Согласовано Утверждаю:
Управляющий совет Директор НРМОБУ
НРМОБУ «Салымская СОШ №2» «Салымская СОШ № 2»
___________ Р.Г. Зиннуров _____________ Т.А. Алифирова
приказ №_____ от______2017г.
Публичный доклад
«Организация образовательного процесса в учреждении
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа № 2»
Директор Алифирова Т.А
Публичный доклад
о состоянии и развитии образовательного пространства
НР МОБУ «Салымская СОШ № 2»
директора школы Алифировой Татьяны Алексеевны
Название раздела
|
Содержание
|
1. Общая
характеристика
учреждения
|
Полное наименование школы - Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №2».
Лицензия (Регистрационный номер 2099 от 17 июня 2015г. Серия 86Л01 № 0001314). Выдана на право осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования.
Свидетельство о государственной аккредитации (Серия 86АО1, № 0000222) получено 16.03.2015 г. срок действия до15.03.2027г. Школа имеет право реализовать общеобразовательные программы и выдавать выпускникам аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании.
Экономические и социальные условия территории нахождения.
За образовательным учреждением закреплены следующие территории: улицы – Привокзальная, Дорожников, Юбилейная, Северная, Спортивная, Майская, Садовая, Южная, Новосёлов; территория ПЧ-29 и почты.
В п. Салым имеются социокультурные учреждения для организации досуга учащихся (музыкальная школа, КДЦ «Сияние Севера», СК «Атлет»). Рядом со школой расположен Центр психологической помощи «Забота». Заключены соглашения о сотрудничестве с социальными учреждениями поселения.
Образовательное учреждение расположено в одном двухэтажном здании, имеет единую структуру, питание и медобслуживание учащихся и работников осуществляются на договорной основе. Характеристика контингента обучающихся.
В школе обучаются дети не только прилегающих к школе микрорайонов, но других микрорайонов поселка.
Численность обучающихся по годам обучения следующая:
Уч.годы
|
Общее кол-во
|
Нач. общее образование (1-4 классы)
|
Основное общее образование (5-9 классы)
|
Среднее общее образование (10-11 классы)
|
2010/2011
|
265
|
106
|
125
|
34
|
2011/2012
|
290
|
128
|
130
|
32
|
2012/2013
|
288
|
127
|
132
|
29
|
2013/2014
|
287
|
133
|
119
|
35
|
2014/2015
|
287
|
138
|
120
|
29
|
2015/2016
|
284
|
115
|
147
|
22
|
2016/2017
|
291
|
110
|
158
|
23
|
По-прежнему сохраняется высокий уровень загруженности школы.
За прошедший учебный год выбыло 14 обучающихся, прибыло – 10.
Причины выбытия: миграция населения (смена места жительства) - 14 чел., что составляет 100% от общего количества выбывших.
Число неполных семей - 28, число семей, состоящих на учёте КДН, ПДН – 1, число несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН, ПДН – 0, число опекаемых детей - 3. Увеличилось число многодетных семей – 35 семей (65 учащихся), опекаемых -3 учащихся, в школе обучаются дети сироты -1, дети-инвалиды -2. Состав учащихся школы 18 национальностей, дети коренной национальности Ханты - 4. 74% от общего числа составляют русские, 44% от общего числа учеников составляют девочки.
Количество обучающихся – 291 человек. Средняя наполняемость классов – 14 человек.
Основные позиции Программы развития НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году).
Цель Программы развития «Самореализация личности в условиях личностно ориентированного образования» создать в школе условия для перевода образовательной среды на такой уровень развития, при котором возможно обеспечить каждому учащемуся доступное, отвечающее его запросам, качественное образование на основе эффективных педагогических технологий, компетентностного, личностно-ориентированного и гуманистического подходов.
Основными направлениями Программы развития школы являются:
-Совершенствование образовательного процесса, обновление содержания и организация учебной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-Развитие системы выявления и поддержки талантливых детей, работы с одаренными детьми;
-Создание единого информационного пространства;
-Совершенствование системы управления, расширение самостоятельности учреждения, совершенствование учительского коллектива.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий;
- Развитие современной школьной инфраструктуры. Запланировано строительство второго корпуса школы.
Школа обладает достаточным ресурсным потенциалом: кадровым, материально-техническим, программно- и научно-методическим.
Структура управления. Органы государственно-общественного управления и самоуправления.
Уровни управления:
Первый уровень – директор Алифирова Татьяна Алексеевна.
