1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины


Скачать 3.58 Mb.
Название 1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
страница 1/21
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21





1 Организационно-методический раздел


Трудовое право - одна из ведущих отраслей российского права, регулирующая общественные отношения по организации и применению труда работников по найму. Оно призвано обеспечивать интересы, потребности настоящего и будущих поколений российских граждан в благоприятных для жизни граждан условиях труда. Одной из важнейших форм реализации гражданами своих способностей к труду является работа по трудовому договору, наемными работниками или работодателями является большинство граждан Российской Федерации. Однако интересы работников и работодателей часто противоречат друг другу, поэтому в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений должно быть обеспечено их разумное сочетание.

С принятием Трудового кодекса РФ произошло обновление массива нормативных правовых актов о труде, на законодательном уровне большинство институтов трудового права РФ претерпели значительные изменения. Значительно расширен перечень условий трудового договора, изменен и дополнен перечень оснований его прекращения. В законодательстве появилось понятие социального партнерства, закреплены формы его осуществления, установлена ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Претерпел некоторые изменения институт материальной ответственности сторон трудового договора. Изучению названных и иных вопросов посвящен данный курс.

Дисциплина «Трудовое право» изучается студентами юридического факультета ГОУВПО «МГУ имени Н.П. Огарева» всех форм обучения.
1.1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цель изучения дисциплины - получение систематизированных знаний о правовом регулировании трудовых отношений в Российской Федерации, а также международно-правовых документах в области регулирования труда, получение практических навыков юридической деятельности в сфере охраны социально-трудовых прав и интересов.
1.2. Задачи изучения дисциплины

- уяснение содержания актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, - прежде всего, международных актов, Трудового Кодекса РФ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов;

- привитие навыков анализа и обобщения литературы по трудовому праву;

- воспитание навыков правоприменительной деятельности в области трудового права;

- формирование навыков разрешения трудовых споров, защиты законных прав и интересов субъектов трудового права – работников, представителей работников (профсоюзов), работодателей, их представителей, государственных органов, наделенных полномочиями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
1.3. Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины

Изучив полный курс «Трудовое право», студент должен в полном объеме обладать познаниями в области правового регулирования общественных отношений в сфере труда и уметь их применять на практике.

Студент должен знать:

- строение трудового права, историю его становления;

- источники правового регулирования отношений в сфере труда;

- понятие и виды правоотношений в сфере труда;

- принципы правового регулирования правоотношений в сфере труда;

- субъектный состав трудового права;

- социальное партнерство как механизм регулирования правоотношений в сфере труда;

- порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора;

- правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха;

- правовое регулирование оплаты труда, гарантии и компенсации в сере труда;

- виды юридической ответственности за нарушения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, актов социального партнерства;

- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

- международно-правовой механизм регулирования труда;

- проблемы правового регулирования труда в зарубежных странах.

Студент должен уметь:

- работать с текущим трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, справочными правовыми системами;

- активизировать теоретические знания применительно к практическим ситуациям;

- составлять основные типовые документы, связанные с применением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, защитой трудовых прав граждан.
1.4. Связь с учебными дисциплинами по специальности «Юриспруденция»
Трудовое право является самостоятельной отраслью права: имея свой предмет правового регулирования, использует методы правового регулирования иных отраслей российского права и включает в себя комплексные правовые институты.

Трудовое право преподается одновременно с такими правовыми дисциплинами как гражданское, административное, уголовное право; гражданский и уголовный процесс и др.
1.5. Междисциплинарные связи:

  1. Теория государства и права.

Темы: Предмет, метод, источники, принципы, субъекты права.

  1. Конституционное право.

Темы: Источники трудового права, правовой статус гражданина в сфере труда.

  1. Административное право.

Темы: Государственное управление занятостью и охраной труда, Государственный надзор и контроль, административная ответственность за нарушение трудового законодательства.

  1. Гражданское право.

Темы: Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда здоровью, социальное страхование, компенсация морального вреда.

  1. Уголовное право.

Тема: Ответственность за нарушение трудового законодательства.

  1. Право социального обеспечения.

Темы: Трудовой стаж, Социальная защита безработных, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, пособия семьям с несовершеннолетними детьми.

  1. Гражданский процесс.

