В. Н. Шевченко сервисная деятельность


Скачать 2.97 Mb.
Название В. Н. Шевченко сервисная деятельность
страница 1/21
Тип Лекция
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Министерство транспорта Российской Федерации

(Минтранс)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(Росавиация)

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

Университет гражданской авиации»


В.Н.Шевченко

СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тексты лекций

Часть первая


Санкт-Петербург 2010




Одобрено и рекомендовано к изданию

Учебно-методическим Советом Университета



Ш87(03)

Шевченко В.Н. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Тексты лекций. Часть первая/Университет ГА. С.-Петербург, 2010.


Издаются в соответствии с программой курса и требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности 100101 – СЕРВИС.

Рас­смотрены наиболее важные проблемы сервисной деятельности и содержание ее основных понятий: сервис, потребность, услуга, сервисная информация, сервисный маркетинг. Должное внимание уделено особенностям функционирования современного сервиса: корпоративной этике и этикету, культуре сервисной деятельности. Российский опыт развития сервисной деятельности раскрывается на основе материалов архивных документов и социологиче­ских исследований.

Предназначены для студентов гуманитарного и командного факультетов очной и заочной форм обучения.

Библ. 32 назв.
Рецензент А.Ю.Каменский, канд. эконом. наук, доц.
© Университет гражданской авиации,

2010
Лекция первая. Введение в дисциплину. Понятие сервисной деятельности

Оказание услуг — широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги — по­мощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) и т. п. — не требуют особых знаний и подго­товки. Однако уже в древности существовали люди и целые организа­ции, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, про­фессиональных навыков и соответствующего оборудования. В XX веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой дея­тельности. Сейчас более 70% промышленно развитых стран являются участниками мирового рынка услуг. Закономерности сервисной дея­тельности требуют детального анализа, без которого ее невозможно организовать на уровне современных требований.

1. Методологические основы и междисциплинарный характер научного анализа сервисной деятельности

Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной деятель­ности, которая свойственна современному миру. Сервисная дея­тельность — это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и ин­дивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обла­дая многообразными потребностями, желает получить определен­ные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предо­ставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений — не создание материальных ценностей, а удовлетво­рение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей). Исторически вырастая из процессов самообеспечения и родственной взаимопомощи, сервисная дея­тельность успешно интегрировалась в отношения рыночного об­мена. Это обусловило разделение и профессионализацию труда работников, оказывающих услуги, а также их предприниматель­скую активность на рынке услуг. Другая сторона, желающая реа­лизовать свои потребности и оплачивающая услуги, предъявляет к сервисной деятельности специфические требования, привнося в нее свои запросы и ценностные ориентации. Это сообщает сер­висной деятельности внешнеэкономические характеристики, усили­вает ее социальную и эмоционально-психологическую определен­ность.

Сложный характер сервисной деятельности обусловливает спе­цифику сервисологии — науки о сервисной деятельности, которая формируется ныне в мировой аналитике как междисциплинарная, теоретическая и прикладная область исследований. Давно было установлено, что труд в сфере сервиса во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Но сам по себе характер сервисного труда долгое время оставался неочевидным для исследователей. Понадобилось немало времени, чтобы установить его многоплановый характер, а также место и роль не только в промышленном производстве, но и в воспроиз­водстве общественных связей, в культурной жизни людей.

Рассмотрим становление и основные этапы научного анализа сер­висной деятельности. Начнем с раскрытия общетеоретических и специфических особенностей научного анализа, задачей которо­го является изучение сервисной активности.

В настоящее время научный анализ сервисной деятельности так же, как и любое другое научное направление, имеет разные уровни и компоненты рассмотрения. На эмпири­ческом уровне анализа осуществляется сбор данных о сервисной деятельности — определяется ее природа, описываются характе­ризующие ее факты, процессы, устанавливаются границы и со­ставные части и т.п.

Более сложный анализ осуществляется на следующем уровне познания, который связан с формированием обобщающих теоре­тических представлений о сервисной деятельности. Осмыслению подвергаются причинно-следственные связи между разными ее частями, более глубоко изучается структура, важнейшие направ­ления и разновидности.

