Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство»


Скачать 253.28 Kb.
Название Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство»
страница 1/2
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2
c:\users\ирина\desktop\принятые\легкие\технология\декоративное 001.jpg
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» разработана на основании адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5». Программа относится к педагогической, социально-трудовой и художественно-эстетической направленности, составлена для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 5 А класса.

Рабочая программа рассчитана на 2016 – 2017учебный год. Обучающиеся на уроках делятся на 2 подгруппы. Уроки проводятся по 40 минут. На изучение и освоение программного материала, согласно учебному плану, отведено:

в 5 А классе – 210 часов, (6 часов в неделю)

Учебный материал, выпавший в праздничные дни (5 А кл. - 8 часов) сокращен и распределен по урокам при составлении календарно – тематического плана.

Цель программы

Создание условий для формирования социально-личностных и трудовых компетенций у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени

Задачи программы

Обучающие:

  • расширять знания обучающихся об окружающем мире, о быте и труде русского народа через предметы декоративно-прикладного искусства;

  • обучать обучающихся изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства в различных техниках, из различных материалов;

  • обучать обучающихся декорированию готовых изделий различными техниками и материалами;

  • обучать обучающихся современному дизайну оформления домашнего интерьера изделиями декоративно-прикладного искусства, выполненными своими руками

Воспитательные:

  • формировать здоровый образ жизни обучающихся, культуру поведения, бережное отношение к своему труду и к труду других людей.

  • формировать доброжелательные отношения обучающихся в коллективе среди своих сверстников и в обществе в целом;

  • воспитывать потребность обучающихся в организации своего содержательного досуга;

  • воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратности, трудолюбия, усидчивости и т. д.)

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать, познавательный интерес детей к декоративно-прикладному искусству, к традициям и быту русского народа;

  • пробудить творческие качества личности и приобщить к активной творческой деятельности;

  • развивать способность обучающихся ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать у обучающихся мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать внимание, память, логическое абстрактное мышление, пространственное воображение, эстетическое восприятие;

  • развивать художественный вкус, изобретательность, творческие способности обучающихся.


Особенность данной программы заключается:

- в актуальности – создании вокруг детей творческой атмосферы, побуждающей к общению, инициативе, мотивации на успех;

- в компетентностном подходе в образовании;

- в социально-трудовой направленности;

- в разнообразном применении собственных авторских технологий изготовления изделий;

- в коррекционно-развивающем подходе, учитывающем психофизические возможности детей;

- в широком использовании межпредметных связей;

- в применении здоровьесберегающих технологий;

- в наблюдении и изучении окружающей реальности;

- в изучении и возрождении народных традиций и изготовлении текстильных обрядовых и игровых кукол;

- в большом разнообразии интерпретированных уже имеющихся техник и материалов, используемых для выполнения изделий;

- в вариативном использовании техник и технологических приемов работы для каждого ребенка;

- в разнообразном применении специально изготовленных приспособлений по собственным авторским конструкциям для безопасной работы обучающихся в различных техниках.

Данная программа содержит материал, помогающий детям достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации к жизни в обществе, организации содержательного досуга, формирования общей культуры.

В программу включены следующие техники:

- аппликация (накладная, прорезная);

- пластика (объемная, фактурная);

- оригами (классическое, модульное);

- папье-маше (из бумажной массы, из слоев бумаги);

- мозаика (контурная, детальная);

- декупаж (традиционный, из салфеток, объемный);

- текстильный дизайн (кукольное ремесло)

- квиллинг;

- плетение, айрис фолдинг.
Рабочая программа выполняет следующие функции:

  • Образовательная функция (обучающая, воспитательная, развивающая)

  • Практическая функция (выполнение изделий)

  • Культурно-просветительная функция (организация и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, экскурсиях, творческих встречах)

  • Оздоровительная функция (использование здоровьесберегающих технологий – упражнений, разминок, развивающих игр, безопасных приемов работы)

Для реализации всех функций образовательного процесса разработан учебно-методический комплект, включающий учебно-методические пособия, практические руководства, учебно-методические разработки, словари терминов, сборники здоровьесберегающих упражнений, коллекции рисунков и инструкционно - технологические карты.

На каждом этапе рассматривалась особенность каждого изготавливаемого изделия, его связь с истоками народного творчества и современностью, решение композиционных задач, решение технологических задач, задач на развитие мелкой моторики, задач по совершенствованию сохранных анализаторов.

Национально – региональный компонент выполнен на основе Закона Красноярского края от 25.06.04 №11-2071 «О краевом (национально – региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», Закона Красноярского края от 20.12.05. № 17-4256 «Об установлении краевого (национально – регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае»

Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

На уроках декоративно-прикладного искусства формируются и развиваются трудовые и жизненно важные компетенции учащихся.


Название компетенций

Формирование компетенций

учителем

Овладение компетенциями обучающимися

Ценностно-смысловые

Формирование культуры бытия

Приобщение учащихся к современной мировой культуре и возрождению истоков народных традиций и ремесел.

Формирование основ художественного восприятия декоративно-прикладного искусства

Содействовать пониманию

своей роли и предназначения.

Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру.

Самостоятельно принимают решения и берут на себя ответственность за их последствия.

Доброжелательно относятся к окружающему миру.

Осуществляют поисковую деятельность при работе над проектом по изготовлению изделия бытового назначения.

Знают историю традиционных текстильных кукол.

Знают традиционные приемы и технологию изготовления текстильных народных кукол.

Самостоятельно изготавливают традиционные текстильные куклы.

Знают семейные и календарные обряды с использованием традиционных текстильных кукол.

Знают основные праздники и обряды зимы, весны, лета, осени и предметы декоративно-прикладного искусства, которые к ним изготавливались

Учебно-познавательные

Формирование культуры мышления, культуры предметной деятельности

Формирование основ художественно-

композиционного мышления в декоративно-прикладном творчестве.

Развитие у детей художественного воображения, образного ассоциативного мышления.

Развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Обучение обучающихся нахождению сходства между предметами и явлениями

Самостоятельно сравнивают предметы.

Самостоятельно планируют свою трудовую деятельность.

Самостоятельно решают проблемные ситуации.

Самостоятельно ставят цель и организовывают ее достижение.

Самостоятельно отыскивают причины явлений.

Самостоятельно формулируют выводы.

Отражают в работе свои эмоциональные ощущения.

Создают образы, отражающие объекты окружающего мира.

Самостоятельно оценивают собственные профессиональные возможности.

Знают значение понятий, встречающихся в декоративно-прикладном искусстве.

Информационные

Формирование культуры информационных технологий

Обучение детей работе с книгами, учебниками, технологическими картами, инструкциями, поиску необходимой информации.

Формирование у детей художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.

Обучение детей ориентироваться в задании, контролировать свою деятельность.

Обучение детей переносу знаний в области декоративно-прикладного искусства в новые условия.

Обладают способностью принимать информацию.

Сохраняют и самостоятельно обрабатывают полученную информацию.

Самостоятельно передают полученную информацию.

Самостоятельно приобретают знания из различных источников информации.

Самостоятельно находят главное в изложенном материале.

Ясно выражают мысли в устной и письменной форме.

Самостоятельно находят и отбирают необходимую информацию.

Самостоятельно ориентируются в задании.

Самостоятельно планируют свою деятельность.

Осуществляют самоконтроль во время своей трудовой деятельности.

Самостоятельно переносят знания в новые условия.

Адекватно оценивают свою трудовую деятельность, свое изделие.

Самостоятельно работают с образцами, схемами, инструкциями.

Социокультурные

Формирование культуры быта, культуры нормативного поведения, социального взаимодействия

Обучение детей нормам культуры поведения в мастерской художественных ремесел, на выставках изделий декоративно-прикладного искусства.

Обучение детей опрятности, аккуратности, бережному отношению к своему труду и к труду других людей.

Обучение детей разным способам организации свободного времени.

Ознакомление детей с основами дизайна домашнего интерьера с помощью изделий декоративно-прикладного искусства, выполненными своими руками разными техниками из различных материалов.

