Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова


Скачать 3.3 Mb.
Название Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова
страница 1/23
Тип Выпускная квалификационная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра общего языкознания

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ В ПОЛЬСКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РУССКИМ)

Выпускная квалификационная работа

магистра филологии

Егора Андреевича Инокова

Научный руководитель:

к. ф. н., ст. преп. Е. И. Риехакайнен

Рецензент:

к.ф.н., доц. Е. С. Худякова


Санкт-Петербург

2016

Оглавление

Введение 5

1. Речевой акт просьбы и методы его изучения 9

1.1. Просьба в теории речевых актов 9

1.2. Различные подходы к изучению речевого акта просьбы 13

1.2.1. Методики получения материала 14

1.2.2. Классификации способов выражения просьбы 19

1.3. Выводы 23

2. Психолингвистическое исследование способов выражения просьбы в немецком и польском языках 25

2.1. Цели и задачи исследования 25

2.2. Способы выражения просьбы в учебных пособиях по немецкому и польскому языкам 25

2.2.1. Пособия для изучающих польский язык 26

2.2.2. Пособия для изучающих немецкий язык 28

2.2.3. Обобщение 29

2.3. Анкетирование 30

2.3.1. Методика эксперимента 30

2.3.2. Принципы обработки результатов 31

2.3.3. Испытуемые 32

2.3.4. Результаты эксперимента 32

2.3.4.1. Классификация способов выражения просьбы в польском языке 33

2.3.4.2. Классификация способов выражения просьбы в немецком языке 45

2.3.4.3. Сопоставление результатов 53

2.4. Ранжирование способов выражения просьбы носителями польского и немецкого языков 56

2.4.1. Материал эксперимента 57

2.4.1.1. Стимулы: польский материал 57

2.4.1.2. Стимулы: немецкий материал 61

2.4.2. Испытуемые 64

2.4.3. Ход эксперимента 65

2.4.4. Принципы обработки результатов 66

2.4.5. Результаты эксперимента 67

2.4.5.1. Результаты, полученные на польском материале 67

2.4.5.2. Результаты, полученные на материале немецкого языка 69

2.4.6. Сопоставление данных, полученных для немецкого, польского и русского языков 70

Заключение 75

Список литературы 80

Список использованных словарей 84

Приложение 1: Польский вариант анкеты 85

Приложение 2: Немецкий вариант анкеты 86

Приложение 3: Классификация польского материала 86

Приложение 4: Классификация немецкого материала 103

Приложение 5 113

5.1. Инструкция к эксперименту с применением методики градуального эталона, польский вариант 113

Приложение 6 114

6.1. Инструкция к эксперименту с применением методики градуального эталона, немецкий вариант 114

Приложение 7: Результаты эксперимента с применением методики градуального эталона, польские испытуемые 115

Приложение 8: Результаты эксперимента с применением методики градуального эталона, немецкие испытуемые 129

Приложение 9: Результаты эксперимента с применением методики градуального эталона: сопоставление медиан и рангов 135

Введение



В данной работе будет представлено исследование способов выражения просьбы в польском и немецком языках, основанное на материале, полученном экспериментальным путем, а также будет проведено сопоставление с результатами аналогичного исследования, выполненного ранее на материале русского языка.

Выбор польского и немецкого языков обусловлен тем, что, как известно, это родственные языки на уровне индоевропейской языковой семьи, но не близкородственные [Мейе 1938: 50]. При этом оба языка имеют давний и тесный контакт, вызванный территориальным соседством: территории распространения этих языков соприкасаются, а в некоторых регионах это соседство приводило к одновременному распространению этих языков на одной и той же территории.

Объектом данного исследования являются способы выражения просьбы в польском и немецком языках.

Предмет исследования — то, каким образом способы выражения просьбы представлены в сознании носителей польского и немецкого языков (в сопоставлении с носителями русского языка).

Цель данного исследования — выявить способы выражения просьбы, существующие в немецком и польском языках, сопоставить их со способами выражения просьбы в русском языке и установить, каким образом эти способы структурированы в сознании носителей указанных языков.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

1) проанализировать научную и методическую литературу по данной теме, чтобы установить базу для последующего экспериментального исследования; выбрать оптимальные для нашего исследования методики изучения просьбы;

2) провести анкетирование носителей исследуемых языков для получения предварительного списка способов выражения просьбы;

3) на основе научной литературы разработать классификацию для подробного описания полученного материала и отбора статистически релевантных способов выражения просьбы;

4) провести эксперимент с применением методики градуального эталона, а затем проанализировать результаты эксперимента с помощью статистических методов;

5) сопоставить между собой экспериментальный материал, полученный от носителей польского и немецкого языков, а также сравнить полученные результаты с аналогичными данными для русского языка.

Сформулированные задачи решаются в работе с помощью методов критического анализа научной литературы и учебных пособий, а также с помощью анкетирования и методики градуального эталона.

Материалом исследования стали научная литература и пособия по изучению польского и немецкого языков, результаты анкетирования и градуирования способов выражения просьбы, полученные от носителей немецкого и польского языков в рамках настоящего исследования, а также результаты аналогичного исследования на материале русского языка, которое было проведено в 2006 г. Е. И. Риехакайнен.

Методика градуального эталона, которая используется в настоящем исследовании, была неоднократно апробирована при изучении различных речевых актов, в том числе речевого акта просьбы, на материале русского языка [Петрова 2011; Риехакайнен 2006]. К польскоязычному и немецкоязычному материалу данная методика ранее не применялась, что определяет новизну исследования.

Сопоставительные исследования вежливости актуальны в современной лингвистике. Так, например, существуют следующие проекты: «Cross-Cultural Speech Act Realization Patterns» («CCSARP»), целью которого является изучение речевых актов просьбы и извинения в восьми языках [Blum-Kulka, Olshtain 1984: 197] и сопоставительное исследование на материале способов выражения просьбы в немецком, английском, польском, и русском языках Э. Огиерманн «Politeness and in-directness across cultures: A comparison of English, German, Polish and Russian requests» [Ogiermann 2009].

Наличие подобных работ указывает на то, что данная тема актуальна в лингвистике, однако не раскрыта в полной мере, поскольку существующие исследования посвящены в основном социолингвистическим и прагматическим аспектам изучения проблемы.

Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в том, что для описания и сопоставления способов выражения просьбы в польском и немецком языках будет создана классификация, которая учитывает структурные различия обоих языков и потенциально может использоваться в исследованиях способов выражения просьбы на материале других языков. Также в ходе исследования планируется установить общий, не привязанный к отдельным ситуациям инвентарь просьб, которые могут использоваться носителями польского и немецкого языков.

Данное исследования также имеет практическую значимость — полученный материал может быть адаптирован для использования в учебных пособиях и при обучении польскому и немецкому языкам.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы и приложения.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, задачи и методы исследования, указывает на проведенные в данной области исследования и научную новизну работы.

Теоретическая часть состоит из двух подглав. В первой из них рассматривается просьба в теории речевых актов, во второй — различные подходы к изучению речевого акта просьбы, в том числе методики получения материала и классификации способов выражения просьбы.

Практическая часть разделена на четыре подглавы. Первая из них описывает цели и задачи экспериментального исследования. Вторая посвящена анализу учебных пособий, предназначенных для изучения польского и немецкого языков. В третьей подглаве описывается первый этап экспериментального исследования — анкетирование, а в четвертой — второй этап — эксперимент с применением методики градуального эталона.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по теме.

Материалы работы были апробированы на XVIII Международной конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., доклад «О методах исследования способов выражения просьбы») и XIX Международной конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2016 г., доклад «Способы выражения просьбы: сопоставительное психолингвистическое исследование»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon На соискание степени бакалавра филологии Научный к ф. н., доц. Сытнов...
I. Терминосистема: формирование, особенности, классификация
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра лингвистики Научный к п. н., доц. Беликова Л. Г. Рецензент:...
Синтаксические средства передачи косвенных речевых актов в публицистических текстах
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц., доц. Соколова Е. В рецензент:...
ОП, выражение конверсных отношений, выражение каузативных и фазисных действий, номинации действия при отсутствии в языке глагольной...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Бакалавра Научный ст преп. Римушкина Е. Ю. Рецензент: к ф. н., ст преп. Морилова Е. С
Образовательная программа «Теория и практика межкультурной коммуникации (английский язык)»
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра филологии Научный к ф. н., доцент Ю. В. Каминская Рецензент:...
Философские основы, зарождение и развитие комплекса представлений о синтезе искусств. 8
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Гулякова И. Г. Рецензент:...
Охватывает все аспекты семейной жизни: хозяйственные дела, работа, школа, досуг и т п
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра филологии Научный к ф. н., доцент Митрофанова Ирина Анатольевна...
Заголовочный комплекс периодического издания в аспекте речевого воздействия (на материалах газеты "культура")
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра лингвистики Научный к ф. н., доц. Косарева Е. В. Рецензент:...
Охватывают также целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака,...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистранта Николаевой Евгении Олеговны на тему: «Трансформация статуса...
I. образ человека в лингвистических исследованиях
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Соискателя на степень магистра филологии Прохоровой Александры Алексеевны...
У таких инструментов есть ряд недостатков — ни одна из таких платформ, существующих в настоящее время, не является оптимальной с...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистра филологии Научный к ф. н., доцент А. А. Аствацатуров Рецензент:...
Точка зрения индивида, существующего в американском культурном пространстве, также в особом порядке рассматривается автором даже...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Соискателя на степень магистра филологии Крастынь Валерии Валерьевны...
Целью данного исследования является разработка системы для извлечения именованных сущностей из текстов микроблогов (Твиттер) на русском...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Направление подготовки 45. 04. 02 «Лингвистика» Образовательная программа...
Языковая картина мира как предмет изучения лингвокультурологии. Методы и процедуры лингвистического анализа 7
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Соискателя на степень магистра филологии Коноваловой Александры Владимировны...
Основными функциями языка являются коммуникативная (язык предназначен для взаимодействия людей), когнитивная (язык служит для передачи...
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Магистранта Санжиевой Сэсэг Зоригтуевны на тему: «языковая манипуляция...
Стратегии речевого воздействия в заголовках англоязычных новостных репортажей 47
Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп. Е. И. Риехакайнен Рецензент: к ф. н., доц. Е. С. Худякова icon Бакалавра Научный к и. н., доц. Н. А. Сомкина Рецензент: к и. н., ст пр. Мыльникова Ю. С
Осуществление курса «идти вовне»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск