Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
Технологическая карта открытого урока математики
во 2 «Б» классе.
Тема: «Приём вычисления для случаев
вида 36+2, 36+20»
Учитель: Видишенко Анастасия Николаевна.
Технологическая карта урока математики вО 2«А» классе.
тема: «Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20».
Класс:
|
2
|
Предмет:
|
Математика
|
Тема:
|
Приём вычисления для случаев вида 36+2, 36+20.
|
Тип урока:
|
Изучение нового материала и первичное закрепление.
|
Цель урока:
|
Создать условия для осмысления и осознания приёмов вычисления для случаев вида 36+2, 36+20, постановки и конструктивного решения учебных проблем, повышения внутренней мотивации учения школьников.
|
Задачи урока:
|
обучающая: формировать умение складывать единицы с единицами, десятки с десятками, совершенствовать умение решать текстовые задачи, делать выводы, оценивать свою работу, находить и исправлять собственные ошибки.
развивающая: развивать умение анализировать и обобщать, развивать логическое мышление и познавательный интерес к математике, совершенствовать вычислительные навыки.
воспитательная: воспитывать познавательную инициативу, точность, посредством системы заданий, развивать коммуникативные качества: слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к математике.
здоровьесберегающая: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональное состояние учащихся, обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, особенностей развития.
|
Используемые методы:
|
Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);
Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);
Репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);
Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: палочки, собранные в десятки и отдельные палочки, карточки с цифрами, рисунки-схемы в учебнике).
|
Используемые технологии:
|
Технология развивающего обучения
Достижения прогнозируемых результатов
Здоровьесберегающие технологии
|
УУД:
|
Предметные: научиться сложению на основе поразрядного принципа.
Универсальные учебные действия:
Личностные: развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информации, полученные на уроках, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Регулятивные: умение формулировать учебные цели, использовать доказательство, умение составлять план, контролировать свой результат решения эталоном, оценивать качество решения, способность мобилизовать силу воли и энергию к преодолению препятствий.
Коммуникативные: умение оценивать действие партнёра, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
|
Планируемый результат:
|
должны знать:
правило сложения разрядных слагаемых
должны уметь:
складывать единицы с единицами, десятки с десятками
формулировать тему и учебные задачи урока
делать выводы, отвечать полным ответом, работать с учебником.
|
Межпредметные связи:
|
Литературное чтение, информатика и ИКТ.
|
Ресурсы: основные, дополнительные
|
- тетради;
- Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России);
- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя мультимедиа проектор.
|
Используемые формы организации познавательной деятельности:
|
Дифференцированная самостоятельная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная
|
Оборудование урока:
|
Презентация учителя Power Point 2007
Карточки для дифференцированной самостоятельной работы (приложение №1)
|
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний и умений (5 мин.)
Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (1мин.)
Этап усвоения новых знаний и способов действия (15 мин.)
Физкультминутка (2мин.)
Первичное закрепление изученного материала (12 мин.)
Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности (3мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход и содержание урока:
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД
|
I этап. Организационный момент
Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
|
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
(Слайд №1)
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Влево, вправо повернулись,
Друг другу улыбнулись,
И в работу окунулись.
- Для того, чтобы всё у нас получилось, давайте хором прочитаем девиз нашего урока. Надеюсь, он поможет нам в успешной работе:
(Слайд №2)
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, подарите своего солнечного друга соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.
Садитесь.
- Итак, у нас урок математики.
-Откройте тетради, положите их правильно, запишите число и классная работа.
Пропишите минутку чистописания число 27
-Что можете сказать о этом числе?
-сколько в нём единиц десятков?
-как разбить на разрядные слагаемые?
|
Выполняют действия, предложенные учителем; хором читают девиз урока, проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу.
|
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные: желание учиться.
|
II этап. Актуализация знаний и умений
Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений.
|
- Сегодня на уроке математики мы с вами отправимся в сказку, а в какую вы узнаете, если правильно назовёте числа в порядке возрастания и так мы с вами увидим сказку в которую сегодня отправимся: (Слайд №3.)
Устный счет.
(Числа для названия сказки) 17, 67, 34, 12, 54, 78, 85, 33, 97, 100 – нажимать на число, открываются буквы, читаем хором: «Гуси-Лебеди».
- Ребята, о чём рассказывается в сказке?
- Да, трудно будет Аленушке уберечь братца: дорога домой длинная, а Гуси-Лебеди могут в любую минуту отнять мальчика.
- Ребята, поможем Аленушке спасти Иванушку?
-Ребята, а куда они бегут, спасаясь от погони? (Слайд№4)
- Подбегают они к Молочной реке с кисельными берегами и просят её о помощи. А речка даёт им задания. Послушайте внимательно, что же она говорит.
