Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ»


Скачать 435.04 Kb.
Название Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ»
страница 1/4
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4






Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ СахСТ»



Актуальной проблемой нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации обучающихся с особенными образовательными потребностями.

Обучающиеся данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов эндогенного и экзогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах. Получение профессии с последующим трудоустройством, формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, - основа социальной-трудовой адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления подроста в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий, дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Обучение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:

- более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала;

- замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков;

-  необходимость применения специфических для данной категории обучающихся методов обучения и воспитания;

-  коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.

Правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением подростка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении и воспитании умственно отсталых детей, определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество.

Необходимость создания программы, решающей проблему социальной адаптации и последующей интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями и их реализация как полноценных членов общества. Возможность этой категории людей жить в соответствии с социальными правами и гарантиями. Реализация этой идеи позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с особыми образовательными потребностями в жизнь общества.

Умственная отсталость влечет за собой множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией в общество обучающихся с нарушением интеллекта, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные и профессиональные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию.

Объект:

Процесс формирования социально-трудовой адаптации и интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Предмет:

Организация единого учебно-воспитательного пространства, условий формирования социальной адаптации и интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) в ГБПОУ СахСТ.

Цель:

Создание условий в учебно-воспитательном процессе, направленных на включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, способных к успешной адаптации, конкуренции в условиях рыночной экономики наряду с людьми с нормальным интеллектом.

Диагностический инструментарий:

-  протоколы ПМПК при поступлении обучающихся в ГБПОУ СахСТ;

-  тесты и другие педагогические контрольные материалы для проведения входной диагностики;

-  анализ статистической информации, полученной посредством использования экспериментальных методик и процедур;

-  мониторинг учебной и трудовой деятельности.
Социально-трудовая адаптация направлена на создание и обеспечение условий для взаимосвязи обучающегося с обществом, формирования его статуса и способностей к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации1. Целью социальной адаптации в процессе профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью является максимальное приспособление к жизни, включение в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта.

Программа по социальной адаптации включает два раздела:

1) социально-бытовую адаптацию формирование основных понятий и навыков, связанных с сохранением здоровья, заботой о своей внешности, (санитарная гигиена, прическа, одежда), с рациональным питанием, бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, бытовая техника, уборка, ремонт, досуг);

2) социально-средовую ориентацию формирование основных понятий и опыта общения и поведения в ближнем и формальном окружении, ориентировки в городе, транспорте, в магазинах; навыков бережного отношения к природе, основных понятий о единстве человека и природы, о правах и обязанностях каждого человека.
Основы безопасности труда, производственных отношений и социальной адаптации на рабочем месте:

  • Рабочее место.

  • Охрана и безопасность труда.

  • Социально-средовая ориентировка.

  • Основы этики деловых отношений и коммуникации.

  • Основы трудового права.


Исследование особенностей социально-трудовой адаптации обучающихся с нарушением интеллекта при поступлении в ГБПОУ СахСТ и в процессе обучения и воспитания.

1.  Изучение характеристик, протоколов ПМПК обучающихся, поступающих в техникум.

2.  Анализ анкет по изучению личностных качеств обучающихся.

3.  Изучение мотивации к теоретическому и практическому освоению умений и навыков социально-трудовой адаптации.

4.  Наблюдение преподавателей и руководителя группы за адаптацией учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коллективе техникума и выявление направлений работы по социально-трудовой адаптации с обучающимися группы с учётом физических и психических особенностей детей.

5.  Исследование интеллектуальной лабильности обучающихся с нарушением интеллекта для выявления способности к обучению, уровня воспитанности.
Реализация программы по социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух модулей:

учебного:

· социально-трудовая адаптация на уроках учебной практики и производственного обучения;

воспитательного:

·  мероприятия по социально-трудовому воспитанию во внеурочное время;

·  профориентационная работа.

1.  Внедрение программы по повышению мотивации социального-трудового воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает:

- развитие и укрепление интереса к самообслуживанию;

- развитие понимания необходимости качественного овладения навыками профессионального обучения;

-  развитие у обучающихся социальных мотивов, положительного отношения к труду;

-  формирование реальных представлений об адаптации в обществе.

2.  Внедрение программы по воспитанию личности предполагает:

-  развитие личности;

-  формирование и развитие ответственности;

-  семейное воспитание;

-  работа с сиротами, детьми, оставшимися без попечения;

-  теоретическое и профессиональное обучение:

-  активизация мыслительной деятельности;

Необходимым компонентом обучения является коррекционная работа, проводимая на всех этапах воспитания и обучения обучающихся с нарушением интеллекта. В решении конкретной учебной задачи должны учитываться 3 функции: (образовательная, воспитательная, развивающая). При этом образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функция способствуют развитию мыслительной деятельности. Она должна включать обучающихся в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным моментам такой деятельности относятся:

-  понимание обучающимися учебного материала;

-  непосредственная связь теоретических знаний с практической работой;

-  развитие самостоятельности обучающегося в выполнении учебных и практических заданий и умение контролировать их результаты;

-  формирование положительной мотивации к обучению.
Методы и технологии:

Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы – тестирование, анкетирование, сравнение и обобщение результатов опытно-поисковой работы, ролевые игры, задания с элементами тренинга, наблюдение.

Внеклассная работа – экскурсии, встречи с выпускниками и родителями, тематические недели, классные часы и др.
Социально-трудовая адаптация предполагает:

- Воспитание положительных качеств личности обучающегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т. д.);

- Обучение приемам работы во время учебной практики, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты;

-Формирование санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:

- планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненных работ).

