САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филатова Елена Михайловна
ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ В АСПЕКТЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ "КУЛЬТУРА")
Выпускная квалификационная работа
магистра филологии
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Митрофанова Ирина Анатольевна
Рецензент: к.ф.н., доцент
Бердышева Наталья Юрьевна
Санкт-Петербург
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 8
Теоретические основы изучения заголовков и заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия 8
1.1. Понятие «речевое воздействие» в терминологических системах гуманитарных дисциплин 8
1.1.1. РВ в риторике 8
1.1.2. РВ в теории публицистики 11
1.1.3. РВ в социологии 13
1.2. Теория речевого воздействия в лингвистической традиции 14
1.2.1. Определение понятия «речевое воздействие» 14
1.2.2. Языковые и речевые средства реализации РВ 18
1.3. Аспекты изучения заголовка в лингвистике 22
1.3.1. Заголовок с точки зрения синтаксиса 22
1.3.2. Заголовок с точки зрения лингвистики текста 26
1.3.3. Заголовок с точки зрения лингвистической прагматики 29
1.3.4. Заголовок с точки зрения лингвокультурологии 31
1.4. Функции заголовка газетно-публицистического текста 33
1.5. Заголовочный комплекс газетно-публицистического текста 37
Выводы по 1 главе 41
ГЛАВА 2 44
Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты Культура» в аспекте речевого воздействия 44
2.1. Общая характеристика газеты «Культура»: формат, история, концепция издания 44
2.2. Целевая аудитория газеты «Культура» 47
2.3. Функциональные особенности заголовочных комплексов газеты «Культура» 50
2.3.1. Объем и источники исследуемого материала 50
2.3.2. Основные положения функциональной классификации заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия 51
2.4. Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 1998 г.в аспекте РВ 55
2.5. Функциональня классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 2010 г. в аспекте РВ 68
2.6. Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» за 2015-2017 гг. в аспекте РВ 80
2.7. Прецедентные тексты в составе газетных заголовков как прием речевого воздействия 93
2.7.1. Понятие «прецедентный текст» 94
2.7.2. Сравнительная характеристика прецедентных текстов в заголовках газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015–2017 гг. 97
Выводы по 2 главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
Список использованной литературы 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 117
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению заголовочных комплексов (ЗК) общественно-политической газеты «Культура» в аспекте речевого воздействия (РВ). Заголовочный комплекс периодического издания мы понимаем как «совокупность единиц, образующих единый ЗК (рубрика, заголовок, подзаголовок»)1. Также в ЗК могут входить название полосы, рубрики, лид, внутренние заголовки.
РВ в настоящей работе определяется как «воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке»2.
Данная работа связана с проблемами типологизации ЗК на основании их связи с текстом статьи. Мы понимаем ЗК как элемент текста и считаем, что ЗК всегда выполняет определенную функцию по отношению к тесту: элементы ЗК могут называть тему текста, разюмировать его содержание, обращать внимание на наиболее яркие фрагменты текста, цитировать его и т.д. Мы анализируем наиболее частотные типы заголовков газеты, пытаясь сделать вывод о том, какие приемы создания заголовков для каждого из типов являются наиболее эффективными, по мнению создателей газеты, что именно определяет успешность выполнения аттрактивной функции. Учет тиража газеты в конкретный временной период указывает, насколько верная тактика была выбрана журналистами, ведь интересный заголовок способен привлечь большее количество читателей, следовательно, тираж – один из показателей успешности всего издания и заголовков в частности.
Основываясь на нашем материале, мы выявляем основные приемы речевого воздействия в заголовках для каждого из интересующих нас периодов издания газеты. Мы отмечаем не только собственно лингвистические, но и «окололингвистические» средства РВ, например, графические.
Важной с точки зрения эффективности РВ нам представляется степень информативности элементов ЗК: мы выделяем полно- и полу-информативные элементы ЗК. Мы считаем, что объем предоставляемой в элементах ЗК информации напрямую связан с воздействием на аудиторию. В нашей работе не выделены неинформативные заголовки и другие элементы ЗК, так как для заголовка информативная функция является основополагающей и, если она отсутствует, мы считаем элемент ЗК дефектным.
Также мы обращаемся к анализу заголовков с прецедентными текстами (ПТ), так как использование ПТ при создании заголовков – один из наиболее популярных приемов речевого воздействия. Мы учитываем соотношение количества источников ПТ в разные периоды издания газеты «Культура», а также суммируем приемы использования ПТ в проанализированных нами материалах.
Актуальность работы объясняется отсутствием в научной литературе определенности относительно связи воздействующего потенциала ЗК с функциями элементов ЗК именно по отношению к тексту, так, мы не рассматриваем заголовок, подзаголовок и лид материала газеты отдельно, а анализируем их с текстовой позиции.
Объект исследования – заголовочные комплексы газеты «Культура».
Предмет исследования – воздействующий потенциал данных единиц.
Материал исследования – материалы газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015–2017 гг.
Цель работы заключается в анализе функциональных и структурных особенностей элементов ЗК периодического издания как единиц, осуществляющих речевое воздействие на аудиторию.
Задачи работы были сведены к следующим:
1) Разработать теоретическую базу исследования путем анализа соответствующей научной литературы.
2) Собрать материал исследования.
3) Изложить историю газеты «Культура», представить формальные характеристики газеты для 1998, 2010, 2015-2017 гг.
4) Изучить целевую аудиторию газеты «Культура».
5) Провести исследование отобранных ЗК с точки зрения их функции по отношению к тексту и представить функциональную классификацию ЗК.
6) На основе составленной функциональной классификации ЗК описать приемы речевого воздействия, характерные для каждого типа ЗК.
7) Описать основные приемы использования прецедентных текстов при создании ЗК и выявить наиболее популярные для каждого периода источники прецедентности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы:
1) случайная выборка
2) функционально-семантический
3) дистрибутивный
4) сопоставительный
5) описательный
6) элементы статистического анализа
Новизна работы обусловлена изучением приемов речевого воздействия ЗК периодического издания на ранее не привлекавшемся речевом материале. При этом мы рассматриваем взаимозависимость воздействующего потенциала элементов ЗК и функций, выполняемых заголовком и другими элементами ЗК по отношению к тексту и по отношению к читательской аудитории, характерную для газетной публицистики. Существенным является тот факт, что мы анализируем ЗК одного издания в разные периоды его существования, что позволяет определить инерцию применения авторских тактик речевого воздействия, приемов их реализации и их изменения в связи со сменой концепции издания.
Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что результаты его могут быть применены при чтении спецкурса по стилистике публицистического текста, теории речевого воздействия.
Теоретическая значимость сопряжена с осуществлением поставленных в работе задач.
Была выдвинута следующая гипотеза исследования:
Выбор приемов речевого воздействия в ЗК обусловлен функциями, которые ЗК выполняет в отношении к тексту и в отношении к читателю. Выбор функциональных типов ЗК и способов реализации РВ зависит от концепции издания, которая может меняться. Так, материалы «Культуры» за 2015–2017 гг., в связи со сменой концепции газеты, существенно отличаются от материалов 1998 и 2010 гг. Большинство заголовков в «обновленной» «Культуре» представляет собой ассоциацию автора с материалом статьи и практически всегда базируется на прецедентном тексте. Основными источниками прецедентных текстов, использованных в таких заголовках, являются песни, художественная литература и кинофильмы.
Работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. Во Введении обосновывается актуальность и практическая значимость работы, называются цель, задачи и методы анализа, раскрываются предмет, объект и материал исследования, определяется новизна и гипотеза работы.
Первая глава «Теоретические основы изучения заголовков и заголовочных комплексов в аспекте речевого воздействия» состоит из 5 параграфов. В первом параграфе раскрывается содержание понятия «речевое воздействие» с позиций разных гуманитарных дисциплин. Во втором параграфе приводятся основные определения речевого воздействия в работах по лингвистике. В третьем параграфе речь идет о различных подходах к изучению заголовка. В четвертом параграфе приведены предлагаемые исследователями подходы к изучению функций заголовка текста периодического издания. Пятый параграф посвящен определению заголовочного комплекса периодического издания.
Вторая глава «Функциональная классификация заголовочных комплексов газеты «Культура» в аспекте речевого воздействия» состтоит из 7 параграфов. В первом параграфе излагаются сведения об исследуемом издании: формат, история, концепция. Во втором параграфе дается анализ целевой аудитории издания. В третьем параграфе обосновывается отбор материала, приводятся параметры основной классификации данной работы. В 4, 5, 6 параграфах представлена функциональная классификация ЗК газеты «Культура» и приемы речевого воздействия, характерные для каждого функционального типа ЗК. Седьмой параграф посвящен анализу особенностей функционирования прецедентных текстов в составе элементов ЗК.
В Заключении представлены основные результаты исследования.
В Приложении приведена полная версия функциональной классификации ЗК газеты «Культура».
|