1. Цель и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью курса является изучение теоретических основ и принципов построения средств преобразования информации.
Изучение дисциплины обеспечивает решение профессиональных задач бакалавра: установка, настройка, эксплуатация и поддержание в работоспособном состоянии компонентов системы обеспечения информационной безопасности с учетом установленных требований, а также сбор и анализ исходных данных для проектирования систем защиты информации. Основными задачами изучения дисциплины является представление о основных типа технических средств и системах переработки информации, их технико-экономических характеристиках, принципах построения и функционирования; приобретение теоретических знаний и навыков в сравнительной оценке современных устройств, перспективах развития; получение навыков по использованию современного инструментария системного анализа при моделировании дискретных узлов и устройств
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать современные достижения науки и техники в области преобразования информации; общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, технических средств реализации информационных процессов; пpинципы постpоения и оpганизацию функциониpования совpеменных устройств и систем хранения, обработки, поиска и передачи информации; технико-эксплуатационные показатели сpедств преобразования информации, используемых при обpаботке экономической инфоpмации; тенденции и пеpспективы pазвития технического обеспечения преобразования информации.
|
Обучающийся должен уметь сравнивать технико-эксплуатационные возможности устройств и систем обpаботки экономической информации; расшифровывать и анализировать информацию о параметрах и характеристиках устройств и систем с использованием различных источников.
|
Обучающийся должен владеть о новых разработках средств и систем переработки информации, их ожидаемых параметрах.
|
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра:
способностью принимать участие в эксплуатации подсистем управления информационной безопасностью предприятия (ПК-9);
способностью организовывать и поддерживать выполнение комплекса мер по информационной безопасности, управлять процессом их реализации с учетом решаемых задач и организационной структуры объекта защиты, внешних воздействий, вероятных угроз и уровня развития технологий защиты информации (ПК-5);
способностью администрировать подсистемы информационной безопасности объекта (ПК-10);
способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения (ПК-15);
способностью принимать участие в проведении экспериментально-исследовательских работ системы защиты информации с учетом требований по обеспечению информационной безопасности (ПК-23).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
|
Перечень последующих дисциплин, видов работ
|
Аппаратные средства вычислительной техники, Вычислительные системы, сети и телекоммуникации, Информатика, Сети и системы передачи информации, Программно-аппаратные средства защиты информации, Безопасность жизнедеятельности, Физика, Дискретная математика, Иностранный язык, Программно-аппаратные средства защиты информации, Электроника и схемотехника.
|
Комплексная система защиты информации на предприятии, Компьютерная вирусология.
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной
деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
|
М
|
Показательный (изложение материала с приемами показа)
|
П
|
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
|
Д
|
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающийся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
|
Э
|
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
|
ПБ
|
Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
|
И
|
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
|
ПГ
|
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1 Аудиторные занятия (лекции, практические, лабораторные)
Неделя
|
Кол. час
|
в том числе в интерактивной форме, час.
|
Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
|
Методы
|
Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Очная форма обучения
|
|
|
|
36
|
|
Лекции
|
|
|
1-9
|
18
|
2
|
Модуль 1 «Основы построения технических систем и средств переработки информации»
|
|
|
1-3
|
6
|
1
|
Тема 1 «Средства переработки информации»: введение, методические рекомендации по изучению учебной дисциплины.
Основные типы электронных средств генерации и преобразования сигналов. Классификация систем и средств. Виды сообщений и сигналов. Взаимосвязь дискретных и непрерывных сигналов. Преобразователи спектра сигналов.
Виды модуляции дискретных и непрерывных сигналов, назначение и применение. Технико-экономические показатели систем передачи информации. Методики сравнения устройств и систем по многим параметрам.
|
М
П
|
ОК-9,
ПК-10
|
4-5
|
4
|
|
Тема 2 «Техническое обеспечение систем и средств обработки информации»: назначение и виды процессоров; развитие архитектур процессоров различных классов. Современные обозначения и параметры процессоров. Микрофоны и динамики в системах переработки аудиоинформации. Элементы оптоэлектроники и инфракрасной техники. Сканеры, копиры, дигитайзеры, плоттеры.
