|
Вводное занятие.
|
1
|
1
|
|
Устный опрос.
|
2
|
Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине.
|
6
|
2
|
4
|
Сюжетный рассказ с опорой на наглядность.
|
3
|
Составление описательного рассказа по пейзажной картине.
|
7
|
2
|
5
|
Описательный рассказ с опорой на наглядность.
|
4
|
Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
|
5
|
2
|
3
|
Описательный рассказ с опорой на наглядность.
|
5
|
Пересказ народных сказок и коротких рассказов.
|
5
|
2
|
3
|
Пересказ текста.
|
6
|
Составление рассказов из личного опыта на заданную тему.
|
3
|
1
|
2
|
Составление рассказа.
|
7
|
Составление сюжетного рассказа по последовательной серии сюжетных картин.
|
2
|
1
|
1
|
Составление рассказа по серии картин.
|
8
|
Заучивание стихотворений наизусть.
|
2
|
1
|
1
|
Пересказ текста наизусть.
|
9
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
1
|
Занятие – игра.
|
|