Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень


НазваниеТест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень
страница1/7
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Тест № 2

Нормы русского литературного языка. Текст.
Основные цели теста. Определить уровень владения студентами-нефилологами нормами современного русского литературного языка.



Тест включает в себя задания на проверку акцентологических, морфологических, лексических, синтаксических норм, а также норм правописания – правил пунктуации и орфографии.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме существительных.


  1. Эта работа должна быть выполнена во втором … А. квартале

Б. квартале


  1. Петербургские ученые разработали программное… А. обеспечение

для управления роботом по Интернету. Б. обеспечение


  1. Посмотрите новые поступления книг в… А. каталоге

Б. каталоге


  1. Вам необходимо получить заключение… А. эксперта

Б. эксперта
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме полных и кратких форм прилагательных и причастий.


  1. … страны характеризует высокий уровень жизни населения. А. развитые

Б. развитые


  1. В универмага началась распродажа товаров по … ценам. А. оптовым

Б. оптовым


  1. Я очень …: завтра у меня экзамен. А. занята

Б. занята


  1. Мне сообщили, что я … на работу в «Ростелеком». А. принята

Б. принята


  1. Депутаты…: необходимо увеличить расходы на науку А. правы

и образование. Б. правы
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий акцентологической норме глаголов прошедшего времени.


  1. Повторите, пожалуйста, я не очень хорошо … А. поняла

ваше объявление. Б. поняла


  1. Когда я училась в школе, я часто … в библиотеке самые А. брала

современные произведения российских писателей. Б. брала


  1. Деканат… лучших студентов. А. премировал

Б. премировал


  1. Итак, … новый учебный год. А. начался

Б. начался

В. начался
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).

  1. В нашем университете работают известные… А. профессоры

Б. профессора


  1. … вузов Москвы собрались на очередное совещание. А. ректора

Б. ректоры


  1. … подготовили все материалы для годового отчета. А. бухгалтера

Б. бухгалтеры


  1. Молодые дизайнеры… разработали коллекцию модной А. конструкторы

одежды для подростков. Б. конструктора


  1. Наши судостроители выпустили новые пожарные … А. катеры

Б. катера
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).


  1. В универмаге большой выбор осенних… А. туфель

Б. туфлей


  1. Сообщение деканата об изменении сроков сессии было А. комментариев

принято без … Б. комментарий


  1. В инструкции указано, что сила тока в цепи должна быть А. амперов

не выше пяти… Б. ампер


  1. Среди беженцев была большая группа … А. осетин

Б. осетинов


  1. На праздник мы купили пять килограммов … А. апельсинов

Б. апельсин
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.

  1. Выборы состоялись в … округах. А. трехстах пятидесяти восьми

Б. триста пятьдесят восьми

  1. Новую линию метро откроют в … году. А. двухтысячном первом

Б. две тысячи первом

  1. Университет находится в … километрах от общежития. А. полутора

Б. полтора

  1. Преподаватель особо отметил… студенток. А. троих

Б. трех

  1. Президент выступил перед … палатами. А. обоими

Б. обеими

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

  1. МВФ … решение оказать финансовую помощь странам, А. принял

которые пострадали от засухи. Б. приняла

В. приняло

  1. НХЛ … страну, в которой будет проходить следующий А. определил

чемпионат мира. Б. определила

В. определило

  1. НДС в этом году не … А. изменилось

Б. изменилась

В. изменился

  1. 30 лет назад в медицинской практике редко … УЗИ. А. использовалась

Б. использовался

В. использовалось

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

  1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. А. выступил

Б. выступила

  1. В нашей фирме работает … программист Елена Субботина. А. хорошая

Б. хороший

  1. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина … А. вручил

артистам Гран-при. Б. вручила

  1. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. А. посетил

Б. посетила

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование).

  1. Произведения молодых прозаиков опубликованы в … А. новой

роман-газете. Б. новом

  1. В этом году … музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. А. открылся

Б. открылась

  1. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами А. торжественную

войны. Б. торжественный

  1. Газета «Московские ведомости» … о повышении курса рубля. А. сообщили

Б. сообщила

  1. …Сочи привлекает всех туристов. А. солнечное

Б. солнечный

В. солнечные

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).