Темы: Подведомственность, подсудность, порядок рассмотрения гражданских дел в судах.
1.6. Методические указания по изучению тем по курсу «Трудовое право»

Курс «Трудовое право» призван помочь студентам изучить общие вопросы правового регулирования (источники трудового права, коллективные договоры и соглашения, представительство интересов работников и т.д.), вопросы, ориентированные на практику (трудовой договор, материальная ответственность и дисциплинарная ответственность работников, охрана труда, трудовые споры и т.д.), исследовать существующие общественные отношения в сфере труда, законодательство о труде и практику его применения. Изучение курса построено на основе изданных в последние годы учебников по трудовому праву, анализа существующих в науке взглядов и концепций известных правоведов, изменений в трудовом законодательстве и практике его применения.

1.8.Критерии оценки знаний студентов

Допуск студента к экзамену осуществляется согласно графику обучения после прохождения тестов для самопроверки и решения задач.

Решенные задачи необходимо прислать через систему файловой рассылки – ОБЩЕНИЕ – Файлы – Отправленные – Выбрать адресата - тьютора, нажать на красную кнопку в этой строке, в открывшемся окне выбора файла задать заголовок – например, решение задач, и прикрепить через кнопку ОБЗОР выполненную работу.

Экзамен проводится в форме выполнения итогового теста, к которому можно получить доступ в строго установленное время.

От прохождения итогового теста освобождаются студенты, правильно решившие все задачи (не менее 75%) с оценкой «отлично».

Если Вы набрали менее 51% правильных ответов Вам будет необходимо пройти тест повторно (согласно графику), 51-70% – «удовлетворительно», 71-85% – «хорошо», более 85% – «отлично».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права

  1. Понятие и предмет трудового права: трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

  2. Метод трудового права, его особенности.

  3. Понятие системы трудового права


1. Понятие и предмет трудового права: трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое право (далее – ТП) – одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая при активном участии ее субъектов трудовые отношения работников и работодателей, а также другие тесно связанные с ними отношения, сочетая интересы субъектов ТП, с интересами всего общества и государства.

С.А. Иванов писал, что трудовое право по социальному назначению - это право, направленное на создание благоприятных условий труда и жизни трудящихся. Введя впервые в научный оборот понятие «социальное назначение», ученый тем самым хотел подчеркнуть служение трудового права не только конкретному работнику, но и обществу в целом, ибо охрана труда обусловлена природой права и потребностями общественного развития.

Ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) провозглашает, что целями трудового законодательства являются:

- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан,

- создание благоприятных условий труда,

- защита прав и интересов работников и работодателей.

Основная задача ТП – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (ст. 1). Такой подход позволяет сохранить ТП как самостоятельную отрасль, как право социальной защиты и вместе с тем сделать эту защиту адекватной конкретным социально-экономическим условиям (не чрезмерной, с одной стороны, и не недостаточной - с другой), то есть придать определенную гибкость управлению трудом.

Функции трудового права - это внешнее проявление, форма реализации основных задач трудового права. Они показывают, в чем конкретно выражено действие трудового права и как это отражается на поведении субъектов правоотношений.

ТП выполняет в обществе две функции: производственную и защитную, способствуя тем самым, с одной, стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда

1. Защитная функция проявляется посредством реализации норм права, устанавливающих гарантии при приеме на работу, прекращении трудового договора. Защитная функция свойственна нормам права об охране труда, а также о материальной ответственности работников за вред, причиненный имуществу работодателя, так как размер ущерба, подлежащего возмещению при причинении работником вреда имуществу организации, по общему правилу ограничивается прежним средним заработком. Защитная функция проявляется и при реализации норм права, закрепляющих правовой статус профсоюзной организации. В целом защитная функция присуща большинству институтов трудового права.

2. Производственная функция дает возможность работодателю управлять трудом в организации, способствует стабилизации работы организации, повышению прибыли, росту заработной платы. Действие производственной функции выражено в нормах права, регулирующих дисциплину труда, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплату труда, материальную ответственность работника.

3. Социальная функция отражается в нормах по обеспечению занятости и трудоустройства, а также нормах, регулирующих социально-партнерские отношения. Реализация данных норм свидетельствует о социальной направленности государственной политики, закрепленной в Конституции РФ.

