Скачать 353.17 Kb.
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга «Согласовано» «Утверждаю» Педагогическим советом ГБДОУ № 39 Заведующий ГБДОУ № 39 Протокол № от ______/ Бабусенко Н.М./ Приказ № от Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Составила учитель-логопед ГБДОУ №39 Морозова Елена Анатольевна Санкт-Петербург 2015 г. Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………. 2 1.1 Пояснительная записка ………………………………………………… 2 1.2 Целевые ориентиры …………………………………………………….. 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………… 6 2.1 Направления логопедической работы ………………………………… 6 2.2 Подготовительный этап логопедической работы …………………… 8 2.3 Основной этап логопедической работы ……………………………… 12 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………… 23 3.1 Структура реализации образовательного процесса ………………... 23 3.2 Условия реализации рабочей образовательной программы ……… 24 3.3 Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами ………………………………………….. 28 3.4 Взаимодействие с родителями воспитанников …………………….. 29 3.5 Логопедические технологии реализации рабочей программы ….. 30 3.6 Учебно-методические средства обучения …………………………… 31 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 33 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе АООП ДОО № 39. Коррекционный раздел АООП ДОО составлен на основе примерной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 № 1155. - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 29 мая 2013 г., № 28564. -Указ президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». -Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11,2008 г. № 1662-р). - Распоряжение правительства СПб комитета по образованию от 04.04.2014 N 1357-Р «Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования».
Рабочая программа составлена для детей 5-6 лет с заключениями следующего характера:
У девяти воспитанников тяжелое нарушение речи сопровождается стертой дизартрией. Дошкольники с ОНР III уровня речевого развития в активной речи используют простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме. Для дошкольников с ФФНР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором страдает сразу несколько фонетических групп звуков. В подобных случаях ребенок оказывается неспособным полноценно овладеть фонетической системой языка, а именно не дифференцирует часть звуков на слух и, следовательно, по этой причине эти же звуки заменяются им и в устной речи. Дошкольник испытывает большие трудности в овладении фонематическим анализом слов, а в дальнейшем и в овладении грамотой. Целью рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР и ФФНР) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Основной задачей является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед опирается на следующие ориентиры. Педагогические ориентиры: -работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; -развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; -развивать коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; -расширять объём импрессивной и экспрессивной речи, уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; -совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; -совершенствовать навыки связной речи детей; -вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; -формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты. Учитывая возраст, речевое развитие воспитанников и их индивидуальные особенности, планируемые результаты освоения рабочей программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров. 1.2 Целевые ориентиры Ребенок: - проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; - понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; - различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи; - использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; - пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ; - составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; - различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; - владеет простыми формами фонематического анализа; - использует различные виды интонационных конструкций. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Третья ступень обучения (старший дошкольный возраст) 2.1 Направления логопедической работы на третьей ступени обучения Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и звукопроизносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно – логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического). В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей составлению связных рассказов. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний план. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становления «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой способности и способствует подготовке детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы. Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей чётких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух. Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания. Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями. 2.2 Подготовительный этап логопедической работы Основное содержание Формирование произвольного, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных объёмных и плоскостных форм и освоение новых объёмных и плоскостных форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр); формирование представления о четырёхугольнике; о квадрате и прямоугольнике. Обучение зрительному распознаванию их формы в предметах ближайшего окружения. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом. Закрепление усвоенных величин предметов. Формирование навыка сравнения двух предметов по величине с помощью условной меры; определения величины предмета на глаз, использования сравнительными прилагательными. Обозначение величины предметов (её параметров) словом. Формирование количественного и порядкового счёта в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Знакомство с составом числа из единиц в пределах 5. Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (тёмно – коричневый, светло – коричневый). Развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различения цветов по насыщенности. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом. Обучение восприятию предметов, их свойств через все органы чувств; сравнению предметов; классификации предметов и их объединению во множество по 3-4 признакам. Совершенствование навыка ориентировки в пространстве и на плоскости. Формирование навыка ориентировки по простейшему плану, схеме. Обучение пониманию и обозначению в речи положения одного предмета по отношению к другому. Обучение узнаванию контурных, перечёркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову). Развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков, «голосов природы». Обучение различению звучания нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов – заместителей; громких и тихих, высоких и низких звуков. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (4 – 8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам. Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения. Продолжение формирования правильной осанки, проведение профилактики плоскостопия. Осуществление непрерывного совершенствования двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координированности и точности действий, способности поддерживать равновесие. Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике, в проведении учителем – логопедом массажа кистей рук, в работе с бумагой, пластилином, карандашами, ножницами, природным материалом и др. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных укладов звуков. Развитие кинетической основы артикуляторных движений. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Совершенствование движений мимической мускулатуры лица. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путём проведения специальных упражнений, массажа, процедур, назначенных врачом – неврологом (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учётом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса). Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также умения представлять индуктивно – дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контролю её при участии речи. Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т.п.) Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщённости. Учить детей обобщать конкретные понятия. Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок. |
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у... Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста |
Программа социально педагогической направленности дошкольного образования... Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и... |
||
Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,... «Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков... |
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего... Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста |
||
Рабочая учебная программа по образовательным областям для детей старшего... Наименование Программы: Рабочая программа воспитателя по реализации основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №54 Радуга»... |
Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома» Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» |
||
Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию... Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная... |
Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для... «Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский... |
||
Рабочая программа по физической культуре для детей старшего дошкольного... Дидактические методы и приемы, применяемые на физкультурных занятиях для детей с тнр |
Пояснительная записка рабочая программа учителя логопеда (далее Программа)... Рабочая программа учителя логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с |
||
«Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста |
Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного... ... |
||
Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана... Мо и н рт. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,... |
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... «от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии... |
||
Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с... Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением... |
1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности |
Поиск |