  1. Согласно … ректора всем студентам необходимо А. распоряжению

пройти флюорографический осмотр Б. распоряжения

  1. Вопреки … погода в День Победы была без дождей. А. прогноза

Б. прогнозу

  1. По … экзаменационной сессии необходимо все А. окончании

ведомости сдать в деканат. Б. окончанию

  1. Не забудьте по … из командировки сдать документы. А. приезду

Б. приезде

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).

  1. Руководитель написал очень хороший отзыв… А. на мою курсовую работу

Б. о моей курсовой работе

  1. В журнале «Наука и жизнь» напечатана рецензия … А. на статью

экстрасенса В. Григорьева. Б. о статье

  1. Какова ваша точка зрения…? А. по этой проблеме

Б. на эту проблему

  1. Назовите, какие черты характерны… А. политическим лидерам

Б. для политических лидеров

  1. Туристов попросили оплатить … услуги. А. дополнительные

Б. за дополнительные

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме словоупотребления.

  1. …Всероссийского конкурса студенческих работ получили А. дипломники

денежную премию. Б. дипломанты

  1. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному … А. абонементу

Б. абоненту

  1. Специалисты предложили … способ фильтрации А. экономичный

питьевой воды. Б. экономный

  1. Председатель собрания… слово старосте группы. А. представил

Б. предоставил

  1. Всем …необходимо получить у секретаря направление А. командированным

в университетскую гостиницу. Б. командировочным

Выберите вариант, соответствующий правилам написания гласных в корне.

  1. Посв_щение в студенты. А. е

Б. и

В. я

  1. Шансы претендентов ср_внялись. А. а

Б. о

  1. Экспер_мент. А. е

Б. и

  1. Под_тожить затраты. А. и

Б. ы

Выберите вариант, соответствующий правилам написания приставок.

  1. Обе_ценивание акций. А. з

Б. с

  1. Пр_образовать уравнение. А. е

Б. и

  1. Пр_оритетное направление в науке. А. е

Б. и

Выберите вариант, соответствующий правилам написания Ъ или Ь.

  1. Пред_юбилейные дни А. отсутствие буквы

Б. Ь

В. Ъ

  1. Без_ядерная страна. А. отсутствие буквы

Б. Ь

В. Ъ


  1. С_экономить энергию. А. отсутствие буквы

Б. Ь

В. Ъ
Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов имен прилагательных и существительных.

  1. Застенч_вый человек. А. е

Б. и

  1. Недюжин_ая сила. А. отсутствие буквы

Б. н

  1. Нефтян_ая вышка. А. отсутствие буквы

Б. н

  1. Тружен_ик. А. отсутствие буквы

Б. н

Выберите вариант, соответствующий правилам написания глаголов.

  1. Накле_л марку А. е

Б. и

В. я

  1. План выполнить удаст_ся. А. отсутствие буквы

Б. Ь

  1. Они наде_тся на успех. А. ю

Б. я

Выберите вариант, соответствующий правилам написания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

  1. Неприемл_мые условия. А. е

Б. и

  1. Путан_ый ответ. А. отсутствие буквы

Б. н

  1. Выкач_нная нефть. А. а

Б. е

В. и

  1. Рискован_ый шаг. А. отсутствие буквы

Б. н

  1. Стро_щаяся линия метро. А. е

Б. и

В. я

Г. ю

Выберите вариант, соответствующий правилам написания частиц (слитное, дефисное или раздельное).

  1. Проблема не_решена. А. слитно

Б. раздельно

  1. Ему не_достает знаний. А. слитно

Б. раздельно

  1. Еще не_подписанный контракт. А. слитно

Б. раздельно

  1. Ответил, не_смотря в текст. А. слитно

Б. раздельно

  1. Кое_в_чем разобрался. А. слитно

Б. раздельно

В. через дефис

  1. Все_таки успел. А. слитно

Б. раздельно

В. через дефис

Выберите вариант, соответствующий правилам постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  1. Грамотность _ лишь начало культуры, первая ступень, А. отсутствие знака

фундамент ее развития. Б. –

  1. Глубина озера Байкал _ 1620 метров. А. отсутствие знака

Б. –

  1. Выберите номера предложений, дополняющих определение реферата.


Реферат – краткое изложение содержания документа или его части для первоначального ознакомления с документом, которое…

А. Содержит развернутые доказательства, рассуждения, сравнения и обсуждение результатов исследования.
Б. Допускает выражение мысли своими словами, перестановку частей исходного текста и разную полноту изложения частей текста; может содержать оценку или комментарии, отсутствующие в исходном тексте.





  1. Прочитайте микротекст. Выберите самое точное название текста.

Многие коммерческие фирмы, желающие организовать свой Web - сервер, не в состоянии принимать на работу профессиональных Web-дизайнеров и программистов. - В качестве реальной альтернативы рассматривается вопрос об использовании так называемых авторских средств публикации в Web. Авторские средства ориентированы на пользователя- непрофессионала, т.е. не предусматривают специальных навыков программирования, однако они достаточно мощны и способны обеспечить высокое качество Web- продукции. После создания Web- документ может быть опубликован на действующем Web-сервере.

А. Проблемы коммерческих фирм.

Б. Авторские средства публикации в Web.

В. Подготовка программистов- профессионалов.

Г. Создание Web-сервера.

88.Прочитайте вопрос и выберите самый точный ответ на него.

Что лежит в основе термодинамики?

А. Фундаментальные законы, лежащие в основе термодинамики, установлены на основании обобщения большой совокупности опытных факторов.

Б. Фундаментальные законы, установленные на основании обобщения большой совокупности опытных факторов, лежат в основе термодинамики.

В. В основе термодинамики лежит несколько фундаментальных законов, установленных на основании обобщения большой совокупности опытных факторов.

89.Прочитайте микротекст. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная мысль текста.


Непосредственным доказательством существования хаотического движения молекул служит броуновское движение. Это явление заключается в том, что весьма малые (видимые только в микроскоп) взвешенные в жидкости частицы всегда находятся в состоянии непрерывного беспорядочного движения, которое не зависит от внешних причин и оказывается проявлением внутреннего движения вещества. Броуновские частицы совершают движение под влиянием беспорядочных ударов молекул.



А. Броуновские частицы совершают движение под влиянием беспорядочных ударов молекул.

Б. Доказательством существования хаотического движения молекул служит броуновское движение, представляющее собой непрерывное беспорядочное движение малых частиц под влиянием ударов молекул.

В. Хаотическое движение видимых в микроскоп частиц называется броуновским движением.






-

90. В данном микротексте изменено место первого предложения. Выберите предложение, которое должно стоять первым.

А. Такой газ называется идеальным.

Б. Взаимодействие между молекулами всякого газа становится пренебрежимо слабым при большом разрежении, т.е. при малых плотностях газа.

В. Всякий реальный газ при достаточном разрежении близок по своим свойствам к идеальному.

Г. Простейшими свойствами обладает газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало.

Д. Некоторые газы, такие, как воздух, азот, кислород, даже при обычных условиях, т.е. при комнатной температуре и атмосферном давлении, мало отличаются от идеального газа.

Е. Особенно близки по своим свойствам к идеальному газу гелий и водород.

  1. Выберите, какой из перечисленных ниже жанров относится к официально-деловому стилю.

А. Аннотация.

Б. Научная статья.

В. Заявление.

  1. Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил вам льготную путевку в лагерь. Выберите, что вы напишете:

А. Служебную записку.

Б. Письмо на имя вице-президента университета.

В. Заявление.

Г. Автобиографию.

Д. Объяснительную записку.

  1. Выберите правильный вариант начала текста заявления.

А. Прошу, чтобы Вы выделили мне материальную помощь…

Б. Прошу студенческий профком выделить мне материальную помощь…

В. Я, Иванов А.С., студент второго курса медицинского факультета, прошу выделить мне материальную помощь…

  1. Прочитайте личную доверенность. Выберите, какой компонент (реквизит) является лишним


На № 204-7 от 03.03.2000
ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Акимова Галина Ивановна, доверяю Федоровой Валентине Сергеевне получить в ОАО «Сатурн» мою заработную плату за вторую половину марта 2012г.

Г.И.Акимова
10.03.2000
Подпись Акимовой Г.И. удостоверяю.
Зав. канцелярией ОАО «Барс» А.Т. Исаева.

10.03.2000

Печать

А. Фамилия, имя, отчество лица, выдавшего доверенность.

Б. Фамилия, имя, отчество лица, которому выдана доверенность.

В. Содержание доверенности.

Г. Ссылка на индекс и дату входящего документа.

Д. Наименование организации, в которой должны быть произведены операции по доверенности.

Е. Подпись лица, выдавшего доверенность.

Ж. Дата выдачи доверенности.

