Программа «Социально-трудовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ СахСТ»
Актуальной проблемой нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации обучающихся с особенными образовательными потребностями.
Обучающиеся данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов эндогенного и экзогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах. Получение профессии с последующим трудоустройством, формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, - основа социальной-трудовой адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления подроста в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий, дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Обучение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью имеет существенные особенности, такие как:
- более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала;
- замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков;
- необходимость применения специфических для данной категории обучающихся методов обучения и воспитания;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.
Правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением подростка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи. При обучении и воспитании умственно отсталых детей, определена задача формирования самодостаточности этой части трудоспособного населения, привития им различных жизненных навыков, которые облегчат последующую социальную адаптацию и интеграцию их в общество.
Необходимость создания программы, решающей проблему социальной адаптации и последующей интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями и их реализация как полноценных членов общества. Возможность этой категории людей жить в соответствии с социальными правами и гарантиями. Реализация этой идеи позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с особыми образовательными потребностями в жизнь общества.
Умственная отсталость влечет за собой множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией в общество обучающихся с нарушением интеллекта, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные и профессиональные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию.
Объект:
Процесс формирования социально-трудовой адаптации и интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет:
Организация единого учебно-воспитательного пространства, условий формирования социальной адаптации и интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью) в ГБПОУ СахСТ.
Цель:
Создание условий в учебно-воспитательном процессе, направленных на включение обучающихся с нарушением интеллекта в социальную среду, способных к успешной адаптации, конкуренции в условиях рыночной экономики наряду с людьми с нормальным интеллектом.
Диагностический инструментарий:
- протоколы ПМПК при поступлении обучающихся в ГБПОУ СахСТ;
- тесты и другие педагогические контрольные материалы для проведения входной диагностики;
- анализ статистической информации, полученной посредством использования экспериментальных методик и процедур;
- мониторинг учебной и трудовой деятельности.
Социально-трудовая адаптация направлена на создание и обеспечение условий для взаимосвязи обучающегося с обществом, формирования его статуса и способностей к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации1. Целью социальной адаптации в процессе профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью является максимальное приспособление к жизни, включение в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта.
Программа по социальной адаптации включает два раздела:
1) социально-бытовую адаптацию – формирование основных понятий и навыков, связанных с сохранением здоровья, заботой о своей внешности, (санитарная гигиена, прическа, одежда), с рациональным питанием, бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, бытовая техника, уборка, ремонт, досуг);
2) социально-средовую ориентацию – формирование основных понятий и опыта общения и поведения в ближнем и формальном окружении, ориентировки в городе, транспорте, в магазинах; навыков бережного отношения к природе, основных понятий о единстве человека и природы, о правах и обязанностях каждого человека.
Основы безопасности труда, производственных отношений и социальной адаптации на рабочем месте:
Рабочее место.
Охрана и безопасность труда.
Социально-средовая ориентировка.
Основы этики деловых отношений и коммуникации.
Основы трудового права.
Исследование особенностей социально-трудовой адаптации обучающихся с нарушением интеллекта при поступлении в ГБПОУ СахСТ и в процессе обучения и воспитания.
1. Изучение характеристик, протоколов ПМПК обучающихся, поступающих в техникум.
2. Анализ анкет по изучению личностных качеств обучающихся.
3. Изучение мотивации к теоретическому и практическому освоению умений и навыков социально-трудовой адаптации.
4. Наблюдение преподавателей и руководителя группы за адаптацией учащихся с интеллектуальной недостаточностью в коллективе техникума и выявление направлений работы по социально-трудовой адаптации с обучающимися группы с учётом физических и психических особенностей детей.
5. Исследование интеллектуальной лабильности обучающихся с нарушением интеллекта для выявления способности к обучению, уровня воспитанности.
Реализация программы по социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух модулей:
учебного:
· социально-трудовая адаптация на уроках учебной практики и производственного обучения;
воспитательного:
· мероприятия по социально-трудовому воспитанию во внеурочное время;
· профориентационная работа.
1. Внедрение программы по повышению мотивации социального-трудового воспитания обучающихся с интеллектуальной недостаточностью предполагает:
- развитие и укрепление интереса к самообслуживанию;
- развитие понимания необходимости качественного овладения навыками профессионального обучения;
- развитие у обучающихся социальных мотивов, положительного отношения к труду;
- формирование реальных представлений об адаптации в обществе.
2. Внедрение программы по воспитанию личности предполагает:
- развитие личности;
- формирование и развитие ответственности;
- семейное воспитание;
- работа с сиротами, детьми, оставшимися без попечения;
- теоретическое и профессиональное обучение:
- активизация мыслительной деятельности;
Необходимым компонентом обучения является коррекционная работа, проводимая на всех этапах воспитания и обучения обучающихся с нарушением интеллекта. В решении конкретной учебной задачи должны учитываться 3 функции: (образовательная, воспитательная, развивающая). При этом образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функция способствуют развитию мыслительной деятельности. Она должна включать обучающихся в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным моментам такой деятельности относятся:
- понимание обучающимися учебного материала;
- непосредственная связь теоретических знаний с практической работой;
- развитие самостоятельности обучающегося в выполнении учебных и практических заданий и умение контролировать их результаты;
- формирование положительной мотивации к обучению.