1.) - Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12);
- На сколько 10 больше 9? (1);
- Число 8 увеличить на 6. (14);
- Уменьшаемое - 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3);
(При правильном ответе на экране появляются числа.)
- Посмотрите на получившийся ряд.
- На какие группы можно разделить все числа?
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных? Назовите ряд двузначных чисел? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?
-Назовите однозначные числа? По какому принципу составлены эти числа и продолжите ряд на два числа?
- Найдите удобным способом сумму однозначных чисел: 1, 3, 5, 7? (Слайд 5-6)
- Какое число получилось?
2.) Повторение приёмов сложения.
(Дифференцированная самостоятельная работа) (Слайд 7)
- Ребята перед вами лежат карточки. (Приложение №1) Речка предлагает выбрать и выполнить то задание на карточках, с которым вы сможете справиться.
Проверка: (Слайд №4)
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
3 + 6 = 9
1 + 7 = 8
2 + 2 = 4
5 + 5 = 10
|
20 + 60 = 80
10 + 50 = 60
20 + 30 = 50
20 + 50 = 70
|
36 = 30 + 6
71 = 70 + 1
43 = 40 + 3
58 = 50 + 8
|
Приёмы сложения в пределах 10.
|
Приёмы сложения круглых чисел.
|
Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.
|
- Какие приёмы сложения вы повторили?
- Молодцы! Вы справились с заданиями. Спрятала речка деток, пролетели Гуси-Лебеди, не заметили никого.
|
Внимательно слушают учителя
Называют числа в порядке возрастания: 12,17,33,34,54,67,78,85,97,100.
Читают хором.
Дети рассказывают начало сказки. Алёнушка не доглядела братца Иванушку и его унесли Гуси-Лебеди к Бабе Яге. Долго искала она братца. А когда нашла, схватила и побежала домой. Но Гуси- Лебеди увидели детей и бросились в погоню.
Да
К молочной реке с кисельными берегами.
Определяют на слух и вычисляют в уме.
Называют правильные ответы: 12, 1, 14, 3.
Однозначные и двузначные. В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы.
Находят закономерность: 12,14,16,18; 1,3,5,7;
7+ 3 =10
5+ 1 = 6
10 + 6 = 16
16 – двузначное число, в котором 1 десяток и 6 единиц.
Работают самостоятельно, каждый выбирая себе свой уровень.
При проверке называют ответы по уровням.
Обобщают, какие приёмы использовали при работе:
1.Приёмы сложения в пределах 10.
2. Приёмы сложения круглых чисел.
3. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные слагаемые.
|
Познавательные:
переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи.
Коммуникативные:
сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают
товарищу об ошибках.
Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.
Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания.
|
III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи
Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.
|
- Ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока.
Слайд (8)
- А к кому обращаются за помощью Алёнушка с братцем дальше?
Стоит яблонька. Просят они яблоньку спрятать их. А яблонька спрашивает, умеете ли вы решать вот такие примеры:
( Слайд № 8 2 раз щелчок )
25+2
25+20
- Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- сформулируйте тему нашего урока. ( Слайд № 9)
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
|
Внимательно слушают учителя.
К яблоньке.
Нет
Высказывания детей: будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20.
Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока.
|
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели.
|
IV этап. Этап усвоения новых знаний и способов действия (дифференцированная работа в группах)
Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.
|
Давайте вместе попробуем решить данную проблему основываясь на знания, которые у вас уже имеются,
Знакомство с вычислительным приемом
25+2=
-Решим этот пример при помощи счётных палочек и наборного полотна.
- На какие разряды мы разобьём число 27?
- Теперь прибавим число 2, это у нас единицы, значит куда мы их положим?
- Посчитаем, сколько получилось десятков?
- Сколько получилось единиц?
- что было легче слаживать?
- какой сделаем вывод?
25+20=
- На какие разряды мы разобьём число 27?
- Теперь прибавим число 20, это у нас 2 десятка, значит куда мы их положим?
- Посчитаем, сколько получилось единиц?
- Складываем десятки, колько получилось десятков?
- что было легче слаживать?
- какой сделаем вывод?
- А теперь сравните свой вывод с правилом в учебнике. (Слайд №10) Хоровое проговаривание.
- Молодцы, ребята. Вы с проблемой Яблоньки справились. Спрятала их яблонька, закрыла веточками. Улетели Гуси. Поблагодарили дети яблоньку и побежали дальше.
|
- на десятки и еденицы.
- единицы к единицам.
- десятки остались без изменений их 2.
Складываем 7 единиц и 2 единицы получаем 7 единиц.
- диницы с единицами.
Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
- на десятки и единицы.
- десятки с десятками.
- единиц осталось без изменений, их 7.