Общетеоретический анализ — наиболее высокий уровень ос­мысления сервисной деятельности как целостного феномена об­щества. В этом случае отрабатываются теории, рассматривающие сервисную деятельность как явление хозяйства, социальных от­ношений, духовной активности, а также устанавливаются зако­номерности ее исторического развития, изучается характер ее трансформации под влиянием внешних изменений. Осознание те­оретических аспектов такого уровня осмысления позволяет выра­ботать методологию анализа сервиса.

Под методологией анализа сервисной деятельности понимается система общетеоретических представлений, познавательных прин­ципов, положенных в исследование ее сущности, закономернос­тей ее исторической эволюции, а также места в общественном производстве, в социальной структуре и культурной практике.

Во многих социальных и гуманитарных науках существует при­кладной уровень анализа, предполагающий использование полу­ченных научных результатов в практической деятельности. В науке о сервисной деятельности прикладной уровень приобретает огром­ную важность, поскольку вопрос о совершенствовании сервиса весьма актуален для работников этой сферы, органов государствен­ной власти, для многочисленного контингента потребителей.

Особое значение в научном анализе любого объекта приобре­тает определение предметно-дисциплинарного ракурса, который обес­печивает адекватное отображение сущности сервиса. В этой связи важен отбор различных методов сбора и анализа данных о серви­се, а также его осмысление в ключе определенной дисциплины.

Теоретические представления об услугах на первоначальном этапе их анализа носили ярко выраженную экономико-центрист­скую направленность. Во второй половине XX в. понимание сер­висной деятельности приобретает междисциплинарный характер, в рамках которого экономические, социологические, управленчес­кие и другие аспекты анализа рассматриваются как равноправные.

Историческая практика свидетельствует, что научный анализ услуг начинался не столько со сбора эмпирических фактов, сколько с выяснения их общественной и экономической природы. Этот процесс происходил в XVIII—XIX вв. в рамках английской политэ­кономии. Теоретики взяли за методологическую базу комплекс политэкономических представлений, сложившийся в Новое вре­мя в рамках английской философии хозяйствования. Таким обра­зом, в основу методологии исследования услуг было положено пред­ставление об общественных благах, пользе, принципы рациональ­ного анализа и здравого смысла, понимание общих интересов людей и одновременном отстаивание каждым своего интереса.

Английская политэкономия рассматривала услуги как состав­ную часть экономических отношений. При этом ученые относили услуги к нематериальным благам (хотя анализировали их посред­ством экономических категорий). Тем самым закладывалось про­тивопоставление невещественных услуг и конкретных товаров, которые олицетворяли материальные блага. Еще одна особенность в понимании характера услуг: производительный труд, связанный с созданием техники, товаров повседневного спроса, рассматривал­ся как более важный в сравнении с непроизводительным трудом в сфере обслуживания. А. Смит писал: «Труд некоторых самых уважаемых сословий об­щества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой сто­имости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно су­ществующем предмете или товаре, могущем быть проданным, кото­рый продолжал бы существовать и по прекращению труда... Например, государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников... К одному и тому же классу должны быть отнесены как некоторые из самых серьезных и важных, так и некоторые из самых легкомыслен­ных профессий — священники, юристы, врачи, писатели всякого рода, актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.»1.

Неосязаемый, невещественный результат труда при оказании многих видов услуг стал определяющим признаком, позволяющим считать сервисную деятельность непроизводительным трудом в отли­чие от производительного труда в материальном производстве. Такая позиция не только была свойственна экономистам XVIII—XIX вв., но существовала и позже, продолжая находить сторонников в тече­ние всего XX в. Это приводило многих экономистов к недооценке рационального содержания и товарной формы блага - услуги, а также к недостаточному анализу услуги как экономической категории.

В частности, подобные представления получили широкое распро­странение в советской политэкономии, наследовавшей марксист­скую методологию анализа. Именно представления К. Маркса о переходе от капиталистического способа хозяйствования к социа­листическому закладывались в советскую экономику. В этом случае удовлетворение потребностей ставилось в подчиненную зависи­мость от действия общеэкономических законов, от развития мате­риального производства. Руководители советского государства, орга­низаторы производств нацеливали усилия на формирование хо­зяйственной социалистической практики, которая приобретала серьезные отличия от практики капиталистической.

В СССР была сформулирована конкретная цель — через совер­шенствование системы экономических отношений добиться удов­летворения значимых потребностей всех членов общества, создать условия для гармонического развития личности. Предполагалось, что потребности человека в этом случае станут более рациональными, многообразными, постепенно обретут совершенный характер.

Советское общество смогло продвинуться в направлении к этой цели, но ее полная реализация оказалась невозможной в силу це­лого ряда практических и концептуальных причин, включая и сла­бую теоретическую проработку всех проблем, свойственных дея­тельности по обслуживанию населения.

Изучение сервисной деятельности в рамках «общества потребления»

Начиная с 50-60-х годов XX в. зарубежные аналитики делают объектом пристального внимания процесс интенсивного развития услуг в экономике стран Западной Европы и Северной Америки. В этот период развиваются концепции «общества всеобщего благо­денствия», «общества изобилия», «общества потребления», в ко­торых обосновывается возможность удовлетворения многообраз­ных личных потребностей за счет не только промышленного рос­та, но и технологических нововведений, достижения на этой основе социальной однородности (идеи Дж. Гэлбрайта, У. Ростоу и др.). В этом случае оправдывается и практически стимулируется расши­рение в общественной практике массовых потребительских ожи­даний.

В середине XX в. под влиянием изменений, которые происхо­дят в экономической практике, а также в связи с трансформацией массовых психологических установок теоретическая мысль разви­тых стран Запада расширяет анализ сервисной деятельности, обо­гащая экономический ракурс ее изучения другими дисциплинар­ными подходами. В самой экономической науке происходит переос­мысление услуги как элемента производительного труда. Соглашаясь с различением материальных и нематериальных благ-услуг, мно­гие экономисты приходят к убеждению, что любой труд, приво­дящий к достижению общественно полезных целей, позволяющий удовлетворять человеческие потребности, является производитель­ным трудом. Признается также, что возможны взаимопереходы ве­щественных и невещественных благ друг в друга. В итоге констатируется, что движение благ-услуг в экономи­ческой системе содержит те же качества, что и при обмене веще­ственными благами. Данный факт позволяет преодолеть прежние представления об иррациональном характере процессов обмена в сфере услуг. Все присущие характеристики и элементы рыночных отношений в сфере услуг имеют реальное содержание в условиях товарного производства, хотя одновременно целый ряд особенно­стей сервисной деятельности придает ей своеобразный характер.

Таким образом, происходит умножение предметно-дисципли­нарных подходов к анализу услуг. Помимо экономических идей широко начинают использоваться социологические, социально-психологические, политологические, культурно-антропологические и другие теоретические подходы, что заметно обогащает методо­логию анализа сервисной деятельности. Так, разделение услуг на общественные и индивидуальные осуществляется на основе идей, обосновывающих разные типы социальных благ. Среди благ выде­ляются чисто общественные, смешанно-общественные, а также блага индивидуального пользования. Этот подход позволяет по-разному обосновать различные комбинации производства разных благ — в рамках государственных учреждений, через коммерчес­кие и смешанные формы. К этому добавляются теоретические пред­ставления о правах личности на различные блага и услуги в обще­стве современного типа.

Широко используются также представления о социально-пси­хологической базе потребностей, разрабатываются теоретические идеи о регулировании сервисной деятельности со стороны госу­дарства, о менеджменте на предприятиях сферы услуг. Например, структурно-функциональный подход к исследованию сервисной деятельности позволял не только вскрыть ее внутренние элемен­ты, структуру, функции, но и определить место в социальной орга­низации.

Теории социального взаимодействия и обмена сделали возмож­ным рассмотрение сервисной деятельности в тесном соотношении с задачами удовлетворения потребностей людей в контексте макромасштабных систем социального действия. С позиций этих тео­ретических подходов было, например, выяснено, что чисто эко­номические установки и линии поведения человека, как правило, опосредованы его статусными притязаниями, ценностными ориентациями, а нередко и стремлением подражать окружающим.

Представления, сформированные в символическом интеракционизме (направление научного анализа, вобравшее в себя идеи социологических и социально-психологических теорий), помогли конкретизировать психологические особенности потребительской активности разных групп потребителей, их стремление занять бо­лее высокое статусное положение, постоянно обновлять потреби­тельские установки и ценности. Все это подготовило почву для создания теории потребительского поведения.

Развитие сферы услуг социологи напрямую связали с увеличе­нием свободного времени у работников современного производ­ства. Постепенно сформировался целый раздел социологии, свя­занный с анализом отдыха, — социология свободного времени и рекреации. Это помогло сделать вывод о том, что в изучении от­дельных направлений и сфер рекреации невозможно ограничить­ся лишь сведениями социологического характера. Социологи вы­нуждены опираться на теоретические идеи, которые отображают характерные особенности сервиса в том или ином сегменте сферы услуг. Так, изучая оздоровительный и медицинский сервис, невоз­можно абстрагироваться от знаний и выводов, взятых из биологи­ческих, психологических, медицинских наук. В разделе социоло­гии рекреации, связанном с туризмом и путешествиями, исполь­зуются научные данные о географии, ландшафте, климате. Анализ образовательных услуг включает в себя научные представления о возрастной психологии, педагогике и др.

Формулируются также практические рекомендации по исполь­зованию возможностей маркетинга и рекламы в повышении эф­фективного обслуживания. Особое направление в исследовании сервисной деятельности связано с формированием представлений о производственном менеджменте, включая и менеджмент сер­висной деятельности. Анализ менеджмента связывался с понима­нием природы и сущности предприятия, а также с оценкой его эффективности в рыночных условиях. Данные категории неодина­ково трактовались в рамках разных теорий и подходов к изучению эффективности управленческой деятельности в экономической практике, что особенно отчетливо видно на примере их эволюции за последние 100 лет (табл. 1).

Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Сервисная деятельность
...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервисная деятельность, туроперейтинг,...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon 1. сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
Трухачев А. В., Михайлова К. Ю., Елфимова Ю. М., Иволга А. Г., Варивода В. С., Андреянова С. И., Карнаухова Я. А., Сидельникова К....
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Положение об учебном кабинете (лаборатории) Бендерского политехнического...
Приказ мп пмр №199 от 06. 02. 2014г., приложение №9 и 10, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего, среднего...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Л. В. Шевченко основы трудового права
Основы трудового права: учебно-методическое пособие / Л. В. Шевченко; фгбоу впо ргупс (филиал ргупс в г. Туапсе). – Ростов н/Д, 2014....
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Учебно-методический комплекс дисциплины сервисная деятельность 100103....
Социально-культурный сервис и туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27. 03. 2000 г. №293 св/сп
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Дипломная работа на тему: «Культура обслуживания и сервисная деятельность в индустрии туризма»
Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-сервисная компания «Автотранслизинг Сервис»
Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-сервисная компания «Автотранслизинг Сервис», именуемое в дальнейшем «Продавец»,...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Герстнер Г. Братья Гримм / Пер с нем. Е. А. Шеншина; Предисл. Г. А. Шевченко
Братья Гримм / Пер с нем. Е. А. Шеншина; Предисл. Г. А. Шевченко. — М.: Мол гвардия, 1980. — 271 с, ил. — (Жизнь замечат людей. Серия...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервис­ная деятельность, туроперейтинг,...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Сведения об оказываемых государственных услугах
Организация работ по обслуживанию населения воздушным транспортом (эксплуатация взлетно-посадочных полос, аэропортовая деятельность,...
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon И нструкция по эксплуатации контроллера r-n60/75/150 en
Сервисная информация
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Ооо «рсс-сервис» именуемый в дальнейшем «Сервисная организация»

В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Паспорт
Учителя, работающие в кабинете: Шевченко Т. И., Дронова Г. П., Дронов Д. В., Кубракова Е. С
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Автомобиль, транспорт разный Продам
Мкпп, сервисная книга, 1 хозяин, цв серебро, гур, кондей, 4 эсп и т д., 475т р. 89524433347
В. Н. Шевченко сервисная деятельность icon Им инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия ск сервисная книжка
Трубы стальные для магистральных и технологических нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск