Скачать 334.11 Kb.
|
Пояснительная записка В современном образовании вопрос о необходимости и возможности раннего обучения иностранному языку практически не является предметом дискуссий, принято целесообразным обучать детей иностранным языкам с раннего дошкольного возраста. Теоретики и практики заявляют не только о преимуществах раннего обучения иностранным языкам, но и о большом развивающем и воспитательном потенциале такого обучения. Раннее обучение иностранным языкам стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, повышает общеобразовательную ценность дошкольного воспитания и начального обучения как фундамента общего образования; приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание; создает благоприятную исходную базу для овладения иностранным языком (использование сенситивного периода в развитии ребёнка), а также для дальнейшего обучения иностранному языку на последующих этапах, поскольку предотвращает образование психологических барьеров; совершенствует общие умения и навыки учиться за счет расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком. В специальной литературе отмечается, что обучение иностранным языкам с раннего дошкольного возраста способствует развитию у детей коммуникативных и аналитических способностей. При этом выделяют следующие важные моменты: 1. Развитие коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения иностранного языка включает в себя следующие аспекты:
2. Развивающий аспект обучения (общее совершенствование речемыслительных процессов). 3. Коммуникативная направленность обучения дошкольников (умение использовать изученный языковой материал в естественных ситуациях общения). Мотивация – ключевая проблема раннего обучения иностранному языку. Основное отличие при овладении ребёнком родным и неродным языком состоит в том, что в последнем случае нет естественных оснований для неосознанной внутренней работы над языком, которую приходится проделать ребенку для того, чтобы общаться со взрослыми, передавать при помощи речи свои желания. Поэтому очень важно решить проблему создания потребности использовать иностранный язык в определенной коммуникативной ситуации и по отношению к определенной личности, т.е. создать мотивацию. По мнению Ш.А. Амонашвили, мотивами овладения вторым языком могут быть «стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка и интерес к его культуре». Обучение иностранному языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не могут управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность. Главной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста, что обусловлено большим развитием правого полушария мозга по сравнению с левым. Поэтому дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т.п. Технология обучения дошкольников должна строиться с учетом этих особенностей. При работе с детьми дошкольного возраста исключительно важная роль принадлежит эмоциональному сопровождению в процессе обучения. Целью данной программы является создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Особенностью программы «SAY IT IN ENGLISH» “СКАЖИ ЭТО ПО-АНГЛИЙСКИ» является организация процесса обучения английскому языку в форме знакомства с группой ребят из Англии, вместе с которыми можно совершать сказочные путешествия по удивительным местам. Главным проводником является сказочный дракончик GOGO (кукла-перчатка). Каждое занятие – логическое продолжение предыдущего занятия, интересная история с использованием материала английского языка. Для поддержки высокого интереса и активизации мыслительных процессов дошкольников при изучении английского языка, используются разнообразные лексические и подвижные игры, фонетические сказки, простые сюжетные диалоги для отработки разговорных навыков. В рамках программы обязательным является проведение “English Warming” (английской разминки или танца) на каждом занятии, исполняя которые в течение 4-5 мин. дети не только отдыхают и получают радость от забавных движений, но и усваивают фразы английского языка, повторяя за педагогом несложные движения. Инсценировка стихов, сказок и песен повышает внимание дошкольников, способствует быстрому усвоению языкового материала. В рамках данной программы предусмотрено обязательное ознакомление ребят с традициями англоязычных стран: знакомство с английскими детскими сказками, стихами, песнями, считалками; просмотр несложных мультфильмов на английском языке. Усвоение лексики с использованием самых разнообразных видео- и аудиоматериалов, через работу с наглядными пособиями: тематическими карточками, плакатами, куклами-перчатками, картонными, деревянными и пластмассовыми моделями. Перечисленные формы организации и проведения занятий сочетаются с педагогическими технологиями по обучению дошкольников разговорной речи, чтению. Программа рассчитана на реализацию в течение 2-х лет. Занятия по программе «SAY IT IN ENGLISH» проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах:
Количество занятий (1 учебный час 25-30 мин.): 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год (при 8 учебных месяцах в году). Каждое занятие по программе имеет следующую типичную структуру: 1. Организационный момент (воображаемый перелет в Англию) – 1 мин. 2. Встреча и обмен приветствиями с дракончиком и друг с другом – 2 мин. 3. Фонетическая зарядка – 3 мин. 4. Повторение пройденного материала (игра любого типа и формы в соответствии с языковым материалом или коммуникативная ситуация) – 7 мин. 5. Введение нового материала, новый сюжет (коллективная и индивидуальная формы работы) 5-10 мин. 6. “English Warming”: английская разминка или танец – 3 мин. 7. Заключительный этап занятия (закрепление пройденного в различных языковых упражнениях) – 3 мин. 8. Прощание –1 мин. Итого: 25-30 мин. На первом этапе (1-й год обучения) дети знакомятся с героями курса: дракончиком GOGO и его друзьями, вводится определенный программой объем слов, фраз, вопросов, разучиваются несложные стихи, песни (часть из них войдет в пассивный запас). На первом этапе предусмотрено изучение букв английского алфавита (в том числе и с использованием прописей), прослушивание и имитационное повторение (не требуется точное воспроизведение английских звуков) фонетической сказки. На этом этапе осваиваются простые английские игры и танцы. Используется такая форма работы как просмотр коротких видеосюжетов на заданную тему. Вводится простейший страноведческий материал. На втором этапе (2-й год обучения) происходит расширение словарного запаса, увеличение объема фраз, вопросов. Усложняются диалогические ситуации. Осваиваются навыки чтения, письма, монологической речи (из 2-4 предложений). Происходит повторение английского алфавита, продолжается освоение английских звуков в форме подражания. Предусмотрено изучение стихов, рифмовок, песен. Вводится такая форма работы, как просмотр знакомых русских мультфильмов на английском языке и английских анимационных фильмов. Продолжается освоение страноведческого материала. Постепенно вводятся основы чтения посредством карточек. Весь материал, представленный на карточках, ориентирован на сенсорное восприятие, т.е. видение особенностей графики, фонетики и семантики (значений) слова. Материал не подается ребенку в готовом виде, поэтому нет необходимости в механическом запоминании. Работа с карточками развивает воображение, образную и ассоциативную память, способность к общению, помогает сконцентрировать внимание, но прежде всего, это увлекательная игра, помогающая изучению английского языка. Ожидаемые результаты работы по программе «SAY IT IN ENGLISH» Level 1 для I года обучения 1. Высокий интерес к изучению английского языка; умение вычленять английскую речь в речевом потоке. 2. Преодоление психологического барьера в усвоении речи на английском языке. 3. Владение лексическим и грамматическим минимумом данного уровня (слова, фразы, стихи, песни и т.д.). Ребенок научится:
4. Знание английского алфавита, графических обозначений звуков; 5. Понимание английской речи в рамках программы; 6. Умение работать в группе, неконфликтно общаться, сопереживать. Ожидаемые результаты работы по программе «SAY IT IN ENGLISH» Level 2 для II года обучения 1. Высокий интерес к изучению английского языка; умение вычленять английскую речь в речевом потоке. 2. Преодоление психологического барьера в усвоении речи на английском языке. 3. Владение лексическим и грамматическим минимумом данного уровня (слова, фразы, стихи, песни и т.д.). Ребенок научится:
4. Знание английского алфавита, графических обозначений звуков; 5. Владение базовыми навыками чтения; 6. Понимание английской речи в рамках программы; 7. Умение работать в группе, неконфликтно общаться, сопереживать. Программа «Say it in English» рассчитана на работу с детьми 5-6 лет (1 год обучения) и 6-7 лет (2 год обучения). Детский состав должен быть постоянным. Набор детей для занятий по данной программе осуществляется на свободной основе. Единственное условие – соответствие возраста ребёнка установленному в программе. Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 5-8 человек (оптимальное количество) до 10-12 человек (допустимое количество). Оптимальное количество учащихся в группе определяется исходя из особенностей работы. При численности в 5-8 человек каждый ребёнок получает возможность стать активным участником игры, диалога, индивидуальной работы с песнями, стихами. При численности в 10-12 человек уменьшается количество времени на индивидуальную работу каждого, но возрастает интерес при проведении массовых игр, инсценировок. Результаты работы по программе отслеживаются для групп каждого года обучения в течение учебного года (возможно с помощью заполнения диагностической карты). Основным методом диагностики является метод наблюдения – как непосредственного, так и опосредованного (с помощью системы устных и письменных заданий и упражнений). Кроме того, показателем результативности являются итоги внешней оценки языковой подготовки ребят – отзывы родителей, отзывы педагогов, посещающих открытые занятия. В качестве доказательства результативности подготовки воспитанников могут быть использованы фотоматериалы по результатам занятий и видеоматериалы открытых занятий. Учебно-тематический план занятий (Приложение 1) на отдельных листах с подробными поурочными конспектами: СТРУКТУРА КУРСА “SAY IT IN ENGLISH” LEVEL 1: 14 уроков (тем), на изучение одной темы отводится 4 занятия (2 астрономических часа). СТРУКТУРА КУРСА “SAY IT IN ENGLISH” LEVEL 2: 14 уроков (тем), на изучение одной темы отводится 4 занятия (2 астрономических часа). Методическое обеспечение программы Особенностью работы по данной образовательной программе является ориентация на формирование высокой положительной мотивации ребенка-дошкольника к изучению английского языка на основе разнообразной, красочной наглядности, многообразия игр, применения нескольких форм работы на одном занятии. Ключевой момент при работе по программе – доступность представляемого детям языкового материала, понимание детьми всех лексических структур, диалогов, стихов и песен, активизация активного словарного запаса. Педагогическая технология, отражающая суть программного материала, заключается в организации каждого занятия в форме игры (встречи, новые знакомства, путешествия). Педагог должен активно применять артистические данные для создания правдоподобных ситуаций общения кукол (перчаток, картонных, деревянных или пластмассовых) с детьми, передаче основных характеров героев. Дошкольники обычно проявляют большой интерес к изучению иностранного языка и могут расстроиться в случае любой, даже незначительной критики. От педагога требуется большое терпение и готовность повторить, объяснить материал, отработать его в разных доступных формах. Ошибки и небольшие неудачи детей при обучении неизбежны, но исправлять их нужно очень осторожно, так, чтобы это не привело к боязни говорить и экспериментировать с языком. Атмосфера на занятиях должна быть только доброжелательная. Не стоит любыми средствами добиваться запоминания грамматических и лексических структур – дети столкнутся с ними ещё раз на протяжении всего периода обучения и обязательно запомнят. Детям дошкольного возраста требуется время, чтобы воспринять и переработать новую для них информацию. Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения. При обучении говорению приоритетным является использование форм диалогов, инсценировок. Поскольку при общении говорение совмещается с какой-либо другой деятельностью (движение, жестикуляция и т.д.), учащимся необходимо не просто предлагать говорить и повторять фразы, а разыгрывать диалоги. Педагог должен участвовать в играх и диалогах вместе с детьми, произносить фразы с выражением, если необходимо, то с различными эмоциями. Диалог и игра поможет ребятам понять, в каких ситуациях они могут использовать новые фразы и слова. Как можно чаще необходимо создавать непринужденные, юмористические диалоги, они помогают раскрепостить дошкольников и работают на мотивацию. Работу над говорением рекомендуется проводить по следующей схеме: 1. Демонстрация диалоговой ситуации с помощью кукол или по картинке (только с использованием английского языка); 2. Обсуждение увиденного (на понимание), угадывание значений слов, вопросы на понимание; 3. Вновь демонстрация диалоговой ситуации; 4. Демонстрация диалоговой ситуации и побуждение ребят повторить то, что говорят герои (2-3 раза). Обязательна помощь педагога в этом и уверенность, что ребята поняли смысл высказывания; 5. Самостоятельное разыгрывание детьми диалогической ситуации (при помощи педагога в начале изучения и без помощи педагога после нескольких тренировок). При обучении аудированию необходимо учитывать, что большую часть времени ребята слышат педагога, поэтому крайне важно говорить четко и в замедленном темпе, поддерживая зрительный контакт с группой. Речь педагога должна быть понятна, инструкции или простые команда просты и не содержать незнакомых слов. При введении новых слов требуется четкое произношение и не менее трех раз и только затем проведение игр на запоминание слов, их повторение детьми. Важно также приучать ребят слушать друг друга, что нелегко для данного возраста. Лучший результат обычно достигается, если похвалить тех, кто внимательно слушает говорящего, чем делать замечания тем, кто отвлекается. При введении новой лексики предусматривается использование принципа наглядности (демонстрационные картинки-изображения, мягкие игрушки, деревянные и пластмассовые игрушки и модели. Работу над новой лексикой лучше проводить по следующей схеме: 1. Позволить ребятам посмотреть на картинку или предмет в течение нескольких минут; 2. Произнести слово 1-2 раза 3. Произнести слова снова с паузой после каждого слова, побуждая ребят повторить слова хором; 4. Затем попросить каждого из ребят повторить слова. 5. Необходимо использовать какую-либо лексическую игру для запоминания слов детьми: «The mystery bag (box)», “What is missing”, “The blind Caw”, “The broken telephone” и т.п. При обучении чтению (на втором году обучения) используется методика многократного повторения слова с опорой на его графический образ. Активно использовать карточки для обучения чтению. Обучение чтению происходит лишь в рамках программного материала (только слова, фразы и вопросы, предусмотренные программой). Рекомендуется применять следующую последовательность действий при обучении чтению:
Использование песен, стихов, рифмовок и видеосюжетов на занятии поможет научить правильно произносить и легко запоминать слова и новые структуры. Песни быстро запоминаются, обеспечивают практику произношения, обладают высоким мотивационным потенциалом. При использовании песен и стихов нужно учитывать следующие моменты:
Обучение письму происходит в индивидуальных рабочих тетрадях и направлено на тренировку написания и запоминание английского алфавита. Этот вид работы очень нравится детям. Обязательно нужно использовать небольшие бонусы – наклейки для поощрения ребят за правильное, аккуратное написание букв и правильное их произношение. Формирование определенного лексического запаса при изучении английского языка – одна из приоритетных задач. При запоминании слов рекомендуется использовать форму игры. Игры очень важны при обучении иностранному языку. Игры приносят удовольствие детям, захватывают их внимание. Языковой материал, используемый в играх, наполнен смыслом, способствует коммуникации. Дети не используют английский язык просто потому, что это занятие английского языка. Язык становится необходим им – иначе они не смогут принять участие в игре. Во время проведения игры с группой детей, нужно быть уверенным в том, что ребята понимают, что именно они должны сделать. Для закрепления лексики можно использовать тематические раскраски, так же сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, пальчиковые игры и т.п. Разучивать сценки из сказок, показывать сказки с помощью драматизации, рисовать картинки к прочитанным сказкам: “Goldilocks and the three bears”, “The three little pigs”, “Ugly duckling” и т.д. В рамках данной программы очень значимой является работа над произношением и запоминанием графического образа звука. Нужно обратить внимание, что работа над произношением английских звуков должна осуществляться лишь на уровне подражания за педагогом и восприятия звука на слух. Не должна осуществляться работа над постановкой правильной артикуляции в силу несформированности речевого аппарата ребёнка 5-7 лет и установлением правильного произношения звуков родной речи. Фонетическая сказка позволяет запомнить графическое обозначение звука, его произношение, развить речевой аппарат ребенка. Фонетическая сказка (например, «Сказка о язычке») должна быть использована на каждом занятии в качестве небольшой гимнастики. Список использованных аудио- и видеоматериалов и литературы
_____________________________ * Подписка на канал в YOUTUBE Приложение 2 Рекомендации по проведению диагностики Диагностика проводится на начало, середину и конец учебного года. Основной метод – метод наблюдения. При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и заданий уже известных детям. Очень важно, чтобы воспитанники не понимали, что педагог проверяет их знания, умения, навыки, наблюдает за мотивацией и поведением на занятии. В ходе диагностики осуществляется проверка: Мотивации детей; Интереса родителей к занятиям ребёнка; Коммуникативных возможностей; Навыков говорения, аудирования, знания лексики, песен и стихов. Каждый параметр оценивается по системе: H - низкий уровень, C - средний уровень, B - высокий уровень. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТЫ Интерес ребёнка к занятиям В - ребёнок с удовольствием посещает занятия, активен, позитивно настроен. С - ребёнок проявляет среднюю активность на занятии. Н - ребёнок посещает занятия без интереса. Интерес родителей к занятиям ребёнка в объединении В - существует устойчивый контакт с родителями (родители часто посещают занятия, интересуются успехами ребёнка, стараются оказать помощь ребёнку, существует телефонный контакт педагога и родителей, родители являются постоянными участниками внеучебной деятельности); С - существует достаточный контакт с родителями (родители проявляют невысокий уровень собственного интереса к занятиям ребёнка, но хорошо идут на контакт по просьбе педагога, могут оказать посильную помощь занятиям ребёнка, педагогу, достаточно редко посещают занятия); Н - контакт с родителями совершенно отсутствует, за исключением начального этапа – записи ребёнка в объединение. Как правило, родители плохо идут на контакт, не отвечают на телефонные звонки. Уровень коммуникативной культуры ребёнка В - ребёнок легко идет на контакт с педагогом и сверстниками, ребенок открыт, спокоен. С - ребёнок идет на контакт с педагогом, но не со всеми сверстниками общается свободно. Н - ребенок сложно идет на контакт с ребятами, большую часть времени на занятии молчит, проявляет низкую активность Знание лексики, чтение В - знает значение изученных слов, свободно пользуется изученной лексикой при работе с новой темой, не допускает ошибок при чтении изученных слов и фраз С - помнит значение большинства слов, но знания являются неустойчивыми и при работе с новым языковым материалом допускает ошибки в использовании слов, допускает ошибки при чтении изученных слов Н - запоминает лишь небольшое количество изучаемой лексики, часто путается при её использовании, читает с помощью педагога. Владение разговорной речью В - свободно владеет фразами и речевыми оборотами в пределах программы, в диалогической речи легко задает вопрос и отвечает на него, всегда понимает, о чем он говорит на иностранном языке, владеет навыками быстрого ответа, может выразить свою мысль, понимает речь педагога в пределах программы С - не всегда свободно использует речевые обороты, понимает, как нужно выразить свою мысль после подсказки педагога, в диалогах при быстрых вопросах-ответах допускает ошибки, всегда понимает, о чем говорит. Н - слабое владение разговорными фразами, выражение мысли на английском языке вызывает затруднение, часто ошибается в диалогической речи. Знание стихов и песен В - знание и способность воспроизведения изученных песен, стихов, рифмовок без помощи педагога; С - знание и способность воспроизведения изученных песен, стихов, рифмовок при помощи педагога; Н - незнание и сбивчивость при воспроизведении изученных песен, стихов, рифмовок даже при условии помощи педагога. Приложение 3 Полезные советы при проведении занятий:
СТРУКТУРА КУРСА “SAY IT IN ENGLISH” LEVEL 1 Приложение 1
|
1. Пояснительная записка Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 6-30 Значимые характеристики, в т ч особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (в т ч дети с овз) |
||
Пояснительная записка Основная образовательная программа муниципального... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 1 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка основной образовательной программы дошкольного... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 3-5 Значимые характеристики, в том числе характеристики... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 2 Принципы... «Ромашка» Сабинского муниципального района Республики Татарстан» (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом... |
Пояснительная записка 4-37 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного... |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 2 Принципы... «Салават купере» Сабинского муниципального района Республики Татарстан» (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Федеральным... |
Пояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального... Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста,... |
||
Пояснительная записка цель и задачи реализации программы принципы... Физическое развитие |
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного... Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы Принципы... Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей |
Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста |
||
Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы и подходы... Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи деятельности образовательного... ... |
Поиск |