В своей работе директор использует, в зависимости от ситуации, 4 стиля руководства:
предписание,
убеждение,
делегирование,
сотрудничество.
На первом уровне структуры - уровне директора - наряду с прежним субъектом управления (Педагогическим советом), в соответствии с Программой развития школы существует Управляющий Совет, по стратегии развития школы, в который входят учащиеся, учителя, родители детей, обучающихся в школе, представители общественности поселения Салым.
Основные задачи Совета:
создание условий для качественного образования и всестороннего развития
-
помощь школе в соблюдении триединства целей образования:
обучения,
воспитания и
развития личности.
Второй уровень организации структуры управления - уровень заместителей директора.
На данном уровне активны такие субъекты управления, как Административный совет, в который входят
заместители директора по учебно-воспитательной работе
Голубкова Марина Викторовна,
Мамедова Лариса Георгиевна,
заместитель директора по воспитательной работе
Тюленева Наталья Алексеевна,
Собянина Любовь Николаевна,
Столярова Анна Фомична,
председатель ПК, заместитель директора по комплексной безопасности
Нургалин Руслан Ниязович.
Основные направления работы Совета - организация учебно-воспитательного процесса в школе с четким распределением обязанностей каждого члена Совета.
Ведущая роль в управлении методической работой в школе принадлежит методическому совету – совещательному и коллегиальному органу при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества, способствует росту педагогического мастерства педагогов, повышению качества образовательного процесса. Экспертно-методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ, ХМАО-Югры, Департамента образования и молодёжной политики Нефтеюганского района по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно-исследовательской деятельности. Задачи МС: формирование нормативно-правовых основ процесса функционирования и развития школы, проведение методических семинаров, педагогических практикумов, методических недель, конкурсов, олимпиад среди учащихся, предметных недель.
В методический Совет школы входят
директор школы,
заместители директора,
методист,
председатели методических объединений школы,
педагог-психолог школы.
Третий уровень организации структуры управления - уровень учителей, классных руководителей, педагогических работников, педагогов дополнительного образования, родительского комитета - уровень оперативного управления.
Четвертый уровень - уровень ученического самоуправления.
Наличие сайта учреждения http://salimshcool2.ru/
Контактная информация тел. 8(3463)290-712
факс 8(3463)290-712
эл.почта salim2@mail.ru
|
2. Особенности
образовательного
процесса
|
Характеристика образовательных программ по уровням
обучения.
В школе реализуются следующие общеобразовательные программы:
Образовательная программа начального общего образования.
Образовательная программа основного общего образования.
Образовательная программа среднего общего образования.
Образовательная программа начального общего образования.
Начальная школа - самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит успешность обучения в основной и старшей школе, и желание и умение совершенствовать свое образование.
В 2016-2017 уч. году учебный план школы разрабатывался на основе примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения и рассчитан в 1-х классах на 33 недели, в 2-4 классах на 34 недели. Федеральный компонент реализован полностью, количество часов соответствует государственному стандарту. Учебный план 1-4-х классов предусматривает следующий режим организации учебно-воспитательного процесса:
- 4-х летний срок освоения общеобразовательных программ начального общего образования для 1-4 классов;
- пятидневная учебная неделя для 1-3 классов;
-шестидневная учебная неделя для 4-х классов.
Обучение в 1-м классе осуществлялось с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (сентябрь, октябрь – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) – по 4 урока по 45 минут каждый. В сентябре-октябре месяце четвёртые уроки проводились в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации и т.п. Обучающиеся 1-4-х классов в 2016-2017 учебном году обучались по учебникам «Школа России».
Учебный план обеспечен необходимыми программно-методическими комплексами, учитывает специфику используемых в образовательном процессе систем учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016-2017 учебный год.
Реализация учебного плана на начальной ступени образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
-познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В 2011-2012 учебном году учащиеся 1-х классов перешли на обучение по ФГОС второго поколения. В настоящее время по ФГОС второго поколения обучаются все учащиеся 1-4 классов.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО, стали:
- формирование метапредметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
При организации обучения используется учебно-методический комплекс «Школа России». 100% учащихся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Приобретены электронные образовательные ресурсы, технические средства обучения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начальной школы НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» призвана решить следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- закреплять отдельные аспекты содержания программ учебных предметов;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- удовлетворить запросы родителей.
Для реализации внеурочной деятельности в НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» избрана «Оптимизационная модель». Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения:
Классный руководитель, учителя, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед и другие.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
1) обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2) оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
3) улучшить условия для развития ребенка;
4) учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В рамках реализации целей и задач Стандартов второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1) спортивно-оздоровительное,
2) духовно-нравственное,
3) социальное,
4) общеинтеллектуальное,
5) общекультурное.
Кроме того, внеурочная деятельность может быть использована для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Внеурочная деятельность 1-4 класс
Направление внеурочной деятельности
|
Название кружка
|
Духовно-нравственное
Социальное
|
Основы мусульманской культуры.
|
Юный книголюб
|
Как хорошо уметь читать
|
Декоративно-прикладное творчество в православной культуре
|
Мир деятельности
|
Общеинтеллектуальное
|
Решение проектных задач
|
Секреты речи
|
Я познаю мир
|
Информатика
|
Общекультурное
|
Системы Интенсивного Развития Способностей (СИРС)
|
Умные ручки
|
Штриховка и развитие речи
|
Занимательная грамматика
|
Математика, Логика, Исследование.
|
Умники и умницы
|
Магия слова
|
Эрудит
|
Образовательная робототехника в начальной школе. Lego WEDO
|
Хоровое пение. «Весёлые нотки»
|
Спортивно-оздорови-тельное
|
Курс по основам ИЗО «Цветовушка»
|
Фольклорный ансамбль
|
Спортивный клуб «Олимп». Интернет-шахматы.
|
Духовно-нравственное
|
Основы мусульманской культуры.
|
Юный книголюб
|
Внеурочная деятельность 5-11 класс
Духовно-нравственное
|
Название кружка
|
Истоки.
Волшебный пластилин.
|
Истоки.
Основы мусульманской культуры.
|
Филологический клуб. Риторика.
|
Истоки.
ДПТ в православной культуре.
|
Общеинтеллектуальное
|
Информатика
|
Филологический клуб. Студия «Развитие речи»
|
Я – исследователь. Занимательная математика.
|
СИРС
|
Я – исследователь. Курс Робототехника.
|
Общекультурное
|
Хоровое пение. «Весёлые нотки»
|
Спортивно-оздоровительное
|
ОФП
|
Спортивный клуб «Олимп».
Интернет-шахматы.
|
Волейбол
|
Баскетбол
|
Минифутбол
|
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Основная задача внеурочной деятельности в НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» – всестороннее развитие личности, раскрытие индивидуальных творческих способностей ребенка, самоадаптация в различных видах творчества, проявление интереса, увлеченности к деятельности различной направленности. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность представлена базовой моделью, которая включает в себя:
Дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения.
Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта
Классное руководство
В НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» внеурочная деятельность представлена по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление представлено занятиями «Минифутбол», «Основы физической подготовки», Целью данных занятий является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной активности. Занятия проходят в форме спортивных состязаний, игр, веселых стартов, познавательных бесед, соревнований, оздоровительных тренингов. Занятия проводят педагоги дополнительного образования школы.
Общеинтеллектуальное направление реализуется на занятиях «Робототехника», «Шахматы», «СИРС», «Я - исследователь». Активация деятельности школьников на занятиях способствует разнообразие форм деятельности: внешкольные акции, викторины, познавательные игры и беседы, предметные недели, праздники, конкурсы, театральные постановки, тренинговые занятия, наблюдения, исследования, защиту исследовательских проектов. Работа осуществляется в форме игровых занятий, соревнований, выставок, экспериментов, тренингов и др.
Социальное направление представлено занятиями «Я познаю мир», «ЛЕГО – конструирование», школьное лесничества «Муравейник». Целью данных курсов является формирование у учащихся критического мышления, правильного отношения к окружающему миру, умение адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, развитие творчества.
Общекультурное направление представлено занятиями «Веселые нотки», «Юный художник», «Художественное творчество (изделия из глины)». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Духовно-нравственное направление представлено программами «Истоки», «Твори добро», «Я выбираю жизнь», проводимые классными руководителями в рамках реализации плана воспитательной работы. Формы работы разнообразны: классные часы, праздники, экскурсии в музей, просмотры и обсуждение фильмов.
Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая представляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
Внеурочная деятельность осуществляется не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Школа сотрудничает:
НРМОУ ДОД «Центр развития детей и юношества»
Шахматная школа им. Карпова
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика.
В основу внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений культуры и спорта поселения:
- Муниципальное учреждение «Культурно-досуговый центр «Сияние Севера»;
|
|