Скачать 1.95 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА» О.А. СЕЛЕМЕНЕВА Синтаксис современного русского языка (материалы к практическим занятиям) Учебное пособие Елец ‒ 2014 УДК 81̓367 ББК 81.411.2-22 С 29 Печатается по решению редакционно-издательского совета Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина от 26 марта 2014 г., протокол №1 Рецензенты: Т.В. Ильина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Воронежского государственного университета; Т.М. Мирохина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русского языка Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. О.А. Селеменева С 29 Синтаксис современного русского языка (материалы к практическим занятиям): учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 230 с. Учебное пособие включает в себя материалы к 9 практическим занятиям по курсу «Синтаксис современного русского литературного языка»: планы занятий, списки литературы, упражнения для закрепления, алгоритмы анализов синтаксических единиц, проверочные тестовые задания, перечень вопросов к экзамену. Пособие предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров по направлению подготовки 031300.62 Журналистика, профиль Периодическая печать. УДК 81̓367 ББК 81.411.2-22 © Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014 © О.А. Селеменева, 2014 ПРЕДИСЛОВИЕ Данное пособие предназначено для организации аудиторной работы студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 031300.62 Журналистика, профиль Периодическая печать. Цель создания сборника – помочь студентам в усвоении материала раздела «Синтаксис», занимающего центральное место в системе курса дисциплины «Современный русский литературный язык» и содержащего сведения о единицах высшего уровня языка. Раздел «Синтаксис» знакомит студентов с синтаксической системой современного русского языка: единицы синтаксиса, их типология, типы и виды синтаксических связей и отношений. Слушатели должны получить знания о синтаксисе словосочетания, простого предложения, сложного предложения, текста. Кроме этого, освоение курса связано с формированием умения квалифицированно анализировать синтаксические единицы, поскольку именно синтаксический анализ позволяет ёмко и компактно преломить теорию, научиться логически рассуждать, отделять главные признаки от второстепенных. Пособие содержит:
В учебном пособии преимущественно представлены два типа упражнений: наблюдение над изолированными предложениями по конкретной теме и поиск их в связном тексте. Упражнения первого вида направлены на закрепление материала, упражнения второго вида – на развитие навыков выделения изучаемого явления в тексте. Небольшие тесты, данные к каждой теме, помогут преподавателю сразу на занятии проверить уровень освоения материала студентами. При формировании тестов использовались задания закрытой формы с множественным выбором. Они состоят из двух частей, одна из которых – основная – содержит вопрос или утверждение, а вторая – пять вариантов ответов, из которых студенты должны выбрать несколько правильных ответов. Задания с выбором нескольких верных вариантов ответов по форме труднее, чем задания с выбором одного правильного ответа, зато они в большей мере позволяют нивелировать эффект угадывания и объективнее проверить имеющиеся знания. Ведь студенты сами определяют полноту ответа и заранее не знают количество правильных вариантов в каждом задании.
ТЕМА: «ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ». План занятия.
а) сочинительная предложенческая связь; б) подчинительная предложенческая связь; в) пояснительная и присоединительная связи. Терминологический словарь. Присловная связь, валентность слова, согласование, управление, примыкание, предложенческая связь, предикационная связь, субъектив, предикатив, координация, соположение, мнимое управление (аналог управления), мнимое примыкание (аналог примыкания), непредикационная связь, детерминантная связь, детерминант, связь слов с двойными отношениями, дуплексив, сочинительная предложенческая связь, присоединительная связь, пояснительная связь. Литература.
