Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки»


Скачать 273.69 Kb.
Название Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки»
страница 1/3
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гремячинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МС школы Утверждено

Протокол №_____ Директор школы:

От «____»____________2015 г. _______ С.Е.Чащухина

«____»_________2015 г.

Программа внеурочной деятельности

«Интеллектуальные витаминки»

Направление: общеинтеллектуальное

Участники программы: учащиеся 1-4 классов

Срок реализации программы: 4 года
Составитель: Е.В.Мельникова

учитель начальных классов
Гремяча 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Программа является адаптированной.

При составлении программы использована программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки». Разработчики программы: Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В. (автономная некоммерческая организация «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург).

Актуальность работы: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Цель программы:

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность обучающихся как важнейший компонент любой деятельности человека.

  • Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.

  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.



Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов школы.

Сроки реализации образовательной программы:

Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 7-10 лет, включает 270 занятий: в 1 классе – 66 занятий, два занятия в неделю, во 2-4 классах по 68 занятий в год, два занятия в неделю). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года.

Основные виды деятельности:

  • игровая

  • познавательная

Принципы программы:

  • Научность

  • Системность

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение основной образовательной программы, повышение мотивации к обучению.

  • Обеспечение мотивации

Создание условий для повышения мотивации к обучению, интереса к учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир; стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Реалистичность


Формирование УУД

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • ориентирование на разнообразие способов решения задач;

  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществление синтеза как составления целого из частей;

  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • установление аналогии;

  • владение общим приемом решения задач.

  • осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;

  • создание и преобразование модели и схемы для решения задач;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;

  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.

К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предполагаемые результаты:

  • расширение кругозора учащихся

  • формирование мотивации к обучению в школе, познанию и творчеству

  • развитие воображения, памяти, речи учащихся

  • развитие коммуникативной компетентности детей


Форма проверки результативности занятий:

Стартовый мониторинг

Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Форма подведения итогов реализации программы:

Итоговое мероприятие

Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.

Участие в конкурсе Творческих Команд.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.

  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

  • 1 класс – 35 минут

  • 2-4 класс – 40 минут


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)

  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

  • Системный анализ (стратегическое планирование)

  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.

Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.

Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.
1. (ВЗ) Вводное занятие

Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».

План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?

Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.

  • Выполнение заданий.

Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Все задания выполняются в классе.


2. (О) Обучение

Цель – активное введение в работу с «витаминками».

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


3. (СР) Самостоятельная работа

Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.

План занятия:

  • Проверка домашнего задания.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

  • Работа с эпиграфом.

  • Интеллектуальная разминка.

  • Выполнение заданий.

Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.

  • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально с проверкой.

  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.

  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.


4. (ОЗ) Особые занятия

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.

Варианты проведения особых занятий:

  • Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.

  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).


5. (С) Самоподготовка

Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.

«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

  • Индивидуально.

  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.

  1   2   3

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Пояснительная записка Данная программа «Интеллектуальные витаминки»
Решение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Литературное наследие Сибири» составлена в соответствии с требованиями следующих...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа внеурочной деятельности «Росток» для обучающихся 5-7 классов (102 часа)
Программа внеурочной деятельности «Росток» является авторской и направлена на воспитание у школьников экологической культуры
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся 1-4 классов
Описание материально-технического обеспечения реализации рабочей программы по курсу внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «мир деятельности»
...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Г. Шахты Ростовской области Программа внеурочной деятельности для...
Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа внеурочной деятельности
«Фантазия. Пластилиновое чудо» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа вокальной студии «Вдохновение»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерных программ внеурочной деятельности (начальное...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа организации внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою открытий и добра»
Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» – для обучающихся начальной школы, разработана на основе Федерального...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности "Первые шаги моего исследования"
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Цель данных методических рекомендаций – дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам реализации внеурочной деятельности и её...
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Отчет о результатах самообследования составлен в соответствии с Порядком...
Приложение № План внеурочной деятельности. Реализация основных направлений внеурочной деятельности обучающихся
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Программа внеурочной деятельности
Нормативно- правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кино и литература» (исследовательский курс) в 7-8 классах
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск