Содержание рабочей программы учителя-логопеда
-
Целевой раздел
|
Стр.
|
1.1Пояснительная записка
|
3
|
1.2 Цели, задачи, педагогические принципы построения РП
|
3-4
|
1.3 Краткая характеристика контингента
|
4
|
1.4 Целевые ориентиры и планируемые результаты.
|
4-8
|
1.5 Педагогическая диагностика
|
8-9
|
2.Содержательный раздел:
|
|
2.1 Содержание коррекционной работы
|
9-16
|
2.2 Комплексно - тематическое планирование
|
16-18
|
2.3Вариативная часть
|
219-20
|
3. Организационный раздел:
|
|
3.1 Организация коррекционной образовательной деятельности
|
21
|
3.2 Организация РППС ДО
|
22-23
|
3.3 Программно-методическое сопровождение
|
23-28
|
3.4Взаимодействие участников образовательного процесса
|
28-29
|
3.5 Работа с родителями.
|
29
|
1.Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя - логопеда (далее Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155,"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
СанПиНом 2.4.1.3049-13 ОТ 30 июля 2013года
Уставом ГБДОУ №120;
Адаптированной образовательной программой ДО ГБДОУ №120;
Нормативными документами ГБДОУ №120.
Программа рассчитана на пребывание в группе компенсирующей направленности детей 6-летнего возраста, имеющих тяжелое нарушение речи. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями.
1.2 Цели, задачи и педагогические принципы построения Программы
Целью данной Программы является построение системы работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.
Задачи программы:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа, синтеза, представлений.
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Создание предпосылок к успешному овладению грамотой.
Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Совершенствование общей, артикуляторной и мелкой моторики.
Развитие коммуникативных способностей, успешности в общении.
Формирование мотивации к успешному школьному обучению.
Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Краткая характеристика контингента
Списочный состав группы 15 человек. Из них 7 – девочек и 8 мальчиков. Согласно заключениям ТПМПК все дети имеют: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи (II, III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией, моторной алалией, а также ОНР невыясненного генеза
1.4 Целевые ориентиры и планируемые результаты
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным идам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
Речевое развитие
Ребенок:
самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
объясняет значения знакомых многозначных слов;
пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.
Логопедическая работа
Ребенок:
обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;
составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
умеет составлять творческие рассказы;
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Познавательное развитие
Ребенок:
обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);
|