Скачать 3.35 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы)" Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Москва, 2013 г.РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В.П.Комоедов, председатель Комитета Государственной Думы по обороне Роль место Государственной Думы в жизни страны, в том числе в укреплении ее обороноспособности достаточно четко закреплена Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Прежде всего – это принятие федеральных и федеральных конституционных законов. Предметы исключительного ведения Российской Федерации, в том числе регулирование которых осуществляется федеральными законами, определены статьей 71 Конституции. Применительно теме – это оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, вопросы войны и мира. Федеральным законом "Об обороне" установлено, что Государственная Дума: 1) рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; 2) принимает федеральные законы в области обороны. Таким образом, в решении проблем укрепления обороны страны Государственная Дума участвует, прежде всего, путем создания законодательных основ обороны и определения расходов на нее. Конечно, сказать, что современное российское военное законодательство берет свое начало от создания Государственной Думы первого созыва, было бы в корне неверно. Принятые еще Верховным Советом России, в период 1991-1993 годов, такие законы, как: "Об обороне", "О безопасности", О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и некоторые другие, хоть в настоящее время уже и утратили силу, однако заложили основу и вектор дальнейшего развития военного законодательства современной России. А такие законы, как "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" продолжают действовать (с изменениями и дополнениями) и в настоящее время. Но львиная доля работы, конечно, пришлась на рассматриваемый период. Через Комитет по обороне за все время его существования прошло около 1000 законопроектов. Однако от созыва к созыву количество внесенных проектов снижается. Обращает на себя внимание и тот факт, что из общего количества законопроектов по предметам ведения Комитета от созыва к созыву возрастает соотношение принятых к внесенным. Это говорит о возрастающем качестве подготовки проектов, более тщательной их проработке на стадии подготовки к внесению в качестве законодательной инициативы, соблюдение требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы к подготовке проектов федеральных законов. Также в последнее время отмечается рост количества законопроектов, вносимых в качестве законодательной инициативы Президентом и Правительством Российской Федерации. В период работы Государственной Думы 1 и 2 созывов были приняты и вступили в силу многие основополагающие в сфере обороны федеральные законы. Они регулировали правоотношения по общим вопросам обороны страны, а также по вопросам воинской обязанности и военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, международного военно-технического сотрудничества, другим вопросам, связанным с обороной. В то же время на рубеже 90-х и 2000-х годов, отсутствовали важные законодательные акты, в том числе предусмотренные Конституцией Российской Федерации, необходимые для регулирования правоотношений при введении чрезвычайного положения, военного положения, устанавливающие принципы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы и ряд других. Законодательство в области обороны страны в тот период не представляло собой единой целостной системы, в нем имелись пробелы, противоречия, положения некоторых законов носили декларативный характер, в них отсутствовали или имелись в недостаточном количестве нормы прямого действия. Разнообразная, не унифицированная терминология, применявшаяся в законодательных актах, затрудняла правоприменительную деятельность, создавала правовые коллизии. Справедливости ради надо отметить, что данная "детская болезнь" российского законотворчества в полной мере не изжита до настоящего времени. Одновременно многие принятые законы, включая те, которые были направлены на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечение социальной защиты военнослужащих, выполнялись не полностью. Это было обусловлено, прежде всего, отсутствием или несовершенством механизмов реализации законов, в том числе отсутствием нормативных положений, устанавливающих юридическую ответственность за их невыполнение либо неполное и неточное выполнение, а также тем, что на реализацию законов не выделялось должного количества средств при принятии федерального бюджета на очередной год. Это способствовало регулярной ревизии норм, их приостановлению или отмене при принятии федерального бюджета на очередной год. Можно сказать, что тому периоду были характерны хаотичность в формировании законодательных основ, и не только в сфере обороны, и незавершенность создания правового поля. В настоящее время можно утверждать, что основные акты в сфере обороны приняты и вопрос стоит в их совершенствовании и в приведение в соответствие с реалиями дня и вновь принятыми законодательными актами. Не умаляя работу в 1 и 2 созывах, хотелось бы отметить, что именно в третьем созыве законопроектная работа приобрела более целенаправленный, комплексный