Ознакомление детей с предметами для изготовления и оформления кухни и столовой, прихожей и гостиной, детской и спальни. Ознакомление детей с правилами ухода за изделиями бытового назначения, выполненными своими руками из различных материалов в разных техниках.


Самостоятельно организовывают свое свободное время.

Знать названия домашних помещений.

Знать названия предметов для оформления домашнего интерьера.

Самостоятельно называют предметы для оформления кухни и столовой.

Самостоятельно называют предметы для оформления гостиной и прихожей.

Самостоятельно называют предметы для оформления детской и спальни.

Самостоятельно называют предметы сувенирной подарочной продукции.

Самостоятельно выбирают предметы для декорирования в каждом помещении.

Самостоятельно ухаживают за своими изделиями бытового назначения, выполненными из различных материалов в разных техниках.

Самостоятельно украшают свое жилье.

Определяют место для предметов домашнего потребления, выполненными своими руками.

Используют предметы домашнего потребления по назначению.

Самостоятельно украшать праздничный стол изделиями прикладного творчества, выполненными своими руками.

Владеют навыками самооценки своей деятельности

Самостоятельно принимают решения

Самостоятельно организовывают свою работу.

Обладают способностью нести ответственность за свою работу и поступки.

Уметь владеть собой в трудных ситуациях

Владеют своими эмоциями.

Соблюдают правила этикета в мастерской и во время посещения выставок прикладного творчества.

Коммуникативные

Формирование культуры личности, саморегуляции, общения

Создание вокруг детей творческой обстановки.

Формирование доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками.

Обучение детей выстраиванию межличностных отношений со сверстниками.

Обучение детей выполнению коллективных работ в сотрудничестве с учителем, родителями и другими детьми.

Организация и проведение ролевых игр, распределение ролей, формирование навыков поведения в различных ситуациях.

Развитие творческого интереса обучающихся к обсуждению выставок ученических работ.

Владеют навыками общения со сверстниками.

Владеют навыками общения с взрослыми.

Обладают способностью вести диалог и договариваться.

Самостоятельно представляют себя, презентуют свое изделие.

Обладают способностью правильно задавать вопрос.

Свободно вступают в дискуссию.

Обладают способностью убеждать и отстаивать свою точку зрения.

Самостоятельно исполняют роль покупателя, продавца.

Обладают способностью подарить сувенир, сделанный своими руками в сопровождении поздравительной речи.

Обладают способностью продать изделие, сделанное своими руками

Активно работают в группе, сотрудничают с учителем и другими учениками.


Здоровье

сберегающие

Формирование культуры здорового образа жизни

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках декоративно-прикладного искусства:

- элементов и приемов саморегуляции и аутотренинга;

- комплексов пальчиковой гимнастики;

- упражнений для повышения внимательности;

- упражнений для снятия локального утомления; - упражнений для восстановления системы организма после работы.

Обучение обучающихся безопасным приемам работы во время изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

Развитие у детей мелкой моторики, координации движений.

Владеют навыками организации здорового образа жизни

Соблюдают правила личной гигиены

Соблюдают нормы здорового образа жизни

Соблюдают правила безопасных приемов труда

Владеют способами оказания первой медицинской помощи при попадании клея в глаза, при уколе и порезе рук острыми предметами

Знают и выполняют правила поведения во время пожара.

Владеют навыками безопасной работы с молотком и пробойниками во время выполнения высечки деталей из бумаги, соломки, кожи, бересты.

Владеют навыками безопасной работы стамесками во время выполнения высечки деталей из бересты и соломки.

Владеют навыками безопасной работы канцелярским ножом во время нарезки бумаги, картона, бересты.

Владеют навыками безопасной работы выжигательным прибором во время выполнения корректировки контуров деталей из бересты.

Владеют навыками безопасной работы паяльником во время выполнения корректировки контуров деталей из соломки.

Владеют навыками безопасной работы утюгом во время выполнения лент из соломки.

Владеют навыками безопасной работы ножницами во время вырезания деталей из различных материалов.

Владеют навыками безопасной работы пинцетом во время захватывания и переноса деталей в нужное место.

Владеют навыками безопасной работы кисточкой и клеем во время изготовления изделий.

