Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе
Автор: Журавлева Светлана Геннадьевна, с. Подгорное, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чаинского района «Подгорнская средняя общеобразовательная школа» Томской области; учитель истории; e-mail: favor@sibmail.com
Век 20 внес большие коррективы в жизнь людей, а начавшийся 21-й заставил по-другому посмотреть на организацию образовательного процесса. Совсем недавно учитель конкурировал за внимание обучающихся только с телевидением и радио. Сейчас же внимание ученика привлекают «современные гаджеты». Миниатюрные цифровые устройства становятся обычным атрибутом современных молодых людей. Даже читать современные школьники предпочитают электронные книги, а не традиционные, на так называемых бумажных носителях. В изменившихся условиях учителю нужно самому активно использовать современные информационные технологии, Причем создавать такие цифровые продукты, которые были бы востребованы учеником, для усвоения учебного материала. Создание и использование персонального педагогического сайта является одним из видов цифровых продуктов. Использование персонального сайта в образовательном процессе позволит лучше организовать как свою деятельность самому педагогу, так и организовать работу обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время. Создавая персональный сайт, педагог должен очень тщательно подойти к вопросу его содержания. В первую очередь, необходимо понимать, на какую целевую аудиторию рассчитан сайт, какие формы работы предполагаются с использованием этого ресурса и многие другие вопросы, от ответов на которые зависит в первую очередь содержимое сайта. Создавая свой персональный сайт «ИстоК» (Исторический Клуб) 14 февраля 2011года, я преследовала несколько целей:1.Обобщение методического и дидактического материала накопившегося за 18 лет педагогической деятельности. 2. Возможность поделиться своими материалами с педагогическим сообществом. 3.Создать условия для более успешного овладения учебным материалом для учащихся. В этом году моему сайту исполнилось 3 года, он продолжает активно использоваться, значительно расширив тематику и аудиторию целевых пользователей. Сайт начинал свою жизнь с нескольких страниц: Новости для учащихся, Новости для родителей и Уроки истории. В настоящее время 22 страницы с большим количеством подстраниц. Современный учитель - не только грамотный специалист, но и всесторонне развитая личность. Учитель должен быть интересен не только как грамотный высококвалифицированный специалист. Для учащихся важно, чтобы их учитель был примером в каком - либо виде деятельности не связанным с основным профессиональным занятием. Таким занятие для меня стала поэзия, стихи я размещаю на страничке сайта «Мир увлечений». Но в первую очередь сайт создавался для оказания помощи учащимся и коллегам. В настоящее время более 610 тысяч просмотров, более 250 тысяч хостов. Переходы на сайт в основном осуществляются с поисковой системы Yandex . Более 80% посетителей сай та приходится на Российскую Федерацию, остальные на другие страны. На сайте зарегистрировано 432 активных пользователя. Пик посещаемости сайта приходится на период с 10.00 до 22.00, при этом больше всего посетителей с 15 до 18 часов. http://steachkopilka.ucoz.ru/panel/?a=ustat;u=steachkopilka;d=0;z=bs Сайт имеет четкое строение. Проведя анализ наиболее посещаемых страниц сайта при помощи Яндекс - метрики, я переместила страницы сайта, пользующиеся наибольшим спросом пользователей в начало и конец Меню сайта. Сделано это было с целью сэкономить время и облегчить поиск нужной информации. Согласно анализу наибольшим спросом пользуются страницы: Уроки истории для 11, 10, 9, 8, 7, 6,5 классов (об этом говорит количество просмотров и скачиваний файлов) http://steachkopilka.ucoz.ru/index/uroki_istorii/0-15 ; Тесты тематические (разбиты по темам и годам подготовки); Тесты on-line; ГИА- on-line подготовка http://steachkopilka.ucoz.ru/index/gia_on_line_podgotovka/0-87 Понимая, что проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации существует и ее необходимо решать, привлекаю к решению проблемы ресурсы своего сайта. Так, например, размещаю на сайте вариант для решения. Учащиеся 11 класса в течение недели решают его, затем проводим проверку задания, уже в очном порядке. Кроме того на сайте размещаю большое количество необходимых для подготовки к экзамену информации и материалов: сводные таблицы, схемы, «исторические портреты» варианты заданий определенного типа, презентации и многое другое. Учитывая загруженность учащихся этот режим работы очень удобен как для детей, так и для педагога. Для проведения подготовки к итоговой аттестации выпускников использую несколько тестовых оболочек. Так, например, тестовую оболочку платформы Google Drive, которая позволяет отслеживать прохождение тестов по определенной тематике. Единственная сложность заключается в том, что учащимся необходимо иметь электронный ящик с адресом @gmail.com. Для учителя возникает необходимость регулярной проверки, оценки и комментирования всех ответов, конечно, эта работа отнимает немало времени. Но при желании повысить качество успеваемости по предмету, заинтересовать ребят, педагог обычно не считается со временем. На деле, когда на виртуальном Диске Google создан Банк тематических тестов, это облегчает работу учителя многократно, и на проверку уходит уже не так много времени. На сайте я использую как свои авторские тесты, так и тесты коллег, созданные в конструкторе Online Test Pad. Он очень удобен для учащихся, так как позволяет при прохождении теста видеть свои ошибки. К сожалению, эта система не позволяет учителю отследить успехи и неудачи ученика, т.к. обычно учащиеся регистрируются в системе под определенным «ником», а не под своими настоящими именами и фамилиями. В целом же обе оболочки значительно облегчают подготовку к уроку учителю. В качестве дистанционной формы организации образовательного процесса использую сайт и электронную почту. На сайте в разделе «Уроки истории» для класса размещаю задание. О размещении задания делаю запись в Электронном журнале. Дети заходят на страницу сайта, скачивают, выполняют и присылают на указанную электронную почту выполненное задание. Полученные оценки выставляю в электронный журнал. Если что-то не понятно, ребята могут так же по электронной почте или в «Чате» на сайте задать вопрос, и получить быстро на него ответ. Такая форма работы очень продуктивна в тех случаях, если ребята не могут по каким - либо причинам посещать школу. Посещаемыми являются страницы «Новости для учащихся» http://steachkopilka.ucoz.ru/index/novosti_dlja_uchenikov_i_roditelej/0-14 и «Новости для родителей» http://steachkopilka.ucoz.ru/blog где размещается полезная и актуальная информация. Для ребят о проводимых мероприятиях и о предстоящих событиях. Для родителей информация обо всех изменениях в итоговой аттестации, рекомендации по подготовке детей к экзамену по истории и тематике проводимых в классе (я являюсь классным руководителем 9А) родительских собраниях. Разделы меню «Внеклассная работа» и «Методичка», «Олимпиады и викторины» http://steachkopilka.ucoz.ru/load/zanimatelnaja_istorija/34 , содержащие материал в помощь классному руководителю и учителю предметнику позволяют быстро найти необходимый файл и использовать его в работе. Разделы меню сайта «Любознайка» http://steachkopilka.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-19«Архивчик» http://steachkopilka.ucoz.ru/index/arkhivchik/0-31 полезны для всех любителей истории и просто для любого человека, желающего расширить свой кругозор. В них находятся материалы, рассказывающие о происхождении крылатых слов и выражений, а также информацию о любимых и популярных праздниках. Единственной сложность для меня как администратора сайта является сложность отследить частоту обращений к материалам на этих страницах (только с помощью Яндекс метрики). В 2012 году сайт участвовал во Всероссийском конкурсе образовательных сайтов и блогов, получил Диплом III степени. Сайт включен в каталог Web- ресурсов. http://steachkopilka.ucoz.ru/ На главной странице сайта есть необходимые ссылки, полезные для учащихся и коллег. Так же все посетители сайта могут оставить отзывы о сайте в «Гостевой книге» http://steachkopilka.ucoz.ru/gb
В этом году мой сайт стал площадкой для проведения межмуниципальной дистанционной олимпиады «Эврика» с 24 февраля по 3 марта. На специально созданной странице размещались Положение об олимпиаде, задания первого и второго этапов, рейтинговые таблицы команд. Опыт был признан успешным, что свидетельствует из отзывов о проведении олимпиады. http://steachkopilka.ucoz.ru/index/olimpiada_quot_ehvrika_quot_2014_quot/0-101
Сайт «ИстоК» работает только 3 года, но даже за этот срок успел стать популярным. У меня, как администратора сайта есть большие планы по расширению сервисов на сайте.
Литература и источники:
1 Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» учебное пособие. М., 1998.Н.Е. Щуркова.
2. В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А Осипова. «Новые технологии воспитательного процесса». М., 1993.
3. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»
4. Хуторской, А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 классы: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / А.В.Хуторской, А.П. Орешко. М., 2007.
5. Сайт: Создание персонального блога Мануалы: инструкция по системе. http://manual.ucoz.net/board/40-1-0-262
6.Сайт: Многофункциональный конструктор тестов, опросов, кроссвордов: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx
Краткая аннотация к статье:
Персональный сайт «ИстоК» является несомненным подспорьем не только в деятельности учителя – администратора сайта, но его коллег и многочисленных учеников. Все желающие могут воспользоваться различными материалами, для повышения уровня знаний в области истории, расширить свой кругозор, а также оставить свои комментарии после материала, в чате или на электронной почте.
Перечень ключевых понятий: информационные технологии, поисковые системы, конструктор тестов и кроссвордов, дистанционные формы обучения
|