Упражнения для закрепления. Упражнение 1. Спишите предложения. Выполните следующие задания: а) укажите, между какими парами слов устанавливаются предикативные отношения; б) определите формальный способ выражения предикативности. 1. Вошедший снял старый военный плащ, вытер платком лицо, пригладил свои лёгкие светлые волосы, сильно поредевшие на темени, сел в кресло, закурил, опять встал и начал ходить по комнате, загромождённой шкафами и столами (Ефремов. Звёздные корабли). 2. Длинные бледные пальцы человека коснулись картона (Ефремов. Звёздные корабли). 3. Груда окурков и горелых спичек росла в пепельнице; воздух в кабинете посинел от табачного дыма (Ефремов. Звёздные корабли). 4. Звёзды – это огромные скопления материи, сдавливаемой силой тяготения и под действием непомерного давления развивающей высокую температуру (Ефремов. Звёздные корабли). 5. – Команде укрыться внизу! – приказал капитан, резко двинув ручку телеграфа (Ефремов. Звёздные корабли). 6. Нет, это отверстие было пробито! (Ефремов. Звёздные корабли). 7. Такая скорость не достижима по физическим законам ни для какого аппарата, а путешествие с меньшими скоростями превратит полёт в тысячелетнее странствование... (Ефремов. Звёздные корабли). 8. На дворе смеркалось, в комнатах было темно (Пастернак. Воздушные пути). 9. – Здесь морозно, я не люблю холода, – сказала Жюли (Чернышевский. Что делать?). 10. В нашем суровом мире заступничество Божие всегда кстати (Чулаки. Примус). 11. Она была одна во всём доме (Куприн. Гранатовый браслет). 12. Близко на шоссе послышались знакомые звуки автомобильного трёхтонного рожка (Куприн. Гранатовый браслет). 13. Мы теперь мало пользуемся визуальными наблюдениями, – продолжал Бельский, – глаз скоро утомляется и не сохраняет виденного (Ефремов. Звёздные корабли). 14. В закрытых глазах роились тысячи светил, плыли колоссальные звёздные облака, чёрные завесы холодной материи, гигантские хлопья светящегося газа (Ефремов. Звёздные корабли). 15. – Девочки… подождите… не бранитесь, – говорил он, перемежая каждое слово вздохами, происходившими от давнишней одышки (Куприн. Гранатовый браслет). 16. Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан её адрес (Куприн. Гранатовый браслет). 17. Вокруг было тихо, слышался мирный стрекот кузнечиков (Быков. Болото). 18. И мне радостно оттого, что я вот так разогнулся, что я перестал быть рабом обстоятельств (Нагибин. Бунташный остров). 19. И никому, кроме Лены, было бы не под силу (Трифонов. Обмен). Упражнение 2. Выпишите из предложений конструкции с присловной связью между компонентами. Выполните следующие задания: а) отметьте в выписанных конструкциях стержневое (главное) слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово; б) определите формальный способ выражения присловной подчинительной связи. I. 1. Вино лёгкое, а гренадин только отбивает привкус серы (Куприн. Колесо времени). 2. Никто никому не завидовал (Куприн. Колесо времени). 3. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика (Куприн. Белый пудель). 4. Собака напряжённо зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула (Куприн. Белый пудель). 5. Лодыжкин хорошо знал эти места… (Куприн. Белый пудель). 6. Дедушка долго с недоумением рассматривал её (Куприн. Белый пудель). 7. И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль (Куприн. Белый пудель). 8. Она с усталым видом и с отвращением замахала платком на артистов… (Куприн. Белый пудель). 9. Его толстое лицо мигом побагровело, а глаза невероятно широко раскрылись… (Куприн. Белый пудель). 10. Лодыжкин обиделся и надел на голову картуз (Куприн. Белый пудель). 11. Он совершенно искренно боялся своей немного истеричной, немного припадочной дьяконицы (Куприн. Анафема). II. 1. Умный пёс отлично понял его (Куприн. Белый пудель). 2. Мальчик уже спал, разметав в стороны руки и широко раскрыв рот (Куприн. Белый пудель). 3. Изумруд подошел к дверной решётке (Куприн. Изумруд). 4. Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама (Куприн. Слон). 5. В комнате пахнет керосиновым чадом и тушёной капустой (Куприн. Река жизни). 6. В эту минуту вошла вернувшаяся кормилица (Куприн. Синяя звезда). 7. Никогда ему не изменяет его светлое, терпеливое, чуть приукрашенное мягкой улыбкой благодушие (Куприн. Телеграфист). 8. Тонким, печальным свистом перекликались кулички (Куприн. Конокрады). 9. Он вяло перевалился на бок и сел на корточки, по-турецки (Куприн. Конокрады). 10. Усы были залиты кровью (Куприн. Конокрады). 11. Василь с ненавистью поглядывал на него, искоса и брезгливо хмурился (Куприн. Конокрады). 12. Он заливался старческим, бесшумным длинным смехом и плакал; болтал лихорадочно, без остановки и без смысла… (Куприн. Конокрады). Упражнение 3. Найдите предложения с детерминантной связью и связью слов с двойными отношениями. Выделите предложения с сочинительной связью, пояснительной связью и присоединительной. Заполните таблицу.
Примечание: если в одном предложении Вам встретятся несколько типов предложенческой непредикационной связи, то порядковый номер такого предложения дублируйте в соответствующие колонки таблицы. 1. Ростов скучно и тоскливо провёл этот день (Толстой. Война и мир). 2. Князь Андрей поскакал исполнять поручение (Толстой. Война и мир). 3. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом (Толстой. Война и мир). 4. Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза (Тургенев. Отцы и дети). 5. Берг ещё что-то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше (Толстой. Война и мир). 6. Солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим (Булгаков. Мастер и Маргарита). 7. Годов семь назад ездил я туда... то есть домой (Чехов. Степь). 8. Будь забор, через забор перелезть можно, а то двор крытый!.. (Чехов. Степь). 9. Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же – небо, равнину, холмы... (Чехов. Степь). 10. Может, вёрст пять пробежал с ними, а то и больше (Чехов. Степь). 11. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное (Булгаков. Мастер и Маргарита). 12. Володька прошёл в сенцы, скинул с плеча ружье, снял патронташ и, войдя в избу, бросился на постель (Абрамов. Безотцовщина). 13. Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать (Чехов. Смерть чиновника). 14. Юля обернулась и увидела, что питон сложился тугими кольцами, получилась высокая круглая подушка (Булычёв. Два билета в Индию). 15. Поэтому Юлька вернулась в свой домик только через час (Булычёв. Два билета в Индию). 16. Днём я работал, а вечером бродил по городу, выбирался в поля, в лес, к берегу большого солёного озера… (Булычёв. Поделись со мной). 17. – Там, внизу, пусто, – сказал он (Булычёв. Пустой дом). 18. Мастер умудрился вылепить её живые, нервные руки и тоску в глазах (Булычёв. Пустой дом). 19. Утром Юльку разбудил горн (Булычёв. Два билета в Индию). Упражнение 4. Спишите текст. Укажите все виды связи, встретившиеся Вам в каждом из предложений. Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его. Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страха метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь и побежит назад к своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет. Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится (Толстой. Зайцы (рассказ)). Проверочные тестовые задания. Инструкция. Приготовьте бланк ответа в виде таблицы, где под цифрами 1, 2, 3 и т.д. с точкой указан номер задания. В этой же клетке под номером выполненного вами задания укажите номера со скобкой выбранных вами ответов. Например:
При выполнении тестовых заданий будьте внимательны. Задания выполняйте последовательно. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.
1) Начальство, по-видимому, оценило его усердие (А. Куприн); 2) Так он с трудом добрался до шестого класса (А. Куприн); 3) …Ему хотелось повидаться с Инсаровым и переговорить с ним (И. Тургенев); 4) Берсеневу стало неловко (И. Тургенев); 5) Путём многих жертв и унижений мать кое-как сколотила небольшую сумму на штатское платье для сына (А. Куприн).
1) И он надавил кнопку электрического звонка (А. Куприн); 2) Святая ложь – это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения (А. Куприн); 3) В дороге чай и песни всегда кстати… (А. Грибоедов, П. Вяземский); 4) Он перевернулся на спину и заложил руки за голову (И. Тургенев); 5) Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую глубь груди, но грудь им охотно дышала (И. Тургенев).
1) Просто мне нездоровилось это время (А. Куприн); 2) Небольшой деревянный домик с мезонином, выкрашенный розовою краской, стоял посреди сада и как-то наивно выглядывал из-за зелени деревьев (И. Тургенев); 3) …На пороге дома показалась дама в лиловом шёлковом платье и, подняв вышитый батистовый платок над головою для защиты от солнца, улыбнулась томно и вяло (И. Тургенев); 4) В доме пахло краской, клеем и жареным гусем (Л. Улицкая); 5) Он был красив собою, хорошо сложен… (И. Тургенев).
1) Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна (А. Куприн); 2) И, сломив фигуру Зои, Шубин принялся торопливо и словно с досадой лепить и мять глину (И. Тургенев); 3) В степи потемнело, ветер задувал всё сильней (К. Паустовский); 4) Он остановился, потупился, потом быстро вскинул глаза и, неловко улыбаясь, поправил волосы (И. Тургенев); 5) Вокруг было тихо… (В. Быков). 6. Укажите номер (-а) высказывания (-ий) с детерминантной связью.
7. Укажите номер (-а) предложения (-й), между компонентами которого (которых) устанавливается присоединительная связь.
8. Укажите номер (-а) предложения (-й), включающего (-их) конструкции с двойными отношениями. 1) И, шумя и кружась, колебала река отражённые в ней облака (М. Лермонтов); 2) Абрикосовая дала обильную жёлтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской (М. Булгаков); 3) Цветы и трава были под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди них (Л. Толстой); 4) С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно… (А. Пушкин); 5) Кузьма поставил дымящийся котелок на середину стола, положил в него огромную ложку топлёного масла (Ф. Абрамов). 9. Укажите номер (-а) предложения (-й), между компонентами которого (-х) устанавливаются пояснительные отношения. 1) Эти люди были свои, слободские (М. Горький); 2) Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула (Н. Гоголь); 3) Мы беседовали хорошо, по-дружески (А. Куприн); 4) Знатоки примет горестно вздохнули, ожидая печалей в будущем царствовании (Э. Радзинский); 5) Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком (А. Пушкин). 10. Укажите номер (-а) высказывания (-й) с сочинительной связью между компонентами. 1) Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись… (М. Булгаков); 2) Князь был оживлен её присутствием… (А. Пушкин); 3) Мишкин подошёл к ней ближе… (А. Аверченко); 4) Горячая, как лава, жижа обжигала руки… (М. Булгаков); 5) Она надела на пишущую машину колпак, оделась сама и, выйдя из управления, остановилась на тротуаре (А. Аверченко).
|
Учебно-методическое пособие нормы современного русского литературного... Легкая Н. М. Нормы современного русского литературного языка. Учебно- методическое пособие для студентов средних специальных учебных... |
Учебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение» Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,... |
||
Тест №2 Нормы русского литературного языка. Текст. Основные цели теста. Определить уровень Основные цели теста. Определить уровень владения студентами-нефилологами нормами современного русского литературного языка |
Основная образовательная программа высшего образования Направление... Целью курса синтаксиса современного русского литературного языка является знакомство студентов с синтаксисом как центральной лингвистической... |
||
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» Рабочая тетрадь №5 к практическим занятиям по курсу «Нейрофизиологии». – М.: Мгмсу, 2017, 68 с |
Программа учебной дисциплины практическая и функциональнаястилистика... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
История русского литературного языка Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978.... |
Руководство к практическим занятиям по биохимии Р 82 Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебное пособие/ Под ред. И. П. Смирновой. М.: Оргсервис-2000, 2008. 101 с |
||
Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка Страдательные причастия в современной русской речи: семантика и особенности функционирования |
Тема №1. Нормы современного русского литературного языка Задание Прочитайте слова, обращая внимание на подвижность ударения в некоторых грамматических формах |
||
Модуль 3 научная речь Модуль понятие о культуре речи и нормах современного русского литературного языка |
Сборник лекций по неврологии учебное пособие Учебное пособие составлено сотрудниками курса нервных болезней. Предназначено в помощь студентам IV-V курсов медицинского факультета... |
||
Учебное пособие москва 2000 рецензент : Доктор филологических наук,... В учебном пособии дается краткое описание основных типов фразеологических единиц русского языка и приводятся многочисленные примеры... |
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы русской речевой... Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь представление о системе современного русского языка и ее составляющих,... |
||
Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного... Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского... |
Учебное пособие предназначено для студентов начальных курсов и включает... Теория и практика применения разработанных лексико-грамматических заданий на занятиях иностранного языка для повышения профессионально-лексических... |
Поиск |