Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста


Скачать 353.17 Kb.
Название Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста
страница 1/3
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

39 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогическим советом ГБДОУ № 39 Заведующий ГБДОУ № 39

Протокол № от ______/ Бабусенко Н.М./

Приказ № от

Рабочая программа

учителя-логопеда

для детей старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

Составила

учитель-логопед ГБДОУ №39

Морозова Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2015 г.

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………. 2

1.1 Пояснительная записка ………………………………………………… 2

1.2 Целевые ориентиры …………………………………………………….. 5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………… 6

2.1 Направления логопедической работы ………………………………… 6

2.2 Подготовительный этап логопедической работы …………………… 8

2.3 Основной этап логопедической работы ……………………………… 12

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………… 23

3.1 Структура реализации образовательного процесса ………………... 23

3.2 Условия реализации рабочей образовательной программы ……… 24

3.3 Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами ………………………………………….. 28

3.4 Взаимодействие с родителями воспитанников …………………….. 29

3.5 Логопедические технологии реализации рабочей программы ….. 30

3.6 Учебно-методические средства обучения …………………………… 31

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 33

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе АООП ДОО № 39. Коррекционный раздел АООП ДОО составлен на основе примерной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 № 1155.

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 29 мая 2013 г., № 28564.

-Указ президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11,2008 г. № 1662-р).

- Распоряжение правительства СПб комитета по образованию от 04.04.2014 N 1357-Р «Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования».

  • Устав ГБДОУ.


Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет с заключениями следующего характера:

  • Общее недоразвитие речи III речевого уровня (ОНР III);

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

У девяти воспитанников тяжелое нарушение речи сопровождается стертой дизартрией.

Дошкольники с ОНР III уровня речевого развития в активной речи используют простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Для дошкольников с ФФНР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором страдает сразу несколько фонетических групп звуков. В подобных случаях ребенок оказывается неспособным полноценно овладеть фонетической системой языка, а именно не дифференцирует часть звуков на слух и, следовательно, по этой причине эти же звуки заменяются им и в устной речи. Дошкольник испытывает большие трудности в овладении фонематическим анализом слов, а в дальнейшем и в овладении грамотой.

Целью рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР и ФФНР) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основной задачей является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой,  учитель-логопед опирается на следующие ориентиры.

Педагогические ориентиры:

-работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

-развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;

-развивать коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;

-расширять объём импрессивной и экспрессивной речи, уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;

-совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;

-совершенствовать навыки связной речи детей;

-вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;

-формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

Учитывая возраст, речевое развитие воспитанников и их индивидуальные особенности, планируемые результаты освоения рабочей программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

1.2 Целевые ориентиры

Ребенок:

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- использует различные виды интонационных конструкций.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Третья ступень обучения (старший дошкольный возраст)

2.1 Направления логопедической работы на третьей ступени обучения

Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и звукопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно – логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического).

В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей составлению связных рассказов.

В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план.

На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становления «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой способности и способствует подготовке детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы.

Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей чётких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух.

Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания.

Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями.

2.2 Подготовительный этап логопедической работы

Основное содержание

Формирование произвольного, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Закрепление усвоенных объёмных и плоскостных форм и освоение новых объёмных и плоскостных форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр); формирование представления о четырёхугольнике; о квадрате и прямоугольнике. Обучение зрительному распознаванию их формы в предметах ближайшего окружения. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.

Закрепление усвоенных величин предметов. Формирование навыка сравнения двух предметов по величине с помощью условной меры; определения величины предмета на глаз, использования сравнительными прилагательными. Обозначение величины предметов (её параметров) словом.

Формирование количественного и порядкового счёта в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Знакомство с составом числа из единиц в пределах 5.

Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (тёмно – коричневый, светло – коричневый). Развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различения цветов по насыщенности. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.

Обучение восприятию предметов, их свойств через все органы чувств; сравнению предметов; классификации предметов и их объединению во множество по 3-4 признакам.

Совершенствование навыка ориентировки в пространстве и на плоскости. Формирование навыка ориентировки по простейшему плану, схеме. Обучение пониманию и обозначению в речи положения одного предмета по отношению к другому. Обучение узнаванию контурных, перечёркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).

Развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков, «голосов природы». Обучение различению звучания нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов – заместителей; громких и тихих, высоких и низких звуков.

Развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (4 – 8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения.

Продолжение формирования правильной осанки, проведение профилактики плоскостопия.

Осуществление непрерывного совершенствования двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни.

Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координированности и точности действий, способности поддерживать равновесие.

Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике, в проведении учителем – логопедом массажа кистей рук, в работе с бумагой, пластилином, карандашами, ножницами, природным материалом и др.

Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных укладов звуков.

Развитие кинетической основы артикуляторных движений.

Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Совершенствование движений мимической мускулатуры лица.

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путём проведения специальных упражнений, массажа, процедур, назначенных врачом – неврологом (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учётом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также умения представлять индуктивно – дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контролю её при участии речи.

Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т.п.)

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщённости. Учить детей обобщать конкретные понятия.

Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у...
Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,...
«Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего...
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего...
Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного...
Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Пояснительная записка рабочая программа учителя логопеда (далее Программа)...
Рабочая программа учителя логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного...
...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана...
Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста icon 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск