Скачать 273.69 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гремячинская основная общеобразовательная школа» Рассмотрено на МС школы Утверждено Протокол №_____ Директор школы: От «____»____________2015 г. _______ С.Е.Чащухина «____»_________2015 г. Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» Направление: общеинтеллектуальное Участники программы: учащиеся 1-4 классов Срок реализации программы: 4 года Составитель: Е.В.Мельникова учитель начальных классов Гремяча 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа является адаптированной. При составлении программы использована программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки». Разработчики программы: Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. (автономная некоммерческая организация «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург). Актуальность работы: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Цель программы: Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Задачи:
Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов школы. Сроки реализации образовательной программы: Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7-10 лет, включает 270 занятий: в 1 классе – 66 занятий, два занятия в неделю, во 2-4 классах по 68 занятий в год, два занятия в неделю). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года. Основные виды деятельности:
Принципы программы:
Содержание занятий кружка направлено на освоение основной образовательной программы, повышение мотивации к обучению.
Создание условий для повышения мотивации к обучению, интереса к учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Формирование УУД Познавательные универсальные учебные действия (УУД) Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся. К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
Предполагаемые результаты:
Форма проверки результативности занятий: Стартовый мониторинг Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Форма подведения итогов реализации программы: Итоговое мероприятие Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Участие в конкурсе Творческих Команд. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие. Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить. 1. (ВЗ) Вводное занятие Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками». План занятия:
Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
Варианты выполнения заданий:
2. (О) Обучение Цель – активное введение в работу с «витаминками». План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Варианты выполнения заданий:
3. (СР) Самостоятельная работа Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. План занятия:
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Варианты выполнения заданий:
4. (ОЗ) Особые занятия Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. Варианты проведения особых занятий:
5. (С) Самоподготовка Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий:
|
Пояснительная записка Данная программа «Интеллектуальные витаминки» Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию... |
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению... Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих... |
||
Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа) Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности |
||
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности» ... |
Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для... Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются |
||
Программа внеурочной деятельности «Фантазия. Пластилиновое чудо» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... |
Программа вокальной студии «Вдохновение» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ внеурочной деятельности (начальное... |
||
Программа организации внеурочной деятельности В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,... |
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою открытий и добра» Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» – для обучающихся начальной школы, разработана на основе Федерального... |
||
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги моего исследования" Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности |
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Цель данных методических рекомендаций – дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам реализации внеурочной деятельности и её... |
||
Отчет о результатах самообследования составлен в соответствии с Порядком... Приложение № План внеурочной деятельности. Реализация основных направлений внеурочной деятельности обучающихся |
Программа внеурочной деятельности Нормативно- правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |
||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс) Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс) в 7-8 классах |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего |
Поиск |