З. Должность и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя.

И. Дата удостоверения подписи.

К. Печать.




Ф.И.О. ______________________

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ текущего и тематического КОНТРОЛЯ

Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится  на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная  цель—анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. 

   Тематический контроль заключается  в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.          

   Специфика этого вида контроля:

    1)  ученику  предоставляется  дополнительное  время  для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать  материал, исправить полученную ранее отметку;

   2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие,  более низкие, что делает контроль более объективным;

   3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес  к учению.

  

- разные задания

4. Типовые упражнения и задания:


  • Деловые игры

  • Проекты

  • Анализ текста

  • Создание текста (первичного – ответ на вопрос, отзыв, рецензия, сочинение, вторичного – конспект, тезисы, аннотация и др.

  • Дискуссии


организация дискуссии (Гостева, Булавина, Арзуманова)

ментор

ТЕМА 1. Культура речи как культура речевой деятельности. Основные понятия.

Задание. Продолжите предложение.

1.

Основой культуры речи является соблюдение …


а) нормы литературного языка

б) культуры

в) вежливость речи


А


ТЕМА 2. Коммуникативно-целесообразные качества речи. Основные понятия.
Задание. Продолжите предложение.


2.

Высшей формой национального языка является язык …


а) литературный

б) старославянский

в) научных и учебных книг


А


ТЕМА 3. Этические аспекты устной и письменной речи. Основные понятия.
Задание. Укажите правильный вариант ответа.


3.

При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение …

А) товарищи

Б) уважаемые коллеги

В) господа

Б


ТЕМА 4. Нормативные аспекты устной и письменной речи. Основные понятия.
Задание. Укажите правильный вариант ответа.

4.

Разговорная речь …

а) речь малообразованных людей

б) одна из форм существования литературного языка

в) то же, что просторечие

Б


Тема 5. Природа норм русского литературного языка. Основные понятия.
Задание. Укажите правильный вариант ответа.


5.

Языковая норма …

а) закреплена в законодательных актах

б) закреплена в словарях и грамматиках

в) существует лишь в сознании носителей языка

Б


Тема 6. Понятие языковой нормы. Нормы орфоэпии.
Задание. Укажите правильный вариант ответа.


6.

К толковым словарям относится …

а) словарь ударений

б) Словарь русского языка С.И.Ожегова

в) орфоэпический словарь

Б

Тема 7. Понятие языковой нормы. Нормы грамматики.
Задание. Укажите правильный вариант продолжения предложения.


7.

Языковые нормы…


А) изменяются очень быстро

Б) не изменяются никогда

В) изменяются достаточно медленно


А


Тема 8. Разновидности общенародного языка
Задание. Укажите правильный вариант продолжения предложения.



8.

Просторечие – это


А) речь простых людей

Б) деревенская речь

В) речь малообразованных горожан, не владеющих литературной нормой


В


Тема 9. Владение морфологическими нормами русского литературного языка.

Задание. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

9.

(А) интереснее всего

(Б) с тремястами участниками

(В) пара носок

В


Тема 10. Владение синтаксическими нормами (употребление деепричастного оборота).

Задание. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

10.

Закрыв книгу,

(А) герои недолго остаются в памяти.

(Б) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

(В) всё прочитанное сразу же забывается.

Б

Тема 11. Владение синтаксическими нормами (ошибки в построении предложений и словосочетаний).

Задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

11.

(А) Согласно приказу директора въезд транспорта на территорию предприятия запрещён.

(Б) Студенты не только получили словари, но и рабочие тетради.

(В) По окончании Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.

Б


Тема 12. Владение лексическими нормами (синонимы, антонимы).

Задание. Выберите правильный вариант ответа.

12.

Укажите синоним слова доктрина.

(А) требование

(Б) учение

(В) воздействие

Б


Тема 13. Владение лексическими нормами (паронимы).

Задание. Укажите правильный вариант ответа.

13.

В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить слово ПРАКТИЧНЫЙ?

(А) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

(Б) Светлана Сергеевна прислушалась к совету своей мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ приятельницы.

(В) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

Б


Тема 14. Владение лексическими нормами (фразеологизмы).

Задание. Укажите, значение какого фразеологизма определено неправильно.

14.

(А) ЭЗОПОВ ЯЗЫК – иносказательное выражение мыслей.

(Б) КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ – помеха, затруднение в каком-либо деле.