Владеют навыками безопасной работы с красками и лаком во время выполнения декорирования поверхности изделий.

Социально-трудовые

Формирование культуры труда

Формирование умений выполнения различных видов декоративно-прикладной деятельности.

Обучение обучающихся изготовлению и декорированию изделий декоративно-прикладного искусства для оформления домашнего интерьера.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность.

Формирование умений экспериментирования и создания изображений различными материалами.

Формирование серьезного отношения к своему труду, как способу получения дополнительного заработка.

Самостоятельно подготавливают свое рабочее место к работе.

Самостоятельно подбирают материалы и инструменты к работе.

Самостоятельно выбирают технику и способы изготовления изделий бытового назначения.

Самостоятельно ориентируются в разных техниках.

Знают технологию изготовления поделок и умеют их выполнять.

Самостоятельно составляют букет в вазе.

Знают способы заготовки соломки и бересты.

Знают способы хранения материалов.

Самостоятельно запаривают соломку для плетения.

Самостоятельно выполняют соломенные пластины холодным и горячим способами.

Самостоятельно нарезают бумажные и берестяные ленты.

Самостоятельно изготавливают не сложные изделия для оформления домашнего интерьера в техниках папье-маше, пластики, модульного оригами, квилинга, высечки, лепки, плетения из различных материалов (бумаги, соломки, бересты, опилок, пластилина, кожи, семян растений).

Самостоятельно декорируют свои и готовые изделия в техниках мозаики, аппликации, декупажа, квилинга, лепки, плетения.

Самостоятельно выполняют клеевые работы.

Владеют приемами безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

Самостоятельно лакируют поверхность изделий.

Самостоятельно работают с эскизами, схемами, образцами.

Самостоятельно выполняют обрамления для картинок и декоративного панно в техниках пластики, лепки, высечки, модульного оригами.

Самостоятельно изготавливают поздравительные открытки.

Самостоятельно изготавливают декоративное панно в техниках квилинга, аппликации, декупажа, пластики, мозаики.

Самостоятельно изготавливают витраж на стекле из пластилина в технике лепки.

Самостоятельно изготавливают не сложные сувениры.

Самостоятельно изготавливают подарочные коробки для упаковки сувениров и упаковывают их.

Бережно относятся к инструментам и материалам и соблюдают культуру труда.

Экономно расходуют электроэнергию и рабочее время.

Соблюдают элементы самоконтроля, аккуратно и качественно выполняют свое изделие.


Все техники имеют современное направление декоративно–прикладного искусства, наделены множеством практичных функций и интерпретированы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для работы в данных техниках используются различные виды материалов. Все материалы относительно дешевые и доступные для детей.

Применение специальных приспособлений, изготовленных по авторским конструкциям, облегчает работу детей, сокращает время на изготовление и улучшает качество изделия.

Для лучшего усвоения материала используются легко доступные безопасные приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику.

На уроках в мастерской художественных ремесел детям предоставляется большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей.

Изделия для выполнения подбираются высокохудожественные, гармонично сочетаемые в современном интерьере, имеющие практическое применение.

Хотя разделы программы в каждом классе одинаковые, суть в том, что технология выполнения каждого изделия различна и задания располагаются по возрастающей сложности.

Прохождение программы предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих практическую реализацию. Преподавание материала осуществляется от простого к сложному, то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Основной формой обучения является урок с соблюдением всех структурных элементов.

Инструктаж - на котором задается программа действий, методы и приемы их выполнения с показом иллюстраций, фотографий, готовых изделий. Во время инструктажа обучающиеся знакомятся с предметами быта, их назначением, способами дизайна интерьера помещений.

Упражнения, - в ходе которых, происходит закрепление приобретенных знаний и определенных действий на практике, которые становятся привычными в результате неоднократных повторений. Освоение основ художественных ремесел происходит через упражнения.

Природные задатки даны ребенку с рождения. Эти задатки необходимо развивать упражнениями в процессе деятельности. Потому что способом развития личности является ее собственная деятельность. В результате неоднократных повторов упражнений формируются навыки, если бы человек не имел способности к навыку, то не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии.

Контроль – на протяжении всего урока учитель ведет учет деятельности обучающихся, который позволяет учитывать состояние знаний, умений и навыков.

Взаимообучение – в процессе трудовой деятельности более успешные обучающиеся помогают тем, кто не справляется с работой, исполняют роль инструктора.

На занятиях прикладного творчества используются разнообразные методы обучения.

По характеру познавательной деятельности предпочтение отдается беседе, наглядно-иллюстративному методу, репродуктивному и методу поощрения, что способствует созданию ситуации успешного освоения программы и успешности развития ученика. Использование на уроке проблемных ситуаций активизирует творческое воображение.

Программа предусматривает использование индивидуальной и фронтальной форм учебной работы. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе, а так же проектную деятельность. Большое значение в коррекции имеет индивидуальный подход. Чтобы подчеркнуть личную значимость ребенка, повысить его самооценку подбирается такое задание для него, чтобы он смог справиться с этим заданием. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу ребят и оказания такой помощи каждому из них, со стороны педагога, которая позволяет, не снижая активности ребенка, содействовать выработке компетентностей самостоятельной работы. Коллективная работа является наиболее эффективной формой организации труда. Через коллективные формы работы у детей формируется навык творческого общения и дружеского сплочения. В ходе занятий дети приобретают коммуникативные умения: работать в паре, малой группе и коллективе, сотрудничать со сверстниками и педагогом.

Данная программа разработана не только с целью развития навыков трудовой деятельности, но и для развития эмоционально – художественного вкуса, развития наглядно-образного мышления и воображения. Дети рассматривают работы друг друга, обсуждают, анализируют их.

Элемент обсуждения и высказывания каждого ребенка играет немаловажную роль в развитии его личностного самосознания.

Наряду с традиционными уроками, программа предусматривает организацию выставок по декоративно – прикладному творчеству на школьных мероприятиях, участие в краевых, городских и районных выставках и ярмарках работ детского творчества, посещение выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства. Выполненные работы должны иметь общественную значимость: использоваться как элементы оформления школьных интерьеров, подарки на торжествах, экспонаты выставок, что подводит обучающихся к пониманию высокой роли этого искусства.

Каждое занятие сопровождается наглядными пособиями, технологическими картами, инструкциями, образцами поэтапного изготовления изделий в различных техниках. Наглядный материал помогает эффективно решать многие задачи на уроке. Методический материал рассчитан на творческое воплощение представленного опыта.

Для коррекции психофизических функций детей во время занятий в мастерской используются здоровьесберегающие технологии – элементы и приемы саморегуляции и аутотренинга, комплексы пальчиковой гимнастики, упражнения для повышения внимательности, упражнения для снятия локального утомления на уроках, упражнения для восстановления системы организма после работы.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируется инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Программа подготовки специалистов среднего звена (ппссз) по специальности 54. 02. 02 «Декоративно-прикладное искусство и народные...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе примерной общеобразовательной программы ноо и авторской программы...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа учебной дисциплины в. Оп. 10 Декоративно-прикладное...
Квалификация выпускника: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Ананда К. Кумарасвами (1877-1947) как историк и теоретик искусства
Специальность 17. 00. 04-Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 4 класса составлена на основе авторской программы «Технология» (авт. Роговцева...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon 1. Цели изучения дисциплины
Профессиональное обучение (по отраслям) Отрасль: декоративно-прикладное искусство и дизайн для бакалавров факультета технологии и...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа курса «технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для общеобразовательных 5 –8 классов опирается на
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по учебному предмету «технология» для 1-4 классов
...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Конкурсное задание I уровня
Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования (далее...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по предмету «Технология»
«Технология» Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по предмету «технология»
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы О. В. Узоровой, еа. Нефёдовой «Изобразительное...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Миронова Мария Юрьевна 33 года, родилась 3 февраля 1983 +7 (983)...
Транскрипция и перевод (fr-ru) фильмов музейного канала Museum Channel на французском языке. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н. И., «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных...
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по учебному предмету Технология
Целями изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования являются
Рабочая программа по предмету технология, профиль «декоративно-прикладное искусство» icon Рабочая программа по предмету «Технология» 1- 4 класс
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск