Скачать 108.17 Kb.
|
Мастер-класс на тему: «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ». Проводили учителя-логопеды ГБДОУ № 69 Тимкова Г.В. Комарец Ю.Н. ЦЕЛЬ: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх, как одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Повысить компетентность педагогов. ЗАДАЧИ: 1. Создание положительного эмоционального настроя у педагогов с помощью русских народных игр; 2. Показать педагогам доступность русских народных игр для детей дошкольного возраста; 3. Способствовать развитию профессиональной и творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога в совместной деятельности – русских народных играх; 4. Развивать у педагогов интерес к истокам и традициям русского народа; 5. Повысить интерес педагогов к использованию в коррекционной работе русских народных игр. МАТЕРИАЛ: Маски, стульчики, памятка участника мастер-класса. «Игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский. Ключевым документом, по которому строится вся система работы ДОУ является ФГОС. Основополагающими методологическими подходами ФГОС являются: - культурно-исторический подход (зона ближайшего развития ребенка по Л.С.Выготскому). Учет этно-культурной ситуации, в которой живет ребенок. - деятельный подход (Леонтьев, Эльконин, Давыдов). Основным видом деятельности дошкольника является игра. - личностный подход (Выготский, Запорожец). Ребенок – субъект образовательного процесса и развиваем его в соответствии с его индивидуальными особенностями. ФГОС направлен на полноценное развитие детской игры, обогащение ребенка играми в разные периоды его жизни (по возрасту). Амплификация – насыщение играми ребенка. Если ребенок не проиграет свои игры, не наиграется, то проблем в школьном обучении не избежать. Дети, недоигравшие в детстве, страдают «игровой» дистрофией и сохраняют ее на всю жизнь (В.П.Зинченко). Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности детей. Исследования показывают, что игра в ДОУ находится в не лучшем состоянии. Дети практически не играют в свободное время (имеется в виду свободная самостоятельная игра ребенка), а чем-то занимаются: рисуют, конструируют, рассматривают книги, действуют с предметами или просто ходят, бегают. Дети не знают во что играть, нет навыков, не развито воображение. А ведь в игре удовлетворяется важнейшая потребность детей-дошкольников – представлять, воображать, фантазировать. Ребенку даются готовые образцы (не самые лучшие!), которые приближены к реальности, что совсем не развивает его воображение, творчество, представления. Это проблема не только ДОУ, но и проблема семьи! Телевизор, компьютер, телефоны, планшеты – все это только задерживает развитие ребенка. Дети не учатся думать. Они получают готовые штампы или искаженные, не реальные образы человека, образы из других культур. Например, пони-человек, человек-паук. Дети превращаются в животных и играют не в летчиков или шоферов, а в кошечек и собачек. В связи с этим хочется обратить Ваше внимание на народное творчество – неиссякаемый кладезь в создании разнообразных игр, а именно использование в работе с детьми народных игр. Мы мало обращаемся к народным истокам и конечно народным играм. Хотя народные игры – это универсальное средство для всестороннего развития ребенка. Потешки, прибаутки, подвижные игры, хороводы, заклички и т.п. способствуют полноценному и гармоничному формированию личности ребенка и развивают воображение, представления. Дают возможность раскрепоститься, поверить в себя. В этих играх все просто, доступно, эмоционально и радостно, без назидания, принуждения. В этих играх можно решать разные задачи. Народному творчеству принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров. Усваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры с точки зрения педагогики и психологии, средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое , эмоциональное, социальное. У ребенка формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он личностно заинтересован в этом, так как не соблюдающего правила в следующий раз в игру не позовут.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения. Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные игры могут быть актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Содержание игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. При необходимости, в игре используются различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы. Некоторые игры для использования в работе с детьми с ОВЗ и памятка участника семинара предложены в Приложениях. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ПАМЯТКА УЧАСТНИКА СЕМИНАРА
Приложение № 2 Перечень народных игр
|
Народные игры в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений Во-вторых, потому, что русские народные подвижные игры удивительное и гармоничное сочетание устного народного творчества с заключенным... |
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с овз Возрастные особенности психофизического развития детей с онр. Специфические особенности детей с овз в группах компенсирующей направленности... |
||
«Русские народные подвижные игры в дошкольном возрасте» Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через... |
Памятка для родителей «Как играть с детьми в народные игры» Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.... |
||
Расписание работы учителя дефектолога 115 Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в 9 группе (далее Программа), разработана на основе адаптированной общеобразовательной... |
Русские народные игры На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять,... |
||
Методические рекомендации по использованию дополнительной (альтернативной... Целью этого процесса является максимальная самореализация каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его... |
Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических... Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного... |
||
Обучение чтению детей страдающих расстройством аутистического спектр... Областной практико-ориентированный семинар для слушателей курсов тоипкро и педагогов, работающих с детьми с овз оу города Томска... |
Конкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном... Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив... |
||
Методическая разработка деловой игры «сахарный диабет. Гипергликемическая кома у детей» Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе |
Приёмы дифференциальной диагностики Дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Учителя-логопеды испытывают... |
||
Классификационный список информации, запрещенной к использованию... |
Программа развития школы «От общекультурной компетентности к успешной... Сопровождение детей с овз в коррекционно – развивающем пространстве маоу сош №47 г. Томска |
||
Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) Образовательная программа «Подвижные народные игры» разработана на основе нормативно-правовой базы |
Методические рекомендации участникам Конкурса «За нравственный подвиг учителя» Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии... |
Поиск |