Образовательная программа дошкольного образованиядля групп общеразвивающей направленности
Содержание Программы
|
1. Целевой раздел
|
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
2
|
|
Цели и задачи реализации Программы
|
3
|
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
4
|
|
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста ДОО
|
5
|
1.2.
|
Планируемые результаты освоения Программы
|
7
|
|
2. Содержательный раздел
|
|
2.1.
|
Содержание образования по пяти образовательным областям, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
|
9
|
2.2
|
Способы и направления поддержки детской инициативы
|
48
|
2.3
|
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
|
53
|
2.4
|
Особенности проведения педагогической диагностики успешности
освоения детьми Образовательной программы в ДОО
|
54
|
|
3. Организационный раздел
|
|
3.1.
|
Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
|
55
|
3.2.
|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
|
58
|
3.3.
|
Учебный план группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности МОУ « Кикинская ООШ» реализующий комплексную программу «Предшкола» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С.Комаровой
|
59
|
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Образовательная программа дошкольного образования группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад (далее программа ГПП)МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству»..
Образовательная программа дошкольного образования группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в МОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательная программа дошкольного образования группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей предшкольного возраста.
Общие сведения о МОУ
МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» находится по адресу:
671270 Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Кика, ул. Трактовая № 26.
МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Устав, утверждённый постановлением главы муниципального образования: Постановление № 159 от 24 августа 2015 г)
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности(№ 2617 серия 03Л01 № 0000672 от 26.11.2014 г) Министерства образования и науки Республики Бурятия, срок действия – бессрочно.
Правовую основу организации подготовительного класса составляют:
ФЗ «Об образовании в РФ» от № 273-ФЗ от 20.12.2012 г.
Устав школы.
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 16.03.2011г., зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный № 19993.
Лицензия общеобразовательного учреждения.
Необходимость открытия подготовительного класса на базе МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» с. Кика обусловлено отсутствием дошкольного образовательного учреждения, проблемой разного уровня подготовленности детей, затрудняющей их адаптацию к новым условиям школьной жизни и высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.
Использованы методы: наглядный, словесный, игровой, метод поощрения, стимулирования, экскурсии в музей, встреча с интересными людьми.
Используемые формы проведения: беседа, конкурс рассказов, рисунков, поделок, стихотворений.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «АБВГДейка», «Математические ступеньки», «Зеленая тропинка», «Волшебные краски»,«Умелые ручки», «Страна здоровья», «Веселые нотки» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей и отражают основные линии развития ребенка - дошкольника в результате его обучения. Задачи решаются интегрировано, с опорой на специфику каждой из образовательных областей, с обязательным психологическим сопровождением. Выделение образовательных областей программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является их тесная взаимосвязь: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Цель образовательной программыГ ПП - организация воспитательно-образовательного процесса в группе кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, обеспечивающая психофизическое, личностное, интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Данная программа позволяет обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием; сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
Задачи:
1.Обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
2. Обеспечение полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализация в коллективе сверстников и взрослых.
3. Оказание систематической педагогической помощи детям с проблемами в развитии, их воспитание и обучение, консультативно-методическая поддержка родителей.
4. Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Требования к дошкольному обучению:
- ведущая игровая деятельность - физическое, физиологическое и психологическое развитие ребёнка, развитие мелкой моторики, фонематического слуха, умений слушать, говорить, общаться в среде сверстников, организовывать свою деятельности.
Для решения этой проблемы на основании изменений ФЗ РФ «Об образовании» от № 273-ФЗ от 20.12.2012 года и Устава школы разработана примерная основная общеобразовательная программа подготовительного класса образования «Предшкола» (далее Программа) на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Кадровые ресурсы:
Школа первой ступени полностью укомплектована педагогическими кадрами. 100% педагогов имеют педагогическое образование. Из них: 1 учитель получил дополнительное образование по направлению «Логопедия», 2 учителя имеют высшее образование. Все учителя начальной школы соответствуют занимаемой должности.
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
№
|
Ф.И.О.
учителя
|
Педагог.стаж
|
Образование
|
Категория, год присвоения
|
Нагрузка по
тарификации
|
1
|
Говорухина Светлана Олеговна
|
13 г
|
Высшее
педагогическое
|
соответствие
2014 г
|
Подготовительный
класс
|
Подходы к формированию программы:
1.Методические:
1.1. сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов;
1.2. консультирование;
1.3. рекомендации
2. Диагностические (слежение за результатом с целью корректировки)
3. Обучающие.
4. Развивающие.
5. Воспитывающие.
Принципы формирования Программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
Программа обучения и развития детей дошкольного возраста построена на следующих принципах:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и детей МОУ.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Принципы, сформулированные на основе особенностей программы ГПП
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;- положительная оценка любого достижения ребенка;
- Личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
- Создание условий для единого старта детей в первом классе; обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
С учетом целостности восприятия дошкольником окружающего мира предлагается интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей 5 - 6 лет и направлены на всестороннее развитие учащихся. Материал занятий не совпадает с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе. Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы. Психологическое обследование дошкольников проводится дважды: «входная» и «итоговая» диагностики. Динамика развития ребенка определяется сравнением диагностических данных начального и итогового обследования психического развития ребенка.
Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста ДОО
Программа ГППМОУ «Кикинская ООШ» охватывает 1 возрастную ступень: с 5,6 до 6,6 лет.
С этой целью в МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа» функционирует
1 группа кратковременного пребывания с 3 часовым пребыванием детей в группе, общеразвивающей направленности.
Характеристика ребенка старшего дошкольного возраста
К семи годам позвоночник ребенка еще гибок и податлив, процессы окостенения не завершены, а верхние и нижние поверхности тел позвонков состоят из хрящевой ткани. Это важно учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за столами), для правильного подбора мебели (стола и стула)- рабочего места ребенка, и о контроле правильной посадки в процессе деятельности. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время работы с мелким материалом: у детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на желании ребенка продолжать заданную педагогом деятельность, а в дальнейшем и на графических умениях. Особенности развития мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для развития различных инфекций, а непродолжительные физические напряжения, эмоции ведут к быстрому нарушению ритма дыхательных движений и резкому увеличению их частоты.
Недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, участвующие в движениях глазного яблока. Такие проблемы, как «перескакивание» с одной строки на другую, через буквы, слоги, слова, часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в десять раз чаще, чем у более старших.
В психологическом развитиик шести годам ребенок частично освобождается от ситуационной связанности, его действия в известной мере определяются внутренним замыслом, целью, которую он стремится реализовать, воплотить, но в ее осуществлении дошкольник не слишком усерден. Возникающие по ходу дела ассоциации, случайные воздействия приводят к смещению внимания на другие цели, замысел изменяется по ходу дела. Ребенок еще не может длительно работать над одной задачей, не отвлекаясь, так же как не может и распределять свое внимание на несколько предметов. Дольше всего внимание и волевые усилия удерживаются, если задача (дело) интересна ребенку. Говоря словами Л.С.Выготского, дошкольник еще действует по спонтанно-реактивным программам (где необходимое соединяется с собственным желанием и интересом).
Вместе с тем он уже способен сообщать о своем замысле другим (взрослым, сверстникам), готов к согласованным действиям в воображаемой ситуации, комментирует, оценивает, побуждает партнеров к действиям.
К шести годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил (норм). Он знает многое об окружающей жизни, хотя эти представления не слишком упорядочены; умеет вслушиваться в художественный текст, сопереживает его героям.
Как показывают психологические исследования, ведущей психической функцией ребенка-дошкольника является воображение, а свое место в жизни он, по мнению известного психолога Э. Эриксона, определяет через то, кем может себя вообразить. Игра позволяет ему попробовать себя в разных сферах жизни (опробовать воображаемые возможности). Ведущей мотивацией его действий пока является игровая (заключающаяся не в результате, а в самом содержании действий), которая лишь на пороге школы сменится более прагматичной, результативной направленностью на достижение цели.
К шести - семи годам в норме ребенок в основном овладевает артикуляцией, правильно произносит звуки. Однако у многих детей седьмого года жизни еще отмечается неустойчивость произношения. У детей с ослабленным здоровьем и отстающих в физическом развитии дефекты речи сохраняются более длительное время.
В этом периоде жизни более значимым, по сравнению с паспортным, является биологический возраст, т. е. тот уровень функционального и психического развития организма, который сравним со средними возрастными характеристиками группы и для которого поведение ребенка в социальной, познавательной, языковой и физической областях считается характерным для данной возраста. Поэтому для организации успешной образовательной деятельности необходимо обращать внимание на то, сколькими возрастными подгруппами представлен детский коллектив.
Высшая нервная деятельность детей старшего дошкольного возраста характеризуется неустойчивостью, быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, так как процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. У детей этого возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому во время занятий они не всегда могут концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий могут встать и заявить, что устали и хотят играть или гулять. Поэтому учебные занятия таких детей должны строиться с учетом их особых психофизиологических особенностей.
Дети осознают свое положение в обществе ровесников и взрослых, умеют общаться, проявляют интерес к другим людям. Выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Умеют управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослых.
Характерно наглядно-действенное и конкретно-образное мышление дошкольников. Они осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют интерес к новым знаниям, имеют в словарном запасе 3,5 - 7 тыс. слов; различают геометрические фигуры, классифицируют предметы по форме, цвету, размеру; знают качества, признаки и свойства предметов, выделяют их из других предметов окружающего мира.
Дошкольники владеют разнообразными практическими умениями: поют, танцуют, рисуют, лепят, вырезывают, клеят. Ими освоены все навыки самообслуживания и навыки других видов труда.
Неинтересной деятельностью такие дети могут заниматься не более десяти минут. Они не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой; не могут одновременно воспринимать более двух объектов.
Отличаются высокой функциональной истощаемостью нервных клеток коры головного мозга, следствием чего является малая устойчивость их внимания, быстро развивающееся «охранительное возбуждение», что проявляется в двигательном беспокойстве и отвлечении во время деятельности, требующей сосредоточенности.
Некоторое время, при условии интереса к деятельности или при совпадении педагогической инициативы с детской познавательной потребностью, дошкольники могут сосредоточиться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо.
Некоторые дети способны к произвольным действиям памяти, но преобладает непроизвольное запоминание. Объем их памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании.
Эмоционально реагируют дошкольники на неуспехи и неудачи в своей деятельности; эмоционально, иногда неадекватно реагируют на замечания взрослых и критику своей деятельности. Очень чувствительны к стилю отношения взрослых (и особенно педагога) к себе.
Дошкольники шести - восьми лет еще мотивированы процессом деятельности. К шести - семи годам у них появляется мотив престижаи их начинает волновать свое продвижение в деятельности: они с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается. С этой точки зрениялюбой предмет можно сделать интересным для каждого ребенка, если предоставлять дошкольнику возможность решать учебные задачи в любимом виде деятельности и дать ему почувствовать ситуацию успеха.
Таким образом, на седьмом году жизни, т.е. к началу систематического обучения в школе, ребенок должен иметь вышеперечисленные показатели развития.
Состояние здоровья ребенка, степень и характер его изменений во многом зависят от сложности программ, соответствия методических подходов возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, от организации педагого-образовательного процесса и всего суточного бюджета времени (режима дня).
Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в период адаптации (привыкания) организма ребенка к новым условиям жизни.
Для ребенка трудности периода адаптации проявляются в ухудшении наиболее чувствительных параметров сердечно - сосудистой, бронхо-легочной систем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы.
Изменения показателей состояния здоровья ребенка в период адаптации и на протяжении всего учебного года во многом зависят от их исходного уровня, т. е. от того состояния, с которым ребенок приступил к систематическому обучению как обязательной деятельности, результат которой начинает влиять на формирование его психики.
Неготовыми к систематическому обучению оказываются дети старшего дошкольного возраста со следующими особенностями:
- недостаточный уровень развития речи
- выраженные дефекты звукопроизношения
- недостаточный уровень развития моторики
- несформированность основных психических процессов
- отклонения в состоянии здоровья
- часто и длительно болеющие (в течение последнего года четыре и более раз или неоднократно более десяти дней)
- с хроническими заболеваниями.
Предшкольное образование рассчитано на один предшкольный год и тот негативный опыт учения, который ребенок приобретет в период своей функциональной несостоятельности, никогда не компенсирует затрат его здоровья, не будет способствовать развитию его естественных сил, а значит, никогда не сделает ребенка успешным в жизни.
|