4. Воспитательная функция предполагает существование норм о привлечении работников к материальной и дисциплинарной ответственности оказывает воздействие на поведение всех работников организации, способствуя созданию психологической установки «не нарушать законы и правила внутреннего трудового распорядка, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности».
Название отрасли отражает ее связь с трудом. Труд может рассматриваться в различных аспектах:

как технологический процесс, детально регламентированный правилами проведения работ и эксплуатации оборудования. Техническая организация труда регламентирована техническими нормами, опосредующими воздействие человека на природу и ее предметы.

как общественно-полезная деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей. В процессе труда люди вступают между собой в общественные отношения, связанные с процессом труда. Данные отношения образуют целую систему, составляя основу общественной организации труда. Ее правовой формой является общественно-трудовое отношение, в которое работник вступает в связи с применением своих способностей к труду, а работодатель - в связи с их использованием

Существует множество разновидностей труда. Не все из них нуждаются в правовом регулировании, например, разнообразная деятельность человека для удовлетворения личных потребительских нужд, поддержания собственной жизнедеятельности: труд домохозяек, индивидуально хозяйствующих фермеров, владельцев садовых и приусадебных участков. Существуют такие разновидности труда, которые в принципе не могут быть урегулированы правом, поскольку не предполагают связей с другими людьми в процессе своего осуществления, а потому не порождают общественных отношений, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию, например, труд литератора, композитора, ученого.

Правовому регулированию подлежит только совместный труд – система организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе.

Основные формы совместного труда: (критерий деления – отношения к средствам производства)

1 труд сособственников – самостоятельный труд, осуществляемый человеком в своем интересе на базе собственных средств производства. Он не регулируется извне.

2 наемный труд несобственников – несамостоятельный труд, осуществляемый на базе несобственных средств производства (заключается договор об условиях применения труда). Он является предметом правового регулирования в силу необходимости установления пределов хозяйской власти работодателя и обеспечения работнику возможности осуществлять естественные трудовые права, вытекающие из трудового образа жизнедеятельности.

3 смешанная форма труда – коллективный труд собственников и несобственников. (правом регулируется только труд несобственников).

Предмет ТП – общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда, т.е. это все общественно-трудовые отношения, возникающие в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнения работы.

Признаки предмета ТП:

  1. Общественные отношения возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, с применением живого труда и созданием материальных и духовных благ;

  2. исполнитель включается в трудовой коллектив конкретной организации, Деятельность организации обеспечивает коллектив работников, каждый из которых выполняет обусловленную соглашением с работодателем работу,

  3. это возмездные отношения, работник получает заработную плату в соответствии с количеством и качеством труда не ниже установленного минимального размера,

  4. личный характер труда, в них возможно лишь личное использование работником своих способностей к труду. Работник не может заключить договор о выполнении части своих трудовых обязанностей другим лицом или поручить их выполнение родственникам, друзьям, коллегам по работе и т.п.

ТК РФ впервые сформулировал содержание предмета ТП. Статья 1 ТК РФ перечисляет общественные отношения, которые составляют предмет ТП как отрасли права.

Все отношения, входящие в предмет ТП, делятся на 2 группы: собственно трудовые отношения и отношения, тесно связанные с трудовыми, производные от них.

Главными в предмете ТП являются трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15 ТК РФ). Трудовые отношения составляют ядро предмета ТП.

Трудовое отношение носит длящийся характер, не прекращается исполнением какого-либо обязательства работника, выполнением определенного круга или объема работ. Специфика прав и обязанностей в трудовом отношении заключается в том, что работник регулярно должен выполнять обусловленную трудовым договором работу, а работодатель - выплачивать заработную плату и обеспечивать необходимые условия труда.

Трудовое отношение является сложным, оно включает целый ряд прав и корреспондирующих им обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха, оплате труда, дисциплинарной ответственности и т.д. Трудовое отношение в действительности выступает как ТП отношение, поскольку оно урегулировано нормами права.

Субъекты трудового отношения – работник и работодатель.

Предмет трудового отношения – работа по обусловленной трудовой функции – работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы. Тот факт, что предметом соглашения сторон при вступлении в трудовое отношение выступает трудовая функция, подчеркивает особый характер труда: он является несамостоятельным и осуществляется, как правило, в коллективе.

Основание возникновения – заключение трудового договора. Он может заключаться без прохождения каких-либо процедур или после других юридически значимых действий как составная часть сложного юридического состава.

ТК РФ (ст. 16) устанавливает 5 сложных юридических составов, которые предшествуют возникновению трудовых отношений. Сложный юридический состав в трудовом праве представляет собой совокупность юридических фактов, происходящих в определенной последовательности. Обычно это два юридических факта, одним из которых является трудовой договор, например конкурс и трудовой договор; избрание на должность и трудовой договор и т.п.

  1. избрания на должность;

  2. избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

  3. назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

4. направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты и заключения трудового договора. Этот сложный юридический состав используется в тех случаях, когда на работодателя возлагается обязанность принять на работу лицо в счет установленной квоты. В соответствии с действующим трудовым законодательством квоты установлены для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних - детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Квота – минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

5. судебного решения о заключении трудового договора; такая ситуация возможна в случаях, когда гражданину необоснованно отказали в приеме на работу, он обжаловал неправомерные действия работодателя в суд, а суд вынес решение, которое обязывает работодателя заключить трудовой договор.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Допустить работника к работе может работодатель - физическое лицо либо орган управления юридическим лицом (как правило, единоличный исполнительный орган). Фактическое допущение к работе может быть произведено и другими должностными лицами, если руководитель уполномочил их на принятие подобных решений или знал о допущении к работе и не возражал против этого.

Прекращаются трудовые отношения, как в одностороннем, так и в договорном порядке. В одностороннем порядке производится расторжение трудового договора по инициативе работника или по инициативе работодателя. В договорном порядке прекращение трудовых отношений осуществляется по соглашению сторон в связи с истечением срока действия срочного трудового договора, в связи с переводом работника с его согласия в другую организацию. Особенностью является то, что трудовые правоотношения могут быть расторгнуты по инициативе субъектов, не являющихся стороной трудового правоотношения, то есть по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, например, в связи с призывом работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу и др.
Вторая группа отношений, входящих в предмет ТП – непосредственно связанные с ними общественные отношения. Все они являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям.

Предшествующие отношения – отношения по трудоустройству у данного работодателя.

Вторая группа - сопутствующие. Большая часть является именно таковыми (отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства). Они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительная особенность – всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников.

В качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений названы отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, материальная ответственность сторон - работодателей и работников в сфере труда, отношения по надзору и контролю (в том числе профессиональному) за соблюдением трудового законодательства, отношения по разрешению трудовых споров и обязательному социальному страхованию.

Последующие, вытекающие отношения - по разрешению трудовых споров. Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам). Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям.

Организационно-управленческие отношения возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов. С их помощью происходит установление и изменение условий труда в конкретной организации, улучшение материальных и бытовых условий, культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондов организации, нормирование и оплата труда, разрешаются другие вопросы, затрагивающие индивидуальные и коллективные интересы трудящихся.

Субъекты – работодатель и трудовой коллектив в лице его представительного органа.

Цель – выработка и принятие актов и решений по совершенствованию организации труда, нормативному установлению и применению действующих условий труда.

Эти отношения возникают в связи с необходимостью обсуждения, разработки и принятия решения об управлении производством, о принятии локальных правовых норм. Инициатива разработки организационно-управленческого акта исходит обычно от работодателя (от работников – только при заключении коллективного договора). Прекращает данное отношение отмена ранее принятого акта или решения либо выработка и принятие нового акта и решения

Отношения по трудоустройству у данного работодателя возникают в связи с обращением граждан либо к работодателю либо к органам, ведающим трудоустройством с просьбой подыскать подходящую работу.

Основная цель - это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. Они способствуют быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест.

Субъекты – гражданин, ищущий работу; потенциальный работодатель; орган занятости. Орган занятости – обязательный участник, выполняет посреднические функции.

Данные правоотношения – единство трех взаимоотношений:

1) орган занятости и ищущий работу;

Основание возникновения – обращение работника с заявлением о содействии в трудоустройстве.