Складываем 2 десятка и 2 десятка получаем 4 десятка.
- диницы с единицами. Десятки с десятками.
Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
|
Регулятивные: работать по предложенному плану.
Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе.
Регулятивные: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме.
Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.
Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение.
Коммуникативные:
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Регулятивные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.
|
V этап. Физкультминутка
Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.
|
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт
Спинку моет, щёчки трёт
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет хомка сильным стать.
|
Повторяют движения.
|
|
VI этап. Первичное закрепление изученного материала
Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков.
|
- Смотрит Аленушка, опять Гуси-Лебеди показались. Солнце высоко, а до дома далеко.
- Кто встретился им на пути? (Слайд №12)
Просят они помощи у печки.
- Спрячу, говорит печка, если вы решите вот эти задания.
1) Работа по учебнику (Слайд №12) 1
№1, с. 58 – выполняется устно с проговариванием
2) Самостоятельная работа по группам
№ 2, с. 58 учебника (Слайд №12) 2
-1 столбик;
- 2 столбик;
(Слайд №12) 3
4) Решение задач по группам – «мальчики» и «девочки» (Приложение №3)
Алёнушка с Иванушкой не могут справиться с задачами.
- Поможем им решить задачи? Посмотрите какая задача у Алёнушки, а какая у Иванушки. Разделимся на 2 команды. Алёнушке будут помогать девочки, а Иванушке - мальчики.
5) Самостоятельная работа
- Запишите краткую запись, решение и ответ задачи.
|
Печка
Устно проговаривают решения примеров, опираясь на правило, единицы складывают с единицами, а десятки с десятками.
Работают самостоятельно, выполняя каждый свой столбик примеров.
Работают в парах, проверяют примеры друг у друга.
Да
Самостоятельно читают задачу.
Мальчик и девочка работают у доски, записывая решение за доской, а остальные - в тетрадях самостоятельно.
После решения сверяют с доской.
|
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике.
Личностные: формируют умение работать в паре в процессе проверки работы.
Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы;
рассуждают, высказывают своё мнение.
Личностные: оценивание результатов выполнения работы в паре.
Познавательные: анализируют условие задачи.
Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.
|
VIII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности
Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.
|
(Слайд №13) Добрались Аленушка с братцем домой, а там и родители приехали. Рассказала девочка родителям, что с ней произошло.
-Кто помог Алёнушке с братцем добраться до дома?
- Ребята, как вы помогли Аленушке спасти Иванушку?
- С какими приёмами сложения познакомились на уроке?
(Слайд №14)
- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке.
-Выберите соответствующий смайлик: (Слайд №15)
- Мне понятно и я могу объяснить другому!
- Я не всё понял!!!
- Мне было трудно!
- А мы ребята возвращаемся из сказки. Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.
|
Ответы учеников.
Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, Свободные высказывания учащихся.
Приём сложения вида 36+2 и 36+20
Показывают свое настроение.
|
Личностные: формулируют собственную позицию и мнение
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.
Личностные действия.
Оценивание результатов выполнения работы на уроке.
Личностные: самооценка.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
|
IХ этап . Домашнее задание
- Все молодцы! (Слайд №17) А Алёнушка с Иванушкой говорят вам: Спасибо за помощь!
|
Записывают домашнее задание в дневнике. Выставляют оценки. с.58 № 2 (3-4 столбик),3. Урок окончен.
|
Использованные источники и литература:
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
Рабочая тетрадь №1 по математике: 2 класс: к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России)
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
В. Н. Рудницкая. Тесты по математике к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник – 2-е изд. – М.: Просвещение.
http://festival.1september.ru/articles/518883/
http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-32429
http://openclass.ru/lessons/209794
http://4stupeni.ru/stady/konspekt_2_mat/5039-urok-matematiki-vo-2-klasse-po-skazke-gusi-lebedi.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
Найди значения выражений, вставь числа и посчитай
|
Найди значения выражений, вставь числа и посчитай
|
Найди значения выражений, вставь числа и посчитай
|
3 + 6 =
1 + 7 =
2 +… = 4
… +5 =10
|
20 + 60 =
10 + 50 =
20 + … =23
…+ 50 = 70
|
36 = 30 + …
71 = 70 + …
43 = … + …
58 = … + …
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Текст задачи для группы «Мальчики»
В пруду зоопарка плавали лебеди. Когда 12 лебедей улетело, осталось 5 лебедей. Сколько лебедей плавало в пруду зоопарка?
Текст задачи для группы «Девочки»
В книге две сказки. Одна сказка занимает 13 страниц, а вторая на 20 страниц больше. Сколько страниц занимает вторая сказка?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Мне понятно и я могу объяснить другому!
Я не всё понял!
Мне было трудно!
|