Скачать 3.06 Mb.
|
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детейв Муниципальном автономном дошкольном учреждении г. Хабаровска «Детский сад № 13» на 2015-2016 годПрограмма разработана педагогом –психологом ДОУ Т.В. Полянцевой. Хабаровск 2015г Утвержденана педагогическом совете ДОУпротокол № ______от______________Заведующий МАДОУ детского сада №13____________С.В.ГашичеваРабочая программа психолого-педагогического сопровождения детейв Муниципальном автономном дошкольном учреждении – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию №13на 2013-2014 годПрограмма разработана педагогом –психологом ДОУ Т.В. Полянцевой. Заведующий МАДОУ С.В.Гашичева. Старший воспитатель О.В. Решетникова Содержание
. Пояснительная записка Актуальность разработки и внедрения данной программы обусловлена современными тенденциями модернизации системы образования, которые диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов, на всех ступенях образования. Увеличение числа дошкольников, с нарушениями физического и психического здоровья, педагогически запущенных, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, чье развитие и взросление проходит в условиях неблагоприятного социального окружения, диктует необходимость обеспечения в системе образования психолого-педагогического сопровождения детей на всех этапах их развития Под психолого-педагогическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности педагогов и педагога психолога ДОУ, а также привлечение к участию узких специалистов ДОУ и родителей с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка. Согласно положения о дошкольном образовании основной технологией деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении является психологическое сопровождение. Цель психологического сопровождения: сохранение психического здоровья воспитанников. Данная цель реализуется посредством решения конкретных задач:
В качестве осуществления психолого-педагогического сопровождения ребенка выступает запрос на услуги по оказанию психолого-педагогической поддержки: - от родителей, - педагогов, - диагностических исследований. Запрос может касаться: - диагностики развития ребенка; -оказания детям психологической помощи в трудной жизненной ситуации; -обучения социальным умениям; -коррекции коммуникативных навыков и др. Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ: -дети с трудностями адаптации к условиям дошкольного учреждения; -дети с нарушениями по развитию сферы социального взаимодействия; -дети, требующие коррекции или развития эмоциональной сферы; -развитие мотивационной и волевой сфер; -развития психомоторики; -дети в период подготовки к поступлению в школу. На решение поставленных задач определены направления работы: Организационно-методическое; Психопрофилактическое; Диагностико-аналитическое; Коррекционно-развивающее; Консультативное. По этим направлениям выстроена система психолого педагогического сопровождения применения программ и методического обеспечения по развитию у детей: -познавательных и психических процессов; - коммуникативных умений; -эмоционально личностной сферы; - мотивационно - волевой сферы. А также работа, направленная на: - формирование позитивной мотивации к обучению в школе; - прохождение адаптации к условиям ДОУ. Программа психолого педагогического сопровождения построена с опорой на реализацию основной общеобразовательной Программы МАДОУ, построенной в соответствии с современными ФГОС ДО и на основании программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В данной комплексной программе первоочередное место отводится образовательным областям "Социально-коммуникативное развитие", «Познавательное развитие» и "Речевое развитие", «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи этих разделов чётко сформулированы, определены для каждого возраста и соответствуют проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в требованиях к структуре основной образовательной программы в направлении коммуникативно-личностного развития ребёнка. В программе дается описание трёх уровней социально-личностного развития детей каждого возраста (низкий, средний, высокий), а также проведение занятий с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитии». Содержательная связь между разными областями программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно- образовательных задач, что даст возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Программа «От рождения до школы» определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию в физическом и психическом развитии детей. В каждой образовательной области программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников. Программа «От рождения до школы» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программа строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предусматривает организацию: образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы. В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно в этих видах деятельности, при условии освоения ребёнком позиции субъекта, происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие. А также совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Для преодоление агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения, внедряется в работу парциальная коррекционно-развивающая программа "Уроки добра" С.И.Семенака. Коррекционно- развивающая программа, через проведение предложенных в ней занятий, дает возможность формирования эмпатийного поведения детей и решения ряда важных задач: -раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют; -знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку; -учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; -развивать эмоциональную произвольность; -учить конструктивным способам управления собственным поведением, (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). В качестве основных методов, приемов и форм, позволяющих осуществлять коррекционно – развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности используются: -имитационные игры; -социально-поведенческий тренинг; -психогимнастика; -чтение и обсуждение художественных произведений; -просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; -дискуссии; -обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; -примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, движении. В систему работы по развитию познавательных способностей, а также приобретению опыта по анализу образных форм познания и развития восприятия, использую программу М.В.Ермолаевой, И.Г.Ерофеевой «Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников». В программе раскрываются особенности познавательного развития детей по всем возрастным группам ДОУ, виды занятий и этапы усвоения детьми основных познавательных функций. Раскрыта методика проведения развивающих игр, примерный перспективный план познавательно развивающих занятий, общие показатели познавательного развития. В приложении данной программы предложены пособия, образцы, методики проведения развивающих игр, упражнений. Данная программа способствует развитию внимания, воли, памяти, восприятия, мышления, речи, воображения, логики. Важной характеристикой развития познавательных способностей является тот факт, что развитие действий наглядного моделирования не просто ведёт к повышению успешности решения интеллектуальных задач у детей, но и способствует переструктурированию других психических функций, делая их произвольными и осознанными. Таким образом, развитие детских способностей включается в целостный процесс психического развития ребёнка. А сами способности оказываются тем механизмом, который является ядром развития высших психических функций. Для приобщения детей к миру эмоций, введения ребенка в сложный мир человеческих эмоций, проживания эмоциональных состояний, помогает программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» КрюковойС.В,СлободяникНП. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком – нибудь чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах". Задачи программы позволяют научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В программе используются этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребёнка. Основные процедуры: -элементы сказкотерапии с импровизацией; -элементы психодрамы; -игры на развитие навыков общения; -игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения. Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: -упражнения на мышечную релаксацию (снижение уровня возбуждения, напряжение); -дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); -мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); -двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию); -чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). В систему работы по формированию компонентов готовности к школьному обучению в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов включаю технологии авторской программы Н. Ю. Куражевой, И. А.Козловой «Приключение будущих первоклассников», которая позволяет развивать у будущих школьников: - познавательные и психические процессы- восприятия, памяти, внимания, воображения; -формирование интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; -формирование позитивной мотивации к обучению; - развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; - развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; - развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. Рабочая программа психолого педагогического сопровождения позволит осуществить работу по адаптации детей, создаст безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, конструируется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания. Раздел 1 Психологическая характеристика детей, нуждающихся в психолого педагогическом сопровождении. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с «проблемами» развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3-х лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это подтверждают и данные центра Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения, на 53% за последние два года по стране. Надо отметить и то, что с каждым годом в ДОУ поступают все более ослабленные и болезненные дети: с отклонениями в поведении, с нервно-психическими нарушениями, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфункция, неврозы, психосоматические заболевания, психическое недоразвитие и др.). Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении, в программе особое внимание уделено изучение эмоциональных состояний. Однако четкой границы между трудным и благополучным ребенком нет, во время переходных форм развития личности ребенка можно выявить глубинные психологические причины нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка. Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности взрослых передается их детям, и поэтому все чаще за консультацией к нам обращаются родители вполне благополучных, на первый взгляд, развитых, умных и в целом управляемых детей. При этом родители справедливо отмечают, что им не хватает психологических знаний, чтобы отделить повышенную оживленность ребенка от проявления нервозности, определить тот момент, когда естественный детский страх становится патологическим, решить, стоит ли наказывать ребенка за капризность и упрямство или, напротив, успокоить и обласкать его; иными словами, определить ту грань, за которой ребенок становится трудным. Следует подчеркнуть, что проблемные дети отличаются, прежде всего, характерными особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний и самоконтроля, однако специфический тип их психической ориентации в мире отражается и на характере их социальных контактов, и на укладе их познавательной активности (особенно в ее ориентировочной части). Если рассмотреть дошкольников с позиций управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов, адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся между детьми-невротиками (понимая под этим достаточно широкий класс функциональных психических нарушений) и так называемыми благополучными детьми. Для невротиков характерны устойчивые страхи, депрессии, функциональные расстройства сна и аппетита, тяжелые формы тревожности. У проблемных детей эти признаки могут проявляться в очень слабой степени или не проявляются вообще, кроме одного признака – тревожности, уровень которой часто меняется, но которая присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости. Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки. Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации. Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день сверхактуальна.. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, можно сделать вывод, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем, не только окружающим, но и себе. Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также: - обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; - застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими; - демонстративность как устойчивая личностная особенность. Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание. |
Пояснительная записка 2 Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении 3 План мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала педагогического коллектива |
Рабочая программа по освоению основной образовательной программы... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №19 комбинированного вида» |
||
Программа абилитации психолого-педагогического сопровождения воспитанников... Программа абилитации психолого-педагогического сопровождения воспитанников с овз (слабослышащими) в мбдоу «Детский сад общеразвивающего... |
Программа по здоровьесбережению в муниципальном дошкольном образовательном... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №94 компенсирующего вида» |
||
Программа мониторинга уровня сформированности ууд краткая аннотация:... Серякина А. В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на фгос ооо».... |
Положение об организации первой помощи пострадавшим на производстве... Председатель профкома Заведующий мбдоу «Детский сад №14 «Чайка» «Детский сад №14 «Чайка» |
||
Плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской... Реждения детский сад №10 «Ромашка», проведена плановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе... |
Положение об организации питания в муниципальном дошкольном образовательном... Российской Федерации", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов",санитарно-эпидемиологическими правилами... |
||
Программа развития мдоу (указать раздел, подраздел) Образовательная... Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» г. Надыма» |
«Утверждаю» Заведующий мб доу «Детский сад комбинированного вида... ... |
||
Должностная инструкция ответственного За организацию обработки персональных данных в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования... |
Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной... «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Аист» муниципального образования город-курорт Геленджик |
||
Комитет образования администрации муниципального Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля (далее по тексту пэк)... |
I. Общие положения Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №130 городского округа город Уфа Республики Башкортостан... |
||
«Утверждаю» Заведующий мбдоу «Детский сад №22» «Золотая рыбка» Бугульминского... Настоящее Положение о должностной инструкции работников (далее Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении... |
1 Настоящие Правила определяют внутренний трудовой распорядок в муниципальном... «Солнышко» г. Нолинска Кировской области» (далее – Учреждение), порядок приема и увольнения работников, их основные права, обязанности... |
Поиск |