Содержание – права и обязанности сторон, действия ОЗ по подысканию подходящей работы и направлению на нее гражданина либо постановке на учет. Прекращаются отношения либо выдачей направления на работу, либо на получение новой профессии, либо по инициативе гражданина в любой момент.

2) орган занятости и организация, нуждающаяся в работниках; Организации обязаны информировать о высвобождениях работников, о вакансиях, по профессиям, специальностям.

3) гражданин и организация, куда он направлен. Основание возникновения – выдача направления на работу или профессиональное переобучение и предъявление его работодателю Основание прекращения – заключение трудового или ученического договора либо инициатива сторон до заключения договора.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации могут предшествовать или сопутствовать трудовому отношению и возникают при получении гражданами рабочих специальностей в ходе индивидуального, бригадного или курсового ученичества, а также в связи с углублением профессиональных навыков. Всегда срочные

Стороны – работодатель и работник, заключивший ученический договор либо направленный на повышение квалификации. Такие отношения могут возникать и между работодателем и лицом, желающим получить профессию (специальность). Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель. Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Содержание и цель – не труд как таковой, а только подготовка к труду, соответствующее обучение.

Основание возникновения – заключение ученического договора, по которому стороны берут на себя взаимные обязанности по обучению.

Оканчиваются сдачей квалификационных экзаменов, присвоением квалификации, специальности, после чего работник зачисляется на самостоятельную работу.

Отношения по социальному партнерству, или (по терминологии Международной организации труда) коллективные трудовые отношения, включают отношения между работодателем (работодателями, представителями работодателей) и представительными организациями (органами) работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров, соглашений, по участию представителей работников в управлении организацией, по проведению консультаций, по формированию и деятельности органов социального партнерства (комиссий, комитетов и т.п.), по управлению социальными внебюджетными фондами и т.п. Такие отношения могут возникать на различных уровнях - локальном, отраслевом, региональном и т.д.

Цель – наладить и развить нормальные взаимоотношения между работниками и работодателями при координирующей и направляющей роли государства.

Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, строго говоря, также относятся к группе отношений по социальному партнерству. Они характеризуют сотрудничество работодателя (работодателей) и профсоюзов в сфере установления и применения норм ТП. Однако законодатель счел необходимым выделить их. К ним можно отнести отношения по разработке и принятию локальных нормативных актов с учетом мнения (или по согласованию) профессиональных союзов, отношения между работодателем и выборным профсоюзным органом организации по учету мнения профсоюза при увольнении работников, получению согласия на увольнение и в других случаях. Эти отношения сопутствуют трудовым отношениям.

Отношения работодателя и работника по материальной ответственности в сфере труда впервые выделены в качестве самостоятельной группы общественных отношений, входящих в предмет ТП. Традиционно они рассматривались как элемент трудового правоотношения. Это отношения охранительного характера.

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с федеральными законами.

Основание возникновения – трудовое правонарушение – его состав: вред, вина, противоправность, причинная связь.

Отличие от гражданско-правовой ответственности в том, что возмещает ущерб только сторона трудового правоотношения и только по принципу ограниченного возмещения ущерба.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства возникают между органами надзора и контроля (в т.ч. профессиональными союзами) и работодателями в процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности компетентных государственных и общественных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательств в организации. Они могут предшествовать трудовым отношениям в случае осуществления предупредительного надзора за соблюдением требований по охране труда при проектировании, строительстве (реконструкции) и конструировании машин, механизмов и другого оборудования, в ходе разработки технологических процессов, сопутствовать им в случае проверки соблюдения законодательства и правил по охране труда по отношению к лицам, состоящим в трудовых отношениях, следовать за трудовыми отношениями (вытекать из них), если проводится проверка законности увольнения работника.

Цель – обеспечить нормальную трудовую деятельность работников с помощью создания безопасных для жизни и здоровья условий труда

Отношения по разрешению трудовых споров возникают между сторонами спора и органами по их рассмотрению. Они неоднородны, делятся на две группы: а) отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд, вышестоящий орган (в установленных законом случаях); б) отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы. Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Отношения по разрешению коллективного трудового спора смогут только сопутствовать трудовым отношениям.

Особенность данной группы отношений – они носят процессуальный характер, их субъекты, с одной стороны, спорящие стороны, с другой, юрисдикционный орган

Основание возникновения – обращение заинтересованной стороны в соответствующий орган с заявлением разрешить трудовой спор.

Отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами (появились в ФЗ № 60-ФЗ)

3 Метод трудового права: понятие и особенности.

Метод ТП – совокупность правовых средств и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Признаки метода:

1 порядок изменения, прекращения, возникновения правоотношений

2 общее юридическое положение участников правоотношений

3 характер установления прав и прекращения обязанностей

4 средства, обеспечивающие защиту прав и исполнение обязанностей сторон

Существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: публично-правовой и частноправовой. Оба могут быть использованы при реализации гражданами России своего конституционного права на труд. Если они реализуют данное право, заключая гражданско-правовые договоры, то применяется частноправовой метод. Если же они реализуют его в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна комбинация методов. Е.Б. Хохлов трактует «отрасль трудового права как единство государственно-нормативного и договорного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере труда».

Особенности метода ТП

1 Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфер труда

Централизовано устанавливается минимум гарантий трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, тарифная система оплаты труда, вопросы дисциплины и охраны труда и др.). Участвуют центральные органы государственной власти и управления, общероссийские профсоюзы. Принятые акты обязательны или рекомендательного характера.

Локально устанавливаются режим рабочего времени на предприятии, льготы и поощрения из средств предприятия. Участвуют работодатели и представительные органы работников. Акты распространяются только в пределах конкретной организации. Иногда подобные акты выходят за рамки предприятия., устанавливаются на уровне отрасли или региона, но в любом случае не могут ухудшать положение работник по сравнению с действующим законодательством.

2 Договорный способ установления и изменения трудовых отношений (Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования) В разных институтах преобладает либо императивное, либо договорное регулирование. Метод договорного регулирования используется с целью согласования интересов работников и работодателей, все чаще используется. проявляется в заключении коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Государство лишь нейтрализует негативное влияние рынка на трудовые отношения, способствует фактическому равенству сторон.

3 Социальное партнерство активное участие в регулировании трудовых отношений, в контроле за соблюдением трудового законодательства, в рассмотрении трудовых споров трудовых коллективов и представительных органов работников.

4. Специфика защиты трудовых прав проявляется в

- активном участии профсоюзов в защите трудовых прав. Профсоюзы освобождаются от несвойственной им функции по управлению социальным страхованием, осуществлением контроля за соблюдением трудового законодательства и сосредотачиваются на защите трудовых прав работников. Эффективность деятельности профсоюзов повышается из-за плюрализма профсоюзного движения

- праве работников на трудовые споры

- возможности самозащиты трудовых прав.

5. Единство и дифференциация трудового права.

Единство предполагает наличие общих норм, закрепляющих принципиальные положения для всех работников без исключения. Дифференциация отражает специфику правового регулирования труда отдельных категорий работников с учетом их особенностей, обусловленных как объективными факторами, так и субъективными, выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам.

Объективные факторы: отрасль экономики, организационно-правовая форма деятельности работодателя, природно-климатические условия, вид и характер работы, занимаемая должность, условия и характер труда, срок трудовой деятельности и т.д. Как правило, предоставляются льготы и преимущества для работников как способ компенсировать более высокие трудовые затраты.

Субъективные факторы: возраст, пол, состояние здоровья, субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченную трудоспособность инвалидов;

В ТК РФ дифференциации трудового права посвящен специальный раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

3 Система трудового права

ТП – совокупность взаимосвязанных правовых норм, составляющих определенную целостную систему, обусловленную всем комплексом регулируемых данной отраслью права отношений.

Системой отрасли трудового права называется ее структура. В ней нормы классифицируются по институтам и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Общая часть ТП включает наиболее общие вопросы организации и применения труда работников независимо от региональной и отраслевой принадлежности организации, где они работают. Она состоит из норм-дефиниций, норм-признаков, норм-целей, устанавливающих предмет ТП, субъектный состав, статус субъектов, формируют метод. Здесь же нормы о распределении компетенции между РФ и ее субъектами. Институтов нет.

Общую часть образуют:

конституционные нормы о праве на труд,

нормы, определяющие основные задачи, принципы и источники трудового права, фиксирующие предмет трудового права,

социальное партнерство,

трудовые отношения, в т.ч. правовой статус субъектов трудового права.

