Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Звёздочка» Старооскольского городского округа
РАССМОТРЕНА:
на заседании педагогического совета МАДОУ ДС №11 «Звёздочка»
Протокол от «25» августа 2016 г. №1
|
|
УТВЕРЖДЕНА:
приказом заведующего
МАДОУ ДС №11 «Звёздочка»
от «25» августа 2016 г. № 100
|
ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №11 «Звёздочка»
Старооскольского городского округа
г. Старый Оскол
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка ……………………………………………….…………………………………………………………………………. 4
1.1. Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………………………………………………………..……… 5
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………………………………………………………………………………………… 5
1.3. Характеристика контингента воспитанников с ОВЗ ………………………………………………………………………….……………… 7
1.3.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) …………………………………………….……... 7
1.3.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) …………………………...……………………… 8
1.3.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития) …………………………………………...…...... 10
1.3.4. Характеристика детей с дизартрией ………………………………………………………………………………………..……………….. 12
1.3.5. Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………………………………………………………….……14
1.4. Концептуальные основы работы Учреждения с детьми с ОВЗ……………………………………………………………..……………….. 15
1.5. Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности ……………………………………….………….. 17
1.6. Планируемые результаты освоения Программы…………………………............................................................................................………18
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям …………………………………………………………... 25
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………………………………………..…..….. 26
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» ……………………………………………………………………………….....…..33
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» …………………………………………………………………………………………..….. 46
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ………………………………………………………………..……. 49
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» ……………………………………………………………………………………...……68
2.2. Развитие игровой деятельности …………………………………………………………………………………………………………..……. 78
2.3. Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с ОВЗ ……………………………………………………....81
2.4.Организация психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в Учреждении……………..………………….. 83
2.5. Содержание коррекционной работы …………………………………………………………………………………………..……….……..... 84
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников …………………………………………………………………..……..………...... 91
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ ……………………………………………………………………………………….…….... 93
3.2. Кадровое обеспечение Программы ………………………………………………………………………………………….………….….... 95
3.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………....……….... 98
3.4. Методическое сопровождение Программы……………………...................................................................................................................... 98
3.5.Особенности организации коррекционно-развивающей среды ………………………………………………………………..…...…..….. 99
IV. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………………..…………………102
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (далее - Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 «Звёздочка» Старооскольского городского округа (далее - Учреждение) разработана на основании основной образовательной программы Учреждения в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа составлена на основе:
«Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
«Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л. В. Лопатиной;
«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б.;
«Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» под редакцией Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б.
«Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Программа разработана для воспитания и обучения дошкольников 5-7 лет в группе компенсирующей направленности с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию указанных лиц.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является создание условий для развития ребенка с ОВЗ, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности посредством коррекционно-развивающей работы.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
создание благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения, воспитания и коррекции в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей с речевыми нарушениями, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи и выравнивание их речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;
предупреждение возможных трудностей в усвоении общеобразовательной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу;
обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьями;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учета этнокультурной ситуации развития детей.
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
возможности освоения ребенком с ОВЗ Программы на разных этапах ее реализации;
специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповой и индивидуальной коррекционной образовательной деятельности и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:
преодоление нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
В содержании Программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
1.3. Характеристика контингента воспитанников с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.
Коррекционная работа в Учреждении осуществляется в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет. Контингент группы постоянно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дошкольники с разными речевыми нарушениями – дети с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития), общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития), дизартрией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Характеристика особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях Учреждения и группы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
1.3.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
(II уровень речевого развития)
Речевое развитие
На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.
Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), животных (осел, баран, овца, черепаха, жираф) и их детенышей (поросенок, жеребенок и т.д.), название мебели (раскладушка, сервант, табуретка и т.д.), профессий (повар, певица, летчик, капитан, портниха и т.д.).
Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит — лежит). Навыками словообразования дети не владеют.
При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко из 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
— смешение падежных форм («едет машину» вместо «на машине»);
— отсутствие согласования глаголов с существительными;
— ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов («два каси» — «два карандаша», «де туи» — «два стула», «мама пил молоко»);
— нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными: «пат кука» — «пять кукол», «голуба лета», «пато» — «голубая лента», «голубое пальто».
Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме («нига идит то» — «книга лежит на столе»); возможны замена предлога и нарушение предложных форм.
Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, реже из 4 слов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих («пат нига» — «пять книг», «папутька» — «бабушка», «дука» — «рука»).
Большое количество ошибок отмечается в воспроизведении слогового контура слов. Это выражается в неумении передать нужное количество слогов: «авик» — «снеговик», «тевикаль» — «телевизор». Наряду с этим отмечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура: «тавотик» — «животик», «муваней» — «муравей», «гобили» — «голуби».
Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
|