характер. Немалую роль в этом сыграла Концепция законодательного обеспечения обороны страны, одобренная участниками парламентских слушаний, проведенных Комитетом по обороне 5 декабря 2000 года. Её принятию предшествовала целая серия парламентских слушаний по проблемам законодательного обеспечения обороны страны. Несмотря на свою "ведомственность", Концепция стала своеобразным катализатором, задала вектор законотворчества не только депутатам – членам Комитета по обороне, но и представителям исполнительной власти, научному и экспертному сообществу. По прошествии более чем двенадцати лет, прошедших с момента ее принятия, можно отметить – большая часть положений была реализована в ходе работы Комитета по обороне третьего – пятого созывов и частично в деятельности Комитета шестого созыва. Проблемы законодательного обеспечения обороны Российской Федерации были и остаются актуальными. Динамичный характер российского законодательства, вызванный построением новой системы общественных отношений и изменение взглядов населения страны на необходимость и полноту именно законодательного урегулирования всех сторон жизни, в том числе и на вопросы обороны наложили особый отпечаток на законотворчество в оборонной сфере. Представляется, что военное право, как часть правовой системы государства, перешло в настоящее время на качественно новую ступень своего развития. Сохраняя свой комплексный характер, оно всё отчетливее и явственнее подтверждает признаки самостоятельной отрасли права, в том числе благодаря значительному увеличению доли специальных военно-правовых актов. Однако, несмотря на все многообразие и множественность принятых законов говорить о законченности урегулирования этой сферы общественной жизни все же представляется преждевременным. Можно сказать, что в настоящее время существуют различные уровни полноты урегулированности различных сфер военного законодательства. В тоже время отсутствуют обширные правовые "белые пятна", характерные для рубежа 90-х и 2000-х годов. Практика ставит ряд насущных задач совершенствования законодательного обеспечения обороны. Кратко их можно сформулировать так: 1. Реализацию законов, регламентирующих деятельность “силовых” ведомств необходимо постоянно поддерживать экономически, в материальном и финансовом отношении. 2. Нужен постоянный мониторинг действующего законодательства, и на его основе конкретизация и совершенствование ранее принятых законов, отдельные положения которых вошли в противоречие с жизнью и юридической практикой. 3. Поскольку возникают принципиально новые явления в сфере обороны, и они оказываются за пределами правового поля, необходимо своевременно разрабатывать новые законы и подзаконные акты. 4. Периодически возникает необходимость устранения противоречий между содержанием законов, касающихся обороны, и законодательными актами, регламентирующими другие сферы жизни общества, позволяющие бюрократам манипулировать нестыковками в свою пользу. 5. Поскольку главным в военном деле был и остается человек, особое внимание необходимо уделять социальному блоку законодательных инициатив в области обороны. Хотел бы кратко коснуться еще одного направления влияния Государственной Думы на вопросы обороны. Это осуществление функции парламентского контроля. Можно выделить следующие формы работы. 1. Участие в формировании планов работы Счетной палаты и дача ей поручений по проверке расходования бюджетных средств на нужды обороны. 2. Приглашение Министра обороны, других должностных лиц Минобороны на пленарные заседания Государственной Думы для выступления в рамках «правительственного часа». 3. Участие должностных лиц Минобороны в заседаниях Комитета по обороне, других комитетов, фракций, в парламентских слушаниях, «круглых столах» и т.п. мероприятиях, выступление на них с докладами по основным направлением военной политики, развития Вооруженных Сил, видов и родов войск, другим вопросам. 4. Парламентские и депутатские запросы Министру обороны, должностным лицам по различным вопросам деятельности войск. 5. Осуществление взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. 6. Проведение парламентских расследований. Подводя итог, следует отметить, что, во-первых, Государственная Дума является составной частью государственной власти в Российской Федерации. Во-вторых, в решении проблем укрепления обороны страны Государственная Дума участвует, прежде всего, путем создания законодательных основ. В-третьих, одной из форм влияния Государственной Думы на процессы обороны является парламентский контроль. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Панков Н.А., статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации Общие ориентиры дальнейшего развития военного законодательства и основные направления правового обеспечения военного строительства на ближайшую перспективу изложены, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Исходя из основных положений данного Указа, действующие и вновь разрабатываемые правовые акты в сфере обороны и военной безопасности в новых условиях социально-экономического развития должны обеспечить создание необходимых правовых условий и предпосылок для: а) предоставления в полном объеме жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе посредством предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; б) формирования фонда служебного жилья; в) установления денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики; г) ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции; д) ежегодного, в течение пяти лет, увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек; е) повышения престижа и привлекательности военной службы по призыву путем: предоставления гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных льгот при поступлении в высшие учебные заведения; предоставления грантов выпускникам высших учебных заведений, прошедшим военную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах; предоставления преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров; ж) совершенствования военно-патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и их физического развития; г) разработки и реализации комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладения ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям. В настоящее время вышеуказанные вопросы регулируются такими законодательными актами как Федеральный закон от мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и некоторыми другими. Если проанализировать законотворческую деятельность по некоторым из выше указанных федеральных законов за последние 10 лет, то можно увидеть, что основным способом этой деятельности является принятие так называемых «точечных» законов, вносящих те или иные изменения и дополнения в базовые акты военного законодательства (исключение составляет разве что Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). Результатом такого механизма совершенствования военного законодательства является тот факт, что большинство законов, регулирующих сферу обороны и военной безопасности Российской Федерации, представляют собой сегодня не в полной мере упорядоченную совокупность норм разных законов, принятых в разное время по разным поводам, нередко - по соображениям политической конъюнктуры, в том числе предвыборной. Так, например, в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» за 14 лет его существования различного рода поправки были внесены 77 федеральными законами (получается, что в среднем Государственная Дума обращается к данному закону каждые два месяца). Изменения и дополнения коснулись 54 из 65 статей данного закона. Две статьи признанны утратившими силу, в то же время закон дополнен за эти годы 12 новыми статьями. В еще большей мере подвержен изменениям Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Изменения и дополнения в него были внесены 56 федеральными законами, т.е. не менее 4 раз в год Государственная Дума «реконструирует» (изменяет) данный Закон. Изменения и дополнения затронули большую часть его статей (24 из 30), две из которых признаны утратившими силу. При этом общий объем данного закона вырос: в него включено 12 новых статей. Кроме этого, согласно Плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год, Минобороны России является ответственным исполнителем по 3-м законопроектам, предусматривающих внесение изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении иных законов, составляющих основу российского военного законодательства. Так, Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» за 17 лет изменялся и дополнялся пятнадцатью федеральными законами (изменения затронули 16 из его 29 статей, 3 статьи признаны утратившими силу, закон дополнен тремя новыми статьями). В Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ...» за 20 лет различного рода изменения и дополнения внесены 32 законами. Поправкам подверглись 48 из 65 статей данного Закона, при этом 5 статей из него исключены. Тенденция перманентных поправок «военных» законов продолжается и сегодня. Так, согласно плану законопроектной деятельности Комитета Государственной Думы по обороне на 2013 г., в портфеле указанного Комитета находятся еще 13 законопроектов, связанных с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Результатом такой активной законотворческой деятельности является тот факт, что на большинстве актов военного законодательства не осталось, образно выражаясь, «живого места». Внесенные в них в разное время изменения и дополнения нередко не согласуются, а то и вовсе противоречат ранее принятым нормам. В то же время отдельные области общественных отношений в сфере обороны и военной безопасности остаются неурегулированными. Судя по всему, в законотворческой практике есть некая грань, некий предел, с достижением которого количество вносимых в законодательный акт изменений и дополнений уже не перерастает в его качество, а, наоборот, само становится источником противоречий, снижает эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений. Руководствуясь указанными выше доводами, Минобороны России прорабатывается вопрос о необходимости и целесообразности осуществить переиздание действующих федеральных законов в сфере военного государственного строительства, не только с учетом изменений, уже внесенных в них на дату переиздания, но и планируемыми изменениями, что позволит привести действующее законодательство в соответствии с существующими реалиями и потребностями государства и общества, а также «выводить» из правого применения уже отжившие себя и часто усложняющие правовое регулирование как отдельные нормы законов, так и целые законодательные акты. Например, именно так законодатель поступил с Законами Российской Федерации: от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», от 24 сентября 1992 г. № 3531-1 «Об обороне», другими законодательными актами в сфере военного строительства (напр., Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"), которые были законодателем отменены вступившими в силу новыми федеральными законами с аналогичными названиями, в которых тем не менее сохранились почти дословно некоторые нормы и статьи отмененных законов. При этом, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года, действуют уже более 14 лет, и на протяжении этого времени, как было указано выше, в них вносились и продолжают вноситься только точечные изменения. Переиздание указанных федеральных законов придаст им большее единообразие и системность, упорядоченность, современность изложения, удалит накопившиеся атавизмы, позволит закрепить в них все те значительные изменения в структуре и задачах военной организации государства, которые произошли за последние годы, а также даст возможность учесть новые тенденции политического, экономического и социального развития страны. В частности, в полной мере с учетом специфики воинских правоотношений должны найти отражение вопросы противодействия коррупции в военной организации государства. Так, например, в системе прохождения военной службы до сих пор остается нереализованной такая важная мера противодействия коррупции, предусмотренная пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», как необходимость обязательного учета при присвоении воинского звания военнослужащему такого критерия, как длительное, безупречное и эффективное исполнение им своих должностных обязанностей. Сегодня при присвоении очередного воинского звания используется лишь один критерий - истечение срока выслуги в предыдущем воинском звании. Требует также своего законодательного закрепления правовой институт разрешения конфликта интересов на военной службе (сегодня данный вопрос регулируется только применительно к государственной гражданской службе). Реализация изложенных задач в сфере законотворческой деятельности позволит создать непротиворечивую систему военного законодательства, адаптированную к современным угрозам национальной безопасности, ориентированную на всеобъемлющую правовую защиту и обеспечение прав военнослужащих и военных организаций. |
Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков избирателей... Ов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва (далее – Инструкция)... |
Рекомендации по заполнению главными распорядителями средств федерального бюджета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, членов Совета Федерации... |
||
4 «Молодежь выбирает будущее». Молодежная политика. Молодежь в политике 5 Дмитрий Анатольевич, поддержать инициативу депутатов Государственной Думы об объявлении 2009 года Годом молодежи … (Из Обращения... |
Избирательной комиссии Российской Федерации Сведения о поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращениях о заявленных нарушениях избирательного... |
||
Региональные организации телерадиовещания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и уведомивших |
Конституционный строй О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва |
||
План-конспект для проведения занятий с членами участковой избирательной... Место проведения: методический кабинет Избирательной комиссии Московской области (Москва, ул. Кулакова, д. 20, к. 1) |
Республики бурятия буряад республикын Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной... |
||
Сведения о поступивших в избирательные комиссии субъектов Российской... Сведения о поступивших в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обращениях |
Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования,... Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального... |
||
Инструкция о работе со списком избирателей при совмещении дня голосования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва |
Центральная избирательная комиссия российской федерации постановление В соответствии с пунктами 3, 17 статьи 27, частью 1 статьи 74 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального... |
||
Базовые расценки на предоставление площадки интернет-сайта для размещения... Базовые расценки на предоставление площадки интернет-сайта для размещения материалов предвыборной агитации по выборам депутатов Государственной... |
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание... Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-фз "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации,... |
||
Проект об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной... Моженного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №23, ст. 2796), на основании статей 54, 58 Федерального закона... |
Вопросы судебной практики, возникающие в ходе применения Целью обобщения является изучение судебной практики поприменению судами постановлений Государственной Думы Федерального Собрания... |
Поиск |