Особенная часть конкретизирует положения Общей, регламентирует отдельные виды общественных отношений, их элементы. Она делится на институты по предмету и принципам правового регулирования. Разделы ТК – названия институтов ТП.

Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений и устанавливающие отдельные права и обязанности их участников. В особенную часть входят нормы права, распространяющиеся в отличие от общей части не на весь предмет трудового права, а лишь на определенный вид и подвид отношений, в него входящих. К особенной части относятся институты, регулирующие занятость и трудоустройство, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплату и нормирование труда, гарантийные и компенсационные выплаты, дисциплину труда, материальную ответственность работников и работодателя, охрану труда, подготовку кадров и повышение квалификации, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, надзор и контроль, за соблюдением трудового законодательства, порядок рассмотрения трудовых споров.

Система трудового законодательства – внешняя форма выражения системы отрасли ТП. Содержание трудового законодательства включает текст нормативных актов, их статьи, преамбулы и т.д.

Система науки ТП шире системы отрасли. Здесь теоретические вопросы и история трудового права. Нормы права и нормативные акты изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием экономики, политики и социальной жизни общества. Выделяют третью часть – изучение норм зарубежного трудового права, международного трудового права.

Трудовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение пониманию правовых норм, которые в совокупности образуют трудовое право как отрасль права. Учащиеся обучаются на практике применению этих норм, приобретая не только знания, но и соответствующие умения. Система курса трудового права - это последовательное изложение содержания правовых норм, регулирующих трудовые отношения, позволяющее более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса, как и система отрасти трудовою права, подразделяется на общую и осо¬бенную части, в которых аналогичным образом рассматриваются группы отношений, распространяющиеся на всех работников и отдельные правовые институты.
Практикум

Задачи

1 Нормами какой отрасли права регулируются отношения по поводу труда (обоснуйте свою точку зрения):

а) члена Союза писателей РФ Сорокина, заключившего договор с издательством «Шок» договор о создании и опубликовании детективного романа объемом 500 страниц;

б) редактора этого издательства Смирнова;

в) Фадеева, отбывающего наказание в виде обязательных работ;

г) Шараповой, осуществляющей реализацию продукции косметической фирмы посредством разъездной деятельности;

д) адвоката Гроссмана, оказывающего юридические услуги фирме «Орион»;

е) студентки Кузнецовой, работающей кондуктором на общественном транспорте в период каникул;

ж) Савельевой, осуществляющей прием заказов по телефону на дому для строительной фирмы.
2. Определите, к какому виду общественных отношений, входящих в предмет трудового права, относятся следующие социальные связи (обоснуйте):

а) Уткин договорился с руководителем ЗАО «Кондор» о переводе его на нижеоплачиваемую должность;

б) Юдин заключил ученический договор с ОАО «Луч»;

в) Кирюшин подал исковое заявление в суд о восстановлении его на работе;

г) инспектор Гострудинспекции Обухов установил нарушение техники безопасности в цехе №1 и внес представление о его устранении;

д) Директор ОАО «Дом» издал приказ об удержании из заработной платы Коровина денежных средств в счет погашения ущерба, причиненного им предприятию;

е) выборный представительный орган работников обратился к работодателю с письменным предложением о заключении коллективного договора;

ж) Демидов обратился в орган занятости с просьбой трудоустроить его по специальности.
3.Слесарь Рогов был принят в цех № 2 ОАО «Машиностроительный завод» на основании трудового соглашения без указания срока его действия.

Какой вид общественных отношений возник между Роговым и заводом? Распространяются ли на него нормы трудового права?
4.Группа строителей заключила договор с ГУП «Прогресс», по которому обязывалась в течение трех месяцев произвести ремонт и отделочные работы в одном из корпусов предприятия и сдать работу в готовом виде. После окончания срока договора и получения соответствующей оплаты рабочие потребовали компенсации за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени, а также компенсацию оплаты за работу в выходные дни.

Правомерно ли требование рабочих? В каких правоотношениях с ГУП состояли рабочие?
5. В ЗАО «Вега» были объявлены выборы президента фирмы.