|
П
|
ПК-15
|
6-7
|
4
|
1
|
Тема 3 «Подсистема хранения информации»: методы и средства записи, хранения и чтения информации. Классификация и тенденции развития технических средств хранения информации. Параметры магнитных, оптических и полупроводниковых носителей информации. Системы хранения информации, особенности их структуры в различных областях применения. Перспективы развития систем и средств хранения информации.
|
ПБ
|
ОК-9
|
8 -9
|
4
|
|
Тема 4 «Беспроводные средства передачи информации»: излучение, распространение и прием радиоволн. Основные виды антенно-фидерных устройств, радиопередатчиков и радиоприемников. Характеристики систем радиосвязи. Параметры радиосистем и ТВ, мобильных и стационарных средств связи. Помехи в беспроводных системах связи, их причины и меры борьбы с ними.
|
П
|
ПК-15
|
10-18
|
18
|
2
|
Модуль 2 «Системы переработки специфической информации»
|
|
|
10
|
2
|
0,5
|
Тема 5 «Передача и прием звуковой (речевой) и цифровой информации»: обобщённая структура и классификация систем. Сотовая связь, используемые линии и каналы связи: телефонные и электропроводные, радиолинии, лазерные. Перспективные линии связи..
|
М
|
ОК-9
|
11
|
2
|
0,5
|
Тема 6 «Передача и прием видеоинформации»: обобщённая структура и классификация систем. Цифровые фото- и видеокамеры, Web-камеры; сравнение их параметров и режимов применения.
|
П
|
ПК-15
|
12
|
2
|
0,5
|
Тема 7 «Каналы связи в системах переработки специфической информации»: тенденции совмещения коммуникационных и вычислительных средств в IT-отрасли. Интерфейсы проводной и беспроводной связи: ISA, AGP, PCI, ATA, SCSI, USB, Fiber Channel, Bluetooth. Доступ к информации через Интернет. Стандарты CDMA, ADSL, WiFi, WiMAX, UMB, LTP; их пользовательские параметры в различных модификациях и области применения.
|
П
|
ОК-9
|
13-14
|
4
|
0,5
|
Тема 8 «Специальные системы передачи информации»: радиорелейные линии, области их применения, топология и варианта комплектации. Спутниковая связь: варианты обеспечения запросов и ответов; средства обеспечения различных вариантов передачи информации; виды АФУ, конверторов и рессиверов; совместимость с другими видами передачи информации. Особенности структуры и функционирования систем GSM, GPRS, GLOBALSTAR, GPS, ГЛОНАСС.
|
П
|
ОК-9
|
15-16
|
4
|
1
|
Тема 9 «Проблемы оценки эффективности технических систем и средств»: пути и средства повышения эффективности переработки информации. Повышение производительности систем и средств технического обеспечения. Использование тестов для сравнения систем и устройств в различных приложениях. Основы измерений информативных характеристик электромагнитных полей. Методы и средства измерения сигналов в электрических цепях. Виды и характеристики измерительных приборов. Средства и системы энергосберегающих технологий и защиты окружающей среды.
|
П
|
ПК-11
|
17
|
2
|
1
|
Тема 10 «Повышение эффективности систем переработки информации»: оперативный контроль достоверности передачи информации, назначение и виды контроля. Варианты диагностических кодов ECC, их построение, реализация и анализ применения. Виды сервисной поддержки технических средств. Текущее техническое обслуживание.
|
М
|
ПК-10
ПК-5
|
18
|
2
|
1
|
Тема 11 «Заключение»: обобщение изученного учебного материала. Выделение ключевых проблем, уровня знаний и навыков для дальнейшего профессионального совершенствования по направлению подготовки.
|
М,
Д
|
ПК-15
|
|
18
|
|
Практические занятия
|
|
|
1-9
|
10
|
1
|
Модуль 1 «Основы построения технических систем и средств переработки информации»
|
|
|
1
|
2
|
|
Тема 1 «Контроль остаточных знаний по учебным дисциплинам».