Программа «Социально-трудовой адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ СахСТ предполагает проведение социально-психологического тренинга «Диалог. 3Д-эффект».
Коррекционно-развивающая программа социально-психологического тренинга «Диалог. 3Д-эффект»
Программа тренинга предназначена для обучающихся группы профессиональной подготовки с ограниченными возможностями здоровья (выпускники СКШ 8 вида).

Основные принципы программы:

- интерактивность, предполагающая интенсивное межличностное взаимодействие;

- постепенность (наблюдение динамики группы, в т. ч., измерение скорости «эскадры» по «последнему кораблю»);

- интегративность (связь с реальной жизнью и «контактной сетью» участников программы);

- комплексность (воздействие на эмоциональную, когнитивную, поведенческую сферы личности).

Цель: социальная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (выпускники СКШ 8 вида).

Основные задачи тренинга:

- развитие самооценки и адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в меняющейся социальной среде;

- тренинг навыков произвольности и конструктивного межличностного взаимодействия (в том числе – коммуникативной мотивации и адекватности, гуманности, ответственности);

- тренинг навыков произвольности саморегуляции психического состояния, преодоления тревожности и неуверенности в себе;

- тренинг навыков формирования жизненных планов и коррекции ценностных ориентаций.

Практика работы с обучающимися-инвалидами убеждает в том, что при всей важности профессиональной подготовки возникает объективная необходимость научения их реализации своих способностей и интересов в спорте, искусстве, техническом творчестве, самопознании и общении, развития их социальной компетентности. В ряде случаев выбор профессии не соответствует амбициям и планам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является объективной данностью. Ребятам предстоит самостоятельно и на требуемом уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в тренинге навыков социально-психологической адаптации в широком социальном окружении, с одной стороны, и в координации конструктивного взаимодействия участников «контактной сети» особенных ребят, - с другой. Важно создать условия для их личностного развития и социальной самореализации, не дать замкнуться в себе, развивать навыки конструктивного общения, максимально обнаружить и использовать все имеющиеся ресурсы адаптации.

В современном обществе декларируется лозунг о необходимости безбарьерной среды. Однако до сих пор основной задачей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья остается – научить преодолевать существующие барьеры, тренировать навыки успешной социальной интеграции в данную сегодня мобильную среду.

Программа тренинга рассчитана на 18 занятий от 40 минут до 1 часа, занятия проводятся 1раз в неделю и рассчитаны на группу численностью 7-15 человек.

Структура и содержание занятий.

СПТ состоит из трех условных взаимосвязанных блоков:

1 – преодоление сопротивления самораскрытию, формирование доверия и эмоциональной взаимобезопасности;

2 – моделирование различных ситуаций межличностного взаимодействия, прогнозирование вариантов конструктивного общения;

3 – наблюдение динамики развития тренируемых навыков, осознания личных ресурсов.

Каждое занятие СПТ (кроме первого) начинается с процедуры «новости обо мне», где участники делятся информацией о том, что интересного, нового, важного произошло за прошедшую неделю в их жизни, какие новые мысли появились после предыдущего занятия.

После этого следует вступительное слово ведущего (или упражнение-«разогрев»), которое настраивает группу на тему занятия. Затем ведущий называет тему занятия, проводит несколько соответствующих упражнений с последующим обсуждением. Каждое занятие завершается «рефлексивным кругом» для закрепления опыта, полученного на тренинге и получения обратной связи.

Участникам предлагаются домашние задания, выполнение которых служит «мостиком» к теме следующего занятия. К участию в работе группы возможно привлечение мастера производственного обучения, руководителя группы и социального педагога, работающих с обучающимися. Занятия предполагают круговое расположение участников, кроме случаев демонстрации видеоряда и некоторых теоретических блоков. Диагностика проводится как на занятиях группы, так и в учебных аудиториях, в группе и индивидуально.

Формы работы:

- тренинговые упражнения;

- интерактивные моделирующие игры;

- чтение, обсуждение сказок и других литературных произведений.

Обязательными условиями эффективности реализации программы являются:

- учет рекомендаций индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

- прикладное значение знаний и навыков, полученных на тренинговых занятиях;

- соблюдение принятых группой правил тренинга;

- использование метафорических карт только с целью стимуляции воображения.

Ожидаемые результаты от внедрения программы:

- развитие самооценки, коммуникативной мотивации, социальной компетентности;

- произвольность психической саморегуляциии коммуникативных навыков;

- развитие прогнозирования;

- социально-психологическая и профессиональная адаптация обучающихся с ОВЗ в ГБПОУ СахСТ.

- творческая самореализация обучающихся с ОВЗ в системе внеурочной занятости тезникума;

- интеграция в систему социально-трудовых общественных отношений.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
«Специальная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)...
«специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования...
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Образовательная программа кгкс(К)оу для обучающихся, воспитанников...
Образовательная программа кгкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Партизанская специальная...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Публичный отчет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школа – интернат для обучающихся...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Образовательная программа дошкольного образования
Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon «принято» решением педагогического совета: протокол №1 «31» августа 2017г «утверждаю»
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Принято утверждаю
«Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2»
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными...
Адаптированная образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (овз)
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Программа формирования базовых учебных действий
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Запрудненская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Утверждаю: Директор коу «Излучинская школа-интернат для обучающихся...
Положение о Совете обучающихся разработано в соответствии с федеральным законом №273-фз «Об образовании в рф», Уставом школы
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon Приказ №83 от 30. 09. 2015 года План график
Фгос ноо обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и фгос образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными...
Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в гбпоу сахСТ» icon И. о директора коу оо «Троснянская общеобразовательная школа-интернат...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск