Скачать 181.2 Kb.
|
Компетенции педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессеЦветкова Марина Серафимовна Кпн, доцент АПК и ППРО Принципы двухступенчатой организации повышения квалификации учителей в области использования ИКТ.В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых. Поэтому процесс подготовки учителей к использованию ИКТ не может носить только единовременный и краткосрочный характер (традиционно учителя повышают квалификацию 1 раз в пять лет). Необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду оперативного взаимодействия. Инновационные процессы требуют широкой апробации, то есть обмена живым опытом и мнениями, широких обсуждений и освещения в профессиональных СМИ и ассоциациях. Требуется развивать и поддерживать педагогические ассоциации и педагогические сетевые сообщества в сети Интернет. В результате процессов информатизации школ страны учителям предлагаются новые информационные ресурсы и технологии. В связи с этим появилась потребность у учителей развиваться в области ИКТ по индивидуальным запросам, расширяющих минимальные ИКТ компетенции и позволяющим им сформировать новые педагогические профессиональные качества – навыки использования ИКТ в образовательном процессе на регулярной основе. ти виды услуг являются сегодня профессиональным заказом в отрасли. Процесс информатизации образования происходит в настоящее время на различных уровнях: от федеральных отраслевых целевых программ доя муниципальных и школьных инициатив. Каждый регион имеет собственную программу информатизации образования, включая и программы повышения квалификации педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе, но, к сожалению, даже учет местной специфики не позволяет избежать сходных трудностей по их реализации. Несогласованность государственных и негосударственных программ, дублирование структур, решающих одинаковые задачи; повторение ошибок, неэффективных решений, слабость горизонтальных связей, отсутствие стандартов информационного обмена – все это приводит к торможению процесса формирования единого информационного образовательного пространства страны, разобщенность региональных структур повышения квалификации в сфере информатизации образования. Можно признать, что существующие структуры поддержки информатизации не решают в полной мере задач регулярной массовой методической поддержки учителей в области информатизации образования, сетевого педагогического взаимодействия ни на внутри региональном, ни на межрегиональном уровне. Другой важнейшей проблемой является удаленность существующих структур от конечного потребителя – учебных заведений и образовательных учреждений. Большинство из ресурсных центров работает на федеральном и региональном уровнях, поддерживая, в основном, учителей и учебные заведения региональных центров, а вынужденная стандартизация сервисов приводит к тому, что не учитываются особенности информатизации конкретных школ и территорий. Эффективность действий структур, поддерживающих информатизацию образования, значительно выросла бы при наличии более тесных контактов с непосредственными потребителями предоставляемых ресурсными центрами услуг. Острой проблемой, снижающей эффективность повышения квалификации учителей, является практическое отсутствие постоянной поддержки и консультирования учителей в промежутках между курсами повышения квалификации. Из-за этого большинство курсов направлены просто на передачу навыков и знаний, а не на реальные изменения в обучении. В настоящее время курсы не направлены на системный эффект в области формирования новых профессиональных качеств учительства, введения ИКТ в контекст педагогической деятельности. Непрерывность повышения квалификации не достигается и более частыми курсами переподготовки, так как они нарушают ход учебного процесса. Придать процессу непрерывного повышения квалификации в области ИКТ массовый характер невозможно без перехода к распределенной модели взаимодействия системы повышения квалификации с учителем. В этом случае часть образовательных услуг, особенно консультационные услуги в области ИКТ, являющихся социальным и профессиональным заказом, должна быть распределена между новыми структурами – муниципальными методическими центрами - и приближена к потребителю – учителю и ученику. Анализ разработок в области повышения квалификации педагогических работников в сфере информатизации образования за последние пять лет, особенно в связи с реализацией в стране ФЦП РЕОИС, проектов Всемирного банка, ФЦПРО позволил выделить общие для всех региональных систем повышения квалификации направления повышения квалификации и переподготовки учителей в области ИКТ. Они могут быть представлены двумя ступенями : «Базовые ИКТ компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИКТ компетенции педагогических кадров». В каждой из ступеней предусматривается несколько уровней. По ним формируются следующие ИКТ компетенции педагогических работников. Основные компетенции педагогов на ступени обучения «Базовые ИКТ компетенции педагогических кадров».Ступень представлена двумя уровнями по 36 часов каждый, общий объем обучения составляет на данной ступени 72 часа. Уровень А1: Пользовательские ИКТ компетенции педагога (36 часов обучения): Педагогический работник должен в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ:
Уровень А2: Расширенные ИКТ компетенции педагогических работников (36 часов). Рекомендуется рассматривать разнообразные ИКТ компетенции, расширяющие пользовательские компетенции педагога-предметника, методиста, административного работника образовательного учреждения. По итогам анализа существующих региональных программ повышения квалификации по ИКТ
ИКТ – компетенции педагога-предметника и методиста. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
ИКТ- компетенции методиста ДО. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
ИКТ-компетенции управленца
ИКТ- компетенции педагога по ИКТ . Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
Таким образом, компетенции педагогических работников на уровне А складываются из пользовательских компетенций (А1) и расширенных компетенций (уровень А2), которые являются достаточно устойчивыми в конкретной профессиональной сфере педагогической деятельности и могут стать в ближайшее время стандартными квалификационными требованиями к педагогическим работникам. Основные компетенции педагогов на ступени «Профессиональные ИКТ компетенции педагогических кадров».Формирование профессиональных компетенций в области ИКТ - это формирование умения использовать в работе АРМ (автоматизированного рабочего места) педагогического работника (уровень Б) и регулярно самостоятельно расширять использование ИКТ в образовательном процессе (уровень С). Уровень Б требует обязательного соответствующего оснащения рабочего места педагога средствами ИКТ, включая компьютер и дополнительное оборудование, подключаемое к нему, и специализированное программное обеспечение, позволяющее сформировать на рабочем месте педагога инструментальную компьютерную среду его профессиональной деятельности, которая является частью информационного пространства образовательного учреждения. Уровень Б является системным, поскольку направлен на встраивание в школу информационной системы с участием всего педагогического коллектива. Уровень С требует сформированного в образовательном учреждении информационного образовательного пространства, которое является частью единого информационного пространства муниципалитета/ региона. Ясно, что на сегодня можно говорить только о процессе формирования такой инфраструктуры, но фрагменты использования ИКТ в школе в рамках новых информационных систем управления школой, библиотечной системы, системы управления образовательным контентом, например, требуют наличия АРМ педагогического работника и уже появилась потребность в специалистах, обладающих подобными компетенциями в ряде территорий. Уровни Б и С могут быть представлены несколькими профильными направлениями. Предлагается рассмотреть пять профилей подготовки педагогических работников: учебно-предметный (Б1), дистанционно-методический (Б2), информационно-методический (Б3), учебно-административный (Б4), медиатечный (Б5). Уровень Б. «АРМ педагогического работника» (72 часа и более) В основу компетенций уровня Б входит использование профессионального автоматизированного рабочего места педагога. На данном уровне педагоги должны получить возможность повысить квалификацию до возможности преподавания предмета средствами мультимедийных инструментальных образовательных систем и с использованием систем автоматизированного управления образовательным процессом. Объем часов – 72. Для реализации такого обучения требуется использование инструментальных компьютерных сред (ИКС), информационных систем, в том числе дистанционных образовательных сред, виртуальных систем обучения и АРМ специалиста в области образования по перечисленным ниже направлениям. Основными по уровням Б и С являются следующие компетенции. Направление Б1 «АРМ учителя-предметника». Педагог должен уметь применять в профессиональной деятельности с помощью АРМ следующие средства инструментальной компьютерной среды (ИКС):
Направление Б2 «АРМ методиста ДО». Методист должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б3 «АРМ методиста по использованию ИКТ в образовательном учреждении». Методист должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б4 «АРМ управленца». Администратор образовательного учреждения должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Направление Б5 «АРМ библиотекаря и методиста медиатеки». Методист образовательного учреждения должен уметь применять в профессиональной деятельности следующие средства ИКС:
Уровень С (специализированный). « ИКТ в образовательном процессе» ( 72 часа). Предлагается три специализации обучения: С1 «Проектирование учебного процесса с помощью Информационных систем (ИС)», С2 «Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса», С3 «Стратегическое планирование процессов и программ развития образовательного учреждения в условиях информатизации образования». Педагогические работники, прошедшие этот курс обучения должны овладеть качественно новыми методическими умениями, позволяющими применять в профессиональной деятельности и осуществлять на основе использования ИКТ:
Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса для различных целевых групп слушателей:
Стратегическое планирование процессов и программ развития образования различных уровней: школа, объединение образовательных учреждений района/региона. Уровни обучения педагогических работников. Примерное содержание обучения.Основные направления повышения квалификации переподготовки учителей в области ИКТ представлены уровнями:
Уровень А « ИКТ компетенции педагогических кадров» Наборы обучения: А1. ИКТ-компетенции пользователя (единый для всех, 36 часов): Модули в наборе обучения А1:
•А 2- ИКТ специализация (36 часов)
Модули в наборе обучения А2 (на выбор для целевых групп):
Уровень Б «АРМ педагога» Знакомство с инструментальной средой и средой управления учебным процессом с помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) различных направлений. Требуется обязательное наличие компьютерного рабочего места у специалиста и установленного на нем специализированного ПО – инструментальной компьютерной среды. При этом, рабочее место специалиста должно функционировать в единой сети ОУ, для использования сформированных баз данных ОУ. Наборы обучения: Б1. АРМ учителя. Модули:
Б2. АРМ методиста ДО. Модули:
Б3. АРМ методиста - координатора ИКТ. Модули:
Б4. АРМ управленца. Модули:
Б5. АРМ методиста – библиотеки и медиатеки
Уровень С «ИКТ в образовательном процессе» Наборы обучения: С1.•Проектирование учебного процесса с помощью ИС(методика обучения с помощью ИКТ-ресурсов, методика творческого взаимодействия с ИКТ - ресурсами). Реализация педагогических технологий в ИС. С2. •Проектирование дистанционной поддержки учебного процесса С3.•Стратегическое планирование развития образования различных уровней (школа, территория, регион) |
Конкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном... Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив... |
«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения... Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций... |
||
Рабочая программа по информатике и икт для 8-9 классов разработана... Икт и методических рекомендаций для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.... |
Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... |
||
Сочинение на тему «Мой учитель» Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников |
Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе Автор: Журавлева Светлана Геннадьевна, с. Подгорное, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чаинского района «Подгорнская... |
||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу... Получение нового качества образования учащихся мбоу «Туйметкинская основная общеобразовательная школа» на основе использования современных... |
Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических... Регламенту работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих... |
||
В очном образовательном процессе ... |
Итоги IV республиканского конкурса педагогического мастерства по... Республиканского конкурса педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием икт среди... |
||
Программа Фестиваля-конкурса начинается в 12. 00 ч. Продолжительность... ... |
Выпускная работа тема: Методика подготовки и проведения деловых игр... «республиканский институт последипломного образованияинженерно-педагогических работников» |
||
Научно-образовательный материал «Методика использования в школьном... |
Руководство вкр (Менеджмент) Директор ООО «Альфастроймонтаж» Информация о количестве преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений,... |
||
Диссертация на тему «Учет базовых представлений педагогических работников... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Классификационный список информации, запрещенной к использованию... |
Поиск |