Методы и технологии:
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы – тестирование, анкетирование, сравнение и обобщение результатов опытно-поисковой работы, ролевые игры, задания с элементами тренинга, наблюдение.
Внеклассная работа – экскурсии, встречи с выпускниками и родителями, тематические недели, классные часы и др.
Социально-трудовая адаптация предполагает:
- Воспитание положительных качеств личности обучающегося (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т. д.);
- Обучение приемам работы во время учебной практики, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты;
-Формирование санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:
- планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненных работ).
Программа «Социально-трудовой адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ СахСТ предполагает проведение социально-психологического тренинга «Диалог. 3Д-эффект».
Коррекционно-развивающая программа социально-психологического тренинга «Диалог. 3Д-эффект»
Программа тренинга предназначена для обучающихся группы профессиональной подготовки с ограниченными возможностями здоровья (выпускники СКШ 8 вида).
Основные принципы программы:
- интерактивность, предполагающая интенсивное межличностное взаимодействие;
- постепенность (наблюдение динамики группы, в т. ч., измерение скорости «эскадры» по «последнему кораблю»);
- интегративность (связь с реальной жизнью и «контактной сетью» участников программы);
- комплексность (воздействие на эмоциональную, когнитивную, поведенческую сферы личности).
Цель: социальная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (выпускники СКШ 8 вида).
Основные задачи тренинга:
- развитие самооценки и адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в меняющейся социальной среде;
- тренинг навыков произвольности и конструктивного межличностного взаимодействия (в том числе – коммуникативной мотивации и адекватности, гуманности, ответственности);
- тренинг навыков произвольности саморегуляции психического состояния, преодоления тревожности и неуверенности в себе;
- тренинг навыков формирования жизненных планов и коррекции ценностных ориентаций.
Практика работы с обучающимися-инвалидами убеждает в том, что при всей важности профессиональной подготовки возникает объективная необходимость научения их реализации своих способностей и интересов в спорте, искусстве, техническом творчестве, самопознании и общении, развития их социальной компетентности. В ряде случаев выбор профессии не соответствует амбициям и планам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является объективной данностью. Ребятам предстоит самостоятельно и на требуемом уровне выполнять несложные виды работ в условиях обычного трудового коллектива. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в тренинге навыков социально-психологической адаптации в широком социальном окружении, с одной стороны, и в координации конструктивного взаимодействия участников «контактной сети» особенных ребят, - с другой. Важно создать условия для их личностного развития и социальной самореализации, не дать замкнуться в себе, развивать навыки конструктивного общения, максимально обнаружить и использовать все имеющиеся ресурсы адаптации.
В современном обществе декларируется лозунг о необходимости безбарьерной среды. Однако до сих пор основной задачей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья остается – научить преодолевать существующие барьеры, тренировать навыки успешной социальной интеграции в данную сегодня мобильную среду.
Программа тренинга рассчитана на 18 занятий от 40 минут до 1 часа, занятия проводятся 1раз в неделю и рассчитаны на группу численностью 7-15 человек.
Структура и содержание занятий.
СПТ состоит из трех условных взаимосвязанных блоков:
1 – преодоление сопротивления самораскрытию, формирование доверия и эмоциональной взаимобезопасности;
2 – моделирование различных ситуаций межличностного взаимодействия, прогнозирование вариантов конструктивного общения;
3 – наблюдение динамики развития тренируемых навыков, осознания личных ресурсов.
Каждое занятие СПТ (кроме первого) начинается с процедуры «новости обо мне», где участники делятся информацией о том, что интересного, нового, важного произошло за прошедшую неделю в их жизни, какие новые мысли появились после предыдущего занятия.
После этого следует вступительное слово ведущего (или упражнение-«разогрев»), которое настраивает группу на тему занятия. Затем ведущий называет тему занятия, проводит несколько соответствующих упражнений с последующим обсуждением. Каждое занятие завершается «рефлексивным кругом» для закрепления опыта, полученного на тренинге и получения обратной связи.
Участникам предлагаются домашние задания, выполнение которых служит «мостиком» к теме следующего занятия. К участию в работе группы возможно привлечение мастера производственного обучения, руководителя группы и социального педагога, работающих с обучающимися. Занятия предполагают круговое расположение участников, кроме случаев демонстрации видеоряда и некоторых теоретических блоков. Диагностика проводится как на занятиях группы, так и в учебных аудиториях, в группе и индивидуально.
Формы работы:
- тренинговые упражнения;
- интерактивные моделирующие игры;
- чтение, обсуждение сказок и других литературных произведений.
Обязательными условиями эффективности реализации программы являются:
- учет рекомендаций индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- прикладное значение знаний и навыков, полученных на тренинговых занятиях;
- соблюдение принятых группой правил тренинга;
- использование метафорических карт только с целью стимуляции воображения.
Ожидаемые результаты от внедрения программы:
- развитие самооценки, коммуникативной мотивации, социальной компетентности;
- произвольность психической саморегуляциии коммуникативных навыков;
- развитие прогнозирования;
- социально-психологическая и профессиональная адаптация обучающихся с ОВЗ в ГБПОУ СахСТ.
- творческая самореализация обучающихся с ОВЗ в системе внеурочной занятости тезникума;
- интеграция в систему социально-трудовых общественных отношений.
|