Стартовый рейтинг (Тест-О).
|
Д
|
ОК-9
|
3
|
2
|
1
|
Тема 2 «Технико-экономические параметры основных типов средств и систем переработки информации».
|
Д
|
ОК-8
|
5
|
2
|
|
Тема 3 «Сравнение параметров акустических конверторов».
|
Д
|
ОК-8
|
7
|
2
|
|
Тема 4 «Расчёт эффективности современных средств хранения информации».
|
Д
|
ОК-8
|
9
|
2
|
|
Тема 5 «Количественные оценки параметров и условий эксплуатации средств переработки информации».
|
Д
|
ОК-8,
ПК-10
|
11-13
|
8
|
0,5
|
Модуль 2 «Системы переработки специфической информации»
|
|
|
11
|
2
|
|
Тема 6 «Структура и параметры беспроводных систем и средств передачи информации».
|
Д
|
ОК-8
|
13
|
2
|
0,5
|
Тема 7 «Передача информации»: отработка навыков доступа и оценки эффективности вариантов систем передачи информации. Доступ в Internet.
|
Д
|
ОК-8
|
15
|
2
|
|
Тема 8 «Применение измерительных приборов для анализа функционирования технических средств и окружающей среды».
|
Д
|
ОК-8,
ПК-15
|
17
|
2
|
0,5
|
Тема 9 «Построение и анализ системы передачи информации с применением ECC». Синтез схем контрольных разрядов и чисел. Тест-М3.
|
Д
|
ОК-8
|
|
36
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
1-9
|
18
|
8
|
Модуль 1 «Основы построения технических систем и средств переработки информации»
|
|
|
1
|
2
|
1
|
Тема 1 «Анализ технико-экономических параметров АРМ-Студента». Оценка оператора в системах управления.
|
ПГ
|
ПК-15
|
2-3
|
4
|
2
|
Тема 2 «Формирование моделей и расчёт эффективности устройств и систем по разнонаправленным параметрам.». Оценка экспертизы и функционирования модели.
|
ПГ
|
ПК-15
|
4-5
|
4
|
2
|
Тема 3 «Анализ структуры вычислительного центра для решения задач с заданным критерием качества».
|
ПГ
|
ОК-8
|
6
|
2
|
1
|
Тема 4 «Моделирующие программы изучения и оценки функционирования дискретных схем и узлов»: режимы работы программ.
|
ПГ
|
ПК-15
|
7-8
|
4
|
1
|
Тема 5 «Функционирование схем передачи сигналов»: комбинационные схемы и дешифраторы с учётом отказов. Функционирование составных мультиплексоров и сумматоров.
|
ПГ
|
ПК-15
|
9
|
2
|
1
|
Тема 6 «Анализ функционирования элементов и узлов с памятью». Промежуточный тест усвоения учебного материала.Тест-М1.
|
ПГ
|
ПК-15
|
10-18
|
18
|
3
|
Модуль 2 «Системы переработки специфической информации»
|
|
|
10
|
2
|
0,2
|
Тема 7 «Подготовка индивидуальной схемы управления выбранного устройства».
|
И
|
ПК-15
|
11
|
2
|
0,4
|
Тема 8 «Анализ параметров средств аудио- и видеоподсистем»: сравнительный анализ устройств голосового управления. Тестирование мониторов и принтеров.
|
ПГ
|
ПК-15
|
12
|
2
|
1
|
Тема 9 «Выполнение индивидуального задания»: подбор функциональных элементов и элементов индикации.
|
И
|
ПК-15
|
13
|
2
|
0,5
|
Тема 10 «Анализ структуры и возможностей ЛВС организации»: варианты доступа, встречающиеся ошибки и их устранение.
|
П
|
ПК-15
|
14
|
2
|
0,9
|
Тема 11 «Выполнение индивидуального задания»: синтез схем устройства. Тест-М2.
|
ПГ
|
ПК-10
|
15-16
|
4
|
1
|
Тема 12 «Выполнение индивидуального задания»: синтез схемы управления, отладка схем и оформление инструкции пользователю.
|
И
|
ПК-10
|
17
|
2
|
1
|
Тема 13 «Обсуждение выполненных индивидуальных заданий»: демонстрация схем в динамике различных вариантов. Тест-М3
|
ПГ
|
ПК-12
|
18
|
2
|
1
|
Тема 14 «Итоги выполнения лабораторных занятий» Подведение итогов выполнения общих и индивидуальных заданий. Оценка уровня работы с учебными моделирующими программами.
|
Д
|
ОК-8
|
|