Проведите анализ ситуации с точки зрения трудового права. Могут ли возникнуть трудовые отношения в результате избрания на должность? При каких условиях?
6. Гражданину Иванкину, направленному на работу из центра занятости в ОАО «Венец» после собеседования с начальником отдела кадров было отказано в приеме на работу на основании того, что в АО на эту должность предусмотрен конкурсный отбор, а он его не прошел.

Допустимо ли регулирование трудовых отношений в локальных нормативных актах организации? Вправе ли АО устанавливать основания и порядок приема на работу по конкурсу?
Тесты

1. В предмете трудового права центральное место занимают:

  1. отношения по заключению трудового договора;

  2. трудовые отношения;

  3. отношения по организации труда и управлению трудом;

  4. отношения по трудоустройству у данного работодателя;

  5. отношения социального партнерства.

Правильный ответ: 2

2. Метод трудового права показывает:

  1. какие отношения входят в предмет трудового права;

  2. в соответствии с какими основными началами регулируются отношения в сфере наемного труда;

  3. как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование отношений в общественной организации труда;

  4. какими нормативными актами регулируются отношения в сфере наемного труда;

  5. кто является субъектом трудовых правоотношений.

Правильный ответ: 3

3. Одним из признаков метода трудового права является:

  1. юридическое равенство сторон трудового договора;

  2. фактическое равенство сторон трудового договора;

  3. отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работодатель, а обязанным лицом выступает гражданин, сначала поступающий на работу, а в дальнейшем – осуществляющий трудовую деятельность;

  4. равенство сторон при заключении трудового договора и подчинением работника воле работодателя в процессе труда;

5) отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работник, а обязанным лицом выступает работодатель

Правильный ответ: 4

4. Дифференциация правового регулирования отношений в сфере труда означает:

  1. издание государством правовых актов, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателя;

  2. конкретизацию общих норм трудового права, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных работодателей;

  3. установление в централизованном порядке специальных правовых норм с учетом отраслевых и региональных особенностей условий общественного труда, физиологических особенностей женского организма, психофизиологических особенностей организма подростков и т. д.;

  4. установление государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников, выполняющих трудовые функции у всевозможных работодателей;

  5. отграничение трудовых отношений от иных непосредственно с ними связанных отношений в сфере труда.

Правильный ответ: 3

5. Имеются ли различия в предметах трудовых и гражданско-правовых договоров (в части отношений, связанных с трудом)?

  1. предметом трудовых договоров служит процесс труда, а предметом гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, является продукт труда (его результат);

  2. предметом трудовых договоров является продукт труда (его результат), а предметом гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, является процесс труда;

  3. различий нет;

  4. предметом трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, является продукт труда (его результат);

  5. предметом трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, является процесс труда.

Правильный ответ: 1
Литература:

Нормативная: 1, 2, 4, 18, 30.

Основная: 66, 67, 71, 72, 73, 80, 82

Дополнительная: 87, 88, 135, 137, 163, 166, 170, 171, 183, 198, 211, 217, 235, 236, 240, 244.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon Рабочая программа учебной дисциплины Обоснование. Место дисциплины...
Цели и задачи освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon Рабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Основная цель изучения дисциплины «Фармакология» изучить основные фармакологические группы лекарственных препаратов, их фармакологическую...
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цель и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Целью курса является изучение теоретических основ и принципов построения средств преобразования информации
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цель и задачи дисциплины Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке...
Целью курса является изучение теоретических основ и принципов построения средств преобразования информации
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1. цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения уд «Информатика»
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon Квалификационных требований фгос цель изучения данной дисциплины...
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 2. Место дисциплины в структуре ооп
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 1 Цель,задачи дисциплины, её место в подготовке специалиста (с учетом требований фгос)
Цель преподавания дисциплины «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности» − дать студентам основу знаний по сложившейся...
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon Методические рекомендации по курсу в. 2 Распределенные системы подготовки...
...
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс «Организация рекламной деятельности в туризме» призван дать студентам целостное представление о специфике рекламной деятельности...
1. 1 Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины icon Самостоятельная работа 36 часов. Всего часов 72 часа. Цели и задачи...
Определить роль поликлинической терапии как раздела функциональной науки — курса внутренних болезней, являющегося одной из основ...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск