Аннотация
к адаптированной образовательной программе
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 114 г. Липецка
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 114 г. Липецка (далее Программа) разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Основной образовательной программы дошкольного образования детского сада;
Федерального Закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 и предназначена для реализации в группах компенсирующей направленности.
Программа представляет собой целостную, систематизированную, структурированную модель коррекционной работы в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет и заиканием с 4 до 7 лет.
Программа определяет:
- задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей;
- диагностика индивидуального развития детей,
- комплексно-тематическое планирование,
- система коррекционно-развивающей работы,
- организация режима дня,
- организация предметно-пространственной развивающей среды,
- методическое обеспечение программы,
- краткая презентация программы.
Программа отражает условия и формы коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями речи и заиканием и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей.
Программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР и заиканием, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Содержание.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи адаптированной образовательной программы
1.2. Принципы и подходы к формированию программы. 1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.3.1.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-7 лет жизни с ОНР.
1.3.2.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей компонентов речи детей 5 – 6 года жизни с ОНР III уровня.
1.3.3.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей компонентов речи детей 6 – 7 года жизни с ОНР III уровня.
1.3.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей речи детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием.
1.4.Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы детей 5-7 лет жизни с ОНР и 5 – 7 лет с заиканием в основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.4.1.Предполагаемые результаты коррекционной деятельности
1.4.2. Предполагаемы результаты освоения программы
1.4.3. Предполагаемые результаты части программы, формируемой участниками образовательных отношений
II. Содержательный раздел
1.Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям.
1.1.Образовательная область «Речевое развитие»
1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1.2.1. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Образовательная программа « Поликультурное детство»
1.3. Образовательная область «Познавательное развитие».
1.3.1 Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Образовательная программа «Мой родной город»
1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1.5. Образовательная область «Физическое развитие».
2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2..1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
3. Содержание образовательной деятельности по коррекции речевых нарушений.
3. 1.Содержание коррекционно - развивающей работы с детьми групп детей с ОНР.
3.2. Содержание коррекционно - развивающей работы с детьми группы детей, страдающих заиканием
3.3. Перспективно-тематическое планирование в группах детей с ОНР 3.4. Перспективно-тематическое планирование в группе детей, страдающих заиканием
3.5. Содержание и организация психологической помощи.
3.6. Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда с семьями воспитанников.
3.6.1. Группы детей с ОНР.
3.6.2.Группа детей, страдающих заиканием
4. Педагогическая диагностика
III. Организационный раздел.
1. Материально-техническое обеспечение программы
2. Перечень методических пособий.
3. Перечень методической литературы
4. Режим дня.
Группы детей с ОНР.
Группа детей, страдающих заиканием
5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4. Объем образовательной нагрузки.
Моделирование воспитательно - образовательного процесса.
IV.Дополнительный раздел программы.
1.Краткая презентация программы.
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 114 г. Липецка предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи) и детей 5 – 7 лет, страдающих заиканием при относительно нормальном общем развитии речи и интеллекта.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цели:
- построение системы коррекционно - развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи и заиканием) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОНР и заикание) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи реализации Программы:
Одной из основных задач Программы является:
овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и реализация плана индивидуальной лого - коррекционной работы у ребёнка с ОНР и заиканием в ДОУ и семье.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - речевой работы с детьми с ОНР и заиканием в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;
Оценка результатов помощи детям с ОНР и заиканием и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР и заиканием основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Всестороннее формирование личность ребенка с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, корректировка и компенсирование нарушения развития.
Формирование общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
Компенсирование речевого недоразвития ребенка, устранение недостатков в сенсорной, аффективно – волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе
Осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Развитие способности к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных стран и этносов.
Формирование представлений у дошкольников о малой родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем, о культурных традициях родного края, его достопримечательностях.
Развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.
Логопедическая работа с детьми ОНР направлена на решение задач:
обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и заиканием и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и развитие фонематического слуха способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР;
формирование грамматического строя речи;
развитие грамматически правильной связной речи;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие коммуникативности, успешности в общении;
формирование навыков учебной деятельности; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Логопедическая работа с детьми с заиканием направлена на решение задач:
нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
обучение правильной технике речи и обучение навыкам самоуправления;
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания;
развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций;
развитие диалогической речи
1.2. Подходы и принципы к формированию Программы
Содержание Программы выстроено в соответствии с проектом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (Пилотный вариант, 2014г.), программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа); технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч. II, второй год обучения); «Программой для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников»; «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева; и перспективному плану учителей - логопедов.
В группе для детей с общим недоразвитием речи и заиканием существует два направления работы: коррекционно–развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим.
Программа разработана с учетом положений общей и коррекционной педагогики и специальной психологии.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Основным направлением в реализации Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи и заиканием) в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией.
Принципы реализации Программы:
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР и заиканием, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Основными участниками реализации адаптированной образовательной программы являются: воспитанники групп компенсирующей направленности (логопедические с ОНР и заиканием), родители (законные представители), учителя-логопеды, воспитатели групп и специалисты ДОУ.
В дошкольном учреждении на 01.09.2014 г. функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с нарушениями речи 2 - 3 уровня и группа для детей с заиканием с 5 до 7 лет.
Режим пребывания воспитанников в группах компенсирующей направленности: полного дня (12 часов) с 7.00 до 19.00 часов. Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе с учетом теплого и холодного периодов года.
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.
|