(В) КАЛИФ НА ЧАС – человек, наделённый или завладевший властью на короткое время.

Б


Тема 15. Владение лексическими нормами (лексическое значение слова).

Задание. Значение какого слова определено неверно?

15.

(А) АРЬЕРГАРД – часть войск, находящаяся позади главных сил.

(Б) БИБЛИОФИЛ – человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изделий.

(В) ВЫСОКОМЕРНЫЙ – презрительно-надменный.

Б


Тема 16. Опознавание речевых ошибок в письменном высказывании.

Задание. В каком варианте ответа указано(-ы) предложение (-я) с речевой ошибкой?

16.

1) Свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности.

2) В соответствии с приказом директора был проведён хронометраж времени, которое сотрудники тратят на разговоры в курительной комнате.

3) В классе мы ежедневно производим уборку.

А 1)

Б 1), 2)

В 2), 3)


В


Тема 17. Владение орфоэпическими нормами.

Задание. В каком варианте ответа указаны слова, в которых ударение падает на второй слог?

17.

1) торты, позвоним

2) принял, ждала

3) цемент, начав

А) 1), 2)

Б) 2)

В) 3)

В

Тема 18. Стилистический анализ текста

Задание. К какому стилю речи относится этот фрагмент текста?

18.

Особенно интересное и важное свойство пены —

изменение её кажущейся вязкости в зависимости от

диаметра капилляра. Это означает, что градиенты

давления, необходимые для перемещения пены,

будут бóльшими для высокопроницаемых прослоёв

пласта и мéньшими для малопроницаемых зон.

А) официально-деловой

Б) публицистический

В) научный

В


Тема 19. Лексический анализ текста

Задание. Выделенные в тексте слова относятся к…

19.

Наподцепляют всякой заразы, а врач отдувайся, лечи! Да еще кричат! Шарлатаны, мясники, мучители старушек…


А) просторечным

Б) общеупотребительным

В) диалектным

А


Тема 20. Структурно-типологический анализ текста

Задание. Определите стиль и тип речи.

20.

Из одного и того же набора слов получается много различных по смыслу предложений. Дело в том, что слова соединяются по-разному. Таким образом, путь от мысли к предложению проходит через словосочетания.

А) официально-деловой, повествование

Б) публицистический, описание

В) научный, рассуждение

В


Тема 21. Информационно-смысловой анализ текста

Задание. В каком из предложений верно передана главная информация текста?

21.

Успех компьютеров, появившихся во второй половине ХХ века, был беспрецедентен. Сначала словом «компьютер» называли счетные устройства, выполнявшие самые примитивные вычислительные операции, а потом – вообще всякие устройства, работающие с информацией и имитирующие интеллектуальные операции, то есть всякие интеллектуально-вычислительные устройства. В течение жизни двух-трех поколений эти устройства покорили человечество.

А) Компьютеры, появившиеся во второй половине ХХ века, поначалу выполняли самые примитивные вычислительные операции.

Б) Всякие устройства, работающие с информацией, называются в настоящее время компьютерами.

В) Всякие устройства, работающие с информацией, называются в настоящее время компьютерами.


В


Тема 22. Особенности текстов деловой речи

Задание. Укажите правильный вариант ответа.

22.

Хорошо составленное резюме должно:


(А) дать полное представление о трудовом опыте соискателя, его образовании и деловых качествах;

(Б) быть написано образно, красиво и не содержать каких-либо конкретных данных о соискателе вакантной должности;

(В) отразить положительные и отрицательные качества соискателя рабочего места.

А


Тема 23. Особенности научной речи.

Задание. Укажите вариант, в котором дана верная характеристика языковых средств фрагмента.

23.

Асбест – группа минералов, обладающих способностью расщепляться на тонкие гибкие волокна. Волокно асбеста красиво, мягко и тонко, блеском напоминает шелк, мягкостью – хлопок.


А) точность, стандартизированность, долженствующе-предписывающий характер

Б) логичность, отвлеченность и обобщенность, точность

В) автоматизм речи, непринужденность общения

Б


Тема 24. Виды текстов научного стиля речи

Задание. Укажите вариант, в котором перечислены все виды научных текстов.

24.

(1)Тезисы, (2)доверенность, (3)аннотация, (4) монография, (5)реферат, (6)репортаж, (7)заявление, (8)учебник, (9)расписка.

А) 1, 3, 5, 6, 7

Б) 1, 3, 4, 5, 8

В) 3, 4, 6, 7, 9

Б

Тема 25. Культура делового общения. Основные понятия.

Задание. Укажите правильный вариант ответа.

25.


Деловые письма относятся к типу документов, которые …



А) не требуют при их составлении обязательной заданной формы

Б) теряют юридическую силу без стандартной формы

В) составляются по определенному образцу

В


ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Внеаудиторную самостоятельную работу студентов рекомендуется организовать в следующих формах:

      • самостоятельные работы в рамках модуля (конспект, тезисы, аннотация, реферат, деловое письмо, сценарий деловой беседы и т.д.);

примеры оформления

конспект (Булавина)

тезисы (Соколова)

аннотация (Гостева)

реферат статьи (Арзуманова)

учебный реферат (Арзуманова, Гостева)



      • подготовка научного сообщения / информационного выступления на практическом занятии;

Гостева, Арзуманова, Булавина, Соколова

      • подготовка доклада с мультимедийной презентацией по теме (Гостева);

      • работа над проектом (в малой группе сотрудничества)(Гостева, Арзуманова);

      • нестандартные домашние задания, направленные на усвоение языковых, текстовых норм

мини-словарики (Гостева)

собственно нормативный аспект речевой деятельности (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы) не уходит из поля зрения студентов, но осознается ими как действительно актуальный в соответствии с актуальностью ситуации, порождающей такое употребление языковых средств. «Проигрывая» ситуации профессионального общения, студенты обнаруживают «ошибкоопасные» с точки зрения общеязыковой и стилистической нормы «места» (шприцы, эксперт, загноённый, адсорбировать-абсорбировать, активировать-активизировать, врач-доктор-эскулап, закалка-закаливание и др.), учатся преодолевать возникшие языковые/речевые затруднения. Примеры типа «Каждый врач должен довести своего больного до конца», рассмотренные в контексте конкретной или типовой ситуации (утреннее совещание врачей в больнице, заседание клинико-экспертной комиссии и т.д.), должны стать предметом не только смеха, но и серьезного лингвистического разбора.


























;
Словарик № 2


Имена существительные

агЕнт
алфавИт, от Альфа и вИта
аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге
бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге
бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге
вероисповЕдание, от веру исповЕдать
граждАнство
дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге
диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге
договорЁнность
докумЕнт
досУг
еретИк
жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
знАчимость, от прил. знАчимый
Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение
каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.
квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге
киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр
кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.
корЫсть
крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь
лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)
лыжнЯ
мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей, но новостЕй
мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд
намЕрение
нарОст
нЕдруг
недУг
некролОг, см. каталОг
нЕнависть
нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей
нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.
Отрочество, от Отрок- подросток
партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
портфЕль
пОручни
придАное, сущ.
призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)
процЕнт
свЁкла
сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге
срЕдства, им.п.мн.ч.
стАтуя
столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр
созЫв, см. призЫв
тамОжня
тОрты, тОртов
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
шАрфы, см. бАнты
шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр
щавЕль
экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге


Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.
давнИшний
знАчимый
красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.
красИвейший, превосх.ст.
кровоточАщий
кУхонный
ловкА, краткое прилаг. ж.р.
мозаИчный
оптОвый
прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва..., но: прожОрлива
слИвовый, образовано от слИва


Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть, но:бАловень судьбы
брать-бралА
брАться-бралАсь
взять-взялА
взЯться-взялАсь
включИть-включИшь,
включИт, включИм
влИться-влилАсь
ворвАться-ворвалАсь
воспринЯть-воспринялА
воссоздать-воссоздалА
вручИть-вручИт
гнать-гналА
гнАться-гналАсь
добрАть-добралА
добрАться-добралАсь
дождАться-дождалАсь
дозвонИться-дозвонИтся,
дозвонЯтся
дозИровать
ждать-ждалА
жИться-жилОсь
закУпорить
занЯть-зАнял, занялА,
зАняло, зАняли
заперЕться-заперлАсь ( на ключ, на замок и т.п.)
звать-звалА
звонИть-звонИшь, звонИт,
звонИм
исключИть-исключИт
исчЕрпать
клАсть-клАла
клЕить
крАсться-крАлась
кровоточИть
лгать-лгалА
лить-лилА
лИться-лилАсь
наврАть-навралА
наделИть-наделИт
надорвАться-надорвалАсь
назвАться-назвалАсь
накренИться-накренИтся
налИть-налилА
нарвАть-нарвалА
насорИть-насорИт
начАть-нАчал, началА, нАчали
обзвонИть-обзвонИт
облегчИть-облегчИт
облИться-облилАсь
обнЯться-обнялАсь
обогнАть-обогналА
ободрАть-ободралА
ободрИть
ободрИться-ободрИшься
обострИть
одолжИть-одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИть-окружИт
пломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть
опОшлить-опОшлят
освЕдомиться-освЕдомишься
отбЫть-отбылА
отдАть-отдалА
откУпорить-откУпорил
отозвать-отозвалА
отозвАться-отозвалАсь
перезвонИть-перезвонИт
перелИть-перелилА
плодоносИть
повторИть-повторИт
позвАть-позвалА
позвонИть-позвонИшь-позвонИт
полИть-полилА
положИть-положИл
понЯть-понялА
послАть-послАла
прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло
принЯть-прИнял-прИняли
принУдить
рвать-рвалА
сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА
создАть-создалА
сорвАть-сорвалА
сорИть-сорИт
убрАть-убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИть-укрепИт
чЕрпать
щемИть-щемИт
щЁлкать


Причастия

балОванный
включённый-включЁн, см. низведЁнный
довезЁнный
зАгнутый
зАнятый-занятА
зАпертый-запертА
заселЁнный-заселенА
избалОванный, см. балОванный
кормЯщий
кровоточАщий
молЯщий
нажИвший
нАжитый-нажитА
налИвший
налитА
нанЯвшийся
начАвший
нАчатый
низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный
ободрённый-ободрЁн-ободренА
обострЁнный
определЁнный-определЁн
отключЁнный
повторЁнный
поделЁнный
понЯвший
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
снЯтый-снятА
сОгнутый


Деепричастия

балУясь
закУпорив
начАв
начАвшись
отдАв
поднЯв
понЯв
прибЫв


Наречия

вОвремя
добелА
дОверху
донЕльзя
дОнизу
дОсуха
завИдно, в значении сказуемого
зАгодя, разговорное
зАсветло
зАтемно
Исстари
красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.
навЕрх
надОлго
ненадОлго

упражнения нестандартные

Начало формы



Конец формы
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconУчебно-методическое пособие нормы современного русского литературного...
Легкая Н. М. Нормы современного русского литературного языка. Учебно- методическое пособие для студентов средних специальных учебных...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconИстория русского литературного языка
Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978....

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconТема №1. Нормы современного русского литературного языка
Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconВ. А. Новосельцева русский язык в деловой документации
Целью изучения курса является приобретение знания русского языка, развитие умений слушателей правильно использовать средства русского...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень icon«Орфографические и пунктуационные нормы литературного языка»

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconЛьвов В. В. «Школьный орфоэпический словарь русского языка»
Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм (нормы произношения и нормы...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconТест по русскому языку базовый уровень
В данной части теста вы должны прочитать 6 текстов и выполнить11 заданий к ним. Сначала познакомьтесь с ситуацией и определите,что...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconЛаптева О. А. Теория современного русского литературного языка
Страдательные причастия в современной русской речи: семантика и особенности функционирования

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconТест В. Ф. Ряховского Тест содержит возможность определить уровень...
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconМодуль 3 научная речь
Модуль понятие о культуре речи и нормах современного русского литературного языка

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconПрограмма учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика...
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconВведение характеристика предприятия места работы предвыпускной практики официально-деловой стиль
Для того чтобы качественно выполнять работу, связанную с информацией и документацией, секретарь должен быть грамотным человеком,...

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconУчебное пособие включает в себя материалы к 9 практическим занятиям...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconТема урока: Научный стиль как один из книжных стилей русского литературного...
Оборудование: компьютер, мультимедиа, список электронных ресурсов, печатные материалы (модули)

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconМетодическая разработка урока русского языка с использованием эор...
Автор: Поспелова Т. А., учитель русского языка и литературы лицея №17 г. Костромы

Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень iconПрограмма повышения квалификации для преподавателей русского языка...
Программа предназначена для преподавателей русского языка (в том числе как неродного), специалистов учреждений дополнительного профессионального...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск